Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
математика
3 кл
03.08.2018
Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключениеСамостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы.
Василяка.docx
Тема: Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала Именно   самостоятельная   работа   важнейшее   условие   саморегуляции   личности,   ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика ­ главный путь воспитания самостоятельности.   Многолетний   опыт   школы   ­   лучшее   тому   доказательство.   Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений   и   навыков,   поэтому   начинать   эту   работу   надо   в   начальных   классах.   Если   это упустить,   то   делать   эту   работу   в   средних   и   старших   классах   будет   уже   поздно. Самостоятельная   работа   служит   эффективным   средством   формирования   личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной работы. Самостоятельная   работа   ­   это   такая   познавательная   учебная   деятельность,   когда последовательность   мышления   ученика,   его   умственные   и   практические   операции   и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают   работоспособность,   внимание,   дисциплинируют   учащихся.   Учителю   на уроках   математики   необходимо   опираться   на   самостоятельную   работу   учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение. Самостоятельная работа ­ это метод, который очень помогает учителю для выяснения  способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть  такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы  ее выполнение, проверка, исправление ошибок. Все шире и шире входит самостоятельная работа в практику школы, различные ее виды. Учителя   стремятся   вооружить   учащихся   соответствующими   умениями,   используя   для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и домашние занятия. Основные признаки самостоятельной работы на уроках математики ­ это наличие задания учителя,   самостоятельность   учащихся,   руководство   учителя,   выполнение   задания   без непосредственного участия педагога, активность и усилие       учащихся,       специальное время    для    выполнения    задания. Как метод обучения с/р. чаще применяется на уроках и дома с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают её   эффективность   и   при   достижении   других   целей.   Материал,   доступный   для самостоятельного   изучения   дети   могут   усвоить   на   уроке.   С/р.   используются   с   целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль  в организации  самостоятельной  деятельности  играют технические средства и оборудование. На уроках математики могут использоваться такие технические средства,   как   учебные   пособия   (счетный   материал,   геометрические   фигуры   и   т.   д.), сборники задач и упражнений, учебник. Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство организации с/р. на уроках математики обладает большими формирующими возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р. Педагогическая   ценность   с/р.   зависит   и   от   того,   каким   образом   организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного   процесса,   способы   взаимодействия   учителя   и   учащихся,   самих   школьников между собой. В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать   планы   уроков,   определять   содержание   и   место   с/р.,   формы   и   методы   её организации. Только в этом случае с/р. будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения. В   с/р.   детей   большое   место   занимает   репродуктивная   деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти   одинаковый   уровень   развития.   Меру   сложности   мы   определяем,   учитывая   вид предстоящей   работы,   характер   заданий,   сформированность   умений,   необходимых   для выполнения. Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий. Поэтому учителю необходимо совершенствовать качества детей. Для этого важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до   конца,   снять   напряжение   и   усталость,   так   как   произвольное   внимание   детей   этого возраста   не   устойчиво.   Минутный   отдых,   переключение   внимания   вызывают эмоциональный   подъем,   активизируют   мышление,   позволяя   вновь   сосредоточиться   на выполнении задания. Для   самостоятельной   деятельности   на   уроках   математики   характерными   являются действия самоконтроля ­ одна из важнейших форм саморегуляции ученика. Опыт Ш. А. Амонашвили   показывает,   что   их   необходимо   формировать   уже   в   младшем   школьном возрасте.   