Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
Оценка 4.9

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

Оценка 4.9
Семинары
pptx
дефектология
22.11.2022
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
Особенности работы с детьми ЗПР.pptx

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития подготовила: учитель -логопед-дефектолог (олигофренопедагог)

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития подготовила: учитель -логопед-дефектолог (олигофренопедагог)

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития подготовила: учитель -логопед-дефектолог (олигофренопедагог) Клейко А.Ю

Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Г.Я. Борисенко.


г. Назарово, 2022 г.

Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР)

Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР)

Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).

Согласно статистике, к концу 2020 года у 2% населения России был выявлен диагноз ЗПР.

Задержка психического развития -представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей , которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного…

Задержка психического развития -представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей , которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного…

Задержка психического развития -представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Типы ЗПР: Конституциональный; Соматогенный;

Типы ЗПР: Конституциональный; Соматогенный;

Типы ЗПР:

Конституциональный;
Соматогенный;
Психогенный;
Церебрально-органический;

Соматогенный Причина: Физиологические патологии

Соматогенный Причина: Физиологические патологии

Соматогенный

Причина: Физиологические патологии.
Проявление: Слабость организма, отсутствие мотивации к развитию, апатия, нежелание принимать решения самостоятельно и совершать поступки.

Психогенный Причина: Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок

Психогенный Причина: Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок

Психогенный

Причина: Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок.
Проявление: Безответственность, отсутствие самостоятельности. Излишняя агрессия, либо, наоборот, повышенная застенчивость и пугливость.

Конституциональный Причина: Врожденные склонности к определенным моделям поведения

Конституциональный Причина: Врожденные склонности к определенным моделям поведения

Конституциональный

Причина: Врожденные склонности к определенным моделям поведения.
Проявление: Эмоциональная несамостоятельность, бурные реакции, перепады настроения, игровые интересы, инфантилизм.

Церебрально-органический Причина:

Церебрально-органический Причина:

Церебрально-органический

Причина: Врожденные или приобретенные причины, негативно влияющие на психику и нервную систему.
Проявление: Апатия, равнодушие, минимум эмоций и тому подобное.

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами. Проявляться задержка тоже может специфически.

Характерные особенности детей с

Характерные особенности детей с

Характерные особенности детей с ЗПР

  Снижение работоспособности;
       Повышенная истощаемость;
        Неустойчивое внимание;
        Отставание в развитии мышления;
        Дефекты звукопроизношения;
        Своеобразное поведение;
        Низкий навык самоконтроля;
        Незрелость эмоционально-волевой сферы;
       

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в…

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в…

Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:


1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. 3. Индивидуальный подход. 4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; 6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 7. Использование многократных указаний, упражнений. 8. Проявление большого такта со стороны учителя 9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. 10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; 11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Адаптация объема и характера учебного материала дополнительные наводящие вопросы; наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии…

Адаптация объема и характера учебного материала дополнительные наводящие вопросы; наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии…

Адаптация объема и характера учебного материала

дополнительные наводящие вопросы;
наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии с характером зат­руднений при усвоении учебного материала;
приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
помощь в выполнении определенных операций;
образцы решения задач;
поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Инструкция с несколькими заданиями

Инструкция с несколькими заданиями

Инструкция с несколькими заданиями

Около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.

Навыки самостоятельной работы Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

Навыки самостоятельной работы Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

Навыки самостоятельной работы

Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
Задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
Задания контрольного характера и т.д.

Математика

Математика

Математика

Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами

Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами

Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен показывать их указкой и называть вслух».

Арифметические диктанты Даны два числа: 6 и 3

Арифметические диктанты Даны два числа: 6 и 3

Арифметические диктанты

Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... Пишите!»

Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Пишите!»

Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!»

Чем похожи числа: А) 8 и 81;

Чем похожи числа: А) 8 и 81;

Чем похожи числа:


А) 8 и 81;
Б) 76 и 16;
В) 31 и 38;
Г) 27 и 527;
Д) 3 и 23;
Е) 74 и 654.

Прочитай числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

Прочитай числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

Прочитай числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

А) 4 и 40;
Б) 18 и 180;
В) 203 и 2030;
Г) 7 и 700;
Д) 45 и 450;
Е) 37 и 73.

Карточка с развернутым образцом способа вычисления 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Карточка с развернутым образцом способа вычисления 86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Карточка с развернутым образцом способа вычисления

86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43

Задание выполняется без образца, самостоятельно.

Готовая краткая запись задачи

Готовая краткая запись задачи

Готовая краткая запись задачи

Русский язык Какие слова спрятала

Русский язык Какие слова спрятала

Русский язык

Какие слова спрятала ЕЛЬ?

Выбери и впиши слова в схемы

Выбери и впиши слова в схемы

Выбери и впиши слова в схемы.

Лось, тьма, осень, лошадь, ельник, кровать, письмо

Угадай, что здесь написано.

Угадай, что здесь написано.

Угадай, что здесь написано. Допиши буквы.

Исключение лишнего 1 класс: а, о, к; я, ы, э, у; са, си, су, со; лента, мяч, бежать, дом

Исключение лишнего 1 класс: а, о, к; я, ы, э, у; са, си, су, со; лента, мяч, бежать, дом

Исключение лишнего

1 класс:
а, о, к;
я, ы, э, у;
са, си, су, со;
лента, мяч, бежать, дом.

