Особенности диагностики лексического строя речи у дошкольников с ОНР
Оценка 4.9

Особенности диагностики лексического строя речи у дошкольников с ОНР

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
Взрослым
11.07.2023
Особенности диагностики лексического строя речи у дошкольников с ОНР
В работе описаны этапы работы по диагностике лексического строя у дошкольников с ОНР. Проведена исследовательская работа и приведены результаты исследования.
Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра логопедии

и психолингвистики

 

 

 

"Особенности диагностики лексического строя речи у дошкольников с ОНР"

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

студента (ки)  4 курса   471 группы

 

направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование,

профиль «Логопедия»,

 

факультета психолого-педагогического и специального образования

 

Волковой Елены Юрьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры логопедии

 и психолингвистики, к.ф.н.               ______________            О.В. Кощеева                                                                 

                                                                    подпись, дата

Зав. кафедрой логопедии

и психолингвистики,

 доктор филологических наук             _____________               В.П. Крючков

                                                                  подпись, дата       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2017

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы изучения особенностей процесса формирования лексического компонента у детей с ОНР  ………….....6

1.1 Лексический строй речи: основные характеристики……………….6

1.2 Формирование лексического строя речи в онтогенезе: основные закономерности……………………………………………………….…………..10

1.3 Особенности лексического строя речи у дошкольников с ОНР….....14

1.4 Методики обследования лексического строя речи у дошкольников…………………………..…………………………………………16

Выводы по 1 главе………………………………………………………….21

Глава 2 Экспериментальное исследование нарушений лексического строя речи у дошкольников ОНР 3 уровня речевого развития……………….23

2.1 Организация констатирующего эксперимента……………………...23

2.2 Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента.34

2.3 Примеры игр и упражнений на преодоление нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР ……………………………………………………………………………………...37

Выводы по 2 главе………………………………………………………….45

Заключение……………………………………………………………...….47

Список использованных источников………………………………..……49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным механизмом интеллектуальной деятельности и формой общения людей является речь.

Еще древнегреческие философы в своих трудах занимались изучением проблемы речевого развития. Большое внимание данной проблеме в последующие годы такие психологи и педагоги как Константин Дмитриевич Ушинский, Иоганн Генрих Песталоцци, Ян Амос Коменский, Фридрих Фребель и другие. Именно в дошкольном возрасте отмечена  необходимость и важность речевого развития, так как для правильного формирования речи он наиболее сензитивен.

Для развития устной речи в дошкольном возрасте создаются благоприятные условия, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего языкового и речевого развития ребенка.

Общее недоразвитие речи с точки зрения речевой патологии является одним из наиболее распространенных нарушений. В 50-60 – х годах ХХ века впервые Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ было сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи. В формировании речи отклонения стали рассматриваться как нарушения речи, которые протекают по законам иерархического строения высших психических функций.

Описание особенностей и своеобразия словаря детей с различными речевыми нарушениями дается в психолого-педагогических работах Г.В.Чиркиной, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, В.К. Воробьевой, В.А. Ковшикова,  Л.Ф. Спировой и других. В этих работах описаны  особенности развития лексической системы детей с общим недоразвитием речи.  Волкова Л.С., Серебрякова Р.И., Мастюкова Е.М., Гвоздев А.Н., Жукова Н.С. занимались решением проблемы развития лексики.

Важнейшим условие социализации ребенка является развитие лексического строя, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в самоорганизации поведения, в формировании речевых связей, а также в планировании организации деятельности ребенка. Полноценному формированию личности ребенка  с ОНР способствует своевременная коррекционно–логопедическая работа по развитию лексического строя речи. Этим обуславливается актуальность настоящего исследования.

Цель исследования:

Для реализации  цели были поставлены следующие задачи:

1.                 Выделить основные этапы речевого развития;

2.                 провести теоретическое изучение проблемы общего недоразвития речи;

3.                 разработать методику изучения лексического запаса дошкольников с ОНР;

4.                 Экспериментально изучить состояние словарного запаса у дошкольников с ОНР;

5.                 Провести количественно-качественный анализ экспериментальных данных.

