Основные понятия и группы движений классического танца

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий.
Иконка файла материала Классический танец.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА НА ТЕМУ:

« ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ГРУППЫ ДВИЖЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза
2022

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                 3
1 Основные понятия классического танца                                                          4
2 Группы движений в классическом танце                                                         9
Заключение                                                                                                           17
Список используемых источников                                                                     18

 


 

Введение

 

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий.

Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время.

Актуальность данной контрольной работы продиктована необходимостью понимания педагогами-хореографами важности понимания основных понятий и групп движений классического танца.

Объектом исследования является хореографическая терминология.

Предметов исследования – основные группы движений в классическом танце.

 Цель контрольной работы рассмотреть основные понятия и группы движений, особенности их методики исполнения и виды, с точки зрения важной составляющей экзерсиса у станка и на середине зала.

Задачи данной работы:

·        изучение терминологии классического танца;

·        определить и рассмотреть основные группы движений в классическом танце


·         

1 Основные понятия классического танца

 

Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Позиции ног les bonnes positions (выворотные), являются основными для классического танца. Есть les fausser positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения, применяемые при изучении исторического танца.

Пять позиций ног общеизвестны: I — обе ступни, повернутые совершенно выворотно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию; II — ступни также на одной линии, но между пятками — расстояние величиной в длину одной ступни; III — ступни соприкасаются (выворотно) пятками, которые заходят одна за другую до полуступни; IV — аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями — расстояние маленького шага; V — ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги.

Позиции рук. Французская школа пользовались 7 позициями рук, исполняемыми в закругленном (arrondi) и удлиненном (allonge) виде. Агриппина Ваганова же предложила 3 позиции рук и подготовительное положение к ним.

Позиции рук исходят из четырех направлений:

1.  подготовительное положение рук – несколько согнутые руки опущены вниз, локти в стороны, мизинцы слегка касаются бедер впереди. Кисти округлены, ладони обращены кверху. Расстояние между кончиками пальцев 10- 15 см;

2.  1-я позиция – округленные руки, немного согнутые в локтях, подняты вперед до уровня диафрагмы. Округленные кисти ладонями обращены к туловищу. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см;

 

3.  2- я позиция – округленные руки подняты в стороны, несколько ниже уровня плеч, локти несколько согнуты. Кисти рук округлены, ладони обращены вперед-внутрь;

4.  3-я позиция – округленные руки подняты вверх-вперед, локти слегка согнуты. Кисти несколько округлены, ладони обращены книзу. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см.

Epaulement – первая черта будущего артистизма, которая вносится в упражнения начинающего и ребенка.

В классическом танце встречаются различные положения фигуры: прямо (en face), в полуоборота (epaulement), спиной и в профиль к зрителю. Наиболее широко в танце применяются положение epaulement и en face.

Epaulement – положение фигуры в полуоборот к зрителю по диагонали. Оно тесно связано с понятиями croise и efface, которые рассматриваются с маленькими и большими позами.

В переводе croise означает – скрещивание. Поза croise  бывает вперед и назад.

Если в V позиции правая нога находится впереди, корпус повернут правым плечом вперед, голова направо, левая рука в III позиции, а правая в II позиции, это основное положение epaulement crоise. Но руки и голову можно комбинировать различно.

В позе effacee, в противоположность croisee, нога открыта и вся фигура развернута.

Встать в V позицию левая нога впереди, корпус повернут правым плечом вперед, голова направо, левая рука на II позиции, а правая на III позиции, голова направо. Это – основная поза. Но возможны и другие комбинации.

Ecartеe – поза классического танца, развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги.

Ecartee назад. Стоя на правой ноге, отвести левую на developpe на 90° в направлении точки 6 нашего плана.

Ecartee вперед. Направление ноги в точку 8 (рис. 1, о), поза — гордая, осанистая. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении.

Говоря об epaulement, т. е. о поворотах плеч в ту или иную сторону, надо не забывать, что направление головы в позах croisee, effacee, ecartee играет доминирующую роль, являясь составной его частью.

Arabesque – поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. Виды: 1-й arabesque (назывался также ouverte, alongee). Тело опирается на одну ногу, другая, вытянутая и прямая, отделяется от пола и простирается назад на высоту не менее 90°. 2-й arabesque. Корпус и ноги в том же положении, как и в 1-м, но вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге. Другая отведена назад настолько, что видна позади корпуса. Голова обращена к зрителю. 3-й arabesque. Этот arabesque обращен лицом к зрителю. Нога на croise назад на 90°. Корпус наклонен вперед, схвачен в спине. Вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой назад ноге, другая отведена в сторону. Лицо обращено к этой руке, взгляд как бы следит за ее движением. 4-й arabesque. Ноги в том же положении, как и в 3-м, но впереди рука, противоположная поднятой ноге, и корпус делает поворот, схваченный сильным выгибом спины. Другая рука видна из-за спины.

