Опыт работы
Оценка 4.7

Опыт работы

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
01.04.2019
Опыт работы
В концепции учебного предмета «Русский язык» сказано, что одним из основных принципов обучения является принцип активной познавательной деятельности, обеспечивающий овладение знаниями, умениями и навыками в процессе познавательной деятельности. Учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его деятельностью, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
ОПЫТ.docx
Государственное учреждение образования «Средняя школа №14 г. Мозыря» ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   УЧАЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ  ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»  Леонова Ирина Ивановна, учитель начальных классов 8(029)7390907 e­mail [email protected] 1 1. Информационный блок 1.1. Название опыта «Система   работы   по   использованию   дидактических   игр   на   уроках русского   языка   для   активизации   познавательной   деятельности   учащихся первой ступени общего среднего образования». 1.2. Актуальность опыта В концепции учебного предмета «Русский язык» сказано, что одним из основных   принципов   обучения   является   принцип   активной   познавательной деятельности, обеспечивающий овладение знаниями, умениями и навыками в процессе   познавательной   деятельности.  Учащийся   должен   учиться   сам,   а учитель осуществлять мотивационное управление его деятельностью, то есть мотивировать,   организовывать,   координировать,   консультировать   его деятельность. Психологическая диагностика эмоционального состояния «Цветопись» А.Н. Лутошина показала, что на уроке письма в 1 классе ощущают тревогу 39,2%  учащихся, страх ­ 25% учащихся и только 7,1% учащихся ­ радость. Результаты   диагностики,  проведенной   по   методике   А.А.  Горчинской, «Познавательная деятельность младшего школьника» в 1 классе показали, что у   3,6%   учащихся   сильно   выражена   познавательная   деятельность,   у   32% учащихся   средне   (умеренно)   и   у   64,4%   учащихся   слабо   выражена познавательная деятельность  (приложение 3). Отсутствие познавательной деятельности и эмоциональной тревожности приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. 1.3. Цель опыта 2 Активизация   познавательной   деятельности     учащихся     на   первой ступени общего среднего  образования  посредством  использования  системы дидактических игр на уроках русского языка. 1.4. Задачи опыта 1.4.1. Проанализировать уровень познавательной деятельности учащихся по   методике   А.А.   Горчинской   «Познавательная   деятельность   младшего школьника»; 1.4.2.   Разработать     систему   дидактических   игр   для   активизации познавательной   деятельности   учащихся   на   применить на практике;   уроках   русского   языка   и 1.4.3.   Обосновать   результативность   и   эффективность   активизации познавательной деятельности учащихся посредством  использования системы дидактических игр на уроках русского языка. 1.5.  Длительность работы над опытом Работа над данной темой ведется с 2012 года.  Этапы работы над опытом: 1   этап   ­   подготовительный   (проведение   диагностики   познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка); 2   этап   ­   практический     (разработка   системы   дидактических   игр, способствующих   активизации   познавательной   деятельности   на   уроках русского языка и применение их на практике); 3   этап   ­   обобщающий   (обоснование   эффективности   использования системы   дидактических   игр   на   уроках   русского   языка   для   активизации познавательной деятельности) Базой для проведения работы   является   Государственное учреждение образования  «Средняя школа №14 г. Мозыря».  2. Описание опыта 2.1. Ведущая идея опыта 3 Ведущей идеей опыта является предположение о том, что применение системы дидактических игр на уроках русского языка будет способствовать активизации  познавательной   деятельности,   обеспечивающей   овладению знаниями,   умениями   и   навыками   в   процессе   познавательной   деятельности учащихся, улучшению качества знаний. 