Исследовательская деятельность, как средство развития младших школьников
Ребенок требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.
К.Д.Ушинский
Введение
Современная начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности. В школе необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование – это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности.
Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается
практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования.
Русский педагог, методист, профессор Б.В.Всесвятский отмечал, что в
исследовательском методе в основу берётся не знание, преподносимое детям в
готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не
дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или
иным жизненным материалом.
Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на базе исследовательского поведения.
Основным принципом развития творческого потенциала личности становится трансформация когнитивного содержания в эмоциональное.
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия.
В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.
Виды учебно-исследовательской деятельности школьников
Учебно-исследовательская деятельность школьников может развиваться в трех направлениях: на уроках, во внеурочное время (факультативные занятия), во внеклассной работе (организация научного общества учащихся).
Современная организация урока позволяет использовать исследовательский метод обучения на различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов. Факультативные занятия предполагают углубленное изучение предмета и дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности. Внеклассная работа – научное общество учащихся (НОУ) – сочетает в себе работу над учебным исследованием, организацию интеллектуальных игр, публичных защит своих работ, школьные конференции, сотрудничество с НОУ других школ.
Цель занятий: развитие познавательной активности, исследовательских способностей и творческого мышления школьников. В качестве ориентиров выступают: опора на собственный опыт ребенка; обучение в действии; побуждение к наблюдению и экспериментированию.
Внеклассная деятельность учащихся осуществляется в трёх направлениях:
1. Учебная деятельность
2. Исследовательская деятельность
3. Представительская деятельность
Огромное значение для формирования интереса к содержанию и процессу его изучения, для отработки основных учебных действии, позволяющих решать учебные задачи, имеет подбор специальных, специфических для системы развивающего обучения задач, последовательность которых определяется структурой учебной деятельности. Характер заданий зависит от типа урока, его темы.
Учебная деятельность осуществляется мною на уроках.
Структура урока-исследования характеризуется целым рядом особенностей. Она близка к структуре проблемного урока. В ней как бы отражается модель процесса реального научного исследования со всей присущей ему динамикой и противоречивостью. Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:
Урок:
Из опыта работы
Математика 4 класс. Например, необходимо сделать вывод – закономерность о сумме углов треугольника.
Организация диалога:
Сначала пробуем предположить, естественно мнения разошлись.
Учитель: - Есть ли возможность прийти к истине? Ваши предложения?
Поступило предложение от ребят построить треугольник и измерить его углы. Выполнили эту работу.
- Имеем ли мы право по одному измерению делать утверждения?
Учащиеся: - Нет, треугольники бывают разные: с острыми углами, тупыми и прямыми углами. Значит надо проделать такую же работу с разными треугольниками.
Доводим эксперимент до конца,(здесь уместна работа в группах, чтобы представить разные треугольники) считаем суммы углов, делаем вывод об общей закономерности.
- Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Это знание, добытое исследовательской деятельностью, стало значимым для ребят.
Дома я попросила ребят составить задачу по этой теме со сказочными героями.
Здесь очень уместны слова древнекитайского мыслителя Конфуция: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Действительно, дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные нужно только по-настоящему увлечь их.
Русский язык, 4-й класс. Форма глаголов будущего сложного времени и
простого будущего времени
I Учащимся
предлагается отрывок из стихотворения
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу...
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю...
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
- Какоё слово Винни –Пух произносит по – разному?
- Побежду, победю
- В форме какого времени эти глаголы?
- Будущего.
- Наш герой считает, что это абсолютно правильно, да и рифмуется хорошо. Вы согласны с этим мнением?
- Нет,это неправильные слова?
Учащиеся в затруднении, необходимо образовать правильную форму.
Определяется план исследования
1. Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?
2. Запишите вопросы будущего времени к этим глаголам.
3. Теперь попробуйте образовать глаголы будущего времени.
- Что получилось? Как должен был сказать Винни –Пух?
- Можно сказать: буду побеждать.
- Как определим тему нашего урока?
- Глаголы будущего времени?
II Образование глаголов будущего времени
показать (покажу) показывать (буду показывать)
дочитать(дочитаю) дочитывать(буду дочитывать)
План исследования:
-Сравни
пары глаголов.
