Цель: развить навыки аналитического чтения романа, показать особенности творческой индивидуальности Л.Н.Толстого.
Задачи по формированию результатов обучения:
• личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование самоопределения и самосознания при соотношении с духовным миром литературного героя, расширение границ личностной культуры;
• метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа романа;
предметные результаты:
- в познавательной сфере:
* формирование умения анализировать произведение;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;
* развитие навыка владения литературоведческой терминологией;
- в ценностно-ориентационной сфере:
* формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;
* определение нравственных ценностей;
* понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
* осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;
* умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;
- в эстетической сфере:
* понимание образной природы литературы как словесного искусства.
Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа эпизодов текста.
Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Цель: развить навыки аналитического чтения романа, показать особенности творческой индивидуальности
Л.Н.Толстого.
Задачи по формированию результатов обучения:
личностные результаты: совершенствование духовнонравственных качеств личности, формирование
самоопределения и самосознания при соотношении с духовным миром литературного героя, расширение
границ личностной культуры;
метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа романа;
предметные результаты:
в познавательной сфере:
* формирование умения анализировать произведение;
* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;
* развитие навыка владения литературоведческой терминологией;
в ценностноориентационной сфере:
* формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;
* определение нравственных ценностей;
* понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
* осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;
* умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;
в эстетической сфере:
* понимание образной природы литературы как словесного искусства.
Используемые технологии: проблемное обучение, информационнокоммуникационные технологии (учебная
презентация).
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа эпизодов текста.
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);
портреты Л.Н.Толстого, М.И.Кутузова, Наполеона, Д.Давыдова.
На доске записаны два эпиграфа:
Чем больше я читаю Толстого, тем яснее становится, что он неисчерпаем.
К.Паустовский.
“Хотите быть знатоком в художествах? говорит Винкельман. Старайтесь полюбить художника,
ищите красот в его созданиях”.
А.С.Пушкин.Слайд 1. На экране: “Великая Отечественная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. Внизу –
портрет Л.Н.Толстого.
1. Организационный момент. (23 минуты)
Ход урока
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”. Прочитайте эпиграфы к
уроку. Как вы их поняли? Поделитесь своими размышлениями.
2. Введение в тему урока. (2 минуты).
Слово учителя: Да, Л.Н.Толстой неисчерпаем и многогранен. Он стал любимым писателем многих поколений.
Над романом “Война и мир” художник слова работал 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Время, когда жил великий
писатель, было трудное, переломное. Стараясь отразить общественную жизнь России после отмены
крепостного права, он обращается к прошлому, к Великой Отечественной войне 1812 года. Для него любая
война катастрофа, великий кризис. Чтобы ответить на вопросы современности, когда всё развалилось и только
укладывалось, автору важно было понять, как ведут себя люди при распаде прежних условий жизни. Этому и
посвящён роман – эпопея “Война и мир”.
Слайд 2: “В этом году исполнилось более 200 лет Великой Отечественной войне 1812 года”.
Работа по тексту романа. (35 минут).
Как входит в роман Великая Отечественная война? Найдите в тексте.
том 3, часть 1, глава 1:
Слайд 3. На экране – изображение войны 1812 года.
Вы согласны с этой оценкой войны? Почему?
Как развивает мысль о войне Л.Н.Толстой?
Ваша точка зрения по поводу этого высказывания?
Любая война безнравственна?
Слайд 4. На экране – простые люди: солдаты, крестьяне – защищают родную землю.
Что, по мнению автора, послужило причиной войны 1812 года?
Итак, в Россию пришла беда, зло. Как отразилось нашествие французов на все слои общества?
Как автор подчёркивает народный характер войны?”
Слайд 5. Люди покидают Москву
На защиту родной земли поднялись все от мала до велика.
В войне 1812 года впервые появилось партизанское движение, когда население, побросав свои дома, уходило
в леса и оттуда наносило удары по врагу. Вот как об этом пишет Л.Н.Толстой. (т. 4, ч. 3, гл. 3):
Слайд 6. Партизаны в Великой Отечественной войне 1812 года.
“Партизаны уничтожали великую армию по частям. В октябре, в то время, когда французы бежали к Смоленску,
этих партий было около сотни”.
Какую тактику используют партизаны для борьбы с захватчиками?
Почему Тихон Щербатый стал самым нужным человеком в отряде Дениса Давыдова?
Слайд 7. Тихон Щербатый среди партизан.
“Тихон Щербатый делал тяжёлую мужскую работу...”
Да, такие люди, как Тихон Щербатый поражают воображение. А чем необычно поведение купца Ферапонтова
из города Можайска?
Слайд 8. Ферапонтов поджигает свой дом.Ферапонтов при приближении французов к Можайску поджигает свою лавку и кричит отчаянно: “Тащи всё,
ребята! Решилась Расея! Сам запалю!” и он уничтожает всё кровно нажитое, лишь бы оно не досталось врагу.
