Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Оценка 4.7
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
26.02.2018
В опыте работы по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ», говорится о том что подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, нравственно-волевая готовность, мотивационная готовность, коммуникативная готовность, все компоненты тесно связаны между собой. Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.В опыте работы по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ», говорится о том что подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Опыт работы-«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г.Волгодонска
ОПЫТ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
Бондарь Елены Михайловны
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
ПО ТЕМЕ:
Педагогпсихолог высшей квалификационной категории
г. Волгодонск.
1 “Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться”
/Л. А. Венгер/
Введение
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по
прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе
постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и
педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо
давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие
условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное
развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Подготовка ребенка к систематическому обучению в школе – одна из
актуальных и злободневных проблем образовательной сферы. Она обсуждается на
разных уровнях – в дошкольных учреждениях и школах, в научных кругах и
коридорах власти, на страницах печати. Почему? Дети приходят в школу с разным
уровнем подготовленности.
В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной
общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГТ) отмечается, что в
дошкольных образовательных учреждениях, имеющих группы для детей старшего
дошкольного возраста, должна отражаться приоритетная деятельность ОУ «по
обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей» в начальной
школе.
Говоря о выравнивании стартовых возможностей детей, идущих в первый класс,
мы говорим об уровне готовности будущих первоклассников к систематическому
обучению.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным
шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание
определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти
требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и
учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы,
обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и
сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится
приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к
школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского
организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных
сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка
взрослых (родителей, воспитателей, учителей) обеспечить благоприятные условия
для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
2 Подготовка детей к школе задача комплексная, многогранная, охватывающая
все сферы жизни ребенка. Исследования показывают, что далеко не все дети к
моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости,
который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению.
У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень
произвольности внимания.
Д.Б.Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов,
вспоминал, как первоклассников на первом уроке попросили нарисовать 4 кружочка,
а затем раскрасить три желтым и один синим. Дети красили разными цветами и
говорили: "Так красиво". Это наблюдение показывает, что дети еще не готовы к
школьному обучению и школьные правила еще не стали правилами поведения
ребенка; с таким детьми надо еще работать.
Подготовку ребенка к школе нужно начинать задолго до его рождения, с заботы
о состоянии здоровья его будущих родителей. Только на первый взгляд это звучит
парадоксально – ведь многие отклонения в развитии детей программируются уже на
уровне неблагоприятной наследственности или осложнениях условий
внутриутробного развития. По этой причине начинать беспокоиться о подготовке
ребенка к школе лишь с 56 летнего возраста часто бывает уже поздновато, хотя,
безусловно, и в этом возрасте еще многое можно подправить.
1. Что же такое «психологическая готовность ребёнка к школе»?
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению это один из
важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под
психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и
достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной
учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать,
читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать
свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего,
подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект
часто отходит на второй план.
В жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких
является первые шаги в школьный мир.
Готовность к обучению в школе
рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная
характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических
качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения
в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Социальный портрет ребёнка 7 лет
При успешном освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования к семи годам достигается следующий уровень развития
интегративных качеств ребёнка:
3 1. Физически,
психически
развитый, овладевший
основными культурногигиеническими навыками (в соответствии с возрастными
особенностями), сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья.
и нравственно
Ребёнок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического
развития (с учётом индивидуальных данных). У него сформированы основные
физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно
выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и
вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни,
в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за
помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе. Бережно и созидательно относится к природе и к
окружающему миру.
