Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Функции исследовательского метода обучения:
организовать творческий поиск и применение знаний,
обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,
формировать потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
Одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Учитель выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
I этап – мотивация, формулировка проблемы. Изучая былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник», вы отмечали средства выразительности, свойственные былине – гиперболу, постоянные эпитеты, повторы. Но такие же стилистические особенности мы наблюдали и в сказках. Что ещё напоминает нам сказку? Почему же жанр произведения – не сказка, а былина?
( Ответы детей – потому что есть отличия). В чём они заключаются?
Формулировка проблемы – Чем отличается былина от сказки?
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
II этап – поиск решения проблемы.
Цель - выявить особенности былины как жанра. Для этого необходимо сопоставить сказку и былину, отметив сходство и различие. Для решения учебной задачи можно использовать текст былины, текст сказки, статью учебника.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
III этап – исследование, поиск решения проблемы в группах (5 человек).
Группы заранее сформированы учителем , в группах распределяются роли . Результаты наблюдения заносятся в таблицу.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
Критерии | Сказка | Былина | Итог: сходство и различие |
Пространство и время | «В некотором царстве, в некотором государстве…» | В городе Муроме, на реке Смородине… | В сказке время и место неопределённое, в былине – конкретное, реальное |
Герои | Иван Царевич, Иван – дурак, царь , Царевна - Лягушка … | Илья Муромец, Алёша Попович, князь Владимир, Соловей – разбойник… | В былине герой-богатырь, сражающийся за родную землю |
Особенности стиля, форма изложения | |||
Волшебство и реальность в сюжете | |||
Главная мысль (урок) |
Таблица сопоставления сказки и былины
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
IV этап – изложение информации.
Каждая группа представляет свою информацию по очереди.
1 группа – «Пространство и время», «Волшебство и реальность в сюжете»,
2 группа – «Герои, отношение к ним рассказчиков», «Главная мысль, урок произведения»,
3 группа – «Особенности стиля».
После выступления каждой группы – дополнения
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
V этап – классификация и обобщение полученных данных для открытия нового. Учащиеся отмечают, что былина, как и сказка, – произведение устного народного творчества, в ней заключён нравственный урок, использованы одинаковые средства художественной выразительности, есть зачин, концовка, повторы и т.д., но есть и различия. Значит, это особый жанр устного народного творчества
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
VI этап – формулировка нового знания – ответ на проблемный вопрос – чем отличается былина от сказки.
Учащиеся делают вывод, что в былинах сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью. В былинах – высокая героическая идея – защита Родины от врага. Былины читаются напевно, написана былинным стихом.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
В конце урока проводится самооценка и взаимооценка, учитывается также оценка учителя (работы всей группы и каждого в отдельности). Та группа, которая в таблице отразила в большей степени информацию, активнее работала, получает оценки лучше.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
Мотивация:
– Мы знаем, что существуют народные сказки о животных, бытовые, волшебные. К какой из этих разновидностей относится сказка Салтыкова-Щедрина? (Дети отмечают, что ни на какие из перечисленных видов эта сказка не похожа). Почему? (В ней есть особенности, не характерные для народных сказок).
Проблема – К какому виду можно отнести сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Цель урока – выявить особенности сказки и ответить на проблемный вопрос.
Для этого сопоставить народные сказки, например, «Иван Царевич и Серый Волк», и сказку Салтыкова-Щедрина. Результаты наблюдения также заносятся в таблицу, затем идёт обмен информацией, обработка.
Выявление нового знания – сказка Салтыкова-Щедрина – сатирическая
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы
Учебно-исследовательская работа на уроке способствует формированию метапредметных , предметных и личностных УУД.
Регулятивные УУД: обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия, коррекция; оценка);
Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности). Это умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации, умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.