Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Оценка 4.7

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Оценка 4.7
Лекции
doc
математика
1 кл—4 кл
05.10.2019
Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
В лекции описана «потребность в преобразовании воспитательно-образовательной системы: акцент должен быть смещён в сторону воспитания творческого отношения к делу, умения решать новые задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями», организация деятельности младших школьников, всецело направленная на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Проблемы по формированию опыта творческой деятельности учащихся указывают на необходимость включения школьников в учебно-исследовательскую деятельность, которая является и способом освоения действительности, и средством организации учебного процесса. Приведены примеры нескольких задач-исследований, которые позволят учителю оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность младших школьников.
Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.doc
Организация учебно ­ исследовательской деятельности  младших школьников на уроках математики.            В современном мире общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека недостаточно отражается в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является  одной из главных целей системы образования. Огромная роль в формировании творческой личности учащихся принадлежит школьному обучению и воспитанию. Школа должна как  можно раньше выявлять качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех  школьников, обращая внимание и на то, что дети рождаются с разными задатками.             Пристальное внимание учёных, методистов и учителей к проблеме детского  творчества, развития креативного потенциала школьников связывают с успешной  адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Сегодня созрела  «потребность в преобразовании воспитательно­образовательной системы: акцент должен  быть смещён в сторону воспитания творческого отношения к делу, умения решать новые  задачи, справляться с тяжелейшими кризисными ситуациями». Однообразие, шаблонное  повторение одних и тех же действий в учебной деятельности влечет за собой потерю  интереса к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять  способность к творчеству. Большую роль в решении этой проблемы играет математика,  так как именно здесь наиболее полно развиваются мыслительные и интеллектуальные  операции, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся.            Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников  означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное  открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится  именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка. Проблемы по  формированию опыта творческой деятельности учащихся указывают на необходимость  включения школьников в учебно­исследовательскую деятельность, которая является и  способом освоения действительности, и средством организации учебного процесса. Активное использование в организации образовательного процесса исследовательской  деятельности младших школьников «…даёт возможность развития у учащихся  важнейшего инструмента оперативного освоения действительности­возможности  осваивать не только суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях  стремительного увеличения совокупных знаний человечества».            Учебно­ исследовательская деятельность младших школьников должна  выполнять ряд объективных педагогических требований: 1) учитывать возрастные психолого­педагогические особенности мыслительной  деятельности; 2) основываться на базовом стандарте и служить основой для углубления и получения  новых знаний; 3) способствовать формированию научного мышления, которое отличается  системностью, гибкостью, креативностью; 4) содействовать формированию научного мировоззрения; 5) стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала  учащихся.           Большим подспорьем в работе учителя по организации творческой учебно­ исследовательской деятельности младших школьников на уроке могут стать нестандартные занятия­исследования числовых закономерностей. Работая с числовыми  закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают  ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного  решения. Помимо этого у учащихся формируются навыки анализа полученной  информации. Подобные задания могут быть использованы учителем для развития  активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников на любом  этапе урока: при изложении нового материала, закреплении и повторении. Их можно  удачно использовать в ходе проведения устного счёта, когда каждый школьник должен  проявить самостоятельность суждений, смекалку, скорость вычислительных навыков,  суметь установить причинно­следственные связи и перенести имеющиеся знания в новую  учебную ситуацию. Более того, подобные задания становятся личностно­значимыми,  стимулируют в каждом ученике стремление дойти до конца, добраться до истины,  предложив собственный вариант решения учебной задачи. Позволяют каждому школьнику почувствовать себя учёным­первооткрывателем, что, несомненно, способствует  эмоциональному подъёму на уроке.           В качестве примера рассмотрим несколько задач­исследований, которые позволят  учителю оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного  фронтального опроса на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность  младших школьников. ИССЛЕДОВАНИЕ СУММЫ    . Даны выражения: 42+6                           35+6                                             27+3 46+20                         36+50                                           23+70 ­Что можно сказать об этих выражениях? ­Найдите значения сумм данных выражений. ­Запишите все двузначные числа из равенств. ­На какие группы их можно разделить? (чётные и нечётные). ­Можно ли выделить ещё одну группу чисел? (числа, обозначающие круглые десятки). ­Составьте равенства и неравенства из чисел 20, 50, 70. ­Расположите чётные числа без круглых десятков в порядке возрастания и определите  закономерность. (36, 42, 46, 48­ числа расположены в порядке возрастания на 6, 4 и 2). ­Можно ли продолжить этот числовой ряд по этой закономерности? (Вправо продолжить  ряд нельзя, а влево­ можно, уменьшая числа на 8, 10, 12 и т.д.). ­Продолжите. (6, 18, 28, 36, 42,48). ­Что можно сказать об этих числах? (Числовой ряд увеличился на три числа. Число 6, в  отличие от других чисел,­ однозначное). ­Найдите пары чисел, при сложении которых не будет перехода через десяток.          Ученики записывают равенства. ­Найдите пары чисел, при сложении которых в результате получаются круглые числа. ­Найдите пары чисел, при сложении которых необходимо выполнить сложение с  переходом через десяток. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗНОСТИ. Даны выражения: 71­17                               43­34                                        84­48 91­19                               64­46                                         ­Что можно сказать об этих выражениях? ­Найдите значения этих выражений. ­Что интересного вы заметили? (Значения разностей делятся на 9). ­Расположите значения разностей в порядке возрастания. ­Что интересного вы заметили? (Невозможно подобрать двузначные числа, записанные  одинаковыми цифрами так, чтобы значения их разности было бы равно 81). ­Определите, в каких случаях значение разности чисел, записанных одинаковыми  числами, будет наименьшим, т.е. равным 9. Что интересного заметили? (Значение  разности будет равно 9 в том случае, если уменьшаемое и вычитаемое записаны цифрами,  обозначающими числа, которые в числовом ряду расположены рядом и отличаются на  одну единицу). ­Запишите выражения так, чтобы количество десятков в уменьшаемых было одинаковым).         Ученики записывают столбики равенств. 91­19=72                            81­18=63                                   71­17=54 92­29=63                            82­28=54                                   72­27=45     и  т.д. По результатам действий делают выводы: 1) значение разности, равное 9, есть во всех столбиках, рваное 72­ в одном случае (91­ 19), 2) с уменьшением количества десятков в уменьшаемом уменьшается и количество  значений разности.             С помощью учителя школьники могут прийти к следующему выводу: « Мы  сможем назвать не результат, а подсказку, которая укажет на количество десятков в  значении разности. Например: 81 ­ 18. Для записи чисел 81 и 18 использованы цифры 8  и 1. Расположим соответствующие им однозначные числа 1 и 8 на числовом ряду­  между ними располагаются 6 чисел. Именно столько десятков будет в результате  вычитания чисел 81 и 18. Проверим: 81­18=63». Учитель предлагает проверить данное наблюдение на других числах.            Результаты задач­исследований свидетельствуют о том, что школьники  достаточно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои  руки, предлагая выполнить новые задания. Это позволяет учителю перейти от мало­ эффективной фронтальной работы к индивидуальной творческой учебно­ исследовательской деятельности, которая способствует выработке следующих знаний  и умений:  самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности,  классифицировать. сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные  явления, закономерности,  проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы,  устанавливать причинно­следственные связи и отношения,  рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом  зрения,  применять научные методы исследования,  находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее  рациональный,  рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера,  а также работы товарищей.

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Организация учебно - исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2019