3.Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции сверстников и взрослых. Сопереживает близким и
окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
проявляет свои чувства при восприятии произведений изобразительного искусства,
музыкальных, художественных произведений и мира природы;
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с
детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет
действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником в зависимости от ситуации. Имеет опыт позитивного и эффективного
взаимодействия, умеет присоединяться к партнёру по общению, видеть, слышать,
чувствовать другого человека. Терпимый к иному, отличному от своего, мнению;
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия
на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными
желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными
ценностными представлениями о том, “что такое хорошо и что такое плохо”
(например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно
делиться, нужно уважать взрослых и т. д.). Ребёнок способен планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает общепринятые в
семье, группе, обществе правила поведения на улице и в общественных местах;
6. Способный определять главное в жизни, решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может
применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения
4 готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости
от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок
способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и
социокультурный опыт в художественно – творческой деятельности и воплотить его
в рисунке, постройке, рассказе и др.;
первичные
представления
7. Имеющий
себе, семье,
о
обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребёнок имеет представление:
• о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определённому полу;
• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях;
• об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своём месте в
нём;
• о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её
природе) и принадлежности к нему;
• о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы
планеты).
Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской
цивилизации, уважает традиции своего народа;
универсальными
8. Овладевший
учебной
деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции. Умеет управлять собственной
деятельностью и деятельностью группы, работать в паре, микрогруппе,
структурировать время, приходить к согласию.
предпосылками
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребёнка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются:
физическая готовность, интеллектуальная готовность, эмоциональноволевая
готовность,
мотивационная готовность,
коммуникативная готовность. Все компоненты тесно связаны между собой,
представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.
нравственноволевая готовность,
Психофизиологическая готовность детей к школе включает:
соответствие физического развития ребёнка возрастным нормам.
способность свободно двигаться, владеть своим телом,
развитие мелких групп мышц,
развитие анализаторных систем,
способность выдерживать нагрузки,
владеть навыками опрятности, самообслуживания,
работоспособности (учитывать индивидуальные особенности ребёнка).
5 учёт типа нервной системы и темперамента ребёнка.
уровень развития психических процессов: мышления, восприятия, внимания,
памяти, речи, воображения.
Это является основой, на которой должна строиться вся работа с ребёнком.
Возраст от 6 до 7 – период существенных изменений в организме. В шестьсемь
лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной
деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом
нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них,
как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая
способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро
переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность
работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив вялы, замедлены во всех
действиях,
долго переключаются и
восстановляются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро
отвлекаются и не могут долго и интенсивно работать.
медленно включаются в работу,
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе.
Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития
психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление,
воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.
Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности
ребенка к школе, можно подумать, что это то самое умение читать, считать и
писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это
станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний
недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность
ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и
навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный
багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто
задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на
все свои вопросы, постигая причинноследственные связи.
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в
том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько
точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою
деятельность.
Эмоциональноволевая готовность
Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению это достаточно
высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний,
сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать
процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой
уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется
психическая активность.
6 Для того чтобы учиться в школе, одного желания маловато. И даже умения
читать и писать не является гарантией учебных успехов. Тут нужна эмоционально
волевая готовность, которая включает в себя следующие показатели:
умение контролировать свои действия;
способность управлять своими эмоциями;
стремление к достижению результата своей деятельности;
способность сосредотачиваться и управлять своим вниманием;
умение выдерживать и преодолевать трудные ситуации;
умение подчинять свое поведение установленным правилам;
радость ожидания обучения;
умение ставить цель своей деятельности;
умение самостоятельно оценивать свою работу;
умение выполнять задание по образцу и устной инструкции взрослого;
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
О готовности к школьному обучению говорит ещё и то, умеет ли ребёнок
управлять своим поведением, управлять своими действиями, выделять, что важнее
для него именно сейчас. Эмоциональноволевая готовность ребёнка к обучению
в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением,
своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать
воображение, действовать по инструкции взрослого и т.д. Будущий школьник должен
уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. В
школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он
сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли.
Распознать отсутствие эмоциональноволевой готовности ребенка к школе
можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не
хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.
Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом
подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В
чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные
занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый
взгляд показаться скучной и неинтересной.
Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо
сидеть, сложа руки, ожидая, что эмоциональноволевая готовность ребенка к
школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо
дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы.
Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только
научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно, проигрывать.
Главный акцент в развитии эмоциональноволевой готовности детей к школе
должны делать на воспитание мотивов достижения цели:
не бояться трудностей;
стремление преодолевать их;
не отказываться от намеченной цели.
7 В нескольких словах, готовность к обучению это умение слушать и слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности, как проявление волевых усилий
ребёнка ежедневное выполнение ребёнком без напоминания какоголибо поручения и
обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
1)Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:
закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение;
учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.
2)Развивать самоконтроль:
3)Развивать уверенность в себе и в своих силах. С помощью создания ситуаций
успеха.
Подготовить ребенка к обучению – означает не только обеспечить
соответствующий уровень умственного и волевого развития, но и развить его чувства.
Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать
позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает
благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную
мотивацию. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов
поведения, соподчинения им.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных
элементов волевого действия ребенок способен поставить цель, принять решение,
наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в
процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия.
Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны;
удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания,
длительностью его выполнения.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период
дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая,
как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников
формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих
действий, оценок окружающих, одобрения родителей.
Нравственноволевая готовность
Важным аспектом волевой готовности к школе является формирование
нравственноволевых качеств: активность, дисциплинированность, ответственность и
исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей.
Главный акцент в развитии нравственноволевой готовности детей к школе
должны делать на воспитание мотивов достижения цели:
не бояться трудностей;
стремление преодолевать их;
не отказываться от намеченной цели.
Важно, чтобы у ребёнка были сформированы такие качества:
самостоятельность;
ответственность;
самоконтроль, саморегуляция;
8 уверенность в себе и в своих силах.
Мотивационная готовность к обучению в школе
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять
новую социальную роль роль школьника.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки
детей к обучению в школе. Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под
влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
• положительных представлений о школе;
• желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
• сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность к школе предполагает наличие у ребенка мотивации
к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там
интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или
родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к
школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной
позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав,
занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.
Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной
деятельности, к учителям, к самому себе.
Сформированность социальной позиции школьника:
понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она
требует ответственности и серьёзности;
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный.
эмоциональноблагополучное отношение к школе.
Она выделяла 2 группы мотивов учения:
мотивы связанные с потребностью в общении;
мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную
самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Успешному формированию познавательной мотивации у детей старшего
дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:
развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через
пробуждение любознательности,
стимулирование познавательного интереса
посредством развивающих игр, чтением художественной литературы. Мотивационно
готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде
наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника», прежде всего,
характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
9 учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
сформирована широкая полимотивация учения;
сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют
познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть
обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого
школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель,
учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает
развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно
управлять своим поведением, познавательной деятельностью.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин
школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного
материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной
деятельности, оценка учебной деятельности.
В основе мотива посещения школы могут лежать следующие потребности:
престижа (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и
желание называться уже школьником, желание быть «как все».
Для формирования мотивационной готовности детей к школе
необходимо:
1)Поддерживать интерес ребёнка ко всему новому, отвечать на вопросы
ребёнка, давать новые сведенья об окружающем;
2)Рассказывать, читать ребёнку о школе (делиться положительными
впечатлениями о школе);
3)загадывать загадки о школьных принадлежностях.
Готовность ребенка к школе в сфере общения / Коммуникативная или
социальнопсихологическая готовность – это умение ребенка строить свои
отношения с взрослыми и сверстниками. Социальная готовность к школе включает
формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции
школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается
в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Готовность детей к школе в сфере общения включает:
• развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
• умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих
интересов;
• развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации
школьного обучения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности;
10 включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятие и понимание партнера.
Коммуникативная готовность включает: общение со сверстниками уметь
договариваться, уметь кооперироваться, спокойно себя чувствовать в условиях
конкуренции, уметь включаться в детский коллектив, умение поддерживать
равноправные взаимоотношения со сверстниками и общение со взрослыми уметь
общаться со взрослым собеседником, признавать авторитет учителя, соблюдать
правила культурного обращения и т.д. Ребенок приходит в школу, класс, где дети
заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами
установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество,
действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом,
данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими,
умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся
способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать,
что привлекает их ребенка к школе.