С/р.,   включая   и   уроки   математики,   используется   с   целью   повторения, систематизации и проверки знаний. В связи с этим можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики: ­предварительные работы,  подготавливающие  к  изучению  новых знаний; ­ работы, организуемые с целью изучения нового материала; ­работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний; ­работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; ­обобщающие с/р.; ­проверочные Самостоятельная работа включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительский и проверочный. На  подготовительном  этапе с/р большое значение приобретает  инструктаж,  который проводится учителем в устной, письменной или наглядной форме. В ходе инструктажа разъясняются   цель   и   значение   предстоящей   с/р.   Подготовительный   этап   знакомства   с учебным   заданием   состоит   в   том,   что   ученик   читает   или   перечитывает   задание, рассматривает или составляет модель, анализирует условие. Проанализировав   условие   и   составив   план   действий,   ученик   переходит   ко   второму, исполнительскому  этапу ­ выполнению самого задания. Проверку выполненной работы выделяют в отдельный  проверочный  этап, который заключается в том, что ученик по собственной инициативе проверяет выполненное задание и оценивает его с точки зрения правильности выполнения, т.е. осуществляет контроль и самооценку. Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят анализ и поиск способов осуществления   задания,   планирование,   выполнение,   проверка   и   оценка   выполненной работы. Различают предварительный, текущий и заключительный виды самоконтроля. Предварительный самоконтроль проводится учениками до начала выполнения задания для того, чтобы убедиться в правильности избранных ориентиров: понимание цели, учебной задачи, требований учителя. Текущий  самоконтроль  осуществляется   в   процессе   решения   учебной   задачи,   т.е.   на исполнительском этапе самостоятельной деятельности. Характерными действиями этого вида   являются   слежение,   сравнение   промежуточных   результатов   с   заданным   эталоном, фиксация расходуемого времени и др. Заключительный самоконтроль осуществляется после выполнения с/р. Кроме того, для самопроверки   часто   выделяется   специальное   время.   Для   этого   могут   использоваться доска, экранные средства, дидактические материалы, различные игровые ситуации. Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от   цели,   сложности   заданий,   уровня   сформированности   учебной   деятельности   и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для   индивидуальной   с/р.   учителем   должны   быть   подготовлены   специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности. Главное   преимущество   фронтальных   работ   заключается   в   том,   что   здесь   возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству.   Промежуточные   и   конечные   результаты   могут   успешно   обсуждаться всеми   учащимися,   подвергаться   взаимному   контролю.   Это   оказывает   существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильной педагогической инструментовке фронтальные с/р. на уроках математики   имеют   большое   воспитательное   значение.   Фронтальная   форма   организации самостоятельной   деятельности   наиболее   целесообразна,   когда   учащиеся   приступают   к изучению  темы, тогда важно  создать  определенный настрой,  вызывать интерес  к новой теме.   Также   важна   и   полезна   она   на   начальном   этапе   формирования   умений,   когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению   с   индивидуальной   и   групповой   позволяет   учителю   легче   решать   некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в   задачнике   или   учебнике.   Что   вызывает   неудовлетворенность   учителя   в   организации фронтальной работы?  Прежде  всего, усредненность её  содержания.  Предлагая задания, учитель   ориентируется   на   «среднего   ученика».     Трудно   определить   единое   время, поскольку   каждый   работает   своим   темпом.   Для   нерадивых   учеников   появляется   шанс списать результаты у соседа. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен   проявить   при   этом   максимум   усилий,   ответственности,   рассчитывая   на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении  трудностей.  Под  индивидуальной  с/р.  следует  понимать  такую, которая предусматривает   выполнение   индивидуализированных   заданий   и   исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать   добровольно.   Этот   подход   ­   примечательная   черта   демократизации   обучения. Организация индивидуальной с/р в условиях классно­урочной системы вызывает серьезные затруднения у педагогов. Нелегко выявить индивидуальные особенности каждого. Много времени отнимает предварительная разработка заданий. Если работа в классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного материала. В   последние   годы   заметное   распространение   в   школах   получила   групповая   форма организации   с/р.   Чем   же   она   привлекает   педагогов?   Прежде   всего,   благоприятными условиями   для   сотрудничества   самих   учащихся,   для   коллективного   взаимодействия. Работа в группе ­ это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся ­ работа в парах постоянного состава. В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в то же время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника. Домашняя   с/р.   