2.2. Описание сути опыта Познавательная   деятельность   ­   это     ведущая   форма   деятельности учащихся, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. Проблема   активизации   познавательной   деятельности   в   различных аспектах рассматривалась педагогами и психологами: Ф. И. Буслаевым,       И. И. Срезневским, И. Ф. Харламовым, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной,        Е. В. Шамариной   и   др.   Еще   Сократ   учил   своих   слушателей   умению   логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж. Ж. Руссо писал: «…чтобы ученик захотел узнать и найти новое, надо создать для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску». Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание.    По мнению Г.И. Щукиной, деятельность, основанная на заучивании услышанного от учителя, кардинальных изменений не дает. «Только знания, прошедшие   через   мысль,   волю,   участие   самой   личности   приводят   к положительным результатам» [5, с. 42]. 2.2. Описание сути опыта За   время   многолетней   практики   работы   в   начальной   школе   мною выработана система проведения уроков по русскому языку с использованием дидактических игр. Я подбираю такие дидактические  игры к урокам, которые в доступной интересной форме помогают познакомить учащихся с новой темой, закрепить и   систематизировать   знания,   позволяют   активизировать   познавательную деятельность на разных этапах урока. 4 Систему работы с дидактическими играми, направленную на активизацию познавательной   деятельности,   веду   последовательно   и   поэтапно.     Данную систему игр представляю в виде таблицы.  Этапы работы Этапы урока Дидактическая игра 1этап Подготовительн ый  1 класс 1. Организационный  этап 2. Актуализация  знаний «Мы какие?» «Да ­ нет» «Здравствуй, друг» «Узнай букву» «Прятки» «Изографы» «Слова перевертыши» 3.  Информационно ­ деятельностный   этап «Найди   фишке место» «Буквенная эстафета» 4. Репродукция  знаний «На одну букву» «Слова» «Разгадай ребус» Результат Организация класса,   включение учащихся  в деятельность Узнавание буквы по  ее части Развитие умения  определять  последовательность  букв в слове Выделение  определенного звука  или буквы Умение определять  последовательность  звуков и букв в слове Закрепление умения  подбирать слова с  заданным звуком и  указывать его место в слове Развитие умения  делить слова на слоги «Украсим дерево» Оценивание  5.   Рефлексия.   Итог урока 1.   Организационный этап 2. Актуализация  знаний и умений 2этап Обучающий 2 класс «Удиви» «Кто первый?» «Да ­ нет» «Кто за кем?» «Как ты узнал?» «Найди полсловечка» результатов своей  деятельности Включение учащихся  в деятельность,  создание  психологического  настроя Активизация  мышления, памяти Усвоение слов с  непроверяемым  написанием Развитие внимания,  быстроты реакции 5 3. Информационно ­ деятельностный этап «Атака» «Бумеранг» «Эстафета» «Отгадай» «Твердый ­ мягкий» «Подбери словечко» «Два брата» 4. Репродукция  знаний 3 этап Развивающий 3 класс 5. Рефлексия.   Итог урока 1. Организационный  этап 2. Актуализация  знаний и умений «Солнышко и тучка» «Светофор» «Какие мы?» «Здравствуйте» «Обмен настроением» «Шифровальщик» «Почтальон» «Составь слово» «Скажи ласково» 3. Информационно ­  деятельностный этап «Хитрый вопрос» «Цепочка» «Собери урожай» 4. Репродукция  знаний «Что лишнее?» «Найди пару» «Кто больше?» Развитие умения  правильно  соотносить название  предмета и действия, части речи Активизация  словарного запаса,  развитие умения  обобщать  словосочетания в  одно понятие;  закрепление состава  слова, правописание  суффиксов Оценивание  результата своей  деятельности Включение учащихся  в деятельность,  создание  психологического  настроя Автоматизация  звуков, развитие  фонетико­ фонематического  восприятия,  процессов анализа и  синтеза, понимание  смыслового различия звука и буквы,  обогащение  словарного запаса  учащихся, развитие  логического  мышления Развитие внимания,  мышления, быстроты  реакции, умения  распределить слова  по определенному   признаку Развитие мышления,  памяти, закрепление  полученных знаний 6 4 этап Обобщающий  4 класс 5. Рефлексия. Итог  урока 1.   