Развитие социальнопсихологической готовности детей к школе необходимо
потому, что:
1.Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса
адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
2.Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка
были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам,
общительность и готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоциональноположительного тона
в общении.
3.Психологические предпосылки включения в классный коллектив
складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со
сверстниками в группе:
– умение согласовывать действия с другими;
– осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной
деятельности.
Несформированность одного из компонентов психологической готовности
является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации
к школе: в учебной и социальнопсихологической сфере.
Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение
всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая
готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!
ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Устойчивое внимание
Умеющий думать
11 Умеющий делать выводы
Умеющий фантазировать
Наблюдательный
Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли
Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги
Настроен на обучение
Готов к серьезной работе
Учится с интересом
Хочет узнавать новое
Любит думать
Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями
Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни
Способен управлять своим поведением
Собранный
Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень
нужного
Умеет выдерживать напряжение в работе
Способен сделать усилие воли
Способен поставить "надо" выше желания "хочу"
Способен слушать и выполнять требования учителя
Исполнительный
Усидчивый
Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо
Не боится вступать в новый коллектив
Не боится обращаться с вопросами к учителю
Понимает мимику учителя
Умеет слышать интонацию голоса учителя
Дорожит отношением к нему учителя
С чувством дистанции к взрослым
Ответственный за свои поступки
Соблюдающий необходимые нормы приличия
Умеет говорить свободно, не стесняясь
Общительный
Скромный в общении
Эмоционально отзывчивый
Уважающий себя
Уважающий товарищей
Уважающий родителей
Добрый
Отзывчивый к просьбам товарищей
Хорошее состояние здоровья!
12 «ПОРТРЕТ» ПЕРВОКЛАССНИКА, НЕГОТОВОГО К ШКОЛЕ:
• чрезмерная игривость;
• недостаточная самостоятельность;
• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
• неумение общаться со сверстниками;
•
трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание
контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или
иной инструкции;
• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение,
классифицировать, выделить сходство, различие;
• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно
моторных координации (неумение выполнять различные графические задания,
манипулировать мелкими предметами);
• недостаточное развитие произвольной памяти;
•
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и
бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Формы, методы, содержание работы педагогапсихолога при подготовке
воспитанников к обучению в школе
Подготовка к школе для многих родителей и некоторых педагогов состоит в
том, чтобы научить ребенка писать, читать, считать. Как только ребенок овладевает
данными навыками – педагоги успокаиваются, к школе ребенок готов! Но что
происходит? Такой умный, способный ребенок и вдруг говорят о проблемах
адаптации и обучения в школе. Не полюбила учительница? Дети не приняли? Ответ
прост: ребенок психологически не был готов к поступлению в школу.
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается
повышенный интерес к проблеме перехода ребенкадошкольника из детского сада в
школу и тесно связанному с этим понятием готовности к школьному обучению. Но,
тем не менее, психологической подготовке не уделялось должного внимания в связи
с неинформарованностью родителей и педагогов в важности этого процесса.
Работа педагогапсихолога при подготовке детей к школе в нашем ДОУ
рассматривается с трех позиций:
1. Работа с детьми:
Проведение Дня знаний
Диагностика (входная, мотивационная готовность, выходная)
Занятия с педагогомпсихологом по своей авторской коррекционно
развивающей программе «В школу с радостью» для детей старшего дошкольного
возраста. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно
включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид
13 деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь.
В сложившейся ситуации появилась необходимость создания программы,
которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с
будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно
адаптироваться в школе и овладеть школьной программой.
Целью данной программы является создание условий для формирования
школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Данная программа рекомендована министерством общего и профессионального
образования Ростовской области для работы в дошкольных образовательных
учреждения Ростовской области.