Объект исследования: лексический стой речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: логопедическая работа, направленная на выявление и преодоление нарушений лексического строя у дошкольников с ОНР.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами. Для проведения соответствующего исследования применялись теоретические, практические методы. К теоретическим методам относятся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, к практическим - наблюдение за детьми, эксперимент, количественный и качественный анализ эффективности проводимых коррекционно-развивающих мероприятий. 

Практическая значимость исследования состоит в поисках методов логопедической работы, которые, способствуют эффективной коррекции лексического запаса дошкольников с ОНР, позволит предупредить развития у них дисграфии и дислексии, активизировать их последующую учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и будет способствовать их социализации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обозначены актуальность, предмет и объект исследования, его практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы изучения онтогенеза речевой деятельности, ОНР III уровня. Во второй главе представлены результаты констатирующего эксперимента, разработка и апробирование комплекса серии экспериментальных игр, а также анализ результатов контрольного эксперимента. В заключении обобщаются результаты проведенной работы, обозначаются дальнейшие перспективы исследований в указанном направлении. Список литературных источников представлен ? пунктами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Анализ литературы по проблеме исследования

1.1            Лексический строй речи: основные характеристики

В процессе развития ребенок овладевает языковыми средствами общения: формируется система разных форм слов и словосочетаний (грамматический строй), накапливается его словарный запас (лексический строй).

Лексический строй речи – это компонент языка, включающий в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации.

Словарный запас ребенка является основой лексического строя. Под развитием словаря понимается длительный процесс овладения словарным запасом, который накапливается народом в процессе его истории. В данном процессе можно выделить две стороны: качественную и количественную.

Структура лексического строя состоит из номинативного, предикативного и атрибутивного словарей, а также словарей служебных частей речи.

Совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек, называется словарным запасом.

Словарный запас принято делить на следующие виды: пассивный и активный.

Слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет, называется пассивным словарем. К пассивному словарю относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту. Пассивный словарь значительно больше активного.

Слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет их называется активным словарем. Активный словарь ребенка составляет общеупотребительная лексика, в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка. (Алексеева М.М., 2000).

В языке все слова имеют определенное значение. Значение слова раскрывается через его: понятийную соотнесенность, предметную соотнесенность, лингвистическую соотнесенность. Соотношение слова с определенным предметом, действием, признаком понимается под предметной соотнесенностью.

Понятийная соотнесенность слова представляется сложной и подразумевает соотношение между словом и понятием.

Единицей мышления отображающей общие и существенные признаки предметов и явлений действительности – это понятие. Понятия имеют общечеловеческий характер, но реализуются они в словах, имеющих национальный характер.

Слова не существуют в языке изолированно, и значение слова может быть полностью раскрыто только через его лингвистическую соотнесенность, это значит его отношение к другим словам языка. (Баранникова Л.И.)

Неполноценная речевая деятельность на все сферы личности ребенка оказывает негативное влияние: снижается продуктивность запоминания, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, нарушается логическая и смысловая память, затрудняется развитие его познавательной деятельности, тормозится развитие игровой деятельности, отмечает Р.И. Лалаева. Поэтому его развитие необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития. (Лалаева Р.И. 1999).

Предложение  представляет собой сочетание слов, в законченном виде, которые передают какую-либо мысль. Интонационная и смысловая завершенность, а так же структурность являются отличительными признаками предложения.

Речевое высказывание является единицей реализации речевой деятельности.

В лингвистике текст определяется как макроединица языка. Текст, представляет собой сочетание нескольких предложений в развернутом виде, которые раскрывают ту или иную тему.

Предмет речи в отличие от предложения, отображается в тексте глобально с учетом его основных отличительных особенностей, а не с какой- либо одной стороны и не на основе какого-либо одного его свойства или качества.

Только на основе полного и прочного усвоения «языковых знаний» может применяться ко всем его структурным компонентам, на основе формирования соответствующих языковых операций с основными единицами языка возможно полноценное усвоение языка. В аспекте преемственности  в работе коррекционных педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений это имеет принципиально, важное, значение.

1.2 Формирование лексического строя речи в онтогенезе: основные закономерности

 Знание закономерностей психологического и физического развития детей необходимо для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения.

