Организация практико-ориентированного подхода в обучении математике
Гуржий Валентина Ивановна
«Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации», преподаватель математики,
филиал КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» в Ханкайском районе, с. Камень-Рыболов
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка студента к жизни в постоянно меняющемся мире. Основное внимание направленно на развитие способности студентов применять полученные знания в жизни, способность их к саморазвитию, формированию своего самостоятельного пути. В современное время существенно повысились требования к качеству подготовки конкурентоспособных выпускников колледжей. Практико-ориентированный подход, это совокупность приёмов, способов, методов, форм обучения, направленная на формирование практических навыков и умений в профессиональной деятельности. Профессиональная направленность процесса обучения на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности осуществляется как средствами дисциплин профессиональных и специальных циклов, так и дисциплин естественнонаучного и математического цикла. Сущность обучения состоит в ориентации процесса обучения на потенциальные возможности студентов и их реализацию. Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования [1].
Математическое образование имеет два назначения: практическое – связанное с созданием и применением инструментария необходимое для жизни человека и духовное, связанное с развитием мышления. В этой связи, основой профессионально направленного обучения в СПО является компетентностный подход, целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций практической деятельности [3].
Рассмотрим особенности организации практико-ориентированного обучения математике студентов по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» в условиях реализации компетентностного подхода. Под практико-ориентированным обучением математике будем понимать такое соответствие содержания учебного материала в таких формах и видах деятельности, которые соответствуют построению курса математики и моделируют практические задачи профессиональной деятельности будущего специалиста.
Существует три аспекта профессионально направленного обучения математике: первый в определении содержания обучения математике; второй повышение мотивации изучения математики, а третий аспект, это поиск методов и форм организации профессионально направленного обучения математике [2].
В соответствии с требованиями ФГОС, специфика работы преподавателя математики в СПО теснейшим образом связана с изучением специальных дисциплин и производственного обучения. Необходимо показывать практическое значение математической науки, учить студентов применять теоретические знания для решения практических задач, и вопросов, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной профессии. К формам работы можно отнести: составление и решение задач с производственным содержанием; иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионально - технического цикла; использование имеющихся знаний по спец предметам для изучения нового материала по математике; применение на уроках математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла; проектная и исследовательская деятельность студентов [4].
Для студентов обучающихся по профессии: «Мастер сельскохозяйственного производства» профессионально значимыми являются знания и навыки расчетного характера, умение оперировать с обыкновенными и десятичными дробями, умение оперировать процентами, активно используются отношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа.
Предлагаю урок по решению практико-ориентированных задач по теме «Действительные числа». Дидактическая цель урока: систематизировать знания по теме действительные числа для применения в профессиональной деятельности. Организационный момент: Проведена мотивационная беседа о том, какие функции должен выполнять мастер с/х производства.
Задача 1. Определить посевную годность семян.
Дано: А – чистота семян = 90%. Б – всхожесть = 90%. Определить норму высева Q.
Решение: Q = (А∙В):100% = (90∙90):100% = 81%, значит норму высева необходимо увеличить на 19% (100%-81%=19%).
Задача 2. Определить норму высева семян (В) Дано: пшеница Красноярская А – количество зёрен на 1 га = 6000000 шт., С – вес 1000 зёрен = 30 гр. Б – всхожесть=92%. Определить норму высева семян В.
Решение: В = (100∙ А∙ С): Б= (100∙6000000∙30):92=195,7 (кг/га) [1].
Можно сделать вывод, что практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
Вовремя и удачно приведенный пример на занятии, побуждает к осмысленному усвоению знаний. Например: в группе, обучающихся по профессии «мастер сельскохозяйственного производства» при изучении темы «Тела вращения, многогранники» можно привести в качестве примера следующие задания:
1. Выделите на чертеже искроуловителя трактора МТЗ-80 знакомые геометрические формы. (Усечённый конус, шаровой сегмент, цилиндр).
2. Выделите на чертеже керна (инструмент, применяемый в разметочном деле) знакомые геометрические формы. (Цилиндр конус)
3. Из чего состоит заклёпка, деталь служащая для скрепления двух и более металлических частей? (Цилиндр, часть сферы-сегмент).
4. Поршень двигателя внутреннего сгорания состоит из каких геометрических поверхностей? (Цилиндрической, конической и шаровой поверхностей).