Организационный этап «Дерево» «Вагончики» «Доскажи словечко» «Пожелания» «Здравствуй, друг» 2. Актуализация  знаний и умений «Узнай слово» 3. Информационно ­ деятельностный этап «Эрудит» «Замени букву» «Кого позовут в гости?» «Обними словами» Оценивание  результатов своей  деятельности Включение учащихся  в деятельность,  создание  психологического  настроя Закрепление   написания словарных слов по толкованию  его лексического  значения Активизация мыслительной деятельности Определение падежей и вопросов Различение главных и второстепенных  членов предложения «Найди ошибку» Определение  4. Репродукция  знаний 5.   Рефлексия.   Итог урока «Расставь части речи» «Три М» «Поезд» «Фразеологизм или пословица» смысловой ошибки в  предложении Распознавание частей речи Оценивание  результата своей  деятельности Каждый   урок   русского   языка   начинаю   с   организационно­ мотивационного  этапа, во время которого с помощью дидактической  игры настраиваю учащихся на восприятие темы урока, положительно мотивирую на изучение русского языка.  Например,   в   1   классе   по   теме   «Строчная   буква   у»   начинаю   с дидактической   игры     «Поймай   слово».   Предлагаю   учащимся   послушать отрывок из песни «Улыбка».  ­  Ребята, с чего все начинается в песне? (с улыбки) Даю установку на успех. 7 ­ Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи ­ ведь с маленькой удачи начинается большой успех. Учащиеся улыбаются друг другу. ­ Какие мы с вами назвали слова, которые начинаются со звука [у]? На этапе актуализации знаний использую игры «Найди букву», «Найди букву в словах», «Прятки», «Узнай букву». Эти игры не только активизируют познавательную деятельность, но и развивают мышление, внимание, память.  Например,   при   проведении   игры   «Найди   лишнее   слово»   предлагаю учащимся послушать слова и выбрать среди них лишнее: улица, узел, ров, умение,   улов.   Учащиеся   анализируют,   сравнивают   и   делают   вывод:   слово «ров» лишнее, так как оно   не начинается на букву у; слово «ров», так как один слог; слово «умение», потому что все согласные звуки мягкие. На этапе формирования новых знаний и умений провожу игру «На что похоже?».   Для   этого   демонстрирую   наглядный   материал   (ветка   дерева, перекрученная   змея).   Учащиеся   должны   соотнести   рисунок   с   буквой,   на которую   он   похож.   После   ответа:   «На   букву   У»,   провожу   игру   «Найди слово». Учащиеся смотрят вокруг и называют слова на букву У. Во время игры «Поймай звук»  определяют  место звука в слове (в начале, в середине или конце слова).   Таким образом, учащиеся знакомятся с новой буквой и звуком, который она обозначает.  На   этапе   систематизации   новых   знаний,   применения   их   на   практике подвожу учащихся к выделению звука, используя игры «Буквенная эстафета», «Определи позицию», «Найди фишке место» (приложение 3). После   громкого   проговаривания   и   четкого   произношения   слов, приходим к выводу, что буква «У», обозначает звук [у], он гласный. Звук образует слог, может быть ударным и безударным.  Для   лучшего   запоминания   написания   букв   использую   игру   «Что потерялось?»,   «Почини   букву»,   «Паутинка»,   «Помоги   букве».   Учащиеся 8 дописывают   недостающий   элемент,   называют   изученную   букву   и   буквы   в «Паутинке».  В   первом   классе   на   этапе   подведения   итогов   урока,   опираясь   на слоговую   таблицу,   «шифрую»   слова.     Один   раз   сама,   а   на   последующих уроках  ребята сами «прячут» слова и предлагают одноклассникам.  Очень нравится учащимся игра «Составь слово». Использую различные варианты этой игры. Вариант 1: выставляю   на наборном полотне буквы, из которых необходимо составить   и записать слова. Вариант 2: «Изографы»,   в   которых   спрятались   буквы.   Учащиеся записывают буквы и составляют из них слово (слова), «слова – перевертыши»: переставляют   буквы,   чтобы   получилось   слово.   Вариант   3:   выставляю предметные картинки, по первым буквам которых составляем слово. Во втором классе содержание игр меняется, усложняется. После изучения алфавита, на организационном этапе урока, предлагаю игру   «Шифровщик».   Учащимся   необходимо   расшифровать   слово   по порядковому номеру букв в алфавите: 3, 15, 10, 14, 1, 15, 10, 6 (внимание); в конце урока  ­ 14, 16, 13, 16, 5, 24, 29 (молодцы). На информационно ­ деятельностном этапе по теме «Парные звонкие и глухи согласные» включиться в активную деятельность с первых минут урока помогает   игра   «Зоркий   глаз».   