Cловом attitude обозначаются позы croisee или effacee на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении. В attitude полагается поднять вверх ту же руку, как и нога; другая рука на II позиции. Нога, отведенная назад, должна быть с хорошо убранным назад коленом, причем его нельзя ронять. Согнутая нога позволяет гнуться и корпусу, при поворотах движение красиво, легко, тогда как вытянутая прямая нога в arabesque гнуться не позволяет и затрудняет повороты.

Aplomb – устойчивость, один из основных элементов классического танца. Приобрести aplomb – овладеть устойчивостью в танцах – вопрос центрального значения для всякого танцовщика. Правильно поставленный корпус – основа для всех движений, особенно для поворотов и равновесий. Их правильное выполнение базируется на этой основе.

Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.

В тех случаях, когда требуется перегиб корпуса в сторону, назад, вперед, для устойчивости центр тяжести корпуса должен быть на опорной ноге, через которую проходит вертикальная ось тела. Равновесие удерживается благодаря правильному распределению центра тяжести корпуса на опорной ноге в сочетании с подтянутой спиной и бедрами.

Вырабатывать aplomb начинают у палки. Когда движения выполняются на середине, устойчивости содействует правильное положение рук.

Еn dehors и en dedans. Понятиями en dehors (наружу) и en dedans (внутрь) определяются вращательные движения ноги по кругу или вращения фигуры на полу или в воздухе вокруг своей вертикальной оси на одной или двух ногах, с продвижением или на месте. Таким образом, понятие en dehors и en dedans ложится в основу определений вращательных движений ног и фигуры по наружному и внутреннему кругу.

Понятием en dehors обозначается также выворотное положение ноги, принятое в классическом танце.

Выворотность – анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности.

Опорная нога – нога, на которую перенесен центр тяжести корпуса танцовщика, независимо от ее движения. Работающая нога - нога, освобожденная от тяжести тела и выполняющая движение на полу или в воздухе, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.

Работающая нога – нога, освобожденная от тяжести тела и выполняющая движение на полу или в воздухе, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.

Понятие опорной и рабочей руки употребляется при работе у станка. Рабочей считается та, что выполняет движение, а опорной, та, которой мы держимся за станок.

 

 


2 Группы движений в классическом танце

 

1группа: plie – общепринятое французское название для движения ног, которое обозначается словом «сгибание».

 Plie исполняется на пяти позициях; сначала оно делается в половинном размере – demi-plie, а затем переходят на grand plie, или большое приседание, но не раньше, чем будет хорошо усвоено demi-plie.

Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом танцевальном раз, ему нужно уделить совершенно особое внимание при исполнении экзерсиса.

 При изучении plie необходимо соблюдать следующие правила: распределять тяжесть тела не только равномерно на обе ноги, но и на обе ступни, то есть не налегая на переднюю часть ступни, что мы часто замечаем у учащихся, имеющих природный икс (генувальгум). Изучают plie, как весь экзерсис, у палки, держась за нее одной рукой.

2 группа: etendre – общепринятое французское название для движения ног, которое обозначается словом «вытягивать».

Battements tendus «вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением.

Battement tendu simple. Для первоначального изучения нужно делать этот battement с I позиции. Ноги в V позиции, правая впереди. Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку. То же движение делается в сторону II позиции и назад.

Battement frappe – «удар», короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе в положение на носок или книзу. Исходное положение правой ноги — на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied впереди и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол, причем акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки.

Battement fondu«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах. Из V позиции правая нога идет sur le cou-de-pied, левая делает одновременно demi-plie, соблюдая выворотность колена; затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одновременно с правой. Правая нога возвращается sur le cou-de-pied, и движение повторяется на II позицию и назад, причем в последнем случае нога проходит sur le cou-de-pied сзади.

Battements developpes«раскрывание». Из V позиции ступня вынимаемой правой ноги с вытянутыми пальцами скользит по левой ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении. Достигнув крайней точки (90°), нога опускается в V позицию. Когда ногу открывают назад, корпус слегка наклоняется вперед, так же как и при grand battement jete назад.

Rond de jambe par terre круговое движение носком по полу.

En dehorsкруговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты. Движение начинается с I позиции; нога проводится вперед так же, как в battement tendu, отсюда описывается носком дуга через II позицию назад до положения против I позиции, от этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с опущенной до земли пяткой и вытянутыми коленями.

En dedans – круговое движение к себе, круговое движение внутрь. Движение в обратном направлении. Нога выводится назад с I позиции и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил. Заканчивая движение, ногу ставят в V позицию вперед, в отличие от общего правила заканчивать упражнение в V позицию назад.

3 группа: relevе - общепринятое французское название для движения ног, которое обозначается словом «поднимать».