Колесо войны прокатилось по многим судьбам. Не миновало оно и жизни Наташи Ростовой, главной героини
романа, судьбы Марии Болконской, Пьера Безухова, Андрея Болконского и многих других персонажей романа.
Как изменилась их жизнь во время войны?
Слайд 9. Встреча Наташи Ростовой с Пьером при отъезде из Москвы.
Наташа Ростова вместе с семьёй уезжает из Москвы. Перед отъездом, выгрузив серебро, ковры, хрусталь,
Наташа отдаёт, с согласия родителей, подводы раненым.
Учитель: Почему богучаровские крестьяне решили дождаться французов? Ведь их решение не похоже на
поведение многих тысяч других крестьян, уходивших в леса при приближении французов.
Л.Н.Толстой был верен исторической правде, во время войны были и такие крестьяне, которые готовы были жить
“ под французом”.
Учитель: Какое решение принимает в трудную минуту Мария Болконская?
Княжна Марья принимает решение уехать из Богучарова в подмосковное имение. (т. 3, ч. 2, гл. 10). “Поскорее
ехать! Ехать скорее! говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти
французов”.
Учитель: Каков здесь смысл лексического повтора глагола “ехать”?
Глагол “ехать” повторяется, чтоб показать душевное состояние героини и непреклонность принятого решения.
Учитель: Выделите фрагмент текста, где развивается нарастание напряжённости княжны Марьи. (т. 3, ч. 2, гл.
10).
“Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! покровительство и пользовалась его благодеяниями!”
Эта мысль приводила её в ужас...
Учитель: Последите, в каком грамматическом времени в основном выдержано предложение? Что выражает
форма прошедшего времени? Какие временные отношения она передаёт?
Ужас от возможности в будущем оказаться во власти французов и гордость за свою семью.
Учитель: Определить роль синтаксической структуры данных предложений.
Это синтаксический параллелизм, он передаёт силу эмоциональных чувств княжны.
Учитель: Чувство патриотизма подняло все слои общества в Великой Отечественной войне. Как и в каждой
войне, даже дети захотели быть её участниками. Какие эпизоды текста всплывают в памяти?
Слайд 10. Портрет Пети Ростова.
Учитель: Прочитайте описание сна Пети Ростова. (т. 4, ч. 3, гл. 10, стр. 113). От слов “И вдруг Петя услышал
стройный хор музыки...” до слов: “Его разбудил ласковый голос Лихачёва”. Какую роль играет этот внесюжетный
элемент в определении судьбы Пети Ростова?
Учитель: В каком эпизоде романа в полной мере проявляется патриотизм русского народа?
В эпизоде Бородинской битвы.
Какое место этот эпизод занимает в композиции романа?
Учитель: Почему эта битва передаётся глазами Пьера Безухова?
Посмотрите отрывок из фильма С.Бондарчука “Война и мир”. Как языком кино передано знаменитое
сражение? Ваши впечатления?
Слайд 11. Показать отрывок из фильма Сергея Бондарчука “Бородинская битва”, 3 минуты
В фильме мы видим ужасы войны и стойкость простых солдат, желание победить во что бы то ни стало.
Учитель: Обратимся к тексту романа. Выделите части, в которых развивается внешнее действие эпизода?Ответ: (т. 3, ч. 2, гл. 30).
Учитель: Роль пейзажа в этом отрывке?
Состояние природы противопоставляется поведению людей. Они превращают позднее “прекрасное утро” в
поле смерти.
Учитель: Второй эпизод?
Это батарея Раевского.
Слайд 12. Портрет генерала Раевского.
Учитель: Ребята, обратите внимание, как изображает Пьера на Бородинском поле Л.Н.Толстой (прочитать
текст).
Слайд 13. Портрет Пьера Безухова на Бородинском поле.
Описывая поведение Пьера на Бородинском поле, автор избегает оценочных слов, эпитетов.
Почему? Какая часть речи передаёт действия героя (т. 3, ч. 3, гл. 31).
Почему Пьер приходит к мысли, что надо “солдатом быть, просто солдатом!”?
Найдите ответ в тексте.
Ответ: т. 3, ч. 3, гл. 8, стр. 217.
Учитель: Какую роль играет этот внутренний монолог в раскрытии самого героя?
Учитель: Мы провели с Пьером целый день на Бородинском поле. Встретили раннее прекрасное утро, побывали
вместе с ним на батарее Раевского, прочувствовали атмосферу, которая царила в этом опасном месте в начале
битвы и в конце, когда приходят слова А.С.Пушкина из поэмы “Полтава”. “И смерть, и ад со всех сторон”. Что
произошло с князем Андреем на Бородинском поле?
– Исчерпали ли мы тему Бородинского сражения?
О ком бы вы ещё хотели поговорить?
Нет. Тема Бородинского сражения не исчерпана. Её нельзя считать полной без изображения Наполеона и
Кутузова в этой битве.
Учитель: Как трактует их образы Л.Н.Толстой ?
При изображении двух полководцев Л.Н.Толстой использует приём сопоставления.