Предлагаю   учащимся   прочитать   буквы, прочитать   слова   парами,   записать   слова   парами   с   этими   буквами   и определить, чем они отличаются при написании и произношении (приложение 3). Для минутки чистописания во 2 ­ 4 классах подбираю игры так, чтобы они служил логическим «мостиком» для перехода к следующему этапу   и теме урока. Уже   со   второго   года   обучения   учащиеся   не   просто   составляют («находят») слова, но и поясняют их лексическое значение, делят на слоги, 9 ставят ударение, дают характеристику звукам, называют орфограмму, часть речи и т.д…Все зависит от темы  и цели урока. Во 2 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные» на этапе репродукции знаний использую игру «Обними словами». Предлагаю ребятам одно слово «Зубки» и прошу «обнять его» словами ­ признаками, добавляя по одному слову (зубки молочные, зубки крепкие).  Затем «обнимаем» словами действиями   (зубки   растут,   зубки   болят).   А   затем   получившиеся   связки соединяем в предложение и записываем его на доске. В   3   ­   4   классе   игра   усложняется:   надо   «обнять»   словами,   составив предложение   с   однородными   членами   предложения;   «обнять»   словами, составив предложение по предложенной схеме.  В игре «Найди секрет» учащиеся внимательно читают «заколдованные» слова   и   находят   «секрет»   (лишний   слог):   сапохар,   моралоко,   дохарога, воказал, вокарона, крокавать. Определяют, что общего у данных слов? (все слова словарные).  На этапе формирования новых знаний и умений в 3 классе при изучении темы «Связь между словами в предложении и словосочетании»   использую игру «Паутинка слов» ­ учащиеся читают слова и составляют предложение: Орехи, пушистая, дупло, в, белка, прячет. (Пушистая белка прячет орешки в дупло). При изучении суффиксов использую игру «Два брата». Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов ­ИК­, ­ИЩ­. Предлагаю послушать историю: «Жили ­ были два брата. Одного звали Ик. Он был низкого роста и худенький (выставляю картинку). Второй брата звали Ищ, он был толстый и высокий (выставляю картинку). У каждого из братьев было свое жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища ­ большой домище. У Ика был маленький носик, а у Ища ­ носище. У Ика были пальчики, а у Ища ­ пальчища». Что еще было у братьев  в их облике, доме? 10 Учащиеся записывают слова в два столбика и определяют, какой частью слова они отличаются. В   3   классе   на   этапе   актуализация   знаний   и   умений   использую дидактические игры «Подбери синоним», «Скажи наоборот», «Переводчик». В 4 классе использую эти игры с усложнением ­     кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме  служебных) синонимами? Например:   Доктор   прописал   пациенту   инъекции.   (Врач   назначил больному уколы). Дидактические   игры   «Подбери   словечко»,   «Кого   позовем   в   гости?» использую в 3 ­ 4 классе на этапе применения полученных знаний и умений, при изучении частей речи. Общие характеристики подбираю в зависимости от изучаемой (изученной) темы.  Во время игры «Конструктор»   игрок (игроки) получает карточку со слогами,  в   которых   пропущены   орфограммы.  Учащиеся   составляют   слова, вставляют пропущенные буквы,  объясняют орфограммы… В 4 классе учащиеся, работая в группах, парах, сами готовят карточки для игры «Конструктор», «Узнай слово», «Найди ошибку», «Найди секрет», «Переводчик», подбирают слова для игр на изученную орфограмму, готовят вопросы для подведения итогов урока.  2.3. Результативность и эффективность опыта Систематическое   использование   дидактических   игр     на   разных   этапах урока   вызывает   положительные   эмоции,   активизирует   познавательную деятельность,   обеспечивает   овладение   знаниями,   умениями   и   навыками   в процессе познавательной деятельности.  Психологическая   диагностика  эмоционального   состояния   «Цветопись» А.Н.   Лутошкина показала,   что   произошли   значительные   изменения эмоционального состояния учащихся: на смену тревоге и страху (64% в 1 классе) пришли спокойствие, радость и интерес (60% в 4 классе). 11 Результаты   диагностики,  проведенной   по   методике   А.