Основы конституционного строя Российской Федерации

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект повторительно-обобщающего урока в форме игры, включающей разнотипные задания.
Иконка файла материала Урок Основы конституционного строя Российской Федерации.doc

Урок Основы конституционного строя Российской Федерации

Цель:

1)     повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Конституция РФ.  Основы конституционного строя»;

2)     формировать коммуникативные умения, навыки групповой работы;

3)     воспитывать  уважительное отношение к закону, активную гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, презентация, таблица «Государственные символы Российской Федерации», «Органы государственной власти РФ», таблички «Органы государственной власти РФ»

 

Ход урока.

Слайд 1. Здравствуйте, ребята.

Перед вами  филворд, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к изучаемой нами теме.  Найдите все спрятанные слова и сложите из оставшихся букв слово, которое будет темой нашего сегодняшнего урока, и объясните, что оно означает.

Слайд 2.

Ф

Л

Г

О

С

З

О

К

А

В

Т

У

А

Н

П

Г

О

С

Д

К

П

Р

Т

Н

Р

А

О

Р

Е

У

Е

Ц

Я

Н

А

З

И

Д

Г

Е

О

В

И

Т

И

Б

Р

Т

С

 

Слайд 3. Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен Конституции Российской Федерации. Мы повторим и обобщим всё, что уже знаем о Конституции нашей страны.  Проведем мы наш урок в форме состязания между  двумя командами: команда  ________________________, капитан ___________________________________________________

 и команда ___________________________, капитан ________________________________.

 Судить нашу игру будет жюри в составе

1.

2.

3.

4.

5.

 

Слайд 4. Наш первый конкурс.  «Дальше. Дальше. Дальше» Разминка. Каждой команде будут заданы вопросы, ответы на которые нужно дать в течение 1 минуты. Ответ принимается только от капитана. Каждый правильный ответ – 1 балл.

 

Вопросы для 1 команды.

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения  всеми. (закон)

2. Сколько разделов в Конституции РФ? (2)

3. Год принятия Конституции РФ? (1993)

4. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных делах. (Суверенитет)

5. Как называется 2 глава Конституции? (Права и свободы человека и гражданина)

6. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы он мог стать депутатом Государственной Думы?(21 год).

7. Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу)

8.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан. (правовое)

9. Какую власть осуществляет Правительство РФ?(исполнительную)

10. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ? (Президент).

11. В каком году в России была принята первая Конституция?(1918 год)

12. Во сколько лет можно стать Президентом РФ? (35 лет)

13. Какую ветвь власти возглавляет Президент РФ?(никакую, он – глава государства)

14. Что подлежит обязательному опубликованию? (законы )

15. Сколько статей в нашей Конституции?(137) 

 

 

Вопросы для второй команды:

1.Что имеет высшую юридическую силу в нашем государстве? (Конституция)

2.Вступление к Конституции.(преамбула)

3. Что, по Конституции РФ является высшей ценностью? (человек, его права, и свободы)

4. Кем была принята Конституция РФ? (народом на референдуме)

5. Когда отмечается День Конституции в нашей стране? (12 декабря)

6.Политико-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.(Гражданство)

7.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (демократия)

8. Как называется парламент в нашей стране?(Федеральное собрание)

9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (многонациональный народ

10. На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет)

11. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять  все свои права и обязанности? (с 18 лет).

12. Назовите символы государства? (гимн, флаг, герб)

13. С какого возраста можно стать судьей? (25)

14. На какие  II палаты  делится Федеральное Собрание РФ? (Совет Федерации и Государственная  Дума)

15. Сколько глав в Конституции?  (9 глав)

 

Попросим жюри подвести итоги первого конкурса.

 

Слайд 5. Второй конкурс. «А знаешь ли ты?..»  Конституция РФ определяет полномочия органов государственной власти нашей страны. Перед вами расположены таблички с названиями органов государственной власти нашей страны. Ваша задача: быстро и правильно расположить их  в правильной последовательности. 