Экскурсия в школу (цель: формирование новой социальной позиции –
школьника)
"Посвящение в первоклассники", праздник для первоклассников и
приглашенных воспитанников ДОУ
Праздник «Прощание с букварем»
«Знакомство со школой»
Экскурсия в школьную библиотеку
Организация выставок детских работ на темы:
«Я иду в школу»
«Я первоклассник»
(с целью формирования мотивационной готовности к обучению в школе)
Формы работы с детьми:
Арттерапия
Игровая терапия (игры с правилами: словесные, подвижные и т.д.)
Музыкотерапия (использование специальной релаксационной музыки)
Релаксация
Сказкотерапия
Психогимнастика
Беседа по кругу
2. Работа с родителями будущих первоклассников:
Актуальность такой подготовки состоит в том, что родителям сложно
«перестроится» и принять тот факт, что их ребенок – уже не малыш, а почти
«взрослый». Ребенок стал более самостоятельным!
Целью нашей работы с родителями является, психопрофилактика школьной
дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах
психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Содержанием работы с родителями заключается в оказании психологической
помощи, ориентированной на индивидуальную и групповую работу с ними.
Система мероприятий с родителями по повышению мотивационной готовности к
школьному обучению осуществляется через рад задач.
14 Задачи:
Выявление образовательных потребностей родителей старших дошкольников в
вопросах психологической готовности к обучению в школе.
Разработка и реализация программы по повышению родительской
компетентности в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Проведение мониторинга эффективности психопрофилактической программы
для родителей будущих первоклассников
Работа с родителями в нашем дошкольном учреждении осуществляется
поэтапно (формы работы):
Анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения)
Родительские собрания
Тренинги для родителей, будущих первоклассников
Консультации по тематике «Психологическая подготовка детей к обучению в
школе»
Информационное просвещение (психологические уголки, папкипередвижки
«Психологическая помощь родителям», памятки, буклеты, стенды и т.д.)
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Я иду в школу»
3. Работа с педагогами:
Содержание деятельности педагогапсихолога по повышению мотивационной
готовности воспитанников к школьному обучению заключается в оказании
психологической, информационной и практической помощи педагогам в ДОУ, через
рад задач.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по подготовке
дошкольников к обучению в школе.
Ознакомление педагогов с особенностями и закономерностями развития детей
старшего дошкольного возраста.
Обучение педагогов адекватным способам взаимодействия, с детьми имеющим
трудности при подготовке к школе.
Помочь создать условия для формирования школьной готовности у детей с
мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формы работы с педагогами: индивидуальные и групповые
Диагностика
Консультации
Взаимодействие с родителями по подготовке детей к обучению в школе.
Семинарыпрактикумы
Мастер – классы
Минитренинги
Такой режим работы с педагогами будет способствовать:
развитию интеллектуальной сферы детей
формированию мотивации учения
расширению знаний педагогов о том, как подготовить воспитанников к школе.
15 вовлечению родителей в процесс подготовки к школе.
План работы по реализации преемственности
МБДОУ ЦРР д/с «Золотой ключик» и МОУ СОШ №13
на 20142015 учебный год в деятельности педагоговпсихологов.
№
1. Согласование плана взаимодействия
Мероприятия
2. Посещение учителей родительских собраний
будущих первоклассников
3.
"Посвящение в первоклассники", праздник
для первоклассников и приглашенных
воспитанников ДОУ
4. Экскурсии в школу:
Праздник «Прощание с букварем»
«Знакомство со школой»
Экскурсия в школьную библиотеку
5. Организация выставок детских работ
на темы:
«Я иду в школу»
«Я первоклассник»
Сроки
Сентябрь
Октябрь,
апрель
Ответственный
Директор МОУ
Заведующий ДОУ
Ст.воспитатель,
зам. директора по УВР
нач. школы
Сентябрь
Зам. директора по УВР
нач. школы,
ст. воспитатель
Декабрь
Апрель
Зам. директора
по УВР нач. школы,
ст. воспитатель
Январь
февраль
Педагогпсихолог ДОУ
и МОУ СОШ №13
6. Выпуск информационных листов «Для вас,
родители будущих первоклассников»
В течение
года
Педагогпсихолог
ДОУ и МОУ СОШ
7. День открытых дверей для родителей,
будущих первоклассников. В программе:
знакомство со школой, консультирование
родителей по опросам приема и обучения в
первом классе.