А.  Горчинской, «Познавательная   деятельность   младшего   школьника»   в   четвертом   классе   39,2%   учащихся   сильно   выражена   познавательная показали,   что   у   деятельность, у 50% учащихся ­ средне (умеренно) и  у 10,8% учащихся слабо выражена познавательная деятельность  (приложение 3). Результаты учебной деятельности в 4 классе показали высокий уровень ­  28,6%, достаточный уровень ­ 57,1%, средний уровень ­ 14,3%.  3. Заключение  Таким образом,   благодаря системе использования  дидактических игр на уроках русского языка развивается языковое чутье, логическое мышление, формируются   умения   анализировать,   сравнивать,   вычленять   главное, обобщать, устанавливать сходства и различия, причинно­следственные связи, ориентироваться   в   учебной   книге,   т.е.   формируются   важнейшие   элементы полноценной познавательной деятельности как основы развития личности.  Практическая   значимость   опыта   заключается   в   том,   что систематическое   использование   дидактических   дает   возможность   учителю активизировать познавательную деятельность не только на уроках русского языка, но и на других предметах.    Опытом своей работы я делилась с учителями начальных классов на школьных   методических   объединениях,   педсоветах,   принимала   участие   в Международной   научно­практической   конференции.   Подготовленные   мною материалы могут быть использованы коллегами на уроках русского языка.  Считаю   необходимым   продолжать   работу   по   активизации познавательной   деятельности   учащихся   на  I  ступени   общего   среднего образования посредством дидактических игр и разработать систему других эффективных приемов для активизации познавательной деятельности.  Список литературы 12 1. Сорока,   О.Г.   Рекомендации   по   обобщению   опыта   по   проблемам организации познавательной деятельности учащихся / О.Г. Сорока // Школа педагогического мастерства: приложение к журналу Пачатковае навучанне: сямь,   дзцячы   сад,   школа.   ­   2015.   ­   №   12.   ­   С.   1   ­   22.   ­   Режим   доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/6986.­ Дата доступа: 26.12.2018 2. Талызина,   Н.Ф.   Формирование   познавательной   деятельности   младших школьников / Н.Ф. Талызина. ­ М. : Просвещение, 1988. ­ 175 с.  3. Щукина,   Г.И.   Активизация   познавательной   деятельности   учащихся   в учебном процессе / Г.И. Щукина. ­ М. : Просвещение, 1979. ­ 160 с. 4. Щукина, Г.И. Проблема Познавательного интереса в психологии /       Г.И. Щукина. ­ М. : Просвещение, 2006. ­ 382 с. Приложение  1 Урок русского языка (2 класс) Тема: Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Цель:   познакомить     учащихся   с   признаками   слов,   обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что? Задачи:  обучающая:  учить находить слова ­ предметы   в тексте, правильно ставить вопрос   к   словам   ­   предметам;  развивающая:  обогащать   словарный   запас учащихся,   способствовать   развитию   речи:   содействовать   развитию орфографической   зоркости,   мышления,   внимания;  воспитательная: воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность, правильную самооценку, бережное отношение к природе. Оборудование:   схемы   ­   опоры,   словарь   С.М.   Ожегова,   карточки   для работы в группах, компьютер. Ход урока 1. Мотивационно­организационный этап 13 ­ Ребята, улыбнитесь. У вас хорошее настроение. Сядьте удобнее, закройте глаза.   Представьте   голубое   небо,   по   которому   плывут   пушистые   облака, кружатся красивые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг… лучик бодрости пронизывает вас. Открываем глаза. Нам уже хочется работать.  Зима, наш друг большой и умный, Не даст скучать и унывать, Затеет спор веселый, звонкий, Поможет новое узнать! 2. Проверка домашнего задания Дидактическая игра «Покажи­ка»  с использованием веера букв. Называю   встретились   в   тексте   домашнего слова   с   орфограммами,   которые   упражнения, а учащиеся показывают нужную букву на веере. 3. Мобилизующий этап. Введение в тему. Целеполагание Дидактическая игра «Найди пару»: на доске написаны пословицы: Не бойся врага умного, а бойся друга глупого. