Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: развить навыки аналитического чтения романа, показать особенности творческой индивидуальности Л.Н.Толстого. Задачи по формированию результатов обучения: • личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование самоопределения и самосознания при соотношении с духовным миром литературного героя, расширение границ личностной культуры; • метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа романа; предметные результаты: - в познавательной сфере: * формирование умения анализировать произведение; * определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка; * развитие навыка владения литературоведческой терминологией; - в ценностно-ориентационной сфере: * формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; * определение нравственных ценностей; * понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней; - в коммуникативной сфере: * осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения; * умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог; - в эстетической сфере: * понимание образной природы литературы как словесного искусства. Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация). Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа эпизодов текста.
Иконка файла материала Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого.doc
Отечественная война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Цель: развить навыки аналитического чтения романа, показать особенности творческой индивидуальности  Л.Н.Толстого. Задачи по формированию результатов обучения:   личностные результаты: совершенствование духовно­нравственных качеств личности, формирование  самоопределения и самосознания при соотношении с духовным миром литературного героя, расширение  границ личностной культуры; метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал,  подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа романа; предметные результаты: ­ в познавательной сфере: * формирование умения анализировать произведение; * определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка; * развитие навыка владения литературоведческой терминологией; ­ в ценностно­ориентационной сфере: * формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; * определение нравственных ценностей; * понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней; ­ в коммуникативной сфере: * осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения; * умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог; ­ в эстетической сфере: * понимание образной природы литературы как словесного искусства. Используемые технологии: проблемное обучение, информационно­коммуникационные технологии (учебная  презентация). Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа эпизодов текста. Оборудование:   персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации); портреты Л.Н.Толстого, М.И.Кутузова, Наполеона, Д.Давыдова. На доске записаны два эпиграфа:  Чем больше я читаю Толстого, тем яснее становится, что он неисчерпаем.  К.Паустовский. “Хотите быть знатоком в художествах? ­ говорит Винкельман.­ Старайтесь полюбить художника,  ищите красот в его созданиях”. А.С.Пушкин.Слайд 1. На экране: “Великая Отечественная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. Внизу –  портрет Л.Н.Толстого. 1. Организационный момент. (2­3 минуты) Ход урока Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор по роману Л.Н.Толстого “Война и мир”. Прочитайте эпиграфы к уроку. Как вы их поняли? Поделитесь своими размышлениями. 2. Введение в тему урока. (2 минуты). Слово учителя: Да, Л.Н.Толстой неисчерпаем и многогранен. Он стал любимым писателем многих поколений.  Над романом “Война и мир” художник слова работал 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Время, когда жил великий  писатель, было трудное, переломное. Стараясь отразить общественную жизнь России после отмены  крепостного права, он обращается к прошлому, к Великой Отечественной войне 1812 года. Для него любая  война­ катастрофа, великий кризис. Чтобы ответить на вопросы современности, когда всё развалилось и только  укладывалось, автору важно было понять, как ведут себя люди при распаде прежних условий жизни. Этому и  посвящён роман – эпопея “Война и мир”. Слайд 2: “В этом году исполнилось более 200 лет Великой Отечественной войне 1812 года”. Работа по тексту романа. (35 минут). ­ Как входит в роман Великая Отечественная война? Найдите в тексте. том 3, часть 1, глава 1: Слайд 3. На экране – изображение войны 1812 года. ­ Вы согласны с этой оценкой войны? Почему? ­ Как развивает мысль о войне Л.Н.Толстой? ­ Ваша точка зрения по поводу этого высказывания? ­ Любая война безнравственна? Слайд 4. На экране – простые люди: солдаты, крестьяне – защищают родную землю. ­ Что, по мнению автора, послужило причиной войны 1812 года? ­ Итак, в Россию пришла беда, зло. Как отразилось нашествие французов на все слои общества? ­ Как автор подчёркивает народный характер войны?” Слайд 5. Люди покидают Москву ­ На защиту родной земли поднялись все от мала до велика. ­ В войне 1812 года впервые появилось партизанское движение, когда население, побросав свои дома, уходило  в леса и оттуда наносило удары по врагу. Вот как об этом пишет Л.