Рисунок 1 – Поршень двигателя внутреннего сгорания
5. Найдите геометрические тела в следующих механизмах:
Рисунок 2 – Трансмиссионный вал
Рисунок 3 – Шариковый подшипник
6. Какой вместимости будет склад для зерна, если его размеры равны 22м×25м×4м?
7. Требуется вырыть силосную яму объёмом 32м2, имеющую квадратное дно, так, чтобы на облицовку её дна и стен пошло наименьшее количество материала. Каковы должны быть размеры ямы?
8. Пшеничное поле площадью 80 га убирается комбайнированием в кузов автомашины, размеры которого: 4м и 2,5м, высота борта 0,7м. Найдите, сколько рейсов сделает машина на элеватор для перевозки урожая, если 1м3 зерна – 250кг.
Рисунок 4 – Процесс комбайнирования пшеницы в кузов автомобиля
Эффективно применение материалов профессиональной направленности на этапе формирования новых понятий, для подведения обучающихся к самостоятельному определению нового понятия. Они помогают создавать проблемные ситуации, которые вызывают активность, живой интерес и любознательность, если связаны с практикой, с профессиональными вопросами. Для того чтобы студенты стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы студентам было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
В группах, обучающихся по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства», при изучении темы «Прямые и плоскости в пространстве» моделируем следующие проблемные ситуации.
Задание 1. Каково взаимное расположение оси карданного вала и оси заднего моста? (При ремонте главной передачи необходимо, чтобы оси карданного вала и заднего моста были не скрещивающимися, а пересекающимися).
Задание 2. Найти и указать на примере плуга, случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Рисунок 5 – Плуг
В настоящее время приоритетными становятся знания, полученные студентом самостоятельно. Замечено, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость стимулируют активную познавательную деятельность студентов. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования, решение компетентностных задач, задач творческого характера и т.д.
Примеры творческих заданий, которые использую в своей практике: Составление математических задач с производственным содержанием; решение задач по рисункам, подготовленным студентами; составление математических кроссвордов; математические сообщения. рефераты; выполнение проектов [5].
Студенты с удовольствием и интересом решают задачи собственного сочинения. При составлении задач вырабатывается навык творческой работы, давая возможность внести свой вклад в поиск рационального условия задачи. Нравятся им задачи по теории вероятностей. В качестве примера приведу несколько задач по теории вероятностей.
Задание 1.
Подрядчику нужны 4 одинаковых специалиста, а к нему обратились с предложением своих услуг 10 таких специалистов. Сколькими способами он может выбрать из них 4.
Решение. Поскольку
объединения по 4 человека будут отличаться друг от друга хотя бы одним
человеком, то число способов выбора будет равно числу сочетаний из 10 по 4,
т.е. =
=
=210
Задание 2.
Из 12 подсобранных узлов карданной передачи 5 получили высокую оценку ОТК. Определить вероятность того, что среди взятых наудачу 4 узлов два высокого качества.
Решение:
Задание 3.
В процессе эксплуатации двигателя возможны следующие неисправности: большое отложение слоя накипи и подтекание воды из радиатора. Вероятности этих неисправностей во время эксплуатации соответственно равны Р1=0,8, Р2=0,9. Найти вероятность того, что за время одной рабочей смены обнаружатся обе неисправности.
Решение. В задаче требуется найти вероятность совмещения двух событий. Эти события независимы, поэтому, 0,8 ∙ 0,9 = 0,72
Математическая подготовка студентов во многом определяет уровень профессионально значимых знаний, умений, навыков и личностных качеств будущих специалистов.
Решение математических задач, содержание которых очень тесно связано с характером повседневной деятельности студентов, заставляет их обращать внимание на отдельные моменты производственного процесса во время прохождения учебной и производственной практик [5].
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных.
Список литературы
1. Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий (электронный научный журнал) №12(20).2012, www.sisp.nkras.ru
2. Киселёва И.И. Профессиональная направленность в обучении математике / Лучшие практики СПО: воспитательный аспект: Региональная научно-практическая конференция (Киров, 21 апреля 2021 года): Сборник материалов / Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2021. -С.119-121.
3. Копецкая М.Г. Практико-ориентированный характер преподавания математики в системе СПО https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/praktikoorientirovannij_harakter_prepodavaniya_mat_220302.html
4. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
5. Хaлзaнoвa Ё.Г. Cбоpник пpoфeссиoнaльнo - oриентирoвaнныx задaч пo математике / Cост. Ё.Г. Хaлзaнoвa; - Улaн-Удэ,2015-54 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.