«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»
Оценка 5

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
22.02.2019
«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»
Данный материал разработан для учителей, преподающих уроки изобразительного искусства в школах для неслышащих детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предмет «Изобразительное искусство» развивает у детей с недостатками слуха эстетическое восприятие окружающего мира, развивает творческие способности, приобщает к искусству .
статья ИЗО.doc
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение  «Специальная коррекционная школа – интернат» г. Куйбышев  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА РАБОТЫ Использование музыки на уроках тематического рисования Реферат по курсу повышения квалификации  «Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО» Выполнил:   Билинзон Любовь Анатольевна, учитель изобразительного искусства и черчения «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа­интернат  для обучающихся, воспитанников с                                                                ограниченными возможностями здоровья»  Форма обучения – дистанционная  Научный руководитель:  к.п.н.,  профессор НГИ, профессор РАЕ  Мандель Борис Рувимович 1 Новосибирск 2016 г. Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение 2 Изобразительное   искусство   занимает   важное   место   в   обучении   и воспитании   обучающихся,   так   как   обладает   большими   возможностями   их многостороннего развития.                 В  школе   для   неслышащих   значимость   предмета  «Изобразительное искусство»   определяется   большими   возможностями   их   компенсаторного развития   познавательной,   эмоциональной   и   волевой,   двигательной   сфер деятельности учащихся, формирования их речи, совершенствования слухо – зрительного восприятия и общения, а также их положительных личностных качеств. Занятия   изобразительным   искусством   –   важное   средство   развития личности   неслышащего   школьника. Изобразительное   искусство   в   школе осваивается   детьми   через   творческую   деятельность   (рисование,   лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно­творческие способности и интересы учащихся.    Дети с нарушениями слуха отличаются эмоциональной неразвитостью,   имеют   ограниченный   круг   общения,   узкий   кругозор. Целенаправленное   руководство   изобразительной   деятельностью   глухих   и слабослышащих   обучающихся,   при   котором   учитываются   особенности развития   процессов   познания,   формирования   речи,   существенно   обогащает психику учащихся, способствует компенсаторному развитию.  Требования   ФГОС   внесли   свои   изменения   в   процесс   обучения   в коррекционной   школе.  Главная   особенность   современного   этапа   развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной). ФГОС второго поколения декларирует большие   возможности   для   реализации   творческого   потенциала   учителей изобразительного   искусства,   но   и   повышает   требования   к   качеству образования. 3 Особенности изобразительной деятельности обучающихся с нарушениями слуха Исследования   русских   и   зарубежных   учёных   показывают,   что познавательная деятельность и речь детей с нарушениями слуха формируются своеобразно   и   замедленно   по   сравнению   с   развитием   этих   процессов     у нормально слышащих детей того же возраста. Это своеобразие отражается и на изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей. Отмечается, что дети с недостатками слуха при восприятии объекта вычленяют   и   сохраняют   в   памяти   меньше   признаков,   чем   слышащие.   В рисунках по памяти это проявляется в том, что они воспроизводят заметно меньше   деталей   даже   в   хорошо   знакомых   им   объектах,   причём   часто упускают характерные, важные части в конструкциях объекта (например, шею и уши – в изображении человека). При   изображении   с   натуры   они   чаще   руководствуются   не наблюдениями,   а   стереотипным   способом   изображения   данного   предмета, усвоенного ранее (например, яблоко всегда круглое с листочком на ножке). Глухие   и   слабослышащие   учащиеся   начальной   школы   дольше задерживаются   на   плоскостном   изображении   объёмных   предметов,   чем   их слышащие сверстники. Наибольшее затруднение у неслышащих вызывает рисование на темы. Отсутствие   у   учащихся   полных   и   точных   представлений   о   предметах   и явлениях окружающего мира, слабое развитие мысленных операций (анализа, синтеза,   сравнения,   абстракции,   обобщения,   конкретизации),   отсутствие оречевления   своей   изобразительной   деятельности   объясняют   отсутствие единения   объектов   по   смыслу   в   композиции     в   соответствии   с   замыслом, бедность разработки сюжета. 