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ­ Как вы понимаете смысл пословицы? Назовите пары выделенных слов. ­ О ком говорится в первой пословице? (враг ­ друг) ­ О чем говориться во второй? (правда ­ ложь) ­ Поставьте вопросы к словам? Одинаковые ли вопросы? ­ Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Враг Друг КТО?  Правда Ложь ЧТО? ­ Попробуйте сформулировать тему и цель урока. Сегодня на уроке (по опоре) мы … Должны узнать… Будем учиться… 14 На доске добавляется слово ПРЕДМЕТ. 3. Актуализация знаний. Чистописание Дидактическая игра «Узнай по описанию». Наш помощник на уроке ­ деревянная палочка со стержнем из графита для письма, рисования, черчения (карандаш). ­ Кто чаще всего пользуется карандашами?  ­ Подберите слова ­ синонимы к слову дети. (Школьники, учащиеся, ребята).  Записываем слова карандаш и ребята. На чистописании прописываем буквы Р, К и их соединения: РК, КР. Самооценка правильности и аккуратности написания. ­ На какой вопрос отвечают?  На доске добавляются слова в столбики. ­ Можем ли мы проверить написание этих слов? Почему?  4. Информационно ­ деятельностный этап ­ Прочитайте слова в первом (втором) столбике. Можно ли эти слова назвать близкими по значению или родственными? Ребята Враг Друг КТО?  Карандаш Правда Ложь ЧТО? ­ Почему мы их разделили на два столбика? Почему одни слова отвечают на вопрос КТО?, а другие ­ ЧТО? Дидактическая игра «Обними словами» до предложения по вариантам (1 вариант ­ ребята, 2 вариант ­ карандаш).  Проверяем выполнение задания. Учащийся зачитывает  свое предложение и называет слова, которые обозначают предмет. Например: Мама купила мне новый необычный карандаш. Физкультминутка для глаз 15 Дидактическая игра «Подумай ­ покажи». Учитель называет слова. Если слово обозначает предмет, то дети моргают глазами (давая ими согласие), если нет, то ­ двигают глазами влево ­ вправо. 5. Репродукция знаний Фронтальная работа. Дидактическая игра «Отгадай ­ ка»: распределить слова в 2 столбика по вопросам, отгадывая загадки: (2 человека работают у доски) Скатерть бела, Весь свет одела. (Снег) Без рук, без топорища  выстроен мостище. (Лед)  ­ С чем сравнивается снег? Назвать орфограммы. Что вы знаете о снеге? ­ Найти сравнение. Назвать орфограммы. Что вверх корнем растет?  (Сосулька) Маленький мальчишка,  В сером армячишке,   По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) ­ Что такое армячишко? (поиск значения слова  по словарю Ожегова). Беседа о помощи птицам зимой. За деревьями, кустами  Промелькнуло быстро пламя.  Промелькнуло, пробежало.  Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)  С белой корой  Стоит под горой. (Береза) ­ Что происходит с деревьями в зимний период? Орфограммы.  ­   Ребята,     человек   какой   профессии   помогает   лесным   жителям   зимой? (Лесник) Не колючий, светло ­ синий  По кустам развешан… (иней). Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз) ­   Что   знаете   об   инее?   Указать   орфограммы.   Подобрать   родственные однокоренные слова к слову мороз. Добавить по одному своему примеру в каждый столбик. ­ Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что? (явления природы, названия растений, чувства людей), а на вопрос кто? (люди, животные). 16 На   доске   добавляются   карточки:   явления   природы,   растения,   чувства, животные, люди. «Проверяю себя»: самопроверка по правилу учебника. Музыкальная физкультминутка Работа в паре. Дидактическая игра «Что ­ кто?»: прочитайте слова. На какой вопрос они отвечают? Замените одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? Запишите: роза ­ …, почка ­ …, корона ­ …, дверь ­ … Дифференцированная работа 1 гр. ­ творческий диктант. Выписать слова ­ предметы, затем восстановить текст по памяти. Пришла зима. Намела высокие сугробы. Птицы ищут корм. ­ Объяснить орфограммы. Кто должен помочь им? 2   гр.   ­   дидактическая   игра   «Паутинка»:   работа   с   деформированным предложением. Подчеркнуть слова, которые обозначают предмет. Одела, в, з.ма, д.рев.я, н.ря., пуш.стый.  Самопроверка (орфографическое чтение) и самооценка Работа в группах. Дидактическая игра «Третий лишний» 1 гр. Лес, лестница, лесничий. 3 гр. Осина, оса, осел. 4 гр. Мороз, холод, ребята. 2 гр. Карандаш, дерево, деревянный. Самостоятельная работа дидактическая игра «Прятки».  ­ Налетела Снежная королева и спрятала под снежными сугробами слова из текста   (текст   записан   на   карточках).   Вам   необходимо   найти   эти   слова   и вставить в текст. Найти и исправить ошибки.         Разгулялась …  . Укутала … в  тяжолые сниговые … . Кружатся в … пушыстые … . Слова для справок: з..ма, д...ревья, шу…ки, воздухе, сн…ж…нки.  Взаимопроверка и взаимооценка по образцу 6. Рефлексия.  Итог урока  В  процессе урока появилась на доске опора.  17 ­ Попробуйте сформулировать правило.                         Предмет Что?                                            Кто? Явления природы                       Люди Растения                                    Животные Чувства                   Имя существительное    Дидактическая игра «Шифровщик»: 14, 16, 13, 16, 5, 24, 29 (молодцы). ­   Все   правильно   справились   с   заданием,   это   значит,   вы   справились   с поставленными целями на уроке,  и у нас в классе начинается снегопад! Каждый учащийся получает снежинку, на которой написано домашнее задание. Список публикаций Приложение  2 1. Леонова, И.И. Использование словесных игр на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся 2 ­ 4 классов // Дзіцячы сад ­ пачатковая школа: вопыт, пераемнасць, перспектывы : зборнік артыкулаў  / УА МДПУ імя І.П. Шамякіна ; рэдкал.: Б.А. Крук (адк. рэд.) [і інш]. ­ Мазыр : МДПУ  імя І.П. Шамякіна, 2018. ­ С. 58 ­ 59 2. Планы ­ конспекты по ИЗО к альбому «Волшебные краски ­ 1». В 2 ч. Ч. 2 / И.И. Леонова, О.Н. Слупачик. ­ Мозырь : ИП Федосенко Е.Н., 2017. ­ 106,  [2]  с. 3. Леонова, И.И. Лето ­ время волшебства / И.И. Леонова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа.  ­  2016.  ­  № 6.  ­  С. 44­47 4. https://znanio.ru/signin/ Приложение  3 Познавательная деятельность младшего школьника (А.А. Горчинская) Цель: оценка степени выраженности познавательной деятельности младших школьников. 18 1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по русскому языку? а) да;    б) иногда;   в) нет. 2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как;  в) получить готовый ответ от других. 3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?  а) постоянно много;       б) иногда много, иногда не читаю;       в) читаю мало. 4.   Что   ты   делаешь,   если   при   изучении   какой   ­   то   темы   у   тебя   возникли вопросы? а) всегда нахожу ответ на них; б) иногда нахожу ответ на них; в) не обращаю на них внимание. 5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что ­ то новое?  а) стремлюсь с кем­нибудь поделиться  (с близкими, с друзьями);     б) иногда мне хочется с кем ­ то поделиться;   в) никому не стану об этом рассказывать. Обработка   данных:   (от   3   до   5)   ответы   А   свидетельствуют   о   сильно выраженной познавательной деятельности; ответы Б ­ об умеренной (средней); ответы В ­ слабой выраженности. 70.0% 64.4% 60.0% 50.0% 40.0% 30.0% 20.0% 10.0% 0.0% 32.0% 3.6% 1 класс 53.6% 32.2% 42.9% 32.1% 25.0% 50.0% 39.2% 14.2% 10.8% 2 класс 3 класс 4 класс Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Методика цветной диагностики эмоционального состояния Цветопись (А.Н. Лутошкин) Цель:   определить   эмоциональное   состояние   учащихся   при   изучении русского языка в 1 ­ 4 классах.  19 Детям  предлагается   выбрать  цвет   для   учебного  предмета  «Обучение письму»   (1   класс)   и   Русский   зык»   (2   ­   4   класс)   и   закрасить   им соответствующий кружок. Каждый цвет имеет свое значение: Красный ­ радость    Зеленый ­ спокойствие     Серый ­ скука Черный ­ страх       Коричневый ­ тревога      Белый ­ безразличие 60.0% 50.0% 40.0% 30.0% 20.0% 10.0% 0.0% 60.0% 50.0% 40.0% 30.0% 20.0% 10.0% 0.0% Эмоциональное состояние 50.0% 42.8% 50.0% 46.4% 53.5% 42.9% 39.2% 25.0% 0.0710.7% 10.7% 3.6% 3.6% 3.6% 3.6% 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Анализ эмоционального состояния 53.5% 46.4% 42.8% 39.2% 3.6% 3.6% Тревога 10.7% Радость Тревога Страх Скука Радость Спокойствие Безразличие 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Дидактические игры, способствующие актуализации познавательной деятельности Дидактическая игра «Составь слово из букв». Цель: развивать умение  определять последовательность букв в слове. Содержание: учащимся предлагаю набор букв, из которых они должны  составить слова ­   л з е у, ж а у л, л с у т, г у о л. (узел, лужа, стул, угол.) 20 Дидактическая игра «Выдели слово среди набора букв». Цель: развитие  внимания, быстроты мышления.  