Овладение языком является длительным, многоступенчатым процессом развития языковой способности, когда в результате переработки и упорядочивания речевого опыта у ребенка складывается несколько последовательно сменяющих друг друга временных языковых систем которые соответствуют уровню его когнитивного развития, обеспечивающих реализацию его коммуникативных потребностей. Эти временные языковые системы формируют в совокупности некоторые этапы освоения языка. Установление этих этапов – важная задача лингвистики детской речи. (Плотникова, 2011).

В литературе имеются описания этапов речевого онтогенеза, выделенных с разных позиций, однако подробная периодизация речевого развития ребенка, учитывающая все составляющие языковой способности, пока не создана. При любой периодизации неразрешимой является проблема определения временных границ этапов, так как эти границы не резко выражены, значительны индивидуальные колебания, поэтому все указания на возраст являются приблизительными.

Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром.

По данным С.Н. Цейтлин рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями:  в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мес. — 19 слов, в 1 г. 6 мес. — 22 слова, в 1 г. 9 мес. — 118 слов. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика) [Цейтлин 2000: 58].

Переход от доречевой стадии к первым словам — серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50—70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Если до 1 г. 8 мес. активный словарь пополняется  плавно (по 6—7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. С.Н. Цейтлин выделяет следующие основные группы слов, которые усваиваются в речи маленького ребенка первыми:

1. Окружающие ребенка лица (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля, девочка (разные способы языкового выражения), мальчик (разные способы языкового выражения) несколько собственных имен)

2. Птицы и животные (мяу, киса, ки, котя — кошка, ав-ав, гав-гав, ава, бака, баба-ка — собака, кукурику (ку-ку), тусек, пе-тусек — петух, куичка — курочка, кар-кар — ворона, иго-го, тпру — лошадь ква-ква (ка-ка), гуська — лягушка, га-га, гусь, гось — гусь му, каова — корова)

3. Природные явления (кап-кап — дождь, вода)

4. Игрушки (ляля — кукла, мячик)

5. Еда (ам-амням-ням — есть, пить, каша, суп, чай, молоко)

6. Сон (бай-бай, а-а — спать)

7. Движение, прогулка (топ-топ — ходить, тпруа — гулять)

8. Одежда, обувь (платье, тапки, ботинки, штаны, дырка, шапка)

9. Падение чего-нибудь (бахбам па упа — упасть)

10. Исчезновение чего-нибудь (тю-тю)

11. Место (там)

12. Оценки (большой маленький хороший плохой грязный красивый)

13.Транспорт (би-би — машина, автобус)

14. Купанье (купаться, мыло, вода)

15. Предметы в доме (тиси — часы, але — телефон сося — соска)

16. Естественные потребности

17. Состояния (бо-бо — больно)

18. Некоторые действия и намерения (дай, на, еще, тук-тук — стучать)

19. Согласие (да (с утвердительным кивком), нет, неа — отрицание)

20. Этикетные фразы (здравствуй, пока — до свиданья, спасибо)

21. Нельзя, осуждение за проступок (низя, азя (с жестом), ай-ай) [Цейтлин 2000: 54].

По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов [Гвоздев 1961]. Это совпадает с данными С.Н. Цейтлин. Она проанализировала состав лексикона ребенка полутора-двух лет и выяснила, что в нем преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных ничтожно мало. Ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. В первичной картине мира, которую отражает речь ребенка, присутствуют в первую очередь предметы и действия, что и создает предпосылки для формирования в дальнейшем категорий существительного и глагола. Все прочие части речи (прилагательные, наречия, числительные и т. п.) формируются на базе указанных категорий и в тесной связи с ними [Цейтлин 2000].

Е.Ф. Архипова характеризует качественный состав словарного запаса в дошкольный период:

4-й год жизни – словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека, предметы обихода, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Появляется способность обозначать определенным словом группу предметов. Дети знают определенные материалы, их качества и свойства, умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве.

5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы.

6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства, расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия.

7-й год жизни – подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор, родственных слов [Архипова 2006: 191].

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

 

 

 

 

 

1.2    Особенности лексического строя речи у дошкольников с ОНР

 

Р.Е. Левина отмечала, что у детей с ОНР Ш уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок, так как не умеют пользоваться способами словообразования.

Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [Волкова 2009].

Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. отмечают такие ошибки у детей с ОНРIII уровня: бытовой словарь в количественном отношении беднее, чем у их сверстников. Это лучше всего проявляется при изучении активного словаря. Дети не могут назвать, по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница). В то же время отмечается и недостаточное развитие пассивного словаря.

Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает-шьет, широкий – большой, вырезает – рвет). Название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки – завязать чтобы; шланг – пожар гасить; продавец – тетя вешает.

Нередко, правильно показывая на картинках заданные действия, в самостоятельной речи дети смешивают – их: поливает в катюлю сюп вместо наливает; чешет нос вместо точит нож.

Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать такие действия как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться; нередко они не знают названия цветов (оранжевый, серый, голубой).

В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия.

Также дети с ОНР III уровня плохо различают форму предметов (круглый, овальный, квадратный, треугольный).

В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, цветы, одежда. Антонимы в речи отсутствуют, а синонимов мало. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой – маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Трудно усваиваются слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

Затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных. Много ошибок допускают  при употреблении приставочных глаголов.

 Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.         

Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица.

Более благополучно обстоит дело с употреблением местоимений различных разрядов, однако в речи детей редко используются наречия, хотя многие из них им знакомы.

Описанные недостатки заметно обедняют речь ребёнка. Делают её малопонятной.

Таким образом, у детей с ОНР III уровня наблюдается ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нередко они заменяют названия части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению.

1.3    Методики обследования лексического строя речи у дошкольников

 

Методика диагностики уровня сформированности лексикона (Безруковой О.А.)[8]

Обследование содержит в себе тестовые задания для каждой возрастной группы детей (для 4-5 лет; 5-6 лет ; 6-7 лет).

В ходе общения с ребенком выясняем может ли он назвать тот или другой предмет или показать в зависимости от его возраста использует ли он в собственной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Обследование проводится на основании картинного материала, созданного в соответствии с методикой.

Тестовые задания для ребенка 3 лет.

 Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности словарного запаса ребенка: количества / качества предметного и предикативного словаря.

 Данный блок состоит из 4 заданий. После каждого задания дается двухбалльная система оценок: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Также после каждого задания указывается максимальное количество баллов, возможное для конкретного задания.

Тестовые задания для ребенка 4 лет.

 Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Данный блок состоит из 7 заданий. После каждого задания дается двухбалльная система оценок: правильно / адекватный ответ – 1 балл, неправильно / неадекватный – 0 баллов.

Также после каждого задания указывается максимальное количество баллов, возможное для конкретного задания.

Тестовые задания для ребенка 5 лет.

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Данный блок состоит из 9 заданий. После каждого задания дается двухбалльная система оценок: правильно / адекватный ответ / установлена смысловая связь / верный ответ – 1 балл, неправильно / неадекватный / не установлена / неверный – 0 баллов.

Также после каждого задания указывается максимальное количество баллов, возможное для конкретного задания.

Тестовые задания для ребенка 6 лет.

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами. Данный блок состоит из 8 заданий.

После каждого задания дается двухбалльная система оценок: правильно / верный ответ – 1 балл, неправильно / неверный – 0 баллов. Также после каждого задания указывается максимальное количество баллов, возможное для конкретного задания. Для задания 6 использовалась трехбалльная система оценок: правильное указание только общего — 1 балл, правильное указание общего и различного — 2 балла, неправильное – 0 баллов.

Методика диагностики словарного запаса (Иншаковой О.Б.)[44]

«Альбом для логопеда» О.Б.Иншаковой содержит материал, который позволяет провести качественный и количественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка.

Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г. Шевченко.

Методика построена на принципе обследования словаря по следующим частям речи: имена существительные, глаголы, имена прилагательные, качественные прилагательные, относительные прилагательные, наречия, имена числительные, местоимения.

Для обследования каждой конкретной части речи подобраны определенные задания. Количество заданий для обследования каждой части речи неодинаково.

Методика исследование словарного состава языка (Волкова Г.А.)[22]

Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. Набор картинного материала должен содержать предмет, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко ,конура, бинокль, скачет, путешествует и т.н. Картинный материал подбирается либо по тематическому признаку учебные принадлежности, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д., либо по ситуативному мастерская, магазин, класс и т.д.

