Урок Основы конституционного строя Российской Федерации
Цель:
1) повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Конституция РФ. Основы конституционного строя»;
2) формировать коммуникативные умения, навыки групповой работы;
3) воспитывать уважительное отношение к закону, активную гражданскую позицию.
Оборудование: компьютер, презентация, таблица «Государственные символы Российской Федерации», «Органы государственной власти РФ», таблички «Органы государственной власти РФ»
Ход урока.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята.
Перед вами филворд, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к изучаемой нами теме. Найдите все спрятанные слова и сложите из оставшихся букв слово, которое будет темой нашего сегодняшнего урока, и объясните, что оно означает.
Слайд 2.
Ф |
Л |
Г |
О |
С |
З |
О |
К |
А |
В |
Т |
У |
А |
Н |
П |
Г |
О |
С |
Д |
К |
П |
Р |
Т |
Н |
Р |
А |
О |
Р |
Е |
У |
Е |
Ц |
Я |
Н |
А |
З |
И |
Д |
Г |
Е |
О |
В |
И |
Т |
И |
Б |
Р |
Т |
С |
Слайд 3. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен Конституции Российской Федерации. Мы повторим и обобщим всё, что уже знаем о Конституции нашей страны. Проведем мы наш урок в форме состязания между двумя командами: команда ________________________, капитан ___________________________________________________
и команда ___________________________, капитан ________________________________.
Судить нашу игру будет жюри в составе
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 4. Наш первый конкурс. «Дальше. Дальше. Дальше» Разминка. Каждой команде будут заданы вопросы, ответы на которые нужно дать в течение 1 минуты. Ответ принимается только от капитана. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для 1 команды.
1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми. (закон)
2. Сколько разделов в Конституции РФ? (2)
3. Год принятия Конституции РФ? (1993)
4. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных делах. (Суверенитет)
5. Как называется 2 глава Конституции? (Права и свободы человека и гражданина)
6. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы он мог стать депутатом Государственной Думы?(21 год).
7. Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу)
8.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:
верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан. (правовое)
9. Какую власть осуществляет Правительство РФ?(исполнительную)
10. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ? (Президент).
11. В каком году в России была принята первая Конституция?(1918 год)
12. Во сколько лет можно стать Президентом РФ? (35 лет)
13. Какую ветвь власти возглавляет Президент РФ?(никакую, он – глава государства)
14. Что подлежит обязательному опубликованию? (законы )
15. Сколько статей в нашей Конституции?(137)
Вопросы для второй команды:
1.Что имеет высшую юридическую силу в нашем государстве? (Конституция)
2.Вступление к Конституции.(преамбула)
3. Что, по Конституции РФ является высшей ценностью? (человек, его права, и свободы)
4. Кем была принята Конституция РФ? (народом на референдуме)
5. Когда отмечается День Конституции в нашей стране? (12 декабря)
6.Политико-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.(Гражданство)
7.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (демократия)
8. Как называется парламент в нашей стране?(Федеральное собрание)
9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (многонациональный народ
10. На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет)
11. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять все свои права и обязанности? (с 18 лет).
12. Назовите символы государства? (гимн, флаг, герб)
13. С какого возраста можно стать судьей? (25)
14. На какие II палаты делится Федеральное Собрание РФ? (Совет Федерации и Государственная Дума)
15. Сколько глав в Конституции? (9 глав)
Попросим жюри подвести итоги первого конкурса.
Слайд 5. Второй конкурс. «А знаешь ли ты?..» Конституция РФ определяет полномочия органов государственной власти нашей страны. Перед вами расположены таблички с названиями органов государственной власти нашей страны. Ваша задача: быстро и правильно расположить их в правильной последовательности.
Слова: Президент, Законодательная власть, Исполнительная власть, судебная власть, глава государства, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд
Президент – глава государства |
||
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
Судебная власть |
Федеральное Собрание |
Правительство РФ |
Конституционный суд |
Совет Федерации
|
Председатель Правительства |
Верховный суд |
Государственная Дума |
Федеральные министры |
Высший Арбитражный суд |
Максимальный балл за конкурс –10 баллов.
