Особенности психического развития детей с задержкой психического развития
Оценка 4.9

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
20.07.2017
Особенности психического развития детей с задержкой психического развития
В данном материале освещены такие острые вопросы как: 1. Что такое темп психического развития? 2. Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы. 3. Каковы основные особенности ЗПР конституционального, соматогенного, церебрально-органического происхождения? 4. Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР? 5. Четко определите, что понимается под возрастной нормой?
Особенности психического развития детей.docx
«Особенности психического развития детей с задержкой психического развития» 1. Что такое темп психического развития? 2. Раскройте понятие задержки психического развития как крайнего варианта нормы. 3. Каковы   основные   особенности   ЗПР   конституционального, соматогенного, церебрально­органического происхождения? 4. Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР? 5. Четко определите, что понимается под возрастной нормой? 1 1.Что такое темп психического развития?  Ответ:  ТЕМП   ПСИХИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ   ­   степень   быстроты личностных   изменений   человека.   постоянно   изменяется   и  Психика   развивается. Это диохронная (дио — сквозь, хронос — время) система. Сюда относится, например, закономерная последовательность развития интеллекта, описанная   швейцарским   психологом   Ж.   Пиаже   (1896—1980).   В   процессе психического развития стадии нарастания функций чередуются со стадиями стабилизации.   Так   происходит   переход   количественных   изменений   в качественные. Процесс развития разных сторон целостной личности, уровней ее   индивидуального   сознания   также   происходит   неравномерно.   Поэтому   в личности могут сочетаться зрелость в одних отношениях и инфантилизм — в других. Интегральной характеристикой физического и психического развития выступает скорость изменений. По этому признаку людей можно разделить на три группы: 1) с ускоренным (примерно 25 %), 2) равномерным (50 %) и 3) замедленным развитием (25 %). 2.Раскройте   понятие   задержки   психического   развития   как   крайнего варианта нормы. Ответ: Задержка психического развития — крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушения онтогенетического развития). Дети, имеющие такой   диагноз,  развиваются   медленнее,  чем   их   сверстники,  на   протяжении нескольких   возрастных   периодов.   Задержка   развития   проявляется   рано. Исходной причиной ее могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период   беременности,   родовые   травмы,   инфекции,   перенесенные   в   первые месяцы   жизни,   и   некоторые   другие   вредные   факторы,   вызывающие слабовыраженную   органическую   недостаточность   центральной   нервной системы. В западной психологии и невропатологии ­ это явление называют минимальной   мозговой   дисфункцией.   Задержка   психического   развития   не 2 относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное   замедление   темпа   развития.   Отставание   преодолевается   с возрастом,   причем   тем   успешнее,   чем   раньше   начинается   коррекционная работа   с   ребенком.   При   задержке   психического   развития   наблюдаются нарушения как эмоционально­потребностной, так и интеллектуальной сфер.  3.Каковы   основные   особенности   ЗПР   конституционального, соматогенного, церебрально­органического происхождения? Ответ:  Все 4  типа   имеют  свои   особенности.  Отличительная   черта   данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности.   Кроме   того,   нередко   могут   возникать   осложнения   в соматической   и   неврологической   сферах,   но   основное   отличие   –   в особенности   и   характере   соотношений   двух   важных   составляющих   этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.   1)   ЗПР   конституционального   происхождения   при   этом   виде   задержки психического развития эмоционально – волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе  физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений,   У   таких   детей   даже   при   обучении   в легкая   внушаемость. общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического   инфантилизма,   при   которой   наиболее   ярко   выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере.  2)   ЗПР   самотогенного   происхождения.   Причинами   данного   типа   задержки психического   развития   являются   различные   хронические   заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать 3 стойкое   астеническое   проявление,   которое   снижает   не   только   физический статус,   но   и   психологическое   равновесие   ребенка.   Детям   присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из­за опеки родителей, которые стараются оградить   своих   детей   от   лишнего,   на   их   взгляд,   общения,   поэтому   у   них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья. 3) ЗПР церебрально­органического происхождения Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально­волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На   этот   вид   ЗПР   могут оказать   свое   патологическое   влияние   токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус­конфликт и т.п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально­волевой незрелостью.   4.Каковы условия обучения, необходимые для детей с ЗПР? Ответ: в целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с ЗПР необходимо   в   первую   очередь   рекомендовать   родителям   (законным представителям)   пройти   обследование   ребенка   на   психолого­медико­ педагогической   комиссии   (далее   ­   ПМПК).   Основная   задача   ПМПК   ­ определение   программы   обучения   ребенка.   Следующим   шагом   является получение   от   родителей   (законных   представителей)   заявления   на   имя директора школы об обучении ребенка  по указанной в заключение ПМПК программе. На основании вышеназванных документов директор издает приказ об обучении школьника по программе VII вида. Дети с ЗПР могут обучаться, как   в  коррекционном   классе,   в  условиях   общеобразовательной   школы   для 4 детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе. Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами.   Специально   подготовленный   в   области   коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог ­   способный   создать   в   классе   особую   доброжелательную, учитель, доверительную   атмосферу;   Создание   у   неуспевающего   ученика   чувства защищенности и эмоционального комфорта; Безусловная личная поддержка ученика учителями школы; Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной   деятельности;   Уверенность   в   безусловном   принятии   себя   как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками. 5.Четко определите, что понимается под возрастной нормой? Ответ:  Возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития   школьника   (психологические   новообразования),   которые   должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; Как   соотносятся   возрастные   и   индивидуальные   особенности   развития ребенка? Ответ: При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников. В каких случаях можно говорить об аномальном развитии?  Ответ: Аномальное развитие ­ нарушение общего хода развития человека в результате   каких­либо   физических   или   психических   дефектов.   Термин «аномальный»   имеет   в   своей   основе   греческое   слово   «anomalos»,   что   в переводе на русский язык означает «неправильный».  Каких детей считают аномальными? 5 Ответ:  Аномальными считаются дети, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. К основным категориям аномальных детей относятся дети:   1) с нарушением слуха   (глухие,   слабослышащие,   позднооглохшие);   2)   с   нарушением   зрения (слепые, слабовидящие); 3) с тяжелыми нарушениями речевого развития; 4) с нарушением   интеллектуального   развития   (дети   с   задержкой   психического развития,   умственно   отсталые   дети);   5)с   комплексными   нарушениями психофизиологического   развития   (слепоглухонемые,   слепые   умственно отсталые,   глухие   умственно   отсталые   и   др.);   6)   с   нарушениями   опорно­ двигательного аппарата. Кроме перечисленных групп, существуют и другие группы   детей   с   отклонениями   в   развитии:   1)   дети   с   психопатоподобными формами поведения; 2) дети с трудностями в адаптации к школе, страдающие так   называемыми   школьными   неврозами;   3)   одаренные   дети,   требующие отдельного внимания со стороны педагогов и психологов. Чем, по мнению Л.С. Выготского, определяется процесс формирования ребенка? Ответ:  "Единством   материальной   и   психической   сторон,   единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития". Каждый   возрастной   этап   детского   развития   характеризуется   своими новообразованиями.   Под   возрастным   новообразованием   психолог   понимал: "тот   новый   тип   строения   личности   и   ее   деятельности,   те   психические   и социальные   изменения,   которые   впервые   возникают   на   данной   возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его   отношение   к   среде,   его   внутреннюю   и   внешнюю   жизнь,   весь   ход   его развития в данный период". Фактически Л. С. Выготский стремился найти   позволяющую   объяснить   его целостную   характеристику   развития, особенности на конкретном этапе. 6 7

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2017