Чтобы обследование сделать более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов, относящихся к разным лексико-грамматическим категориям. Например, предлагая ребенку изображенные предметы :самолет, паровоз и т.п. или субъекты :мальчик, летчик, собака и др., наряду с вопросами, стимулирующими называние данного предмета, ему предлагаются и вопросы, выявляющие знание слов, обозначающих свойства, качества и действия предмета. Вопросы: "Назови кто? что? нарисовано на картинке; что или кто делает? какой предмет? сколько их?" и т.д.

Более сложный вариант этого приема — самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, начатого логопедом. Инструкция: "Я назову несколько слов, а ты продолжай". Например, логопед: "Тетрадь, ручка, доска", ребенок: "карандаш, дневник, парта" и т.д. Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда предмет отсутствует. 'Как называется помещение, где читают, выдают и обменивают книги'.

В процессе обследования можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, театра, парка. Прием подбора синонимов, родственных слов для обследования значения слова, имеющих абстрактное значение. Перечень слов: имена 35 существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагательные — печальный, медлительный, смелый; глаголы - радоваться, выигрывать. Выявление в словаре ребенка общих категориальных названий. Для этого используется прием названия обобщенных слов по группе однородных предметов. Варианты приема: - ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом : стул, стол, шкаф, кровать....?; - логопед перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать одним словом; - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, начатого логопедом; - закончить предложение определенным словом из числа данных.

 Слова для выбора подбираются либо до звуковой близости. Например, стало, сирень начала.... слова для выбора: расцветать, рассветать; на вершину горы... , в класс … слова для выбора: войти, взойти; - метод направленной ассоциации для изучения сочетательных свойств слова. Например, мальчик … ( пишет, больной); собака, дедушка, молния, часы, тень (надает, длинная). Отметить: 1) объем словаря соответствует возрастной норме или нет;

 2) характеристика активного словаря ( наличие глаголов, наречий, прилагательных , местоимений , существительных);

3) точность употребления слов. Если имеется недоразвитие речи, то неточность употребления слов может происходить на основе: - звуковой близости слов (куст винограда - кисть винограда, клубок — колобок );

 - отождествление наглядной ситуации — замещения названия предмета внешне сходным ( сарафан — платье);

- сходных по своему назначению ( тарелка — вилка);

-ситуационной связи друг с другом ( клумба — цветы, марка — конверт);

 - обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведет к перефразу ( душ — кран льет воду);

 - замещения родственных семантических групп- расширения смыслового содержания ( идет черепаха, идет по песку );

 - сужения смыслового содержания ( зашивает швея, зашивает платье); - смещения лексико - грамматических признаков сходных слов ( вместо приземлился самолет заземлился, вместо смотрел, засмотрелись на интересный фильм и т.д.)

Методика диагностики словарного запаса (Филичевой Т.Б.)[76]

Для обследования словарного запаса (активного и пассивного) Татьяна Борисовна Филичева предлагает использовать следующие приемы:

1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением: — предметов и их частей; — профессий и атрибутов к ним; — животных, птиц и их детенышей;

2) назвать: — существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия; — действия, обозначающие голосовые реакции животных; — чувства, эмоции, различные явления природы; — действия, связанные с профессиональной деятельностью, с животным и растительным миром; — семантически близкие действия;

3 — признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;

— признаки, указывающие на продукты питания, на материал, из которого сделаны предметы;

— признаки обобщающего характера;

7) подобрать однородные члены предложения к словам-раздражителям;  

         8) объяснить значение слов;

9) объяснить переносное значение слов.

В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр. Ситуации создаются таким образом, чтобы повысить речевую активность ребенка, снять его стеснительность, вызвать желание лучше ответить.

Выводы по 1 главе

Таким образом, подводя итоги теоретической части, мы можем сделать ряд выводов.

 Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для детей с ОНР характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения; нарушение ритмико-слоговой структуры слова; затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.

Сложными являются и нарушения лексической стороны речи. Как показывают исследования отечественных специалистов, лексическая сторона речи характеризуется у этих детей однообразием, незнанием многих слов, неумением правильно использовать словарный запас и др.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование нарушений лексического строя речи у дошкольников ОНР 3 уровня речевого развития

2.1 Организация констатирующего эксперимента

 

Обследование проводилось на базе  ?

 В экспериментальную группу (ЭГ) для констатирующего эксперимента вошли 10 детей в возрасте 5 лет с общим недоразвитием речи (3 уровня речевого развития).

