Организация проектной деятельности по изучению городского ландшафта во внеурочное время

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня в школах, изучение малой Родины, а, именно: своего края, города, поселка больше связано с его историей. Однако все природные объекты, которые находятся вокруг нас, непосредственно связаны с деятельностью человека. Это касается и городского ландшафта. Школьники обращают мало внимания на природу своего города, считают, что от них не зависит ее сохранение. Однако городской ландшафт является несомненно ценным объектом изучения и дает огромные возможности для его познания. В данной статье предлагается применение проектной деятельности для учащихся 8-х классов во внеурочное время. Результатом такой деятельности становится оформленный стенд о городском ландшафте, который в дальнейшем в кабинете географии привлечет внимание других учащихся.
Иконка файла материала Проектная деятельность во внеурочное время.docx
Организация проектной деятельности по изучению городского ландшафта во внеурочное время Разработала:  Жуковская И.Е., к.п.н. учитель географии МБОУ "Школа № 5"  г. Дзержинска  АктуальностьВ   ХХI  веке   кардинальные   изменения   в   направлениях,   целях   и содержании   образования   связываются   с   его   ориентацией   на   идеологию устойчивого развития, предполагающую гармонизацию отношений человека и природы, их «сотворчество». Современное образование, выступая «ключевым фактором   перемен»   в   деле   устойчивого   развития,   характеризуется экологической   направленностью,   приоритетностью   развития   творческой личности,   способной   изучать   и   решать   экологические   проблемы,   жить   в гармонии   с   окружающей   социоприродной   средой   (С.Н.   Глазачев,   А.Н. Захлебный,   Н.С.   Касимов,   Н.М.   Мамедов,   И.Н.   Пономарева,   О.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина). В   этой   связи   в   содержание   образования   важно   включить   объекты реального   жизненного   мира,   которые   материализуют   негативные (деструктивные) или позитивные (сотворческие) результаты взаимодействия человека и природы. К подобным объектам относится городской ландшафт, который,  с  одной   стороны,  можно   рассматривать   как  «крайнее   выражение преобразованного человеком природного комплекса» (В.В. Покшишевский), а с   другой,   как   образец   устойчивого   природопользования,   «доминант ноосферы» (Б.Б. Родоман). В географических исследованиях Ф.М. Баканиной, Ю.А. Веденина, О.В. Глебовой,   Е.Ю.   Колбовского,   Б.И.   Кочурова,   В.А.   Николаева,   В.С. Преображенского,   Б.Б.   Родомана,   В.М.   Смирновой,   Ю.Г.   Тютюнника подчеркивается   важность   изучения   городского   ландшафта,   как геоэкосистемы, в которой природа, человек и результаты его деятельности сосуществуют как взаимосвязанные компоненты. Актуальностью   его   изучения   также   служит   мнение   большинства школьников,   для   которых   характерно   отчуждение   от   природы   города, социальная   апатия.   Учащиеся   считают,   что   от   них   ничего   не   зависит. Педагогическая ценность городского ландшафта заключается в том, что он 2является   ближайшим   окружением,   которое   можно   узнавать,   изучать   и преобразовывать. В   этой   связи   школьный   курс   «География   России»   в   8   классе   имеет больше   возможностей   для   изучения   городского   ландшафта.   Однако   его содержание по рассмотрению проблемы взаимодействия человека и природы на   локальном   уровне образовательная   программа  фрагментарно.   Характерно   также   то,   что  А.И.   Алексеева   «Полярная   звезда»  не располагают   временем   на   дополнительное   изучение   данного   объекта. Поэтому,   с   нашей   точки   зрения,   значительным   потенциалом   изучения городского   ландшафта,   его   экологических   проблем   обладает   внеурочная деятельность.  Она   призвана   формировать   условия   для   наиболее   полного удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей обучающихся и выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности. В   процессе   внеурочной   деятельности   неисчерпаемы   возможности   создания ситуации   успеха   для   каждого   ребенка.   Это   благотворно   сказывается   на обучении и воспитании детей.  В соответствии с вышеизложенным сложилась мотивация для создания наглядной   информации   о   природе   и   хозяйстве   г.Дзержинска,   его экологических проблемах. Был дан старт проекту "Дзержинск ­ география моей малой Родины". Цель   проекта:   создание   стендовой   познавательно­деятельностной информации о городском ландшафте Дзержинска. Задачи: 1. Углубление знаний учащихся о городском ландшафте, их осознание. 2. Развитие продуктивной самостоятельности и творческой активности при создании стендов о природном разнообразии и экологических проблемах г. Дзержинска. 