В методической разработке описаны традиционные и нетрадиционные методы работы методиста с педагогами, задачи, критерии методической работы, описана система методической работы с педагогическими кадрами. Также даны в табличном варианте: оказание помощи начинающему педагогу, консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, самообразование, тематический контроль, педсоветы и т.д.
Организация работы методиста с педагогами
Задачи методической работы:
1. Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован
творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
2. Повышение качества и эффективности воспитательнообразовательной работы с
детьми.
Система методической работы (мотивы, цели, задачи, содержание, методы и формы
работы, результаты) строится на основе анализа:
1. Достигнутых дошкольным учреждением результатов;
2. Результатов воспитательнообразовательного процесса в дошкольном учреждении и
имеющихся условий;
3. Интересов, потребностей и запросов коллектива;
4. Уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов;
5. Зрелости и сплочённости педагогического коллектива.
Важным становится вопрос оценки эффективности системы методической работы.
Можно использовать следующие критерии:
1. Критерий результативности системы методической работы: результаты развития
детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка за отведённое
время без перегрузки детей, т.е. выполняются и или превышают госстандарты в
обучении и воспитании детей.
2. Критерий рациональности затрат времени, сил педагогов на осуществление
методической работы: заметный рост мастерства педагогов, который происходит
при разумных затратах времени, усилий на эту деятельность и самообразование, без
перегрузки педагогов этими видами деятельности.
3. Критерий улучшения психологического микроклимата, роста творческой
активности педагогов. Их удовлетворённости результатами своего труда, развитие
педагогического опыта.
Планируя методическую работу с педагогами ДОУ по данному вопросу, можно
использовать известные, широко вошедшие в практику формы: групповые (педагогические
советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения,
творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим
темам, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации,
собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).
В литературе описаны следующие формы методической работы:
1. Открытый показ (с последующим обсуждением);
2. Семинарпрактикум (проводится для более глубокого изучения проблемы);
Подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов
работы);
3. Дискуссия (рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса);
4. Творческие микрогруппы (создаются добровольно, когда необходимо освоить
передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею);
5. Работа над единой методической темой (единая методическая тема должна
проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с
темами самообразования воспитателей);
6. «Круглый стол» (круговое размещение участников ставит всех в равное положение,
обеспечивает взаимодействие);
7. Брифинг (встреча, на которой излагается позиция по проблемному вопросу,
создаются 2 команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает);8. Эстафета педагогического мастерства (соревнование между несколькими
педагогами, где один начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и
вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги);
9. Творческая гостиная (взаимодействие педагогов в соответствии с их интересами и
предпочтениями в обстановке свободного, непринуждённого общения);
10. КВН (стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний,
умений, навыков);
11. Смотрконкурс(проверка профессиональных умений, навыков, педагогической
эрудиции, оценка творческих достижений педагога путём сравнения его
способностей с другими);
12. Музыкальный салон (одна их форм эстетического развития, духовного обогащения
педагогов, детей, родителей. Приём формирования благоприятного микроклимата в
коллективе);
13. Тематические выставки (представление наглядных материалов,
изделий,
литературы, являются содержательной формой обмена опытом педагогов);
14. Литературная газета (все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи,
делают рисунки).
Методическая работа с кадрами
Формы работы
Тема
Участники
Сроки проведения
Ответственный
Воспитатели В соответствии с
годовым планом
Методист
Воспитатели В соответствии с
годовым планом
Методист
1.Оказание
помощи:
анкетирование
Консультации
«Организация
театрализованной
деятельности с детьми
дошкольного возраста»
Цель: выявления
затруднений педагогов по
данному вопросу.
«Театрализованные игры
– средство речевого,
интеллектуального,
художественно
эстетического и
социального развития
дошкольников»;
Лекция – беседа
«Теоретические основы
развития театрализованной
деятельности».
«Знакомство с
вариативными
программами и
технологиями».
Дискуссия «Содержание
театрализованной
деятельности детей по
программе
М.А.Васильевой»,
практическое задание – в
виде схемы представитьВоспитатели В соответствии с
годовым планом
Методист
Семинар –
практикум
структурные компоненты
театрализованной игры как
процесса.
«Этапы и методы
театрализованной
деятельности».
1. Этапы подготовки и
проведения
театрализованной
деятельности.
2. Формы и методы работы
с детьми старшего
дошкольного возраста.
3. Практикум. Обучить
воспитателей
использованию этюдов и
упражнений как приёмов
создания выразительных
образов героев детьми.
Открытые
просмотры
«Игрыдраматизации во
второй половине дня в
разных возрастных
группах».
Воспитатели В соответствии с
годовым планом
Методист
Самообразование «Развитие речи
дошкольника в
театральной
деятельности».
Цель: расширить знания по
данному вопросу.
По выбору
педагогов
В течение года
Методист
2.Тематический
контроль
«Организация
театрализованной
деятельности с детьми
дошкольного возраста».
Воспитатели В соответствии с
годовым планом
Методист
3. Педсовет
«Роль театрализованных
игр в развитии речи детей
дошкольного возраста».
Все педагоги В соответствии с
годовым планом
Руководитель
Методист
4. Изучение,
обобщение,
распространение,
Изучить опыт работы
педагога…
Начать создание опыта
работы…
Методист
В течение года
Методиствнедрение
передового
педагогического
опыта.
5. Создание
условий
6.Формы работы с
семьёй
Внедрить опыт работы
воспитателя…
Методист
Методист
Методист
Воспитатели В течение года
Методист
Родители
Воспитатели
В течение года
Руководитель
Методист
Разработать рекомендации
по организация
театрализованной
деятельности с
дошкольниками;
разработать перспективное
планирование по играм
драматизации;
подобрать методическую
литературу по данной
проблеме;
пополнить театральные
уголки.
Анкетирование;
Оформление наглядной
агитации
«Театрализованные игры
средство речевого
развития ребёнка –
дошкольника».
Открытый показ
театрализованных игр.
7.Формы работы
со школой и
др.организациями
Круглый стол «Развитие
речи в детском саду и
школе – взаимосвязь и
преемственность»
Воспитатели,
учителя
начальных
классов.
8.Другие формы
работы
Смотр конкурс
театральных уголков.
Большое
театрализованное
представление
сотрудников, детей,
родителей
Воспитатели
Воспитатели,
родители,
дети.
В соответствии с
годовым планом
Методист
Завуч начальных
классов
В соответствии с
годовым планом
Методист