ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»
Оценка 4.6

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
4 кл
01.06.2017
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»
В четвертом классе одной из важных и трудных тем является тема «Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени». Алгоритм проверки этой орфограммы очень сложен.Особенности работы над данной темой описаны в данной статье. Особенностью работы над темой «Правописание безударных личных окончаний глаголов» является чёткое знание алгоритма и его выполнение.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.doc
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ» БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»   Часто и по-разному спрашивать – Это и значит приобретать точные знания. Платон Он взрослых изводил вопросом: почему? Его прозвали «маленький философ», Но только подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов, И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «Почему?» С.Я.Маршак Орфографическая   грамотность   –   это составная часть общей языковой культуры, залог точности   выражения   мысли   и   взаимопонимания. Культура   речи   –   это   одежда   мысли,   по   которой обычно   сразу   (и,   как   правило,   безошибочно!) определяют уровень образованности человека. Нет такого учителя, который не стремился бы к достижению высокого уровня грамотности детей. В начальной   школе   и   уроках   русского   языка   у учащихся формируются умения и навыки учебного труда,   обеспечивается   на   определенном   уровне усвоение   родного   языка   в   устной   и   письменной формах, совершенствуются и развиваются четыре вида   речевой   деятельности: слушание (аудирование),   говорение,   чтение   и   письмо,   ­   то есть   создается   база   для   изучения   ими   всех предметов в старшей школе.   Обучая   школьников   применять   то   или   иное   крайне   важно орфографическое   правило, добиться от них словесного описания правила. Как протекает процесс формирования умения и   его   постепенное   перерастание   в автоматизированное действие, навык? 1. Жизненная   или   учебная   ситуация   порождает орфограмму. потребность проверить     Осознавая   мотивы   предстоящего   действия, школьник ставит цель, осмысливает задачу. 2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на опыт. 3. Составление   алгоритма   выполнения   действия по   правилу,   планирование   действия   по правилу, по ступеням («шагам»).   Выполнение   действия   по   алгоритму,   по правилу, по намеченному плану – поэтапно, по «шагам». 4. 5. Повторное,   многократное выполнение действия   по   плану,   по   алгоритму   –   в изменяющихся   условиях   и   вариантах,   с постепенным   «свертыванием»   алгоритма, постепенным сокращением действия.   6. Появление     элементов автоматизма, дальнейшее   усиление   автоматизма   в результате   многократного   выполнения однотипных действий (упражнений).   безошибочного 7. Достижение   более   или   менее   полного автоматизма письма. Постепенный отказ от применения правил: их роль исчерпана, на их основе сформировался навык правописания. Так протекает процесс формирования умения и   его   постепенное   перерастание   в автоматизированное действие, навык. Мотив, цель Выбор  способа  действия Алгоритм  Действие  Автоматизм  написания  орфограммы Постепенное  «свертывание»  алгоритма Появление  элементов  автоматизации Повторные  действия,  упражнения 20 В четвертом классе одной из важных и трудных тем   является   тема   «Правописание   безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени».   Алгоритм   проверки   этой   орфограммы очень   сложен   –   от   7   до   10   шагов.   В изучении   этой   темы   выделяем   с учащимися следующие ступени: 1. Ударные   окончания   проверке   не подлежат. Это знание очень важно, так как правило применимо только к   когда   личное тем   случаям, окончание   безударное.   Если проверять правилом I и II спряжений глагол   с   ударяемым   окончанием (казалось,  такого  не  может  быть  и не бывает), например, «они летят», то правило «не   работает»,   ведь   глаголы   на   «­еть»   в неопределенной   форме   («лететь»)   –  I спряжения! 2. В   процессе   наблюдений   ученики   понимают, какое   правило   нужно   использовать   для проверки   данного   глагола.   Иногда   дети начинают   проверять   этим   правилом   не настоящее или будущее простое время глагола, а   прошедшее   время,   которое   проверяется другим способом. В   процессе   работы   на   уроках   русского   языка ученики составляет таблицы спряжения глаголов в настоящем и будущем времени, а затем – таблицу окончаний   по   лицам,   с   разграничением  I  и  II спряжений глаголов.   