Организация и содержание образовательного процесса с детьми с нарушением зрения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сенсорное воспитание имело место как в специально ориентированной деятельности: развитие сенсомоторики (1 раз в неделю), так и в игровой, совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности, прогулке; • на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, физической культуре и других; • точное выполнение распорядка дня способствовало качественной организации сенсорной деятельности малышей; • использование стимулирующих приемов на предстоящую деятельность (показ ярких, динамичных игрушек, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек); • введение новой игры «Разбери пирамидку», «Собери матрёшку» и т.д., нового действия (купание куклы, укладывание куклы спать и т.д.) способствуют успешному созданию установки на действие.
Иконка файла материала Организация и содержание образовательного процесса.doc
Организация и содержание образовательного процесса  по сенсорному развитию с детьми с нарушением зрения Сенсорное воспитание имело место как в специально ориентированной деятельности:   развитие   сенсомоторики   (1   раз   в   неделю),   так   и   в   игровой, совместной   деятельности   воспитателя   и   детей, деятельности, прогулке;   самостоятельной  на   занятиях   по   рисованию,   лепке,   конструированию,   физической культуре и других;  точное   выполнение   распорядка   дня   способствовало   качественной организации сенсорной деятельности малышей;  использование стимулирующих приемов на предстоящую деятельность (показ ярких, динамичных игрушек, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек);  введение новой игры «Разбери пирамидку», «Собери матрёшку» и т.д., нового   действия   (купание   куклы,   укладывание   куклы   спать   и   т.д.) способствуют успешному созданию установки на действие. В   развитии   ребенка   раннего   возраста   ведущая   роль   принадлежит взрослому.   Педагоги   данного   дошкольного   учреждения   обеспечивают   все условия,   необходимые   для   развития   и   оптимального   состояния   здоровья малыша.   Общаясь   с   ним,   несут   тепло,   ласку,   ту   информацию,   которая соответствует   возрастным   особенностям   ребенка,   его   интересам   и потребностям.  Организация   деятельности   по   сенсорному   воспитанию   опирается   на личностно ориентированный подход. Суть его в том, чтобы увидеть в каждом ребенке уникальную и талантливую личность.  Особое   внимание   при   организации   образовательного   процесса уделялось комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях. В подтверждение правильности нашей работы, самую высокуюоценку мы получали от детей, когда они восклицали «Ура – получилось!», «Как солнышко!», «Настоящий колобок!» Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте. Отдельные ощущения,   полученные   от   предмета,   суммируются   в   целостное   его восприятие.   Успешность   сенсорного   воспитания   в   значительной   степени зависит от того, как формируется процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия,   совершенствуются   различного   рода   действия   с   предметами   и орудиями. Педагоги   учат   детей   перцептивным   (обследовательским)   действиям, которые обеспечивают успешность достижения цели – предметного действия. Перцептивные   действия   –   это   выделение   объекта   из   фона,   анализ   его признаков, свойств (цвета, формы, величины), сравнение предметов или их частей   между   собой   по   этим   свойствам,   соотношение   с   эталонами. Учитывая   отмеченные   особенности,   педагоги   выстраивают   работу   по сенсорному воспитанию поэтапно. І   этап.  Использование   приема   наложения   предметов   друг   на   друга, сопоставленных   их   по   размеру,   цвету,   форме.   Воспитатели   учат   детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него   ладони   сверху,   округляя   их   и   невольно   уподобляя   форме   предмета. Другие   игрушки,   имеющие   грани,   дети   захватывают   уже   по­другому.   Они обхватывают   их   сбоку,   кончики   пальцев   фиксируют   грани,   испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки. ІІ   этап.  Использование   приема   обследования   предметов.   Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что   позволяет   детям   размещать   элементы   мозаики   в   гнездах   панели, накладывать   детали   строительных   наборов   друг   на   друга,   точновоздействовать   орудием   на   другой   предмет.   Положение   руки   при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно­тактильно   кинестетических   связей.   При   этом   возникает   как   бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз. ІІІ   этап.  Использование   приема   на   выделение   отдельных   свойств   и сравнение   предметов   по   указанному   признаку,   установление   связи   между ними.   Дети   вместе   с   воспитателями   начинают   устанавливать   причинную зависимость   наблюдаемых   ими   явлений:   если   не   закрыть   плотно   часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут  со   стержня.  Происходит  развитие  процессов   обобщения,  на  основе которого   формируются   понятия.   Дети   начинают   выделять   и   обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные. IV  этап.  Использование   экспериментирования   в   предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к   своим   действиям   –   они   настойчиво   добиваются   результата,   стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. Воспитатели, работающие в группах раннего возраста, продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или   признаки   между   собой.   Дети   начинают   устанавливать   связь   между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия. V  этап. Использование в работе с малышами орудийных действий. В обучении детей орудийным действием выделяют три стадии:  дети воспринимают орудие как продолжение руки и действуют им как рукой; понимают   смысл   и   последовательность   отдельных   составляющих орудийных действий;  полностью овладевают техникой выполнения орудийного действия. Так,   действия   с   кубиками   постепенно   превращаются   в   конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить. Действия   с   предметами­орудиями   (расческой,   мылом,   салфеткой   и   др.) переносятся в другие виды деятельности. Качественные изменения в образовательный процесс сенсорного воспитания вносит интеграция.

Посмотрите также