«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.7

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—6 кл
18.04.2018
«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»
разработка урока по теме: « ЧУДО, СОГРЕВАЮЩЕЕ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА» (УРОК ПО РАССКАЗАМ Константина Паустовского«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ» и Бориса Екимова «ЗА ТЕПЛЫМ ХЛЕБОМ»). В работе даётся сравнительный анализ указанных произведений. Данную работу провожу в 5-6-х классах на внеклассном чтении. Два произведения имеют сквозную тему"Хлеб".конспект урока
зачётная работу по курсу в МГОУ, Потапова.doc
МГОУ г.Москва Зачётная работа по курсу «Особенности преподавания  русской литературы 1990­2000гг  в условиях реализации ФГОС» группа №16 работу выполнила:  учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3   им. С.А. Красовского п. Монино Щелковского района  Московской области                                                                                                                               Потапова О.А. тел. 89166592957 Руководитель: Крылова С.В. 2013 год.  « ЧУДО, СОГРЕВАЮЩЕЕ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА» (УРОК ПО РАССКАЗАМ Константина Паустовского«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»                                          и   Бориса Екимова «ЗА ТЕПЛЫМ ХЛЕБОМ»). 1. Звучит песня «Баллада о спасённом хлебе», на экране презентация, слайды, подобранные к  стихотворению, которое читает учитель: Издавна на свете повелось так: Человек, встающий на заре, Видя в поле тучные колосья, Ко всему становится добрей. Если будет полно в закромах –  Значит, будут новые дома, Значит, будут праздник, свадьбы, радость, И не будет никакой беды, Потому что хлеб – всегда награда, Лучшая награда за труды. Хлеб – это же мерило нашей  Человеческой души. Учитель: Как прочитанное мной стихотворение связано с нашим сегодняшним уроком? Ученики: – Связано с названием произведений К.Паустовского и  Б. Екимова. Учитель: Скажите, в наши дни хлеб – предмет первой необходимости для каждого  человека? Учащиеся: Нет. Учитель: Интересно, изменится ли ваше отношение к этому чуду, мерилу души  человеческой в течение урока. Ведь хлеб не просто еда, считалось на Руси. Уважение к хлебу – это уважение не к бесчувственному ломтю, содержащему важные компоненты, это память, это история, это культура. Отношением к хлебу определяется нравственное богатство или убожество человека. Какой текст недавно писали в изложении, какое дали ему название? Чем пах хлеб? Что  почувствовал 6­летний Саша. Учитель: Хлебу посвящено огромное количество поговорок, песен, рассказов.  Учитель: Сегодня я не предлагаю вам готовую тему урока и не прошу вас сформулировать  ее самостоятельно на начальном этапе. Мы пойдем по другому пути: в конце урока вы  сформулируете ее самостоятельно, используя в ходе исследовательской работы наработанный материал.  Итак, дома вы познакомились с рассказом «За теплым хлебом», а в 5­м классе вы читали  рассказ К.Паустовского «Тёплый хлеб» Давайте вспомним его и ответим на ряд вопросов. Вопросы: 1. Какой масти был раненый конь, который остался от отряда красноармейцев?  (Вороной) 2. Кто взял себе коня?    ( Мельник Панкрат) 3. Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя) 4. Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?       (Кинул в снег) 5. Что случилось в природе после этого?  (Метель и сильный мороз) 6. Сколько лет назад был такой же мороз?   (Сто) 7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?  (От злобы людской) 8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета?  (К Панкрату) 9. Что посоветовал Фильке Панкрат?   (Изобрести спасение от стужи) 10. Сколько времени дал Фильке Панкрат?   (Час с четвертью) 11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?  (Сорока) 12. Что придумал Филька?  (Продолбить лед на реке) 13. Что сделали люди для своего спасения?  (Продолбили лед около мельницы) 14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (Позвала теплый ветер) 15. Что понес Филька раненому коню?  (Буханку свежего хлеба) 16. Что конь сделал после того, как съел хлеб?  (Положил голову на плечо Фильке) С этим заданием справились. Перейдём ко второму рассказу. Учитель: О чем рассказ Екимова «За теплым хлебом»? Учащиеся: О хлебе, о равнодушии людей друг к другу в нашем обществе, об униженном  положении стариков, о равнодушии к их судьбе (особенно деревенских жителей) государства. Учитель: Чем похожи рассказы, что общего? Учащиеся: Оба рассказа о хлебе, о людской чёрствости. Учитель: Композиционно сколько частей можно выделить в рассказе «Тёплый хлеб»?  Большинство склоняется к 2: 1. Путь до райцентра. 2. Дед Архип в городе. Учитель не раскрывает секрет наличия 3­ей части, так как учащиеся в ходе работы  исследования текста сами ее найдут. Учитель: Чем открывается повествование рассказа «За теплым хлебом»? Учащиеся: Рассказ Бориса Екимова «За теплым хлебом» открывается описанием природы  (раннего зимнего утра). Учитель: Пожалуйста, найдите его и зачитайте. Изображение база­хутора в зимнее время  года, полное соответствие в тексте.  «В 5 утра еще стояла глухая ночь. Чернели по белому снегу базы да сараи. ^ Студеное небо  светило просяным звездным инеем, а посреди – одинокая Жарничка горела льдистым  огнем». Время действия – самый разгар зимы, лютые холода, «студеное небо», «звезды, замерзшие в  инее». Учитель: Обратите внимание на сочетание слов «горела льдистым огнем». Что это за прием? Оксюморон (богатый нищий). Какие два понятия скрыты в нем.  Учитель: Именно этот оксюморон в начале рассказа – это ключ, который дает понять, что  будет происходить борьба, между чем? Учащиеся: Огонь (тепло) – стужа (холод).  Учитель: Только ли в природе такая борьба или нет? Учащиеся: Не только в природе, но и среди людей. На доске в ходе исследования пейзажей появляются опорные слова: ХОЛОД ТЬМА «студеное небо» «льдистый огонь» Учитель: Что мы узнаем об особенностях деревенской жизни? Учащиеся: далеко от райцентра – добраться трудно.  1.«Осенняя ли весенняя долгая грязь, зимние глубокие снега да перелеты ставили автобусы на прикол». 2.«В прошлом году уже не достал угля, а в этом не достанет. Погибнут, пропадут, замерзнут. УЧИТЕЛЬ: Что повергает в шок? От чего становится страшно? Учащиеся: Месяцами люди не едят хлеба свежего и мягкого.  Учитель: Отсутствие, каково отношение, как автор называет обычный для многих из вас  продукт? Учащиеся: СКРОМНОЕ ДЕРЕВЕНСКОЕ ЛАКОМСТВО: «Черствую буханку заворачивали  в полотенце, в широкую кастрюлю наливали воды, ставили миску, а в нее хлеб. Вода в  кастрюле кипела, а под крышкой хлеб отпаривался, становился волглым, мягчел». Учитель: сборы в райцентр окончились, отправляется в путь (пейзаж). Учащиеся:«Красное с морозу солнце только что поднялось. Багровые дымы редким лесом  вздымались над хутором; легко, словно тоже с морозу, розовело небо, и вся глубоким снегом  полоненная окрестность и даже сороки, молчаливыми стаями сидевшие на деревьях, даже  сороки отдавали розовым».  «В лицо дышала стылым холодом белая степь». Дополняем опорные слова: ХОЛОД ТЬМА «студеное небо» «льдистый огонь» «дышит стылым холодом степь» «красное с морозу солнце» «полоненная снегом степь» Учитель: С каким настроением отправляется в путь? Учащиеся:  «радовался своей смекалке», «добрые мечты» грели душу старика. Учитель: Скажите, где мы видели, что эти добрые мечты и надежда на удачу не долго грели  душу Архипа. Учащиеся: В эпизодах ожидания попутной машины. Именно здесь мотив борьбы со стужей  (холодом) особенно драматичен (больше всего места занимали подробности. Почему?).  