Temps releve — французское название движения, происходящее от глагола se relever (подняться), и это определяет его форму.

Petit temps releve. Стать в V позицию, правая нога впереди; сделать demi-plie, правая нога sur le cou-de-pied впереди приемом, правая рука согнута на I позиции, правая нога проходящим движением вперед без остановки отводится на II позицию на 45°; одновременно правая рука открывается на II позицию, левая нога одновременно поднимается на полупальцы.

Начиная это движение, нужно оставить верхнюю часть ноги неподвижной, сделать движение отведения ноги на II позицию только нижней частью (удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения. Назад petit temps releve делают таким же приемом, начиная sur le cou-de-pied сзади: делают ногой проходящее  движение назад, отведя ее на II позицию и удерживая верхнюю часть ноги от перемены положения.

Grand temps releve. Начало то же, как и для petit temps releve, но правая нога подогнута высоко, носком у колена, после demi-plie нога отбрасывается на II позицию на 90°, с той же сдержанностью мускулов верхней части ноги, что и при исполнении petit temps releve, и таким же проходящим движением без задержки на developpe вперед.

Rond de jambe en l'airкруг ногой в воздухе, круговое движение голенью наружу или внутрь.

En dehors. Из V позиции открыть правую ногу на II позицию на 45°, вытянув пальцы. Отсюда носок описывает овал (растянутый в сторону слева направо), начиная с задней его дуги. Когда колено сгибается и носок доводится до икры (отнюдь не под колено), он не должен заходить ни спереди, ни сзади за икру левой ноги. Тазобедренный сустав остается в неподвижном состоянии, верхняя часть ноги, от колена кверху, неподвижна.

En dedans. При движении en dedans нога начинает описывать овал с передней его дуги и, вразрез с общепринятым правилом, закончив движение, опускается на V позицию вперед.

4 группа: glisse - общепринятое французское название для движения ног, которое обозначается словом «скользить».

Это шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse в arabesque, повторенное несколько раз, - одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.

Pas glissade – скользящий прыжок с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперёд или назад. Служит подготовкой (preparation) для больших прыжков.

Glissade можно делать с переменой ног и, не меняя ноги. Этот последний прием применяется при первоначальном изучении.

Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, правая нога скользит на II позицию по полу вытянутым носком и достигает носком II позиции; за этим сейчас же, слитно, передать корпус направо на правую ногу, не отрывая ног от пола, и, скользнув левой ногой по полу, не задерживаясь, привести ее в V позицию назад, опускаясь на demi-plie. Это и есть главная особенность glissade: он начинается и кончается с plie. Последнее plie и способствует последующему прыжку, почему glissade является наилучшей подготовкой для прыжков, заменяя разбег.

5 группа: sautеr - общепринятое французское название для движения ног, которое обозначается словом «прыгать».

Это прыжок с двух ног на две с сохранением позиции в воздухе и приземлении. Разучивается в медленном темпе, проверяя позиции и момент возвращения после прыжка, позже исполняется в быстром темпе.

Changement de pieds. Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, оттолкнуться от пола, прыгнуть вверх, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени; опускаясь на пол, подменить ноги, левая будет впереди. Опускаться так же: сначала носком, затем пяткой, заканчивая движение demi-plie в V позицию. Прием вырабатывает мягкость и эластичность прыжка, устраняя всякую его жесткость.

Еchappe. Demi-plie в V позиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти на II позицию на demi-plie, строго соблюдая правило, указанное для plie на II позиции; возвращаясь обратно таким же прыжком, с вытянутыми пальцами и коленями, закончить в V позиции.

Soubresaut — прыжок с двух ног на обе ноги. Оттолкнуться от пола, отлететь вперед, не разжимая захваченных вместе ступней с вытянутыми пальцами. Корпус перед началом полета наклоняется вперед, а затем во  время полета сильно выгибается назад, так что ноги остаются позади. Чтобы получить правильную форму, надо соединять ноги не по всей длине, а крепко захватить нижние части ступней. Опуститься одновременно на обе ноги.

6 группа: elance – общепринятое французское название для движения ног, которое обозначается словом «бросать».

Battement tendu jete – «бросок», взмах в положение книзу. Как и battement tendu simple, сначала изучается с I позиции, То есть нога выбрасывается вперед и назад против I позиции, а затем против V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I или V позицию и продолжает движение. Французское обозначение этого battement jete (брошенный) — передает его характер.

Grand rond de jambe jete . En dehors. Обыкновенно на уроке этому rond de jambe предшествует rond de jambe par terre, и в нем заключается импульс для дальнейшего сильного броска ноги. Нога из IV позиции сзади с вытянутыми пальцами сильно бросается вперед, проходит I позицию, взлетает вперед в полусогнутом положении на 45°, вытягивается, описывая круг через II позицию назад на высоте 90° вращением в бедренном суставе, и возвращается в IV позицию. При хорошем исполнении корпус остается спокойным, незаметно сильное напряжение всех мускулов, удерживающих его, нога же — в напряженной работе от бедра до носка.