Н.Толстой. (т. 4, ч. 3, гл. 3): Слайд 6. Партизаны в Великой Отечественной войне 1812 года. ­ “Партизаны уничтожали великую армию по частям. В октябре, в то время, когда французы бежали к Смоленску, этих партий было около сотни”. ­ Какую тактику используют партизаны для борьбы с захватчиками? ­ Почему Тихон Щербатый стал самым нужным человеком в отряде Дениса Давыдова? Слайд 7. Тихон Щербатый среди партизан. “Тихон Щербатый делал тяжёлую мужскую работу...” ­ Да, такие люди, как Тихон Щербатый поражают воображение. А чем необычно поведение купца Ферапонтова  из города Можайска? Слайд 8. Ферапонтов поджигает свой дом.Ферапонтов при приближении французов к Можайску поджигает свою лавку и кричит отчаянно: “Тащи всё,  ребята! Решилась Расея! Сам запалю!” ­ и он уничтожает всё кровно нажитое, лишь бы оно не досталось врагу. ­ Колесо войны прокатилось по многим судьбам. Не миновало оно и жизни Наташи Ростовой, главной героини  романа, судьбы Марии Болконской, Пьера Безухова, Андрея Болконского и многих других персонажей романа.  Как изменилась их жизнь во время войны? Слайд 9. Встреча Наташи Ростовой с Пьером при отъезде из Москвы. ­ Наташа Ростова вместе с семьёй уезжает из Москвы. Перед отъездом, выгрузив серебро, ковры, хрусталь,  Наташа отдаёт, с согласия родителей, подводы раненым. Учитель: Почему богучаровские крестьяне решили дождаться французов? Ведь их решение не похоже на  поведение многих тысяч других крестьян, уходивших в леса при приближении французов. Л.Н.Толстой был верен исторической правде, во время войны были и такие крестьяне, которые готовы были жить “ под французом”. Учитель: Какое решение принимает в трудную минуту Мария Болконская? ­ Княжна Марья принимает решение уехать из Богучарова в подмосковное имение. (т. 3, ч. 2, гл. 10). “Поскорее  ехать! Ехать скорее! ­ говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти  французов”. Учитель: Каков здесь смысл лексического повтора глагола “ехать”? Глагол “ехать” повторяется, чтоб показать душевное состояние героини и непреклонность принятого решения. Учитель: Выделите фрагмент текста, где развивается нарастание напряжённости княжны Марьи. (т. 3, ч. 2, гл.  10). ­ “Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! покровительство и пользовалась его благодеяниями!”  Эта мысль приводила её в ужас... Учитель: ­ Последите, в каком грамматическом времени в основном выдержано предложение? Что выражает  форма прошедшего времени? Какие временные отношения она передаёт? ­ Ужас от возможности в будущем оказаться во власти французов и гордость за свою семью. Учитель: Определить роль синтаксической структуры данных предложений. ­ Это синтаксический параллелизм, он передаёт силу эмоциональных чувств княжны. Учитель: Чувство патриотизма подняло все слои общества в Великой Отечественной войне. Как и в каждой  войне, даже дети захотели быть её участниками. Какие эпизоды текста всплывают в памяти? Слайд 10. Портрет Пети Ростова. Учитель: Прочитайте описание сна Пети Ростова. (т. 4, ч. 3, гл. 10, стр. 113). От слов “И вдруг Петя услышал  стройный хор музыки...” до слов: “Его разбудил ласковый голос Лихачёва”. Какую роль играет этот внесюжетный элемент в определении судьбы Пети Ростова? Учитель: В каком эпизоде романа в полной мере проявляется патриотизм русского народа? ­ В эпизоде Бородинской битвы. Какое место этот эпизод занимает в композиции романа? Учитель: Почему эта битва передаётся глазами Пьера Безухова? ­ Посмотрите отрывок из фильма С.Бондарчука “Война и мир”. Как языком кино передано знаменитое  сражение? Ваши впечатления? Слайд 11. Показать отрывок из фильма Сергея Бондарчука “Бородинская битва”, 3 минуты  ­ В фильме мы видим ужасы войны и стойкость простых солдат, желание победить во что бы то ни стало. Учитель: Обратимся к тексту романа. Выделите части, в которых развивается внешнее действие эпизода?Ответ: (т. 3, ч. 2, гл. 30). Учитель: Роль пейзажа в этом отрывке? ­ Состояние природы противопоставляется поведению людей. Они превращают позднее “прекрасное утро” в  поле смерти. Учитель: Второй эпизод? ­ Это батарея Раевского. Слайд 12. Портрет генерала Раевского. Учитель: Ребята, обратите внимание, как изображает Пьера на Бородинском поле Л.Н.Толстой (прочитать  текст). Слайд 13. Портрет Пьера Безухова на Бородинском поле. Описывая поведение Пьера на Бородинском поле, автор избегает оценочных слов, эпитетов. ­ Почему? Какая часть речи передаёт действия героя (т. 3, ч. 3, гл. 31). ­ Почему Пьер приходит к мысли, что надо “солдатом быть, просто солдатом!”? Найдите ответ в тексте. Ответ: т. 3, ч. 3, гл. 8, стр. 217. Учитель: Какую роль играет этот внутренний монолог в раскрытии самого героя? Учитель: Мы провели с Пьером целый день на Бородинском поле. Встретили раннее прекрасное утро, побывали  вместе с ним на батарее Раевского, прочувствовали атмосферу, которая царила в этом опасном месте в начале  битвы и в конце, когда приходят слова А.