по   математике   содействует   вооружению   учащихся   умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника.  Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений (решение примеров, задач), систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений (составление примеров на изученный прием вычисления,   составление   задач   и   т.   п.),подготовка   учащихся   к   работе,   которая   будет проводиться   на   предстоящем   уроке.   Домашние   задания   могут   быть   индивидуальные   и групповые, когда группа учащихся выполняет какое­то задание. Объем домашнего задания не должен быть слишком большим. В данное время учителя придают особую значимость организация с/р на уроке с помощью  разноуровневых заданий. Учитель выполняет на доске запись: 1.Знаешь, как решить,  решай. 2.Решил, приступай к выполнению следующего уровня. У каждого ученика на парте лежит карточка с заданиями трех уровней и сигнальный кубик. Три грани кубика раскрашены в красный, синий и желтый цвета. На других трех гранях записаны цифры 1,2,3. все ученики находятся в одинаковых условиях. Учитель дает задание   решить   задачу   первого   уровня.   Ученики   читают   ее.   Если   ребенок   понял,   как решить, то ставит кубик зеленой гранью к учителю, что говорит: «Я могу сам». Кубик, повернутый красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом, учитель получает информацию   о   деятельности   всего   класса.   Учеников,   которые   испытывают   трудности, учитель приглашает за отдельный стол или к доске и работает с ним индивидуально. При этом учитель ограничивается минимальными пояснениями. Одновременно учитель следит за работой остальных учеников. В это время появляются сигналы желтого цвета, которые говорят об окончании работы над заданием первого уровня. Использование сигнальных кубиков   дает   учителю   возможность   видеть   работы   всех   учащихся   и   оказывать незамедленную помощь нуждающимся. Выполнение заданий второго и третьего уровней влияет на развитие умственных способностей учащихся и на формирование умения решать задачи.    После того как ученики повернут кубик гранью с цифрой 1 (что говорит о выполнении ими   задания   первого   уровня),   решение   задачи   обсуждается   и   проверяется.   Далее   все ученики читают задание второго уровня, и в классе появляются сигналы с цифрой 2 (их меньше).   Дети,   выполнившие   задание,   предлагают   свои   решения,   а   в   их   обсуждении принимает весь класс. Аналогично проверяется выполнение заданий 3 уровня. Такая   организация   с/р   способствует   повышению   познавательного   интереса   учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У учеников возникает естественное желание самостоятельно понять все предложенные задания. Выполнение более сложного задания становится целью каждого ученика. Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения. 1. Чтобы   они   имели   знания   и   умения,   которыми   потребуется   самостоятельно пользоваться. 2. Каждый   новый   для   них   вид   работы   они   сначала   осваивают   при непосредственном   участии   учителя,   который   их   обучает   соответствующим приемам и порядку действий. 3. Работа,   не   требующая   никакого   умственного   напряжения   от   учащихся,   не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения. 4. Задание   должно   даваться   так,   чтобы   учащиеся   восприняли   его   как   свою собственную   познавательную   или   практическую   цель   и   активно   стремились   к лучшим успехам. 5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой­либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания. Каждому   человеку   необходимо   уметь   самостоятельно   приобретать   знания,   овладевать умениями, применять их в жизни. Существуют требования к самостоятельной работе: 1. обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной  работы; 2. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями; 3. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью. Обучение в школе строится на основе принципа тесной связи с жизнью, а вся учебно­ воспитательная работа направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание   у   детей   самостоятельности,   активности,   инициативы.   Отсюда   следует,   что должны   быть   созданы   такие   условия,   при   которых   обеспечивалась   бы   возможность активной   роли   детей   в   процессе   обучения,   систематического   упражнения   детей   в самостоятельном   приобретении   и   применении   ранее   полученных   знаний   к   решению разнообразных учебных и практических задач. Любой урок ­ это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует,   хотя   определенный   алгоритм   его   организации   имеется,   однако   остается   и место для импровизации.

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении математического материала
Скачать файл