окончаний   Следующий   этап   работы   –   тренировка   в определении   времени,   лица,   числа глаголов,   встречающихся   в   текстах, определение   спряжения   глаголов.   Для последующей   проверки   правописания безударных знакомлю учащихся с видом глагола (в программе 4 класса это понятие и отработка навыков определения   вида   глаголов   не вводится).   Это   очень   ответственный этап. Правило не может быть выведено учащимися,   его   даю   в   готовом   виде,   и оно   усваивается   в   процессе   его   применения. Глаголы­исключения заучивают, предлагаю им разные стихотворные формы.   учащиеся   Глаголы II спряжения:  Гнать, держать, Дышать и слышать,  Зависеть, видеть, ненавидеть, А еще смотреть, вертеть, И обидеть, и терпеть. А еще брить, стелить ­ глаголы I спряжения. На   следующем   этапе   составляется   алгоритм, учащиеся   с   удовольствием   принимают   активное участие в его составлении. Алгоритм проверки безударных личных окончаний глаголов Проверь: проверяемое слово – глагол? Да Определи время (настоящее или будущее  простое)? Да. Выдели окончание. Безударное оно? Нет Нет Безударное Ударяемое (проверять не нужно) Образуй неопределенную форму глагола,  проверь правильность образования  неопределенной формы. Для этого определи вид  глагола – совершенный вид (что сделать?),  несовершенный вид (что делать?) На что оканчивается неопределенная форма? На «­ить» На «­ать», «­еть», «­уть», «­оть», «­ыть», «­ти», «­чь» (лечь, печь, стричь) Это слова­исключения брить или стелить? Проверь, если оканчивается на «­ать», «­еть», не  относится ли глагол к числу исключений Нет Да Да  Нет  Глагол II спряжения, пишем в окончании и, а (я) Глагол I спряжения, пишем в окончании е, у (ю) 21 Постепенно   происходит   «свертывание» алгоритма, например: 1)   «дыш(и,е)т»   ­   это   глагол   настоящего   времени, окончание безударное. Н.ф. – «дышать», на «а­ ть», исключение – глагол  II спряжения – личное окончание «­ит»: «дышит»; 2) «дыш(и,е)м»   ­   настоящее   время,   окончание безударное.   «Дышать»   ­   на   «­ ать», исключение,  II  спряжение, окончание «­ит» ­ «дышит».     и Очень   важна   частота   повторения алгоритма периодичность. Методические   принципы   Л.В.Занкова: высокий   удельный   вес   теоретических знаний,   обучение   на   высоком   уровне трудности, принцип   слоенного   пирога  ­ позволяют,   работая   над   следующими темами   программы,   продолжать отрабатывать   навыки   правописания   личных окончаний глаголов. В этом очень хорошо помогают альтернативные   О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой   «Справочное   пособие   по   русскому языку для 4 класса». учебники   Легче   запоминаются,   а   иногда   и   слышатся окончания 3­го лица множественного числа «­ат (­ ят)», ­ут (­ют)». Поэтому обращаю внимание детей, что проверять нужно и по 3 лицу множественного числа,   но   после   всей   проделанной   работы, описанной выше. Развитие  интереса к учению на уроках русского языка – залог грамотного письма. Школьникам легче учиться,   хочется   учиться,   интересно   то,   что вызывает   желание   понять   явление.   Какие   же возможности   есть   у   учителя,   чтобы   развить   у школьника   на   уроке   интерес   и   изучаемого материалу? Это:  использование   вопросов   и   их   постановка, заставляющие   детей   мыслить,   объяснять, доказывать, спорить, делать выводы; использование   наглядности,   приготовленной учителем или с помощью родителей; составление схем, таблиц вместе с учащимися в процессе выведения орфографических правил: старательное оформление их учащимися в своих «тетрадях   открытий»;   а   в процессе   урока   просто   на полях рабочих тетрадей; правильная   организация самостоятельной   работы учащихся,   которая   очень часто предполагает самопроверку и самооценку учащимися усвоения изучаемого материала; составление учителем ­ ­       ­ ­ ­ ­ технологических карт по изучаемым темам; активная   работа   по   развитию   устной   и письменной речи учеников, а это и творческие задания «кто­то начал, ты продолжи» и приемы «какографии»   (исправление   ошибок),   и   мини­ сочинения   на  уроках,  и  сочинения  по  опорным словам… и многое другое. Главное!   что   орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений. Иными словами, правописание – средство общения.   Помнить, И   последнее.   В   условиях   обучения   учащихся начальных   классов   особенно   важна   подлинно гуманная   позиция   учителя,   стремление   помочь каждому   ребенку   почувствовать   уверенность   в собственных силах. Танабаш Л.