33. Формирование ценностного отношения к городскому ландшафту как уникальной геоэкосистеме. Теоретическое обоснование реализации идей ОУР Причиной   появления   образования   в   интересах   устойчивого   развития является осознание необходимости изменений в образовательной парадигме для дальнейшего обеспечения устойчивого развития общества, экономики и окружающей   среды.   Таким   образом,   его   целями   обозначаются:   учиться мыслить,   учиться   делать,   учиться   быть   самостоятельным,   учиться   жить   и работать вместе. Данные цели характеризуют и проектную технологию, которая является одной   из   приоритетных   в   реализации   идей   образования   для   устойчивого развития. ФГОС   нового   поколения   также   акцентирует   внимание   на   проектной деятельности   как   эффективном   методе,   развивающем   умения   учащихся самостоятельно   добывать   новые   знания,   работать   с   информацией,   делать выводы   и   умозаключении,   осуществлять   совместную   деятельность,   а, соответственно,   способствующем   формированию   универсальных   учебных действий. Осуществление проекта "Дзержинск ­ география моей малой Родины" предполагает   опору   на   коэволюционные   ценности.   Поэтому   главной   идеей проекта является осознание обучающимися себя как части единого целого, как   субъектами   деятельности   в   городском   ландшафте,   способными преодолеть   утилитарно­потребительское   отношение   к   нему,   и   жить   в гармонии и созидании с окружающей социо­природной средой. Проект является долгосрочным и рассчитан на один год. По   количеству   участников   ­   групповой.   Участники   проекта   ­ обучающиеся 8 класса, сформированные на группы. По доминирующей деятельности  ­ исследовательский. 4Практическая часть Проект "Дзержинск ­ география моей малой Родины" включает в себя следующие   этапы:   подготовительный,   планирование,   реализация   проекта, презентация, осмысление и оценка. Этап 1. Подготовительный  Цель этапа ­ собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию   поддержать   (или   тактично для   обсуждения   выдвинутых   идей; cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение. Тема (что мы будем делать?).  Цели (для чего мы это будем делать?)  Задачи проекта (как мы это будем делать?)  Проектный продукт (что должно получиться в результате?) Метод   «Мозговой   штурм»  способствует   принятию   всех   взглядов   и временному   отказу   от   оценки   и   критики   чужих   идей.   Приветствуется свободный   полёт   фантазии,   разрешается   высказывать   любые,   даже фантастические   идеи.   Идей   должно   быть   много:   каждого   участника обсуждения   просят   представить   максимально   возможное   количество   идей; нужно   стремиться   развивать   чужие   идеи,   достраивать,   улучшать, комбинировать элементы разных идей; необходимо записывать все идеи. Таким образом, под руководством учителя выбрана тема, цели и задачи проекта и ее конечный продукт. Решено, что необходимо изучить городской ландшафт по всем его природным компонентам, хозяйственную деятельность в нем и экологические проблемы. Для этого учащиеся выбрали конечным продуктом стенды, отражающие следующие разделы: "Природное разнообразие городского ландшафта", "Я в 5городском   ландшафте",   "Население   и   хозяйство   г.Дзержинска", "Экологические проблемы   городского ландшафта", "Все в моих руках". На данных   стендах   будет   отражаться   не   только   информация,   но   даваться различные   задания   для   других   учащихся.   Так,   при   отображении климатических особенностей г.Дзержинска рядом будет прикреплен "Дневник погоды", который могут заполнять учащиеся других классов каждый день. Особенно это характерно для учащихся 6­х классов, у которых по программе запланировано заполнение дневника как практическая деятельность. Особое внимание было уделено стендам "Я в городском ландшафте" и "Все в моих руках".   Ребята решили, что необходимы фотографии, рисунки или   иная   информация,   отображающая   деятельность   учащихся   на   фоне природных объектов. Стенд "Все в моих руках" создается с целью отзывов и предложений по решению экологических проблемы, предложению посещения объектов   городского   ландшафта   и   освещению   деятельности   в   городском ландшафте. Этап 2. Планирование  Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.  Ученики   разбиваются   на   группы,   распределяют   роли   в   группе, определяют   форму   презентации   проектного   продукта,   делят   работу   на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Вопрос­Ответ.  На   данном   этапе   перед   каждым   учащимся   ставятся вопросы.   Всё   ли   у   тебя   есть,   чтобы   проделать   эти   шаги   (информация, оборудование   и   прочее   для   проведения   исследований,   материалы   для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)?  