8. Проведение совместных мероприятий по
профилактике и предупреждению ДДТТ
9. Тренинговая работа с родителями и
воспитанниками подготовительных групп по
подготовке детей к обучению в школе
Май
№13
Ст. воспитатель, Зам.
директора по УВР
нач.школы
В течение
года
Февраль
Зам. директора
по УВР нач. школы,
ст. воспитатель
Педагогпсихолог
Психологопедагогические рекомендации по подготовке
6летних детей к школе
Психологическая
готовность к школьному обучению является
многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое
могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации,
составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся
16 рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей
по проблеме подготовки 6летних детей к школе.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями
развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и
исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои
возможности.
Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо
руководствоваться следующими принципами.
1. Недопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело
учиться, oн учится лучше. Интерес лучший вид мотивации, он делает детей по
настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать
удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные,
повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше
выбирать игровую форму.
3.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка
определяется временем и практикой. Если какоето упражнение не получается,
сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий
вариант.
4.Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У
современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он
пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их,
выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по
программам развивающего обучения.
5.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и
недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте
терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его
интеллектуальные возможности.
6.В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать
упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чемто другим.
Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте
длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку
возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма;
научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это
ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите
ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости
в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
9.Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки, используя занятия с
пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием
картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.
17 10. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
11.Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение
прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к
окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.
12.Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.
13.Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций,
посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и
эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
14.Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок
маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
15.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно
приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
16.Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные
ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.
17.Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный
интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы
самостоятельно.
18.Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда
объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите
альтернативный вариант.
Взрослые должны стремиться к развитию следующих качеств и
характеристик личностной сферы в области эмоций:
– устойчивости чувств;
– глубины чувств и эмоций;
– осознания причин появления тех или иных эмоций;
– проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
– эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно
адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не
испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате
несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия
«внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в
школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.
Заключение
Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно
образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным
учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к
принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг прав и
обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе,
18 к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению
является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель,
учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает
развитие познавательных интересов.
Личностная готовность предполагает
определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного
обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная
устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной
деятельности.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде
всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с
ними развивающей работы,
направленной на профилактику школьной
неуспеваемости и дезадаптации.
Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое
непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня
готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в
котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и
осуществляется целенаправленно и планомерно. Это объясняется тем, что некоторые
дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и
индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают
определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют
достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической
личностной позиции.
Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от
того, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят его
эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность
учебы в начальной школе и в последующие годы.
Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а
именно – развитие социально – психологических качеств. Задача взрослого сначала
пробудить у ребенка желание научиться чемуто новому, а уже затем начинать
работу по развитию высших психологических функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для
педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
3. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
4. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.:
Академический проект, 2005с. 187.
19 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект,
2000. –168 с.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу.
Издательство «Питер», 2007 г.
7. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред.
Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.
8. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
9. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.сост. Захарова
О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.
10. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.:
М.Н. Кабанова. – С.Пб.: Нева, 2003. – 224 с.
11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность
к коле. – М., Знание, 1987. – 80 с.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.
– М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
13. Мухортова Е.А., НартоваБочавер С.К. Скоро в школу!: Увлекательная
подготовка детей к первому классу. – М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 1998. 128 с.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психологопедагогическая готовность
ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с.
15. Сборник дошкольного психолога Широкова Г.А. «Подготовка к школе» Ильина
М.Н.
20
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Опыт работы педагога-психолога по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.