Дети, принимавшие участие в обследовании, обладали, в соответствии с медицинской документации, сохранный физический слух, нормальное зрение и по состоянию собственного здоровья и психического развития имели возможность обучаться по общеобразовательной программе.

Таблица № 1. Анамнестические данные детей экспериментальной группы

 

Ф. И. ребенка

Логопедическое заключение (сформулированное логопедом)

1.

Ольга В.

ОНР, III уровень речевого развития

2.

Юрий К.

ОНР, III уровень речевого развития

3.

Ульяна С.

ОНР, III уровень речевого развития

4.

Светлана М.

ОНР, III уровень речевого развития

5.

Тимур Н.

ОНР, III уровень речевого развития

6.

Александр Ж.

ОНР, III уровень речевого развития

7.

София С.

ОНР, III уровень речевого развития

8.

Томас Д.

ОНР, III уровень речевого развития

9.

Валерия Х.

ОНР, III уровень речевого развития

10.

Эллина Т.

ОНР, III уровень речевого развития

 

Методика констатирующего эксперимента.

В рамках констатирующего эксперимента проводилось обследование детей и протекало в виде логопедического обследования, оно включает в себя детальную диагностику лексического запаса.

Модель обследования содержит в себе диагностику пассивного и активного словаря.

При обследовании пассивного словаря, проверялись знания таких разделов, как: словарь действий, предметный словарь, словарь признаков, порядковые числительные, цвета.

Исследуя активный словарь проверялось знание детьми таких разделов, как: словарь действий, имена прилагательные, предметный словарь, наречия, антонимы, обобщающие понятия, лексическое значение слов.

Результаты эксперимента должны поспособствовать установлению степени сформированности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи

3 уровня речевого развития с целью последующей разработки коррекционной работы

     Составляя методику констатирующего эксперимента, мы опирались на разработки обследования данных авторов: Безрукова О.А.[8;9;10], Иншакова О.Б.[44], Курдвановская Н.В.[50], Филичева Т.Б.[75;76]

      Перед обследованием лексического запаса для объяснения задания детям давалась словесная инструкция. В связи с тем, что в дошкольном

возрасте ведущая деятельность игровая, мы учитывали возрастные особенности детей, обследование проводилось в игровой форме. В экспериментальном логопедическом обследовании система оценок четырёх балльная, она подходит для всех заданий:

         0 баллов – ребенок отказывается выполнять задание;

1 балл – невыполнение половины задания даже после помощи

педагога;

2 балла – задание выполнено правильно с небольшой помощью

взрослого;

3 балла – ребенок выполняет задание сам без помощи.

Так мы можем оценить уровень развития лексического запаса:

- средний балл от 0 до 1,4 –прослеживается существенное недоразвитие

словарного запаса;

- средний балл от 1,5 до 2,4 – нерезко выраженное отставание

сформированности лексического запаса от возрастной нормы;

- средний балл от 2,5 до 3 – норма.

Рассмотрим основные аспекты констатирующего эксперимента.

Обследование пассивного словаря

Слова понятные, знакомые, но неупотребляемые говорящим в обычном речевом общении, составляют его пассивный словарь.

При обследовании пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. Дается инструкция: «Покажи (найди) картинку, которую я назову»

Задание 1. Предметный словарь.

Логопед показывает ребенку группы картинок, которые относятся к следующим лексическим темам: «Посуда», «Игрушки», «Обувь, «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Деревья», «Птицы», «Продукты», «Транспорт», «Техника», «Инструменты». На каждую лексическую тему ребенку предлагается 6 картинок. Ребенок должен показать предметы, изображенные на картинках, относящихся к определенной теме. Пример. Перед ребенком картинка с изображением 6 предметов, относящихся к лексической теме «Фрукты»: апельсин, виноград, груша, лимон, слива, яблоко. Логопед просит ребенка показать картинку яблока, сливы и т.д.

Задание 2. Словарь действий.

         Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных действий и назвать их. Логопед демонстрирует ребенку картинки

с изображением различных действий и просит ребенка показать картинки с

определенными действиями. Пример. Инструкция ребенку: «Покажи, где дедушка косит». Ребенок должен найти нужную картинку и показать из нескольких .