2 класс: сентябрь, май, август, зима; утенок, цыпленок, гусенок, курица; крыльцо, письмо, вьюга, дверь.

3 класс:
лесник, лесовоз, лесочек, лестница;
продавец, певец, кузнец, каменщик;
сугроб, мороз, снег, зима.

Части и целое. Перья, клюв, хвост, крылья, когти

Части и целое. Перья, клюв, хвост, крылья, когти

Части и целое.

Перья, клюв, хвост, крылья, когти. —
Кто это?

Листья, ветки, корень, сучья, крона. —
Что это?

«Где мы могли бы оказаться?»
Инструменты, зрители, ноты, музыканты, дирижер.

Обобщения. Шкаф, диван… Дерево, цветок…

Обобщения. Шкаф, диван… Дерево, цветок…

Обобщения.

Шкаф, диван…
Дерево, цветок…
Метла, лопата...

Выберите слова-антонимы (парами): ссориться, забыть, потерять, найти, конный; сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить; малый, великий, голодный, сытый, пеший

Выберите слова-антонимы (парами): ссориться, забыть, потерять, найти, конный; сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить; малый, великий, голодный, сытый, пеший

Выберите слова-антонимы (парами):

ссориться, забыть, потерять, найти, конный;
сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;
малый, великий, голодный, сытый, пеший.

Исправьте предложения: Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто

Исправьте предложения: Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто

Исправьте предложения:

Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.
Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

Узнайте предмет по описанию. Лохматый, косолапый, бурый — …

Узнайте предмет по описанию. Лохматый, косолапый, бурый — …

Узнайте предмет по описанию.

Лохматый, косолапый, бурый — …
Хищный, сильный, полосатый
Яркое, теплое, лучистое— ...
Новая, интересная, библиотечная — ...

Выберите из трех слов два слова-«неприятели»

Выберите из трех слов два слова-«неприятели»

Выберите из трех слов два слова-«неприятели»

Друг, печаль, враг,
высокий, большой, низкий,
говорить, идти, молчать,
ночь, сутки, день.

Подберите к словам слова-«приятели» здание боец торопиться лошадь смелый раньше прежде дом конь спешить солдат храбрый

Подберите к словам слова-«приятели» здание боец торопиться лошадь смелый раньше прежде дом конь спешить солдат храбрый

Подберите к словам слова-«приятели»

здание боец
торопиться лошадь
смелый раньше
прежде дом
конь спешить
солдат храбрый

Письмо с «дырками».

Письмо с «дырками».

Письмо с «дырками».

Восстанови рассказ». Жила была лиса

Восстанови рассказ». Жила была лиса

«Восстанови рассказ».

Жила была лиса. Наступила очень холодная зима, а в ту пору проходил волк с мешком. И тут лисе стало интересно…

Составь предложение». Озеро, медведь, весна

Составь предложение». Озеро, медведь, весна

«Составь предложение».

Озеро, медведь, весна
Солнце, лето, ярко
Ребята, мяч, весело

Исключение лишнего». «собака», «помидор», «солнце»

Исключение лишнего». «собака», «помидор», «солнце»

«Исключение лишнего».

«собака», «помидор», «солнце».

Способы применения предметов».

Способы применения предметов».

«Способы применения предметов».


Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.

Обучение «внимательному письму» «На

Обучение «внимательному письму» «На

Обучение «внимательному письму»



«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Вешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Охотник вече­ром с охоты…».

Выполнение корректурных заданий

Выполнение корректурных заданий

Выполнение корректурных заданий

Найди слова» ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Найди слова» ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

«Найди слова»

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.

Опорные таблицы слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова

Опорные таблицы слова – предмет – кто? что? – это существительное слова – одинаковый корень – это родственные слова

Опорные таблицы

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

Методика изучения словарных слов

Методика изучения словарных слов

Методика изучения словарных слов

Работа,
на работе, после работы, работать.

Командир,
командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.

Работа над ошибками Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Работа над ошибками Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Работа над ошибками

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Зуб

Зуп

Зуб

Сапог, луг, мороз…

Уроки литературного чтения Первично текст читает учитель

Уроки литературного чтения Первично текст читает учитель

Уроки литературного чтения

Первично текст читает учитель.
При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений

Задачи, стоящие перед учителем при проведении занятия научить учащихся принимать задание; удерживать задание в памяти до начала работы; обдумывать предстоящие действия; оценивать результат деятельности; самостоятельно…

Задачи, стоящие перед учителем при проведении занятия научить учащихся принимать задание; удерживать задание в памяти до начала работы; обдумывать предстоящие действия; оценивать результат деятельности; самостоятельно…

Задачи, стоящие перед учителем при проведении занятия

научить учащихся принимать задание;
удерживать задание в памяти до начала работы;
обдумывать предстоящие действия;
оценивать результат деятельности;
самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого;
переключаться с одного способа действия на другой;
давать словесный отчет о своей работе.

ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей

ЛИТЕРАТУРА Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей

ЛИТЕРАТУРА


Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М., 2001.
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовского. – М., 1982.
Дети с задержкой психического развития. - М.,1984 .
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д.Шматко. - М., 1997.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под. ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

ПРИТЧА Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру

ПРИТЧА Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру

ПРИТЧА

Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли.
— Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? — спросила сороконожка.
— А это уже твоя проблема. Я только даю советы, — ответила сова.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022