УДК 376.37
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ.
Ганиева Фатима Солт-Ахмедовна,
старший преподаватель кафедры специальной психологии
и дошкольной дефектологии
Чеченский государственный педагогический университет
Грозный, Российская Федерация
ganieva.fatema@yandex.ru
Алгериева Тамила Нуридовна
студентка 4-го курса
Институт педагогики, психологии и дефектологии
Чеченский государственный педагогический университет
Грозный, Российская Федерация
algeriyeva.tamila@bk.ru
Аннотация. Речь является одной из важнейших систем человека. В процессе речевого развития формируется познавательная деятельность, а также происходит интеграция в общество. В последнее время увеличивается число людей, страдающих различными речевыми дефектами, в частности заиканием. Данная статья посвящена проблеме исследования симптомов и коррекции заикания на разных возрастных периодах. Эту тему освещали в своих работах такие ученые, как И.А.Сикорский, Н.Г.Неткачев, Н.А.Власова и др.
Ключевые слова: речь, нарушения, заикание, дети, подростки, взрослые, коррекция.
FEATURES OF MANIFESTATION AND CORRECTION OF STUTTERING AT DIFFERENT AGE STAGES
Ganieva Fatima Solt-Akhmedovna,
Senior lecturer at the Department of Special Psychology
and preschool defectology
Chechen State Pedagogical University
Grozny, Russian Federation
ganieva.fatema@yandex.ru
Algerieva Tamila Nuridovna
3rd year student
Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology
Chechen State Pedagogical University
Grozny, Russian Federation
algeriyeva.tamila@bk.ru
Annotation. Speech is one of the most important human systems. In the process of speech development, cognitive activity is formed, and integration into society also takes place. Recently, the number of people suffering from various speech defects, in particular stuttering, has been increasing. This article is devoted to the problem of studying the symptoms and correction of stuttering at different age periods. This topic was covered in their works by such scientists as I.A. Sikorsky, N.G. Netkachev, N.A. Vlasova and others.
Key words: speech, disorders, stuttering, children, adolescents, adults, correction.
Разум и речь являются основными факторами, которые ставят человеческий вид на высшую степень иерархии. Именно способность говорить позволяет человеку выстраивать различные коммуникативные отношения, развиваться, становиться личностью. Благодаря четкой, грамотно организованной речи люди могут успешно адаптироваться в обществе, достичь успеха в личной и профессиональной жизни, управлять коллективом, пользоваться уважением среди друзей, знакомых, родственников. Умение красиво говорить и ясно излагать свои мысли вызывает у окружающих восторг и настраивает их на доверительное отношение к такому человеку. Потому что в глазах слушающих это умные, мудрые, сообразительные, творческие и интеллигентные люди. Все это еще больше усугубляет какие-либо речевые дефекты, ведь речь для людей имеет не только биологическое значение, но и социальное.
Всего выделяют следующие виды речевых нарушений:
ü Нарушение средств общения (ффнр, онр)
ü Нарушение применения средств общения (заикание)
ü Нарушения устной речи (дислалия, ринолалия, дизартрия, дисфония, заикание, алалия, афазия, тахилалия, брадилалия)
ü Нарушения письменной речи (дислалия, дислексия, дизорфография).
В последнее время особый интерес вызывает такое речевое нарушение как логоневроз или заикание. Логоневроз – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речи. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте 2-4 лет, однако оно может проявляться и в более позднем возрасте. Так же заикание может пройти в детском возрасте, но через годы имеет возможность выявить себя вновь.
Существует несколько подходов к определению понимания проблемы заикания:
· Представители клинико-педагогического направления (В.И.Гиляровский, Е.Ф. Рау, В.Г. Казаков, С.С. Ляпидевский и т.д) рассматривают этот речевой дефект как сложную совокупность симптомов, в которую входят эмоциональные, поведенческие и психофизические проявления.
· Представители психолого-педагогического направления ( Р.Е.Левина, С.А.Миронова, А.В. Ястребова и т.д.) понимают заикание как результат неправильного речевого поведения, когда фразовая речь начинает формироваться.
· Клинико-психолого-педагогическое направление (В.И.Селиверстов)
представляет заикание как расстройство соматического здоровья,
речевой моторики и нервной системы в целом.
