Организация исследовательской деятельности на уроках литературы
Оценка 4.9

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Оценка 4.9
Разработки уроков
pptx
русская литература
6 кл—7 кл
16.01.2020
Организация исследовательской деятельности на уроках литературы
Уроки литературы в 6 и 7 классах по учебнику Кутузова А.Г.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.pptx

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы


Применко В.Г.,учитель
МКОУ «СОШ № 3»
г.Гремячинска
Пермского края

2019

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Функции исследовательского метода обучения:
организовать творческий поиск и применение знаний,
обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,
формировать потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Учитель выдвигает проблему для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Урок – исследование «Былина как жанр устного народного творчества». 6 класс (по программе А.Г.Кутузова)

Былина и сказка – сходство и различие.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

I этап – мотивация, формулировка проблемы. Изучая былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник», вы отмечали средства выразительности, свойственные былине – гиперболу, постоянные эпитеты, повторы. Но такие же стилистические особенности мы наблюдали и в сказках. Что ещё напоминает нам сказку? Почему же жанр произведения – не сказка, а былина?
( Ответы детей – потому что есть отличия). В чём они заключаются?
Формулировка проблемы – Чем отличается былина от сказки?

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

II этап – поиск решения проблемы.
Цель - выявить особенности былины как жанра. Для этого необходимо сопоставить сказку и былину, отметив сходство и различие. Для решения учебной задачи можно использовать текст былины, текст сказки, статью учебника.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

III этап – исследование, поиск решения проблемы в группах (5 человек).
Группы заранее сформированы учителем , в группах распределяются роли . Результаты наблюдения заносятся в таблицу.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Критерии

Сказка

Былина

Итог: сходство и различие

Пространство и время

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

В городе Муроме, на реке Смородине…

В сказке время и место неопределённое, в былине – конкретное, реальное

Герои

Иван Царевич, Иван – дурак, царь , Царевна - Лягушка …

Илья Муромец, Алёша Попович, князь Владимир, Соловей – разбойник…

В былине герой-богатырь, сражающийся за родную землю

Особенности стиля, форма изложения

Волшебство и реальность в сюжете

Главная мысль (урок)

Таблица сопоставления сказки и былины

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

IV этап – изложение информации.
Каждая группа представляет свою информацию по очереди.
1 группа – «Пространство и время», «Волшебство и реальность в сюжете»,
2 группа – «Герои, отношение к ним рассказчиков», «Главная мысль, урок произведения»,
3 группа – «Особенности стиля».
После выступления каждой группы – дополнения

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

V этап – классификация и обобщение полученных данных для открытия нового. Учащиеся отмечают, что былина, как и сказка, – произведение устного народного творчества, в ней заключён нравственный урок, использованы одинаковые средства художественной выразительности, есть зачин, концовка, повторы и т.д., но есть и различия. Значит, это особый жанр устного народного творчества

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

VI этап – формулировка нового знания – ответ на проблемный вопрос – чем отличается былина от сказки.
Учащиеся делают вывод, что в былинах сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью. В былинах – высокая героическая идея – защита Родины от врага. Былины читаются напевно, написана былинным стихом.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

VII этап – использование полученных знаний в новых условиях – получают домашнее задание: сочинение«В чём особенность былины «Вольга и Микула Селянинович».

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

В конце урока проводится самооценка и взаимооценка, учитывается также оценка учителя (работы всей группы и каждого в отдельности). Та группа, которая в таблице отразила в большей степени информацию, активнее работала, получает оценки лучше.

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Урок – исследование «Жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 7 класс (по программе А.Г.Кутузова)

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Мотивация:
– Мы знаем, что существуют народные сказки о животных, бытовые, волшебные. К какой из этих разновидностей относится сказка Салтыкова-Щедрина? (Дети отмечают, что ни на какие из перечисленных видов эта сказка не похожа). Почему? (В ней есть особенности, не характерные для народных сказок).
Проблема – К какому виду можно отнести сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Цель урока – выявить особенности сказки и ответить на проблемный вопрос.
Для этого сопоставить народные сказки, например, «Иван Царевич и Серый Волк», и сказку Салтыкова-Щедрина. Результаты наблюдения также заносятся в таблицу, затем идёт обмен информацией, обработка.
Выявление нового знания – сказка Салтыкова-Щедрина – сатирическая

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Учебно-исследовательская работа на уроке способствует формированию метапредметных , предметных и личностных УУД.

Регулятивные УУД: обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия, коррекция; оценка);
Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности). Это умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации, умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
 

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы

Литература:

В мире литературы. Учебник для 6 класса под ред. А.Г. Кутузова
В мире литературы. Учебник для 7 класса под ред. А.г.Кутузова

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020