На данном этапе составляется развёрнутый план работы (см. Табл. 1).  6Лист планирования п/п Содержание работы Срок Место и время Ответственный выполнения проведения совместных обсуждений Таблица 1 Необходимо отметить, что каждая группа будет работать в параллель изучению   компонентов   географической   оболочки   на   уроках.   Так,   пока изучается геологическая история и рельеф России, во внеурочное время будет работать группа по сбору и отображению информации о тектонике и рельефе г.Дзержинска.   Точно   также   будут   работать   группы   по   изучению климатических   особенностей,   водных   ресурсов   и   почвы   городского ландшафта. Этап 3. Реализация проекта  Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию   проекта.   Учитель   оказывает   помощь   в   поиске   и   обработке информации,   проводит   индивидуальные   и   групповые   консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков. Во   время   реализации   третьего   этапа   проекта   учащиеся   собирают информацию   через   СМИ,   нас   сайтах   Интернета,   проводятся   экскурсии   на местность,   организуются   встречи   с   работниками   государственного предприятия   "Противокарстовой   и   береговой   защиты",   комплексной 7лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды, сотрудниками краеведческого музея, местными художниками, фотографами, писателями и поэтами,   отображающими   в   своем   творчестве   природу   города   и   его окрестностей. Этап 4. Презентация проекта  Основная   задача   ­   представить   одноклассникам   результаты   своей работы. В рамках этого этапа проходит устная защита своей части проекта с применением презентации. Учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своей работы. Этап 5. Осмысление и оценка проекта  Главная   цель   этапа   ­   анализ   самими   учащимися   стадий   подготовки проекта и его презентации. Перед учащимися ставятся следующие вопросы: Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?  Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?  Что было самым трудным в работе над проектом?  Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?  Что нуждается в доработке?  Чего вы до сих пор не понимаете?  В чем вы стали более уверенны?  Что было наиболее значительным из того, что вы узнали? При   поддержке   учителя   происходит   разбор   проделанной   работы, происходит   оценка   вклада   групп   учащихся   и   их   отдельных   участников, выявляются слабые стороны проекта. 8Проект   считается   законченным,   когда   вся   информация   на   стендах сформирована и  отредактирована,  полностью оформлен  в  кабинете  уголок малой Родины. Выводы В   результате   реализации   проекта   учащиеся   не   только   включаются   в деятельность по оформлению стендов, они пропускают всю информацию о городском   ландшафте   и   его   проблемах   через   себя,   ощущая   себя   частью единого целого. В процессе раскрывается ценностное отношение к ландшафту своей маленькой Родины. Таким   образом,   по   окончанию   проекта   в   соответствии   с   требования ФГОС   второго   поколения   учащиеся   должны   показать   личностные, метапредметные и предметные результаты. Достижение  личностных   результатов  проходит   через  личностное развитие: 1. воспитание   патриотизма,   любви   и   уважения   к   своему   городу   ­ малой Родине, чувства гордости за него; осознание своей принадлежности; воспитание чувства долга перед Родиной; 2. формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; 94. формирование   познавательной   и   информационной   культуры,   в том   числе   развитие   навыков   самостоятельной   работы   с   информацией,   доступными   инструментами   и   техническими   средствами книгами, информационных технологий; 5. формирование   толерантности   как   нормы   сознательного   и доброжелательного отношения к другому человеку; 6. освоение   социальных   норм   и   правил   поведения   в   группах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;   формирование   основ   социально­критического   мышления; участие в жизни городского ландшафте; 7. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного   и   ответственного   отношения   к   собственным   поступкам   в городском ландшафте; 8. формирование   коммуникативной     компетентности в   учебно­исследовательской, образовательной,   общественно   полезной, творческой и других видах деятельности; 9. формирование   основ   экологического   сознания   на   основе признания   ценности   жизни   во   всех   ее   проявлениях   и   необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего города, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения   городского   ландшафта являются следующие УУД, составляющие основу умения учиться: Познавательные УУД: 1. формирование   и   развитие   посредством   географических   знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; 2. умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,сохранение,передачу и презентацию с помощью технических средств. 103. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; 4. умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; 5. умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, 6. устанавливать причинно­следственные связи и делать выводы; 7. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; 8. формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение применять его на практике; Коммуникативные УУД: 1. самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) 2. умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   для   выражения своих мыслей и потребностей; 3. умение   работать   в   группе   –   эффективно   сотрудничать   и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего   решения   в   совместной   деятельности,   слушать   партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; Регулятивные УУД: 1. способность к самостоятельному приобретению новых   знаний и практических умений; 2. умение управлять своей познавательной деятельностью; 3. умение   организовывать   свою   деятельность,   определять   её   цели   и задачи; 4. выбирать средства обучения и применять их на практике; 115. оценивать достигнутые результаты своего обучения. 6. умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата,  корректировать   свои  действия  в  соответствии   с  изменяющейся ситуацией; 7. владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметными   результатами  изучения   городского   ландшафта являются: 1. формирование   представлений   о   городском   ландшафте   как геоэкосистеме, его значимости для решения современных практических задач, в   том   числе   задачи   охраны   окружающей   среды   и   рационального природопользования; 2. формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном городском ландшафте  и адекватной ориентации в нем; 3. формирование   представлений   и   основополагающих   теоретических знаний о компонентах городского ландшафта, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах; 4. овладение   элементарными   практическими   умениями   использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик   компонентов   географической   среды,   в   том   числе   ее экологических параметров; 5. овладение основами картографической грамотности; 6. овладение   основными   навыками   нахождения,   использования   и презентации географической информации; 7. формирование   умений   и   навыков   использования   разнообразных географических   знаний   в   повседневной   жизни   для   объяснения   и   оценки различных явлений и процессов в городском ландшафте; 128. создание   основы   для   формирования   интереса   к   дальнейшему расширению   и   углублению   эколого­географических   знаний   о   городском ландшафте. Список литературы 1. Винокурова,   Методологические   основы   формирования экологической   культуры   школьников   на   основе   идей   экоразвития   /   Н.Ф.   Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, О.Е. Ефимова // Образование и наука. ­ 2016. ­ № 5. ­ С. 33­40. 2. Жуковская,   И.Е.   Формирование   опыта   творческой   деятельности учащихся   при   изучении   экологии   городского   ландшафта   в   условиях дополнительного географического образования: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. ­ Н.Новгород, 2006. ­ 91 с. 3. Корякина,   перспективы:     Н.И.   Школа   устойчивого   развития:   проблемы   и доступа:   Режим   [Электронная   статья].   ­ http://bulletin.sustainabledevelopment.ru/Bulletin_67_2014/13 4. Мазуров,   Л.Ю.   Образование   для   устойчивого   развития:   глобальный цивилизационный проект и интересы России: [Электронная статья]. ­ Режим доступа:http://www.geogr.msu.ru/science/projects/ ross_swed/vladimir_2010.php 5. Мамедов,   Н.М.   Феномен   культуры   устойчивого   развития   в образовании  XXI  века / Н.М. Мамедов, Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова // Вестник Мининского университета. ­ 2015. ­ № 2. 136. Николина,   В.В.   Метод   проектов   в   географическом   образовании   // География в школе. ­ 2002. ­ № 6. 7. Родоман, Б.Б. Ландшафт и экологическое воспитание // география. ­ 1996.­ № 5, № 7. 8. Социальное   проектирование.   ­   Н.Новгород:   Изд­во   ООО "Педагогические технологии", 2006. ­ 96 с. 9. Сочава, В.Б. Введение в учение о геосистемах. ­ Новосибирск: Наука, 1978. 10. Технология   проектов   в   профессиональной   деятельности   педагога: монография / Авт.­сост. Н.П. Несговорова. ­ Курган: КГУ, 2013. ­ 316 с. 11. Тютюнник   Ю.Г.   Концепция   городского   ландшафта   //   География   и природные ресурсы. ­ 1990. ­ № 2. 14