4 Значение изобразительной деятельности для развития детей с недостатками слуха Значимость   предмета   «Изобразительное   искусство»,   посредством обучения которому в основном решается проблема эстетического воспитания, приобщения глухих и слабослышащих детей к искусству через развитие их творческих   художественных   способностей,   определяется   ещё   и   большими возможностями изобразительной деятельности для развития познавательной сферы   неслышащих,   формирования   их   речи   и   её   слухо   –   зрительного восприятия. Уроки   изобразительного   искусства   способствуют   формированию   у обучающихся   полных   и   точных   представлений   о   предметах   и   явлениях окружающего мира. Дети   не   только   воспроизводят   увиденное,   но   на   основе   полученных представлений о предметах и явлениях реального мира создают в рисунке, в живописной работе, в лепной композиции, в аппликации новые, оригинальные произведения.   Это   осуществляется   благодаря   деятельности   воображения, основу которого составляет умение оперировать в уме представлениями и преобразовывать их. В   изобразительной   деятельности   успешно   развиваются   также зрительная   и   двигательная   память,   совершенствуется   их   взаимодействие, потому   что   в   процессе   изображения   важно   не   только   воспринять,   но   и овладеть   умениями   проводить   всевозможные   штрихи   и   линии   в   разных направлениях,   работать   кистью   и   т.д.,   но   и   научиться   согласованно воспроизводить   рукой   то,   что   увидел   глазами.   Важно   также   запечатлеть представления о предмете и способе его изображения. Также   на   уроках   изобразительного   искусства   имеется   возможность формирования и совершенствования у обучающихся словесной речи, её слухо –  зрительного  восприятия.  Дети  знакомятся  с  названиями  художественных 5 материалов   и   принадлежностей,   запоминают   названия   изображаемых предметов,   их   частей,   названия   практических   действий,   связанных   с   обозначающие изобразительной   деятельностью, мыслительные операции, признаки предметов, касающиеся их цвета, фактуры,   запоминают   слова, материала, состояния и т.д. Наряду с работой по усвоению значений тех или иных слов или  понятий, на уроках уделяется внимание и совершенствованию  произносительной стороны речи.          Использование музыки на уроках тематического рисования В эстетическом воспитании учащихся с недостатками слуха принимает участие   весь   коллектив   специальной   школы.   Особая   роль   принадлежит учителям изобразительного искусства и музыкально – ритмических занятий.     Считаю,   что   уроки     изобразительного   искусства   и   музыкальной ритмики   как   нельзя   более   плотно   и   гармонично   дополняют   друг   друга, обладают большими компенсаторными возможностями развития и воспитания неслышащих.   Ведь   в   основном   посредством   обучения   этим   предметам решается проблема  приобщения глухих и слабослышащих детей к искусству, развития их творческих способностей, познавательной сферы, формирования и совершенствования их речи, её восприятия, развития нарушенной слуховой функции,   а   в   целом   способствуют   гармоничному   формированию   личности неслышащих учащихся, их нравственных и эстетических качеств.   Может ли ребёнок, имеющий нарушения слуха, воспринимать музыку? Возможно   ли   с   помощью   специального   обучения   развивать   у   него необходимые для этого навыки? Современные слуховые аппараты позволяют максимально   задействовать   остаточный   слух   при   обучении   неслышащего ребёнка,   научить   его   эмоционально   откликаться   на   музыкальное произведение.   Нужно   помнить,   что   дети,   имеющие   остаточный   слух,   как правило,   не   умеют   им   пользоваться,   но   в   процессе   занятий   овладевают 6 первоначальными приёмами восприятия музыкальных звуков.     Воздействие музыки на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.     Первый   аспект   –  физиологический,  связан   с  исследованиями   И.М. Догеля,   И.М.   Соловьёва,   И.Р.   Тарханова   и   др.,   которые   выявили положительное влияние музыки на различные системы человека.        Второй   аспект   –   психологический.   Музыка,   воздействуя   на эмоционально­личностную   сферу   ребёнка, познавательных, психических, коммуникативных нарушений неслышащих.   выполняет   коррекцию                       Третий   аспект   –   педагогический.   Посредством   музыки воспитывается   у   ребёнка   способность   эстетически   воспринимать действительность   и   приобретать   социальный   опыт   для   творческой, созидательной жизнедеятельности.    Музыка  помогает   устанавливать   контакт   межу  детьми  и педагогом, внутри   детского   коллектива,   что   особенно   важно   в   начальных   классах. Музыка формирует слуховое внимание детей, развивает остаточный слух. Использовать   музыкальные   произведения   на   уроках   изобразительного искусства   можно   в   разных   вариантах.   Например,   учащиеся   при   изучении раздела   программы   «Древние   корни   народного   искусства»   выполняют творческие задания под русскую народную музыку; при изучении искусства Древней   Греции,   Древнего   Египта   можно   обратиться   к   музыкальному наследию   этих   стран;   рисование   по   замыслу   обучающиеся   выполняют   под подобранное   учителем   музыкальное   сопровождение;   выполнение   эскизов костюмов, декораций к прослушанным  музыкально – ритмических занятиях музыкальным сказкам и балетам (С. Прокофьев «Петя и волк», Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», балет П.