· Согласно нейропсихологическому направлению (И.М.Черепанов, И.В.Данилов и т.д.) заикание возникает вследствие невыраженности доминантности левого полушария по речевой функции.[3]
В основе всех этих направлений и проведенных исследованиях лежит одна закономерность: заикание-это не просто нарушение слышимой речи, оно сопровождается рядом других нарушений, связанных с эмоционально-волевой и мыслительной деятельностью человека.
Причины возникновения логоневроза точно неизвестны до сих пор, однако выделяют ряд факторов, способных привести к заиканию: наследственность, переучивание от леворукости, перенесенные в детском возрасте некоторые виды соматических заболеваний, задержка психического развития, неблагоприятные условия воспитания, отсутствие положительных эмоциональных контактов, ускоренное речевое развитие, ухудшение экологии, несоответствующие возрасту требования и информационные перезагрузки. К примеру, билингвизм может стать предпосылкой возникновения заикания. Так как использование двух языков одновременно оказывает отрицательное явление на еще не сформированную нервную систему детей. Проведение длительного времени перед телевизором или с использованием гаджетов также отрицательно сказывается на общем психическом развитии человека, в том числе и на речевом. К анатомо-физиологическим причинам можно отнести физические заболевания с энцефалическими последствиями, органические нарушения головного мозга, нарушение деятельности центральной нервной системы и т.д. Главной причиной является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга.
Классификация заикания:
· Неврозоподобная форма обусловлена генетически, это речевые нарушения в связи с системными неврозами.
· Невротическая форма развивается на фоне сильных стрессов и потрясений. При этой форме заикания нередко возникает логофобия- страх разговаривать.
· Тоническая форма – растягивание слов и неуместные паузы
· Клоническая форма – повторение одних и тех же звуков, слогов либо слов.
· Смешанная – признаки как тонической, так и клонической форм.
Степени тяжести заикания:
· Стабильное. Человек заикается постоянно
· Нестабильное. Человек заикается при определенных обстоятельствах.
· Циклическое. Заикание то приходит, то отступает. [1]
речевые усилия, чтобы избежать спазма артикуляционных и гортанных мышц; правильно произносить звуки, слоги и слова. Помимо постановки речи логопед работает над развитием артикуляционного аппарата, мышц гортани и шеи, так как часто именно их слабость становится причиной речевых нарушений у ребенка. [2]
Коррекция заикания у подростков намного сложнее, чем у детей. Если дети еще находятся под контролем мамы и папы, то подростки пытаются стать независимыми и часто не слушают родителей. Многие решаемые проблемы им кажутся концом светом. Когда у подростков обнаруживаются ситуации, которые становятся предметом падения их статуса среди сверстников, они злятся на весь мир, не идут на контакт, не верят, что все это можно решить, если хорошо постараться. Все эти факторы указывают на то, что в первую очередь с ними нужно провести психологическую работу. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно самостоятельного выполнения некоторых упражнений (дыхательные, логоритмика, музыкотерапия и т.д). В сложном случае, когда дефект присутствует постоянно и мешает жизнедеятельности, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.
Лечение заикания у взрослых определяет психотерапевт. В этот процесс вовлекаются специалисты разных профилей, так как тут логоневроз сопровождается многими соматическими и психическими нарушениями. В логопедической работе, в целом, используются те же приемы, что и у детей и подростков в зависимости от тяжести дефекта. Облегчает этот процесс то, что взрослые осознают всю ситуацию и часто прислушиваются к советам специалистов.
Таким образом, заикание-это своеобразное нарушение, которое отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на качестве его жизни. К счастью, при правильно и вовремя начатом лечении логоневроз успешно поддается коррекции.
Список использованной литературы:
1.Заикание: руководство для работы с подростками : учебное пособие / Ричард Курли Ф., Эдвард Контур Дж., Дин Уильямс И. [и др.] ; перевод Л. А. Набокова, И. И. Сарычева, Ю. О. Филатова ; под редакцией Ю. О. Филатовой. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. — 73 c.
2.Логопедия. Нарушение темпа речи, заикание : практикум / составители Е. А. Эм. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 96 c.
3. Садовникова, Е. Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. Курс лекций (с практическими материалами для коррекции речевых и личностно-коммуникативных нарушений в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте) : учебно-методическое пособие / Е. Н. Садовникова. — Москва : Логомаг, 2014. — 158 c.
4.https://probolezny.ru/zaikanie/
5.https://medsi.ru/articles/zaikanie-u-detey-prichiny-i-lechenie/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.