С.Пушкина из поэмы “Полтава”. “И смерть, и ад со всех сторон”. Что  произошло с князем Андреем на Бородинском поле? – Исчерпали ли мы тему Бородинского сражения? О ком бы вы ещё хотели поговорить? ­ Нет. Тема Бородинского сражения не исчерпана. Её нельзя считать полной без изображения Наполеона и  Кутузова в этой битве. Учитель: Как трактует их образы Л.Н.Толстой ? ­ При изображении двух полководцев Л.Н.Толстой использует приём сопоставления. Слайд 14. Портрет М.И.Кутузова. – Посмотрите, как изобразил Кутузова художник А теперь обратимся к тексту романа. Вот как Толстой пишет о Кутузове (т. 3, ч. 2, гл. 35 стр. 185). Чтение отрывка: “Долголетним военным опытом он  знал и старческим умом понимал...”– Что подчёркивает во внешности полководца художник? Слайд 15. Портрет Наполеона Бонапарта. – Как оценивает его действия автор в романе? (т. 3, ч. 2, гл. 34, стр. 185). – “Войска были те же, генералы те же...”, “ После каждого сражения полководец любил объезжать поле боя. ..” Учитель: Каким вы увидели полководца? Учитель: Почему армия Наполеона терпит поражение? Учитель: Какие человеческие качества подчёркивает автор в облике этих людей?: ­. Учитель: Образ Кутузова идеален? Учитель: Какие черты характера выделяет Л.Н.Толстой в Наполеоне? – Ещё одна деталь важна при характеристике Наполеона – это дрожание левой икры.– Какую роль эта деталь играет при характеристике императора? ­ Итак, как трактует образы великих исторических деятелей Л.Н.Толстой? ­ Соблюдая историческую правдоподобность, автор с симпатией, уважением относится к Кутузову и иронично  изображает Наполеона, подчёркивая его неестественность. – Какие герои романа несут в себе наполеоновское начало? В чём оно заключается? ­ (Вольцоген, адъютант Барклая де Толли, Берг, Борис Друбецкой). – Как выражается в романе авторское отношение к этим историческим деятелям? (Через портрет, описание  состояния). Учитель: Кто первым говорит о победе на Бородинском поле? ­ Михаил Илларионович Кутузов. Учитель: Почему? Учитель: Какую оценку Бородинского сражения даёт автор? Учитель: Почему тогда Кутузов оставляет Москву ? Учитель: Почему же он говорил Растопчину, главнокомандующему Москвы, что не сдаст столицу без битвы? Учитель: Как встретили жители Москвы Наполеона? Слайд 16. Наполеон у стен Москвы. Учитель: Как вы оцениваете поведение Растопчина, главнокомандующего Москвы? – Почему захват Москвы Л.Н.Толстой считал западнёй для французской армии? (т. 3, ч3, гл. 26). (чтение текста) – Что заставило Наполеона оставить Москву? Учитель: Как относились к французским захватчикам высшие круги дворянской знати.? (Салоны А.Шерер и Элен). Слайд 17. Салон Анны Павловны Шерер. ­ Салон Анны Шерер поддерживал всё русское, у Элен больше симпатий проявляли к французам. ­ Наш анализ романа можно считать неполным, так мы не упомянули об очень важной черте толстовского  повествования, какой? ­ философских размышлениях автора. Учитель: ­ Какую роль они играют в романе “Война и мир”? ­ Это прямая авторская оценка, объяснение причин и следствий исторических событий. (учебник стр. 349). В сохранившемся отрывке Л.Н.Толстой так объясняет необходимость изложения своих  взглядов (чтение текста): “Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашёл, что не только  оно неизвестно, но что оно известно и описано навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал  необходимость доказать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал. Учитель: Говоря о роли личности в истории, Л.Н.Толстой называет царя “рабом истории”. Вы согласны с этим  высказыванием? Учитель: Докажите свою точку зрения примерами из текста (Назначение Кутузова, отъезд из армии Александра I). Учитель: Можно ли говорить о полном отрицании Л.Н.Толстым роли и значении личности в истории? Учитель: В каком из героев романа толстовское понимание активности воплощено в наибольшей мере? Учитель: Давайте поговорим о жизни Пьера в плену.Слайд 18. Плен Пьера. Почему, освободившись из плена, Пьер называет это время “самым наисчастливейшим в жизни”? Учитель: Чем же удивил Платон Каратаев Пьера Безухова? Учитель: ­ Итак, Великая Отечественная война стала испытанием, чистилищем для многих героев романа.  Важно в романе ещё одно сравнение: отношение французов и русских к пленным. Ваши ответы? Учитель: ­ Мы исчерпали тему Великой Отечественной войны? ­ Нет, нельзя, говоря о героях, забыть Дениса Давыдова и Долохова. Учитель: ­ Чем необычны эти персонажи романа? Слайд 19. Портрет Дениса Давыдова. ­ Как рисует их образы автор? Учитель: ­ Ваши примеры из текста? ­ Как изображается в романе художественное пространство и время Великой Отечественной войны? Итог урока. (2­3 минуты). Учитель: ­ Итак, подведём итог. Какой мы увидели Великую Отечественную войну 1812 года в романе  Л.Н.Толстого Война и мир”? Какую роль она сыграла в жизни русского народа? Слайд 20. Тема сочинения. Домашнее задание: Сочинение: “Гроза двенадцатого года” (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”). (задание на дом, выставление оценок – 2 минуты).

Посмотрите также