Задание 3. Словарь признаков (относительные прилагательные).

Логопед демонстрирует картинку ребенку с изображением четырех

предметов и просит показать только те предметы, которые сделаны из камня. Далее логопед показывает следующие картинки и просит показать

предметы, сделанные из стекла .

Задание 4. Цвета.

а) Логопед показывает ребенку картину с изображением основных цветов и даёт инструкцию: «Покажи, где красный (синий, зеленый и т.д.)». Ребенок показывает заданные цвета.

б) Логопед показывает ребенку картину с изображением оттенков цветов и даёт инструкцию: «Покажи, где голубой (серый, розовый и т.д.)». Ребенок показывает заданные оттенки цветов.

Задание 5. Порядковые числительные.

    Логопед показывает ребенку 10 матрёшек разного размера, расположенных в порядке убывания от большего к меньшему. Затем просит ребенка показать первую матрёшку, пятую и т.д. Обследование активного словаря. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. [61] При обследовании активного словаря используются задания,

содержащие инструкции такого типа: «Назови …», «Скажи …», «Как называется …», «Объясни …».

Задание 1. Предметный словарь.

Логопед демонстрирует ребенку картинки, относящиеся к следующим лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь, «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Деревья», «Цветы», «Продукты», «Транспорт», «Инструменты», «Техника».  На каждую лексическую тему ребенку предлагается 6 картинок.

Логопед просит ребенка назвать предметы, изображенные на картинках, относящихся к определенной теме.  Пример. Перед дошкольником картинка с изображением 6 предметов, относящихся к лексической теме «Игрушки»: кукла, мишка, пирамидка, мяч, юла, паровозик. Логопед просит назвать, где пирамидка, юла и т.д.

1) Логопед показывает ребенку куклу, показывает на ней разные частитела человека и просит их назвать.

2) Логопед показывает ребенку картинку с изображением животных,

показывает на них разные части тела животных и просит их назвать.

3) Логопед показывает ребенку картинки с изображением людей

разных профессий. Затем просит ребенка сказать, кто это.

Задание 2. Словарь действий.

Логопед демонстрирует ребенку картинки с изображением различных действий и просит ребенка назвать, кто что делает. Пример. Логопед дает ребенку инструкцию: «Назови, кто что делает».

Задание 3. Имена прилагательные.

Качественные прилагательные

а) Логопед показывает ребенку картинку, на которой представлены

предметы разной формы: квадратный, круглый, овальный, треугольный, прямоугольный. Ребенку дается инструкция: «Назови, какой формы предмет».

б) Логопед показывает ребенку картину с изображением основных

цветов и даёт инструкцию: «Назови цвета».

 Логопед показывает ребенку картину с изображением оттенков цветов и даёт инструкцию: «Назови, какой это цвет?».

в) От ребенка требуется назвать прилагательные по тактильному

 ощущению. Логопед задает вопросы: «Какой снег на ощупь?», «Какой дождь летом?», «Какой в чайнике чай?». Относительные прилагательные

г) Ребенку демонстрируются 3 картинки с изображением деревянного

шкафа, стеклянной вазы и шерстяной шапки. Далее по этим картинкам задаются вопросы: «Как называется шкаф, сделанный из дерева?», «Как называется ваза, сделанная из стекла?», «Как называется шапка, связанная из шерсти?».

д) Ребенку демонстрируются картинки с изображением четырёх времен года: весна, лето, осень, зима. Далее ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки и сказать, какой это день (весенний, летний, осенний, зимний).

е) Логопед показывает дошкольнику картинку, на которой слева нарисованы головы животных (зайца, волка, лисы), а справа – их хвосты.

 Логопед просит ребенка посмотреть на картинку и сказать, чей это хвост (заячий, волчий, лисий).

Задание 4. Наречия.

Логопед задает ребенку вопросы: «Как ползает черепаха?», «Как светит месяц?», «Как скачет лошадь?», «Когда, в какое время суток дети идут в детский сад?», «Когда дети идут гулять?», «Когда дети ложатся спать?».

Задание 5. Лексическое значение слов.

Логопед просит ребенка объяснить значение слов. Для этого ребенку задаётся вопрос: «Объясни, что такое грузовик (праздник, ботинки, лес)?».

Задание 6. Антонимы.