Слайд 14. Портрет М.И.Кутузова.
– Посмотрите, как изобразил Кутузова художник А теперь обратимся к тексту романа.
Вот как Толстой пишет о Кутузове (т. 3, ч. 2, гл. 35 стр. 185). Чтение отрывка: “Долголетним военным опытом он
знал и старческим умом понимал...”– Что подчёркивает во внешности полководца художник?
Слайд 15. Портрет Наполеона Бонапарта.
– Как оценивает его действия автор в романе? (т. 3, ч. 2, гл. 34, стр. 185).
– “Войска были те же, генералы те же...”, “ После каждого сражения полководец любил объезжать поле боя. ..”
Учитель: Каким вы увидели полководца?
Учитель: Почему армия Наполеона терпит поражение?
Учитель: Какие человеческие качества подчёркивает автор в облике этих людей?: .
Учитель: Образ Кутузова идеален?
Учитель: Какие черты характера выделяет Л.Н.Толстой в Наполеоне?
– Ещё одна деталь важна при характеристике Наполеона – это дрожание левой икры.– Какую роль эта деталь играет при характеристике императора?
Итак, как трактует образы великих исторических деятелей Л.Н.Толстой?
Соблюдая историческую правдоподобность, автор с симпатией, уважением относится к Кутузову и иронично
изображает Наполеона, подчёркивая его неестественность.
– Какие герои романа несут в себе наполеоновское начало? В чём оно заключается?
(Вольцоген, адъютант Барклая де Толли, Берг, Борис Друбецкой).
– Как выражается в романе авторское отношение к этим историческим деятелям? (Через портрет, описание
состояния).
Учитель: Кто первым говорит о победе на Бородинском поле?
Михаил Илларионович Кутузов.
Учитель: Почему?
Учитель: Какую оценку Бородинского сражения даёт автор?
Учитель: Почему тогда Кутузов оставляет Москву ?
Учитель: Почему же он говорил Растопчину, главнокомандующему Москвы, что не сдаст столицу без битвы?
Учитель: Как встретили жители Москвы Наполеона?
Слайд 16. Наполеон у стен Москвы.
Учитель: Как вы оцениваете поведение Растопчина, главнокомандующего Москвы?
– Почему захват Москвы Л.Н.Толстой считал западнёй для французской армии? (т. 3, ч3, гл. 26). (чтение текста)
– Что заставило Наполеона оставить Москву?
Учитель: Как относились к французским захватчикам высшие круги дворянской знати.?
(Салоны А.Шерер и Элен).
Слайд 17. Салон Анны Павловны Шерер.
Салон Анны Шерер поддерживал всё русское, у Элен больше симпатий проявляли к французам.
Наш анализ романа можно считать неполным, так мы не упомянули об очень важной черте толстовского
повествования, какой?
философских размышлениях автора.
Учитель: Какую роль они играют в романе “Война и мир”?
Это прямая авторская оценка, объяснение причин и следствий исторических событий.
(учебник стр. 349). В сохранившемся отрывке Л.Н.Толстой так объясняет необходимость изложения своих
взглядов (чтение текста): “Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашёл, что не только
оно неизвестно, но что оно известно и описано навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал
необходимость доказать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал.
Учитель: Говоря о роли личности в истории, Л.Н.Толстой называет царя “рабом истории”. Вы согласны с этим
высказыванием?
Учитель: Докажите свою точку зрения примерами из текста
(Назначение Кутузова, отъезд из армии Александра I).
Учитель: Можно ли говорить о полном отрицании Л.Н.Толстым роли и значении личности в истории?
Учитель: В каком из героев романа толстовское понимание активности воплощено в наибольшей мере?
Учитель: Давайте поговорим о жизни Пьера в плену.Слайд 18. Плен Пьера.
Почему, освободившись из плена, Пьер называет это время “самым наисчастливейшим в жизни”?
Учитель: Чем же удивил Платон Каратаев Пьера Безухова?
Учитель: Итак, Великая Отечественная война стала испытанием, чистилищем для многих героев романа.
Важно в романе ещё одно сравнение: отношение французов и русских к пленным. Ваши ответы?
Учитель: Мы исчерпали тему Великой Отечественной войны?
Нет, нельзя, говоря о героях, забыть Дениса Давыдова и Долохова.
Учитель: Чем необычны эти персонажи романа?
Слайд 19. Портрет Дениса Давыдова.
Как рисует их образы автор?
Учитель: Ваши примеры из текста?
Как изображается в романе художественное пространство и время Великой Отечественной войны?
Итог урока. (23 минуты).
Учитель: Итак, подведём итог. Какой мы увидели Великую Отечественную войну 1812 года в романе
Л.Н.Толстого Война и мир”? Какую роль она сыграла в жизни русского народа?
Слайд 20. Тема сочинения.
Домашнее задание:
Сочинение: “Гроза двенадцатого года” (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”).
(задание на дом, выставление оценок – 2 минуты).