ввести понятие основного свойства дроби; учить применять основное свойство дроби; формировать навык нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел; воспитывать аккуратность.Сегодня мы познакомимся с основным свойством дроби и научимся его применять. А знаете, в каком веке в русском языке появилось слово «дробь»?
Основное свойство дроби
Цели: ввести понятие основного свойства дроби; учить применять
основное свойство дроби; формировать навык нахождения
наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного чисел;
воспитывать аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
1. Ознакомить учащихся с результатами контрольной работы.
2. Решить задания, в которых допущено наибольшее количество
ошибок.
III. Устный счет
1. Прочитайте числа:
(Дробь, числитель которой а, а знаменатель с.)
— Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
— Что показывает знаменатель дроби? (На сколько равных частей
разделили целое.)
— Что показывает числитель дроби? (Сколько таких равных частей
взяли.)
2.
Переведите
дроби
в
неправильную
дробь:
— На какие группы можно разделить данные числа? (Дробные —
обыкновенные и десятичные дроби; натуральные; число нуль.)3. Расскажите, как получаются дроби:
(Целое разделили на 10 равных частей и взяли 7 таких частей; целое
раздели на b равных частей и взяли а таких частей.)
— Какие значения могут принимать а и b? (а — любое натуральное
число или нуль, b — любое натуральное число.)
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня мы познакомимся с основным свойством дроби и
научимся его применять. А знаете, в каком веке в русском языке
появилось слово «дробь»? (В VIII веке.)
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа (устно).
— Найдите наибольший общий делитель числителя и знаменателя
дробей:
— Давайте вспомним, когда и как возникают дроби. У людей с
древних времен появилась необходимость измерять время, расстояния,
площади, углы и другие величины. Потребность в более точном
измерении привела к тому, что используемые единицы измерения
стали делить на части. А это привело к появлению дробей.
Дроби образуются:
1) в результате деления предмета (единицы или целого) на равные
части;
2) при измерении величин, когда единица измерения не
укладывается целое число раз в измеряемом объекте;
3) при делении натуральных чисел.
2. Работа над новой темой.
— Прочитайте в учебнике на стр. 34 § 8.
— На сколько равных частей разделили круг сначала? (На 4 части.)— Сколько частей закрасили? (3 части.)
— На сколько равных частей потом разделили четвертую часть
круга? (На 5 частей.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 20
частей.)
— Сколько частей в трех закрашенных четвертях круга? (9 частей.)
— Прочитайте основное свойство дроби.
— Запишем в тетрадь:
где с — натуральное число;
где d — натуральное число и d — общий делитель а и b.
Определение. Равные дроби — различные обозначения одного и того
же числа:
— Приведите примеры равных дробей. (Записать на доске.)
3. Работа с учебником.
— Прочитайте текст в учебнике на стр. 35 под рубрикой «Говори
правильно».
— Прочитайте равенство двух дробей, записанных на доске, разными
способами.
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
1. № 233 (1) стр. 37 (у доски и в тетрадях).
— Прочитайте задачу. Зная расстояние и скорость, что можно найти?
(Время.)— Зная весь путь и расстояние, которое прошли до привала, что
можно найти? (Путь, который пройдут школьники после привала.)
— Зная расстояние, которое проедут школьники со скоростью 15,3
км/ч, что можно найти? (Время на путь после привала.)
— Как найти, сколько времени школьники были в походе? (Сложить
время до привала, время после привала и время, затраченное на
привал.)
Решение:
1) 48,6 : 12,15 = 4 (ч) — было в пути до привала.
2) 79,2 — 48,6 = 30,6 (км) — проехали после привала.
3) 30,6 : 15,3 = 2 (ч) — были в пути после привала.
4) 4 + 2,5 + 2 = 8,5 (ч) — были в походе.
(Ответ: 8,5 ч.)
2. Решите устно задачу.
Торт разрезали на 8 равных частей. Одну из них разрезали еще на 2
равные части. Какую часть пирога составляет одна маленькая часть?
(1/16.)
VIII. Закрепление изученного материала
1. № 211 стр. 35 (устно).
Можно разобрать решение по вопросам вместе с учителем, а можно
дать возможность учащимся самостоятельно объяснить, почему дроби
равные.
Разбор по вопросам учителя:
— Что обозначает дробь 3/5? (Целое или круг разделили на 5 равных
частей и взяли 3 такие части.)
— На сколько равных частей мы потом разделили пятую часть круга?
(На 3 части.)
— На сколько частей оказался разделенным весь круг? (На 15
частей.)
— Сколько частей в 3 взятых пятых круга? (9 частей.)
Развернутый ответ учащихся:Мы круг раздел или на 5 равных частей и закрасили 3 такие части,
затем каждую пятую часть круга мы разделили еще на 3 равные части.
Тогда весь круг оказался разделенным на 5 · 3 = 15 частей, а в трех
пятых круга будет 3 · 3 = 9 таких частей, поэтому
2. Практическая работа.
№ 215 стр. 36 (на доске и в тетрадях).
— Что такое координатный луч?
— Какой вывод можно сделать? (Равные дроби на координатном
луче изображаются одной и той же точкой.)
— Прочитайте равенство дробей разными способами.
— Назовите наименьшее и наибольшее из чисел.
3. № 216 стр. 36 (самостоятельно с последующей проверкой, в это
время один ученик работает на обратной стороне доски).
— Что можете сказать об этих дробях? (Они равные.)
— Почему? (Мы использовали основное свойство дроби.)
— Как из данных дробей получить равные им дроби? (Умножить или
разделить числитель и знаменатель на одно и то же натуральное
число.)
— Чем мы воспользовались? (Основным свойством дроби.)
IX. Самостоятельная работа (с последующей проверкой)
а) № 214 стр. 36 (ученики работают цветными карандашами).
Проверка:
— Что обозначают дроби 3/4 и 6/8? (Целое или отрезок разделили на
4 равные части и взяли 3 такие части и второй отрезок такой же длины
разделили на 8 равных частей и взяли 6 таких частей.)
— Что можете сказать о цветных частях данных отрезков? (Равны.)
— Что можете сказать о данных дробях? (Дроби равны.)
— Какой вывод можно сделать? (Равные дроби изображаются
равными отрезками.)б) № 217 стр. 36.
— Что применяли при решении? (Основное свойство дроби.)
X. Закрепление изученного материала
1. Не выполняя вычислений, объясните, почему возведение в
квадрат выполнено неверно:
а) 732 = 499; б) 262 = 9006; в) 542 = 2508; г) 1052 = 1025.
Решение:
Выполним прикидку:
а) 702 = 4900 , 499 < 4900;
б) 302 = 900, 900 < 9006;
в) 42 = 16, а в числе 2508 последняя цифра 8;
г) 1002 = 10 000, 1025 < 10 000.
2. № 230 (а) стр. 37 (самостоятельно с последующей самопроверкой).
Лучше записывать в виде произведения степеней.
— Что значит разложить число на простые множители?
Решение:
3. Устно найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее
кратное чисел: 50 и 60; 15 и 45; 3 и 15; 5 и 11; 6 и 8; 15 и 12.
XI. Подведение итогов урока
— Сформулируйте основное свойство дроби.
— Чем являются равные дроби? (Различными записями одного и того
же числа).
Домашнее заданиеУчебник, стр. 35 № 207 стр. 33, № 221 (а, б) стр. 36, № 239 (а), 240 (а,
в), 241 (а) стр. 38.