- В какой форме стоят глаголы?
- Образуйте форму будущего времени.
- Глаголы в парах образуют разные формы будущего времени?
- Какие формы глаголов будущего времени получились?
- У глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать? форма будущего времени состоит из одного слова, а у глаголов, отвечающих на вопрос что делать? форма будущего времени состоит из двух слов.
Сравним с выводом из учебника
От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие.
Введение таких заданий позволяет учить не только думать, развивать интуицию,
воображение, но ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу
сотворчества.
Для продуктивной исследовательской деятельности младших школьников необходима особая готовность, которая заключается в следующем:
1.
формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
2.
развитие мышления, определенная интеллектуальная зрелость, которая включает в
себя:
3.
накопление опыта развернутой содержательной самооценочной и оценочной
деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
Нельзя не сказать о методе учебного проекта
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
· личностно-ориентированный;
· обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
· развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
· формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
· воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
· интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.
Я
заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся
дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают
тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с
использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта,
помогает решить возникающие "технические" проблемы.
Исследовательская деятельность во внеурочное время предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить детям мини анкету с вопросами:
1. Что тебе интересно больше всего?
2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
4. О чём хотелось бы узнать, больше?
5. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
При организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана в сфере науки за последние несколько столетий. Этапы исследования выполняются в определенной последовательности:
Задания, развивающие исследовательские способности.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:
1. Выбирать тему необходимо с учетом интересов, знаний, личного опыта ребенка. Тема должна увлечь маленького исследователя.
2. Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования.
3.Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У младшего школьника ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени.
Учеников начальной школы интересуют различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны: «Железная дорога – полезное изобретение», «Кто живет на Луне?», «1+1=…1» (работа о гибридах), «Фитонцидные свойства комнатных растений», «Есть ли рыцари в наши дни», «Вода-невидимка», «Не верь глазам своим» (работа об оптических явлениях), «Кошки и их влияние на жизнь людей», «Страна по имени Текстиль ».
Работы, выполненные школьниками, носят эмпирический или теоретический характер. При выполнении эмпирических работ ученики проводят собственные наблюдения и эксперименты. Теоретические работы связаны с изучением и обобщением фактов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Изучая тему «Опорно – двигательный аппарат человека» сталкиваемся проблемой осанки. Возникает желание выяснить, какие факторы оказывают негативное влияние на развитие осанки школьника. Среди них называем школьный портфель. Темой изыскания становится «Влияние школьного портфеля на осанку школьника». Камалова Алсу провела исследования, выполнила этот проект. С ним она выступила на школьной конференции «Шаг в будущее» и , как победительница, выступила со своим проектом на районной экологической конференции заняв на ней второе место.
При изучении темы «Возникновение детской литературы» по литературному чтению темой проекта стала «Первые книги для детского чтения в России», при разработке которой, ребята глубже познакомились с изучаемой темой. А ученик класса Сергеев Степан решил изучить читательский интерес своих одноклассников и тоже выступил с ней на школьной конференции, родительском собрании и классном часу.
Ребятам нравятся также групповые проекты. При подготовке к школьной музейной конференции «История вещей» ученики работали группой, чётко распределив обязанности между собой по сбору информации, обработке её и созданию презентации. Я осуществляла только функции координатора.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции « Шаг в будущее» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Представительская деятельность выражена такими формами как школьные научные конференции, городские конкурсы исследовательских работ младших школьников, интеллектуальные турниры, выступления на родительских собраниях. Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские достижения.
Школьная конференция «Шаг в будущее» проводится ежегодно в конце февраля и ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности. К участию в конференции допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 4-х человек).
Задачи конференции:
1. Развитие интереса школьников к исследовательской деятельности.
2. Формирование и развитие информационной культуры школьников, важнейших исследовательских и коммуникативных компетенций.
3. Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
4. Содействие формированию у детей научной картины мира.
Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.
Литература:
1. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 2
2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь», 2002, №2.
3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.
4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». – М: «Сентябрь»,1998, №7.
5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2, 2006.
6. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт. НОО
8. О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева «Реализация требований государственного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»
9. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6, 2008.
10. Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.