Логопед показывает ребенку две противоположные по смыслу картинки, говорит, что изображено на одной из картинок, и просит сказать, что изображено на другой. Пример. День – ночь, молодой – старый и т.д.

Задание 7. Обобщающие понятия.

Ребенку предлагается назвать предметы, относящиеся к следующим лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь, «Мебель»,   «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Детёныши животных». Пример. Логопед просит ребенка: «Назови, какие ты знаешь игрушки?» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Важным механизмом интеллектуальной деятельности и формой общения людей является речь

Введение Важным механизмом интеллектуальной деятельности и формой общения людей является речь

Полноценному формированию личности ребенка с

Полноценному формированию личности ребенка с

ОНР, позволит предупредить развития у них дисграфии и дислексии, активизировать их последующую учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и будет способствовать их социализации

ОНР, позволит предупредить развития у них дисграфии и дислексии, активизировать их последующую учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и будет способствовать их социализации

Глава 1 Анализ литературы по проблеме исследования 1

Глава 1 Анализ литературы по проблеме исследования 1

В языке все слова имеют определенное значение

В языке все слова имеют определенное значение

В лингвистике текст определяется как макроединица языка

В лингвистике текст определяется как макроединица языка

При любой периодизации неразрешимой является проблема определения временных границ этапов, так как эти границы не резко выражены, значительны индивидуальные колебания, поэтому все указания на возраст…

При любой периодизации неразрешимой является проблема определения временных границ этапов, так как эти границы не резко выражены, значительны индивидуальные колебания, поэтому все указания на возраст…

Природные явления (кап-кап — дождь, вода) 4

Природные явления (кап-кап — дождь, вода) 4

Все прочие части речи (прилагательные, наречия, числительные и т

Все прочие части речи (прилагательные, наречия, числительные и т

Особенности лексического строя речи у дошкольников с

Особенности лексического строя речи у дошкольников с

Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать такие действия как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться; нередко они не знают названия…

Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать такие действия как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться; нередко они не знают названия…

Описанные недостатки заметно обедняют речь ребёнка

Описанные недостатки заметно обедняют речь ребёнка

Данный блок состоит из 7 заданий

Данный блок состоит из 7 заданий

Методика диагностики словарного запаса (Иншаковой

Методика диагностики словарного запаса (Иншаковой

Вопросы: "Назови кто? что? нарисовано на картинке; что или кто делает? какой предмет? сколько их?" и т

Вопросы: "Назови кто? что? нарисовано на картинке; что или кто делает? какой предмет? сколько их?" и т

Отметить: 1) объем словаря соответствует возрастной норме или нет; 2) характеристика активного словаря ( наличие глаголов, наречий, прилагательных , местоимений , существительных); 3) точность употребления…

Отметить: 1) объем словаря соответствует возрастной норме или нет; 2) характеристика активного словаря ( наличие глаголов, наречий, прилагательных , местоимений , существительных); 3) точность употребления…

В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр

В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр

Сложными являются и нарушения лексической стороны речи

Сложными являются и нарушения лексической стороны речи

Глава 2 Экспериментальное исследование нарушений лексического строя речи у дошкольников

Глава 2 Экспериментальное исследование нарушений лексического строя речи у дошкольников

При обследовании пассивного словаря, проверялись знания таких разделов, как: словарь действий, предметный словарь, словарь признаков, порядковые числительные, цвета

При обследовании пассивного словаря, проверялись знания таких разделов, как: словарь действий, предметный словарь, словарь признаков, порядковые числительные, цвета

Рассмотрим основные аспекты констатирующего эксперимента

Рассмотрим основные аспекты констатирующего эксперимента

Далее логопед показывает следующие картинки и просит показать предметы, сделанные из стекла

Далее логопед показывает следующие картинки и просит показать предметы, сделанные из стекла

Логопед показывает ребенку куклу, показывает на ней разные частитела человека и просит их назвать

Логопед показывает ребенку куклу, показывает на ней разные частитела человека и просит их назвать

Логопед показывает дошкольнику картинку, на которой слева нарисованы головы животных (зайца, волка, лисы), а справа – их хвосты

Логопед показывает дошкольнику картинку, на которой слева нарисованы головы животных (зайца, волка, лисы), а справа – их хвосты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023