Панакшева Людмила Михайловна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
КГУ Основная школа №21 г.Караганда
Орфографическая зоркость на уроках русского языка в начальных классах.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение орфограмм. Но как научить грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности:
1. Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально. [5, с 51-52].
Списывание (основа проговаривания по слогам). Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1. Прочитай пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные
следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и
выделите орфограммы.
2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на
снегу».
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка,
лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить
(запомнить).
3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора.
В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как
определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст
закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют
орфограммы. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
Провожу
различные игры.
1) Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день- деньки; пень-пеньки. Докажите,
почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
2) Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п. ля, м. ря, с. ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.
3) Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
4) Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до
вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере… лу… моро…
зимний ле… гладкий лё… [1, с 54-55] .
Начинаю во 2 классе работу по развитию
орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и
сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет
немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя,
плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать
интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по
орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы
использую следующее стихотворное правило:
Имена,
фамилии - Начинает буква
Клички, города – Важные слова:
Все с заглавной буквы Иванова Анна,
Пишутся всегда
Правописание
ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант:
Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.
Дети
называют «лишние» слова:
1. Астана – т.к . пишется с большой буквы;
2. Суббота – т.к . это слово на правописание двойного согласного в корне
слова;
3. Тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове
больше букв, чем звуков;
4. Сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что?
5. Чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем
прилагательным, остальные имена существительные.
6. Карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх. [3, с 28].
Такой вид работы дети очень любят. Здесь
развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки,
сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами
пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического
облика слова не механическим, а осмысленным. Итак, работу по развитию
орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности
учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение,
сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. [2, с34] .
А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания,
прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает
орфографическую зоркость учащихся. Результатом работы считаю - повышение
качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост
учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и
крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и
личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них
появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично
выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения,
грамотно пишут.
Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и
систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может
дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть
орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
Список литературы
1. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000. - С.35-62.
2. Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. - С.97.
3. Двужилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений средствами развития речи // Начальная школа - 1992. - №2. - С.33-37.
4. Двужилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов // Начальная школа. - 1990. - №4. - С.56-57.
5. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию // Начальная школа - 1997. - №4. - С.45-47.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.