Чайковского «Щелкунчик» и др.); можно   предложить   задание   учащимся   класса   под   руководством   учителя музыкально   –   ритмических   занятий   подобрать   к   произведениям изобразительного   искусства,   объединённым   по   какой   –   либо   теме 7 музыкальное   сопровождение;   приготовить   мультимедийную   презентацию,   с использованием музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.                   При работе над развитием у обучающихся эмоционального восприятия цвета: использование в работе цветовых тонов, вызывающих радостное или грустное настроение (тема «Нам весело. Нам грустно.»), педагог предлагает учащимся   во   время   прослушивания   музыки,   (например,   П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» или Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел»)   выбрать   из   предложенных   цветов,   цветовую   гамму, соответствующую   определённому   настроению,   поработать   на   палитре, подбирая нужные оттенки. Далее учащиеся делают вывод цвета какой гаммы (тёплой   или   холодной)   нужно   использовать   для   передачи   грустного, радостного   настроения.     Затем   можно   предложить   ученикам   выполнить коллективную   работу   по   теме.   Предварительно   дети   под   руководством педагога обсуждают сюжет, композицию рисунка, выбирают цветовые гаммы, составляют план работы.                При выполнении творческого задания на тему «Осеннее настроение» педагог   составляет   в   электронном   виде   подборку   репродукций   картин   в следующем порядке электронном виде подборку репродукций картин в таком порядке:   1.   И.Остроухов   «Золотая   осень»,   2.   И.Левитан   «Золотая   осень», 3.Г.Мясоедов «Осеннее утро», 4. Л.Бродская «Осенние поля», 5. И.Левитан «Золотая   осень.   Слободка»,   6.   И.   Бродский   «Опавшие   листья»,   7. И.Остроухов   «Осенний   пейзаж»,   8.   И.Лапин   «В   конце   октября»,   9. М.Абакумов   «Улетают»,   10.   М.Абакумов   «Идут   золотые   дожди»,   11.   «Октябрь   в   Арзамасе»,   12.   Е.Волков   «Октябрь»,   13.   В. В.Полотнов   Бялыницкий  –  Бируля  «Задумчивые   дни  осени», 14.  А.Куинджи  «Осенняя распутица», 15. М.Нестеров «Абрамцево», 16. В.Поленов «Ранний снег», 17. 8 Е.Волков   «Ранний   снег».   На   слайды   с   репродукциями   наложена   музыка П.Чайковского   «Октябрь».   Настроение   каждого   произведения   живописи соответствует     музыкальному   настроению:   радостное,   бодрое,   грустное, печальное, унылое; смену мажорного и минорного звучания мелодии. Педагог сопоставляет  изображение состояния природы художником с  передачей его композитором.   Обращает   внимание   учащихся   на   цветовую   гамму, используемую   мастерами   живописи   в   картинах   с   изображением   золотой   и поздней осени, использование ими оттенков цвета, цветовых сочетаний при передаче   настроения.   Далее   учащиеся   выполняют   творческое   задание   под музыкальные   пьесы   «Осень»   П.Чайковского   (сборник   «Времена   года»).   К следующему   уроку   можно   поручить   ученикам   вместе   с   воспитателем   или учителем   музыкально   –   ритмических   занятий   подобрать   музыку   к   своему рисунку и рассказать одноклассникам какое настроение хотел автор передать в своей работе, объяснить выбор цветовой гаммы. Заключение               Использование   музыки     на   уроках   изобразительного   искусства   в коррекционной   школе     помогает   педагогу   научить   неслышащих   детей   не стандартно мыслить, реализовывать свой творческий потенциал, расширить их представления   об   окружающем   мире,   сопоставлять   и   анализировать произведения   разных   видов   искусства,   делать   выводы,   ориентироваться   в «электронной среде», приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять её. 9 Литература Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего Федеральный   Закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от   29 Приказ  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №  декабря 2012 г. № 273 – ФЗ;   1897   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта основного общего образования»;   образования    1 М.: «Просвещение»,  2005.   вида. М.: «Просвещение», 2006.  Программы специальных (коррекционных) учреждений 1 вида. Сборник № Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II Аранова   С.В.   Обучение   изобразительному   искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.; «КАРО», 2004;  Белик Рау М.Ю. изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха.  М.: «Просвещение»,  1989.   преподавания в начальной школе.  М.: «Просвещение»,   2002.  Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его  10 11

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»

«Организация обучения ИЗО в рамках ФГОС ООО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019