МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Конспект урока музыки в 4 классе на тему:
«Оркестр русских народных инструментов»
Разработала:
учитель музыки высшей категории
Гоголева Римма Викторовна
с. Нижний Суэтук, 2020 г.
Учебный предмет: музыка.
Тема: оркестр русских народных инструментов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии.
Форма: урок-путешествие.
Музыкальный репертуар: Г. В. Свиридов «Тройка», р.н.п «На горе-то калина».
Оборудование: баян, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод размышлений о музыке.
Учебно-материальная база:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2015.
4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.
6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс. М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническая база: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, музыкальные инструменты.
Планируемые результаты:
Предметные:
ü узнают историю возникновения оркестра;
ü называют инструменты оркестра и определяют на слух звучание народных инструментов;
ü классифицируют группы народных инструментов.
Метапредметные:
ü осуществляют осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
ü осуществляют продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
ü владеют навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки;
ü ставят и принимают учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки;
ü контролируют собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
ü проявляют способность к саморегуляции.
Личностные:
ü осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора;
ü проявят эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки. Традиционно наш урок, мы начнем с распевания. ( канон «Пойду ль я, выйду ль я»)
- Что необычное заметили вы, когда вошли в класс? На что обратили внимание? (инструменты)
- Какие из этих инструментов вам знакомы, назовите их. Назовите, одним словом эти инструменты. (народные)
- Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов? (в оркестре).
- Что такое оркестр? (группа людей, играющих на разных инструментах).
- Какие виды оркестров вы знаете? (симфонический, орк. русс, нар. инстр, духовой).
- В состав какого оркестра входят эти инструменты? (оркестра русских народных инструментов).
- Какая тема нашего урока? (оркестр русских народных инструментов)
Слайд№1. (тема)
- Что мы будем делать на уроке? Какие умения нам понадобятся на уроке? (слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская или народная музыка, определять состав исполнителей, исполнять произведение).
- Какие задачи вы поставите на урок?
- О чем бы вы хотели узнать на уроке? Что мы не знаем об оркестре русских народных инструментов?
Слайд №2.(задачи)
- Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну.
Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Итак, поехали. Чтобы мы в дороге не скучали, нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся, когда будет звучать музыка? (размышлять о произведении)
Слайд №3. (тройка)
«Тройка» Г. Свиридов (вступление).
1 группа: определите состав исполнителей.
2 группа: определите музыку композиторскую, народную.
3 Группа: опишите характер произведения.
4 Группа: назовите инструменты, звучащие в произведении.
Слайд№4. (портрет Свиридова)
Слайд №5. (замок)
- Вот мы с вами и подъехали к замку. Но, его двери закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.
(если все ответы у детей правильные, группа получает скрипичный ключ по 2 загадки каждой группы).
Слайд№6.
1 группа:
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких... (ложках)
(Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.)
Слайд№7.
2 группа:
По описанию, определите нар. инстр. (балалайка)
(струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.
Слайд№8.
3 группа:
Аудиозапись... (жалейка) стих о жалейке.
Слайд№9.
4 группа:
Инструмент
у музыканта –
Он у нас не без таланта!
Как на кнопки нажимает,
Громко музыка играет.
Кажется: звучит орган,
Хоть в руках простой –... (баян)
- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – собрать разрезанные картинки. (раздаю разрезанные картинки каждой группе).
- Какие инструменты вы собрали? Назовите их.
- На сколько групп мы можем разделить наши инструменты? (на 4).
- Как одним словом мы можем назвать вашу группу, если у вас бубен, домра, свирель, гармонь? (ударные, струнные, духовые, клавишно-духовые).
Новое умение «Определять группу народных инструментов».
Слайд№10(струнные)
Слайд№11(духовые)
Слайд№12(ударные)
Слайд№13(клавишно-духовые)
Молодцы ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок. А для того, чтобы узнать, кто нас встречает, вы должны прочитать текст и ответить на вопросы.
Слайд№14. (андреев)
- Наше путешествие продолжается.
Слайд№15.
- Где мы с вами находимся? (Из замка мы попали на сельский праздник).
- Что вы видите на картине?
- Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?
Для того чтобы озвучить нашу картину, мы с вами выучим народную песню «На горе-то калина».
Слайд№16
Какие нам понадобятся умения? «Исполнять произведение», «Игра на инструментах»
- Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.
Исполнение песни «На горе-то калина»
- Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?
- Молодцы! Я тоже вами довольна!
- Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги.
Рефлексия.
1. Определить какой звучит музыкальный инструмент? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками)
· Красный цвет – клавишно-духовые,
· Желтый цвет – струнные,
· Синий цвет – духовые.
· Оранжевый цвет – ударные.
(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)
Сколько верных ответов столь плюсов.
Слайд№17, Слайд№18, Слайд№19, Слайд№20, Слайд№21, слайд№22.
(сколько правильных ответов, столько и жетонов получает каждая группа)
Слайд№23 (правильные ответы)
2. Определять группы народных инструментов.
Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:
№ |
струнные |
духовые |
клавишно-духовые |
ударные |
1. |
балалайка |
свирель |
трещотка |
ложки |
2. |
бубен |
жалейка |
баян |
бубен |
З. |
домра |
гусли |
гармонь |
домра |
Выставление оценок:
Максимальное кол-во баллов 13.
от «10» и более + =оценка «5»
менее «10»+ =оценка «4»
Домашнее задание: нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.