Особенности работы с детьми с задержкой психического развитияподготовила: учитель -логопед-дефектолог (олигофренопедагог)Клейко А.Ю
Муниципальное автономное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 2 им. Г.Я. Борисенко.
г. Назарово, 2022 г.
Наиболее многочисленную группу риска школьной дезадаптации составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).
Согласно статистике, к концу 2020 года у 2% населения России был выявлен диагноз ЗПР.
Задержка психического развития -представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – не только дать нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и, учитывая патологические проявления в развитии ребенка, - его социальная реабилитация.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.3. Индивидуальный подход.4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.7. Использование многократных указаний, упражнений.8. Проявление большого такта со стороны учителя9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Адаптация объема и характера учебного материала
дополнительные наводящие вопросы;
наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
помощь в выполнении определенных операций;
образцы решения задач;
поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Навыки самостоятельной работы
Задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
Задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
Задания контрольного характера и т.д.
Арифметические диктанты
Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... Пишите!»
Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Пишите!»
Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!»
Исключение лишнего
1 класс:
а, о, к;
я, ы, э, у;
са, си, су, со;
лента, мяч, бежать, дом.
2 класс:сентябрь, май, август, зима;утенок, цыпленок, гусенок, курица;крыльцо, письмо, вьюга, дверь.
3 класс:
лесник, лесовоз, лесочек, лестница;
продавец, певец, кузнец, каменщик;
сугроб, мороз, снег, зима.
Выберите слова-антонимы (парами):
ссориться, забыть, потерять, найти, конный;
сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;
малый, великий, голодный, сытый, пеший.
Обучение «внимательному письму»
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Вешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Охотник вечером с охоты…».
«Найди слова»
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.
Задачи, стоящие перед учителем при проведении занятия
научить учащихся принимать задание;
удерживать задание в памяти до начала работы;
обдумывать предстоящие действия;
оценивать результат деятельности;
самостоятельно выполнять задание, которое завершил с помощью взрослого;
переключаться с одного способа действия на другой;
давать словесный отчет о своей работе.
ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М., 2001.
Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревич, В.И. Лубовского. – М., 1982.
Дети с задержкой психического развития. - М.,1984 .
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие. / Сост. Н.Д.Шматко. - М., 1997.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под. ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
ПРИТЧА
Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от девяноста процентов боли.
— Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? — спросила сороконожка.
— А это уже твоя проблема. Я только даю советы, — ответила сова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.