Анализ эпизодов «Ожидания попутной машины». 1. 2. 3. 4. 5. Люди на остановке стояли с 4­х часов утра. Люди промерзают все больше и больше. разговоры о равнодушии властей, о равнодушии к старикам, о нищенских пенсиях… «Архип всерьез начинал мерзнуть, … полегонечку пробиралась к телу стынь. Но  сдаваться он пока не хотел…».  Пытается ждать до последнего, разводит костер. Появляется ли в этих эпизодах  тепло?  Нет, костер дает лишь «жидкий огонь», да и тот греет лишь ладони рук, «костерок быстро догорел, и призрачное тепло его развеялось в студеном поле». Обращаем внимание на символичные пейзажи. Учащиеся: «…долго чернелись на белом снегу, после того, как затихли они,  настроение упало», «белая степь лежала вокруг…чернели вдоль дороги, в снегу по  пояс вязки и клены, и не было никаких машин». Мир становится черно­белым, враждебным, холодным, остается уповать только на  Бога, Добавляем опорные слова и на доску, и в рабочий листок ХОЛОД ТЬМА «студеное небо» «льдистый огонь» «дышит стылым холодом степь» «красное с морозу солнце» «полоненная снегом степь» «жидкий огонь костра» «студеное поле» «призрачное тепло» Учитель: Действительно, будто услышав слова Фени: «Мож, нам бог поможет», проезжает  мимо машина, которая и забирает оставшихся на остановке.  Учащиеся:  «…И в 4­м часу прибыл в райцентр…До нутра промерзший Архип прибыл в  контору за углем, за теплом фактическим. Учитель: Находит ли он его? Учащиеся: ( чтение по ролям эпизода «Дед Архип в конторе» от слов «С чем пожаловал  дедуля?» до слов пошел из конторы). Учитель: скажите, вы спорили, где заканчивается 1­ая часть, теперь ваш спор разрешен? Учащиеся: Да! Именно здесь. Так как холод в природе заполонил сердца людей  безразличием, равнодушием, отчужденностью. Люди потеряли доброту, милосердие.  Это запись в рабочий лист по первой части  отношения между людьми. Учитель: Сделайте вывод под первой колонкой в рабочем листе. Учащиеся: МОТИВ БОРЬБЫ, ХОЛОДА, СТУЖИ НЕСЕТ С СОБОЙ ГИБЕЛЬ ДУШИ. Учитель: Что происходит с Архипом? Учащиеся: В растерянности он выходит на улицу. И происходит страшное: он видит во всех  домах тепло. Заполняем вторую колонку. ХОЛОД ТЬМА «студеное небо» «льдистый огонь» ТЕПЛО «теплые звезды» «тепло в домах» «домашнее тепло» «дышит стылым холодом степь» « «красное с морозу солнце» «полоненная снегом степь» «жидкий огонь костра» «студеное поле» «призрачное тепло» Учитель: Но что страшного?  Учащиеся: «Как только подумал Архип о тепле, о покойном домашнем тепле, так сразу  окоченел. Казалось, единым махом просек до костей и насквозь студеный ветер. Архип  сжался, пытаясь сохранить в теле хоть теплую крупицу». Страшно, что долго шел за теплом, а остался один, среди равнодушия. Учитель: Где же он находит приют? Там, где и не ожидал. Учитель: Как Архип говорит о ХЛЕБЕ? Что захотелось добавить на доску? ХОЛОД ТЬМА «студеное небо» «льдистый огонь» ТЕПЛО «теплые звезды» «тепло в домах» «домашнее тепло» «дышит стылым холодом степь» «теплая горбушка» «красное с морозу солнце» «горячий мякушек» «полоненная снегом степь» «жидкий огонь костра» «студеное поле» «призрачное тепло» «Теплый хлеб обогрел нутро и по жилам  потек горячим потоком» «горячая волна благодарности к незнакомому доброму человеку» «сделался сыт, здоров и согрет» «под упругой коркой кровью бродило тепло  неостывшей живой мякушки» «Хлебное тепло и дух» Учитель: Скажите, случайно ли такое отношение у Архипа к хлебу? Докажите. Учащиеся: Нет, он фронт прошел. Доводы об отношении к хлебу в военные годы. Учащиеся: Вывод: Находим часто помощь и поддержку там, где не ожидаем. Согреть порой можно не великим делом, а просто вниманием, сочувствием,  милосердием, добротой и умением сопереживать. Учитель: МОТИВ ТЕПЛА НЕСЕТ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ОН ВОПЛОЩЕН ЧЕРЕЗ ОБРАЗ ХЛЕБА. Учитель: Так сколько же частей? Что происходит дальше? Учащиеся: «ВДРУГ…Архип все перерешил». Да это же 3­я часть Учитель: Все, что происходит дальше можно назвать каким­нибудь одним словом? Учащиеся: ДА. ЧУДО. Учащийся: Зима. Январь. Слова бабки: «Не ездил бы, переждал погоду. Да и праздник  завтра. Добрые люди по домам в праздник дома сидят»  «Думал, что это о новогодних  праздниках, но нет: «Первые дни января Архип годил, давая людям отпраздновать да после  праздника похмелиться». В конторе: «С праздником вас, с рождеством Христовым». ВЫВОД: канун РОЖДЕСТВА. Учитель: Что это за время?  Учащиеся: Это сочельник. Время добрых дел, волшебное время, когда все люди стремятся  быть добрее» Учитель: (слайд) Слова Чарльза Диккенса: «Рождество – это время милосердия,  доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно  раскрывают друг другу сердца». Это время, когда каждый начинает верить в чудо и  надеется на его свершение. Происходит ли чудо в данном рассказе? Учащиеся: ДА. Дед Архип вспоминает о бабке, о жене, разгадал ее сон. Решается идти  пешком в деревню, потому что несет ей за пазухой теплый хлеб, который она видела во сне. Мы уверены, что он дойдет, потому что «грел ему сердце теплый хлеб». События обоих рассказов разворачиваются лютой зимой, и в том и в другом рассказе  присутствуют чудеса. Рассказ Паустовского близок к сказке. Во втором рассказе  реальное  переплетается с чудесным, появляется описание сказочного звездного неба, свершается в  конце чудо, действие происходит накануне Рождества. Учитель: Скажите, а как мы можем назвать по жанру рассказ  ? Учитель: Рождественский рассказ – особый жанр в литературе, появившийся в X X Ι веке. В таких рассказах удивительное сочетается с бытийным, сиюминутное с вечным,  события происходят в канун Рождества, но всегда есть чудо и обязательно правдивая  история. Все опорные слова внесите в рабочий лист, допишите важную информацию.  Учитель:  Такой художественный прием, когда одно произведение, события, герои  напоминают другое называется   РЕМИНИСЦЕНЦИЯ. Запись в листе. Посмотрите на наш результат исследовательской творческой деятельности, на творческие  задания и скажите так, как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока. После того, как каждый подумал сам, предлагаю через слайд. Хлеб – это чудо, мерило человеческой души.  Хлеб – это чудо, согревающее душу  человека. (запись в рабочий лист) Учитель: Мне хочется, чтобы вы сегодня  еще раз задумались в эти прекрасные  предновогодние дни, что для того, чтобы сделать чудо не нужно покупать дорогие подарки,  нужно стать лишь чуть­чуть добрее, милосерднее ко всем окружающим нас и друг к другу.  Будьте бережны друг к другу, как люди были бережны в войну к каждой крошке хлеба. Верьте в силу доброты и всепрощенья, Злу дорогу в жизни не давай, Если друг тебя обидел, Ты в ответ его не обижай, Провинился друг и повинился, Ты прими его как будто невзначай, Дай ему надежду, примирись с ним, Ты ему греха не поминай. Люди, я прошу вас ради Бога, Не стесняйтесь доброты своей. На Земле ее не так уж много, Быть стремитесь чище и добрей. На ваших рабочих листах вы найдете домашнее задание по выбору: 1. 2. 3. По всем законам жанра святочного рассказа создать собственный святочный рассказ. Что я слышу в слове Хлеб? Написать миниатюру с помощью ярких и образных  словосочетаний.  Что я вижу в слове Хлеб? Выразить свои ощущения с помощью цвета и ассоциаций.

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания русской литературы 1990-2000гг в условиях реализации ФГОС»

«Особенности преподавания  русской литературы 1990-2000гг  в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018