Слово предоставляется членам жюри.
Слайд 6. Третий конкурс. «Погадаю на ромашке»
Перед пять ромашек, в каждой из которых загадано слово. Каждый лепесток содержит подсказку. Если вы отгадаете слово с первой подсказки, то заработаете пять баллов. Если со второй – четыре, с третьей – три и т.д.
Итак, ваша задача, разгадать слово, которое спрятано в цветке.
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Константина Павловича, брата Александра 1
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
5 термин (демократия)
- Бывает прямая и представительная
- способ организации коллектива, при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления;
- в переводе с греческого: власть народа
- форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям;
-форма государственного устройства Древних Афин.
Слово предоставляется членам жюри
4 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Конституция Российской Федерации обладает прямым действием. Что это означает на практике? Вторая глава Конституции посвящена правам и обязанностям человека и гражданина. И сейчас мы вспомним, какими правами мы обладаем, согласно основному закону нашей страны. Перед вами листок со сказочными заданиями. Попробуйте определить, о каком конституционном праве идет речь в каждом случае.
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: защита достоинства личности (неприкосновенность личности)
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда, ответившая первой, получает 1 балл за скорость.
Попросим жюри подвести итоги последнего конкурса и общий итог игры.
Слово для подведения итогов предоставляется членам жюри.
Ф |
Л |
Г |
О |
С |
З |
О |
К |
А |
В |
Т |
У |
А |
Н |
П |
Г |
О |
С |
Д |
К |
П |
Р |
Т |
Н |
Р |
А |
О |
Р |
Е |
У |
Е |
Ц |
Я |
Н |
А |
З |
И |
Д |
Г |
Е |
О |
В |
И |
Т |
И |
Б |
Р |
Т |
С |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ |
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ |
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА |
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ |
ВЕРХОВНЫЙ СУД |
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ |
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ |
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ |
|
Конкурс 4
1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Конкурс 4
1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Для членов жюри.
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: защита достоинства личности \неприкосновенность личности
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Итоговый протокол для членов жюри
Конкурс |
Команда 1. «Знатоки» |
Команда 2. «Патриоты» |
1. «Дальше… Дальше… Дальше…» За каждый правильный ответ 1 балл. |
|
|
2. «А знаешь ли ты?..» Максимум – 10 баллов
|
|
|
3. «Погадаю на ромашке» Максимум – 5 баллов за правильное слово. Каждая подсказка отнимает 1 балл. |
|
|
4. «Сказка ложь, да в ней намек» Максимум – 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
|
|
Общий счет
|
|
|
солдаты, поддержавшие
выступление декабристов считали, что так зовут жену Константина Павловича,
брата Александра 1 в биологии -
индивидуальные физиологические и анатомические особенности одно из значений этого
слова - построение
на латинском это слово
означает «установление»
в политике - основной закон
государства;
![]() |
форма государственного
устройства Древних Афин
форма государственного
устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его
представителям;
в переводе с греческого:
власть народа
способ организации коллектива,
при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных
стадиях управления;
Бывает прямая и
представительная
![]() |
-по статье 57 Конституции
каждый обязан их платить.
- устанавливает
государство;
в западных странах за
укрывательство от этого можно получить большой тюремный срок;
при Иване Грозном народы
Сибири называли его ясак и платили мехами;
идёт на содержание
госструктур, армию, образование;
![]() |
-бывает парламентской и
президентской;
-возникла в Древнем Риме;
на латыни – общественное
(общее) дело;
ради неё Робеспьер
отправлял на гильотину других и был казнён сам;
это форма правления, при
которой власть принадлежит выборным органам;
![]() |
-оно различается по форме
правления, по способу осуществления власти
-имеет свою структуру,
определенную законами
имеет свои специальные
органы для реализации своих полномочий;
Его возникновение
означало окончание первобытности и переход к цивилизации
из-за спора о том, кто
его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с
Бауэром и сидел в тюрьме;
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.