 

Слова: Президент, Законодательная власть, Исполнительная власть, судебная власть, глава государства, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд

 

Президент – глава государства

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Федеральное Собрание

Правительство РФ

Конституционный суд

Совет Федерации

 

Председатель Правительства

Верховный суд

Государственная Дума

Федеральные министры

Высший Арбитражный суд

 

Максимальный балл  за конкурс –10 баллов.

 

Слово предоставляется членам жюри.

 

Слайд 6.  Третий конкурс. «Погадаю на ромашке»

Перед пять ромашек, в каждой из которых загадано слово. Каждый лепесток содержит подсказку. Если вы отгадаете слово с первой подсказки, то заработаете пять баллов. Если со второй – четыре, с третьей – три и т.д.

Итак, ваша задача,  разгадать слово, которое спрятано в цветке.

 

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Константина Павловича, брата Александра 1

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

5 термин (демократия)

-  Бывает прямая и представительная

 - способ организации коллектива, при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления;

- в переводе с греческого: власть народа

- форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям;

-форма государственного устройства Древних Афин.

 

 

Слово предоставляется членам жюри

 

4 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Конституция  Российской Федерации обладает прямым действием. Что это означает на практике? Вторая глава Конституции посвящена правам и обязанностям человека и гражданина. И сейчас мы вспомним, какими правами мы обладаем, согласно основному закону нашей страны. Перед вами листок со сказочными заданиями. Попробуйте определить, о каком конституционном праве идет речь в каждом случае.

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:  защита достоинства  личности (неприкосновенность личности)

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

 

За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда, ответившая первой, получает 1 балл за скорость.

Попросим жюри подвести итоги последнего конкурса и общий итог игры.

 

Слово для подведения итогов предоставляется членам жюри.

 


 

Ф

Л

Г

О

С

З

О

К

А

В

Т

У

А

Н

П

Г

О

С

Д

К

П

Р

Т

Н

Р

А

О

Р

Е

У

Е

Ц

Я

Н

А

З

И

Д

Г

Е

О

В

И

Т

И

Б

Р

Т

С

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

 

 


Конкурс  4

1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

 

Конкурс  4

1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

 

Для членов жюри.

 

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

 

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:  защита достоинства  личности \неприкосновенность личности

 

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

 

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

 

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

 


Итоговый протокол для членов жюри

 

Конкурс

Команда 1.

 «Знатоки»

Команда 2.

«Патриоты»

1.    «Дальше… Дальше… Дальше…»

За каждый правильный ответ 1 балл.

 

 

2.    «А знаешь ли ты?..»

Максимум – 10 баллов

 

 

 

 

3.    «Погадаю на ромашке»

Максимум – 5 баллов за правильное слово. Каждая подсказка отнимает 1 балл.

 

 

4.    «Сказка ложь, да в ней намек»

Максимум – 5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 

 

Общий счет

 

 

 

 

 

 

 


солдаты, поддержавшие выступление декабристов считали, что так зовут жену Константина Павловича, брата Александра 1

 

в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности

 

одно из значений этого слова  - построение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


на латинском это слово означает  «установление»

 

 

 

 

в политике - основной закон государства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


форма государственного устройства Древних Афин

 

 

форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям;

 

 

в переводе с греческого: власть народа

 

 

способ организации коллектива, при котором все члены коллектива принимают равное участие в существенных стадиях управления;

 

 

Бывает прямая и представительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

 

 

 

 

- устанавливает государство;

 

 

в западных странах за укрывательство от этого  можно получить большой тюремный срок;

 

 

при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

 

 

идёт на содержание госструктур, армию, образование;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-бывает парламентской и президентской;

 

 

 

-возникла в Древнем Риме;

 

 

 

на латыни – общественное (общее)  дело;

 

 

ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

 

 

 

это форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам;

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

 

 

 

-имеет свою структуру, определенную законами

 

 

 

имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

 

 

 

Его возникновение означало окончание первобытности и переход к цивилизации

 

 

 

из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;