Содержание: предлагаю учащимся набор букв, среди которых «спрятано» слово. Надо выделить спрятанное слово ­  мнилшубафоиит (шуба).  Дидактическая   игра   «Буква   потерялась».   Цель:   развитие   умения выделять определенную букву в слове. Содержание:     рассмотри   внимательно     предметные   картинки,   назови слова и определи, какая буква потерялась? Дидактическая   игра   «Найди   фишке   место».   Цель:   развитие   умения определять  место в слове заданного звука. Содержание:   на   карточках   предметная   картинка   и   схема   ­ прямоугольник, разделенный на три части (начало, середина, конец слова). Учащиеся   должны положить фишку в   то «окошко», в которой слышится заданный звук.  Дидактические игры «Доскажи словечко».  Цель: организовать  класс и настроить на деятельность. «Невозможно без вниманья Получить …образованье!» Начинается урок.  Он пойдет ребятам …впрок.  Будем грамотно …писать,  На вопросы …отвечать. «Правила вежливости на уроке»: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Все пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите четко, внятно, Чтобы было все … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. В стране родного языка Не все известно нам пока, Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. Дидактическая   игра   «Прятки».     Цель:   узнать   букву   по   ее   части; развивать внимание, мышление. Содержание: буквы играют в прятки. Найдите и запишите их в пустые окошки. 21 Дидактическая   игра   «Зоркий   глаз».   Цель:   развивать   внимание, Запишите буквы. Определите тему урока. Произнесите звуки парами. Чем они отличаются? Запишите   слова.   Что   они   обозначают?   Чем отличается при написании? А при произношении?  Запишите предложения, вставляя нужные слова (по вариантам). Где парный согласный требует проверки? Как проверить парный согласный? мышление. ℓ ℓ б п   г к   д т   з с   в ф ℓ ж ш   ℓ ℓ ℓ Гриб   ­   грипп         плот   ­ плод   зуб ­ суп Под   с..сной   р..стет большой  …….. . На   яблоне   спелый… ………… . Мама   св…рила   вкусный ……… . У меня разб..лелся …. . Дидактическая   игра   «Рифмовки»   (орфографические   пятиминутки). Цель: развитие внимания, быстроты реакции.  Содержание: я читаю рифмовку с заданием ­ найдите как можно больше орфограмм: Булочка, чашка, чайник, чаек, Кошка Пушинка, конек Воронок, Девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья? Или   на   доске   (на   карточках)   найти,   подчеркнуть   и   объяснить   все изученные (выделенные)  орфограммы: Одуванчик золотой, Постарел и стал седой. Ветерок спросил пролетая:  «Отчего ты, рожь, золотая?» А как только посидел, Вместе с ветром улетел. Дидактическая   игра   «Бумеранг».   Цель:   активизация   внимания   и А в ответ колоски шелестят:  «Золотые руки растят!» быстроты реакции. 22 Содержание: учащийся должен вспомнить нужное слово и «вернуть» его учителю: найди синоним ­ простой человек  (бесхитростный), простая задача (легкая);   найди   антоним   ­   веселая   история   (скучная),   веселое   настроение (грустное),… Дидактическая   игра  «Полсловечка   за   тобой».  Цель:   развитие   умения делить слова на слоги. Содержание:   диктую   только   первый   слог   слова   с   непроверяемой гласной. Учащийся называет вторую часть слова и записывает: сен ­ (тябрь), жел ­ (тый), ри ­ (сунок), до ­ (рога), бе ­ (реза)… Дидактическая игра «Магазин». Цель: развитие умения подбирать слова с заданным звуком, активизация мышления. Содержание:   в   «магазине»   можно   «покупать»   только   те   слова,   в которых есть звук [с]. Учащиеся называют: сыр, масло, сухари, сахар, соль…. Дидактическая игра «Найди ошибку».   Цель: определение смысловой ошибки в предложении. Содержание: прочитайте предложение и исправьте ошибки. Мальчик стеклом разбил мяч.       Снег засыпало пышным лесом. В ответ я киваю ему рукой.            Весной луга затопили реку. 23

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы

Опыт работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019