Н.,  заместитель директора по УВР,  учитель начальных классов ГЛАГОЛ Глагол ­   это часть речи,  которая  обозначает действие предмета и отвечает  на вопросы: что делать? что сделать? и т.д. Например:  ходить,  спать,  увидишь. 1) Глагол   имеет   начальную   форму   — неопределенную форму (инфинитив) Что делать?   —  ходить,   одеваться Что  сделать?  ­  услышать,   оглядеться 2) Глаголы   бывают  несовершенного вида. Совершенный   вид   (действие   уже   сделано, закончено или будет закончено): что сделает?     ­ построит Несовершенный вид (действие не  закончено): что делает?   ­  строит 3) Глаголы изменяются  по: временам: совершенного   и  2   настоящее     время  ­   показывает,       что действие  происходит  в  момент речи  (что делаю?  ­  говорю,  смотрю); будущее время  ­ показывает, что действие будет   происходить   после   момента речи   (что   сделаю?   что   буду делать?     буду   ­   посмотрю, говорить); прошедшее   время    ­   показывает,   что действие   происходило   до   момента   речи (что   делал?   что   сделал?   ­     говорил, сказал).  лицам:    1 лицо ­ я,  мы (говорю,  говорим); 2 лицо ­  ты,  вы  (говоришь,  говорите); 3 лицо ­ он,  она,  они (говорит, говорят). числам:   единственное число ­  смотрит; множественное число  ­ смотрят.  родам: мужской род ­ он  (смотрел);    женский род ­ она (смотрела);   средний род ­ оно (смотрело).   Изменение     глаголов   4)     и будущего     времени     по     лицам     и   числам называется  спряжением.   настоящего   Спряжение   глаголов   определяется   по неопределенной   форме.   Если     у   глагола     ­ безударное  личное  окончание,  то нужно:   поставить   глагол   в   неопределенную форму; определить, какая гласная стоит  перед ­ть.   При определении спряжения неопределенная   форма должна быть того же вида, что и личная форма (решаю ­ решать,  а не решить)   I спряжение II спряжение Все глаголы на ­ЕТЬ, ­АТЬ, ­ОТЬ, ­УТЬ, ­ТЬ, кроме исключений: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ   не  бегай,   Пример:   Ты  что­то  пута... Ставим глагол в неопределенную форму — путАТЬ Это  глагол  на ­АТЬ (не глагол­исключение!)   — I спряжение 1     спряжение дает гласные  Е,   У,   Ю, выбираем  окончание  ­ЕШЬ.  5) НЕ  с  глаголами  пишется отдельно.  не  слышу Пример:   (исключения   составляют   глаголы, которые   без  не  не   употребляются: ненавидеть, нездоровиться)   6)   перед   глаголами     не   предлогов. Пример:  добежал  до дорожки 7) На   конце глаголов   настоящего   и будущего времени  единственного числа 2  лица пишется Ь. Пример:  играешь,  думаешь. 8) Чтобы       определить,       какой       суффикс   глаголах   прошедшего пишется   времени,     в неопределенную   перед  Л  в       поставить     глагол     нужно     бывает Все глаголы на ­ИТЬ и глаголы­исключения:  а) на ­АТЬ: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ,  б) на ­ЕТЬ: ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,  СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ.  форму.   Какая   буква будет перед  ­ТЬ,   та же будет и  перед Л. Пример: передумал — передумать, устроил ­ устроить Э)   Родовые   окончания   глаголов прошедшего времени проверяй личны­ ми местоимениями  3  лица. Пример:  Солнце  сел[о]  (оно) Девочка одевал[а]сь  (она)  10)   В   предложении     глагол   бывает сказуемым. 11)  Разбор глаголов по составу: Личные окончания глаголов:     У, ­Ю, ­ЕШЬ(­ЁШЬ),   ­ИШЬ,     ­ЕТ(­ЁТ),   ­ИТ, ­ЕМ(­ЁМ),  ­ИМ,   ­ЕТЕ(­ЁТЕ),         ­ИТЕ, ­УТ, ­ЮТ, ­AT, ­ЯТ.  Родовые окончания глаголов:   ­А, ­О, (cid:127) ,   ­И ­ мн.ч.  Cуффиксы   неопределенной   формы:  ­ТЬ,   ­ТИ Суффиксы:  ­И,  ­Е­,  ­НУ­, ­ЫВА­(­ИВА­), ­ОВА­ (­ЕВА),   ­ВА­,   ­А­,   ­Л­  (суффикс   прошедшего времени), ­СЬ­,  ­СЯ­ Схема разбора глагола: 1. Часть речи. 2. Начальная форма. 3. Вид. 4. Спряжение. 5. Число. 6. Время (если есть). 7. Лицо (если есть). 8. Род (если  есть). 9. Чем является в предложении. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА Время Число ед. ч  мн. ч м. р Род ж. р. ср. р. I Настоящее время (только несовершенный вид)  Будущее время (совершенный и несовершенный виды)  Прошедшее время (совершенный и несовершенный виды)  Нe изменяется что делаю? что Лицо II что III что делаешь? делает? что что He изменяется делаем?  делаете?  делают?  что буду делать? что будем делать? что сделаю? что сделаем?  что будешь делать? что будете делать? что сделаешь? что сделаете?  что будет делать? что будут делать? что сделает? что сделают?   что делал? что что что делала? делало? что что сделал? сделала? сделало? Не изменяется 2 23

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017