 En dedans. Движение в обратном направлении. Надо следить, чтобы нога, пройдя из IV позиции впереди через I позицию, аккуратно попадала бы назад в полусогнутое положение, крепко захваченная в верхней части, и оттуда проходила бы, делая круг, через II позицию вперед на высоте 90°, что дает силу и больший охват всему совершаемому кругу. Необходимо, чтобы нога при начале выбрасывания точно приходилась против I позиции, не заходя вперед при исполнении en dehors и назад – при исполнении en dedans.

Grands battements jetes. Исполняется, как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°. При этом корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий. Корпус останется спокойным, если нога будет работать самостоятельно, не вовлекая других мышц в движение. Рука, лежащая на палке, не должна менять своего положения с опущенным локтем, используя палку лишь как точку опоры.

Только когда grand battement jete делается назад, рекомендуется корпус наклонять слегка вперед и при возвращении в V позицию выпрямлять его, так как лишь при этом условии линия остается спокойной и нога работает правильно.

Grand battement jete point ѐ. Для начала делается grand battement jete, но нога не возвращается на место в V позицию, а опускается вытянутая в колене и подъеме на землю в положение, которое она занимает на крайней точке battement tendu simple. После легкого прикосновения к этой точке носком нога снова поднимается и так продолжает движение, лишь при последнем battement возвращаясь в V позицию. Корпус, конечно, и в этом battement остается тот же, что и в предыдущем.

Grand battement jete balance. Применяется в экзерсисе у палки. Для начала отвести ногу назад с вытянутыми пальцами; скользящим движением нога через I позицию выбрасывается вперед на 90°, и от сильного броска корпус отклоняется назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпус наклоняется вперед. Получается качание взад и вперед, причем корпус следует отклонять назад настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять своего места при наклонении и отклонении корпуса.

7 группа: tourne – общепринятое французское название, которое обозначается словом «поворачивать».

Тour – это старинное название, которое наиболее употребительно в хореографической литературе для обозначения поворота корпуса на одной ноге.

Начнем с самых простых поворотов на середине зала — с поворотов на двух ногах. En dehors. Из V позиции, правая нога впереди, сделать demi-plie и одновременно отвести правую ногу на II позицию вытянутыми пальцами в пол; подняться на полупальцы, одновременно подтянув правую ногу в V позицию назад, повернуться направо, выворачиваясь en dehors; заканчивая движение, вернуть правую ногу вперед в V позицию.

En dedans. Из той же позиции после demi-plie отвести на II позицию левую ногу, провести ее вперед на V позицию, одновременно поднимаясь на полупальцы. Затем поворот направо (en dedans) и вернуть правую ногу вперед при том же движении рук. Нужно следить, чтобы нога при этих поворотах не описывала ненужных дуг по полу, а возвращалась из II в V позицию по прямой линии.

Следующее упражнение – переход с одной ноги на другую, с поворотом на полупальцах по полкруга. Из V позиции, правая нога впереди, сделать demi-plie, degage правой ногой с вытянутыми пальцами в пол на II позицию, стать на нее на полупальцы и подтянуть к ней левую в V позицию назад с поворотом в полкруга en dedans, остановиться спиной, demi-plie, degage левой ногой на II позицию, подняться на левую ногу на полупальцы, подтянув правую в V позицию вперед с поворотом en dehors. Аналогичное движение – jete на полупальцах.

К tours относятся:   tour с preparation decacee, tour с iv позиции, tour с v позиции, tours ha attitudes, на arabesques и другие позы, tour a la seconde на 90" (со ii позиции), tour с v позиции с глубокого plie, tours chaines, tour en l'air.                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Классический танец впитал в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга.

Терминология создавалась путем отсеивания временных элементов и отбора постоянных. Она, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы и положения.

Начиная с первых  уроков классического танца, знакомятся с терминологией,  занимаются постановкой  корпуса,  рук,  ног,  головы,  все позиции  ног, подготовительное положение и три позиции рук, изучают весь экзерсис у станка и на середине зала, прыжки и вращения.

Сегодня нельзя считать полноценной работу педагога, который овладел только техникой исполнения основных элементов танца, упустив ряд теоретических тем.

     

 


 

Список используемых источников

 

1.                     Базарова, Н. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — 10-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021. — 272 с.

2.                     Ваганова А. Я. В 12 Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 192с.

3.                     Вишнякова, С. В. Классический танец. Упражнения у палки: учебно-методическое пособие / С. В. Вишнякова, Н. А. Чертихина. — 2-е изд. перераб. и доп. — Волгоград : ВГАФК, 2019. — 65 с.


 

4.                     Скачано с www.znanio.ru