Золотой мир детства... Мир доброты, теплоты, доверия, любви, трепетных чувств, нравственности. Почему он теряется после того, как человек вырастает? Думаю потому, что он перестаёт быть маленьким... Надо всегда оставаться в душе ребёнком и изменять этот мир, делая его человечнее, красивее, восстанавливать утраченные православные традиции и обряды, чтобы оставаться нравственным и верующим, чистым и добрым человеком. Изменяя себя, мы преображаем окружающий мир, делая его прекрасным, золотым..."Золотой мир детства" Ивана Шмелёва
Урок 2.doc
Урок 2
ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЗВУКИ
Цель урока – показать открытие мира через звуки
Задачи: 1) проанализировать эпизоды;
2) вспомнить изобразительновыразительные средства
« ...Кап... кап – кап... кап... кап – кап – кап...
Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком,
постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап – кап... Это не
скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю; это весёлая мартовская
капель. Она вызывает солнце. Теперь уже везде капель.
Под сосенкой – кап – кап...
Под ёлочкой – кап – кап...
Прилетели грачи – теперь уже пойдёт, пойдёт. Скоро и
водополье хлынет, рыбу будут ловить намётками – пескариков, налимов,
принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмётся
дружно – поплывёт всё Замоскворечье! Значит, зальёт и водокачку, и бани
станут ... будем на плотиках кататься.
В тревожно – радостном полусне я слышу это всё торопящееся – кап
– кап... Радостное за ним стучится, что непременно будет, и оното
мешает спать.
Капкап...капкапкап... капкап...
Уже тараторит по железке, попрыгиваетпляшет, как крупный
дождь.
Я просыпаюсь под это таратанье, и первая моя мысль: взялась!
Конечно, весна взялась. Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет
светом. Полог с моей кроватки сняли, когда я спал, в доме большая
стирка, великопостная, окна без занавесок, и такой день чудесный, такой
весёлый, словно и нет поста. Да какой уж теперь и пост, если пришла
весна. Вон как капель играет... – трататата! А сегодня пойдём с
Горкиным за Москвареку, в самый Город, на грибной рынок, где – все
говорят – как праздник.
Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая
золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в
ней суетятся золотинки. По таким полосам, от Бога, спускаются с неба
ангелы, я знаю по картинкам. Если бы к нам спустился!
На крашеном полу и на лежанке лежат золотые окна, совсем косые и
узкие, и чёрные на них крестики скосились. И до того прозрачны, что даже пузырькиглазочки видны, и пятнышки... и зайчики, голубой и красный! Но
откуда же эти зайчики, и почему так бьются? Да это совсем не зайчики,
а будто пасхальные яички, прозрачные, как дымок. Я смотрю на окно –
шары! Это мои шары гуляют, вьются за форточкой, другой уже день
гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше. Но они
уже кончились, повисли и мотаются на ветру, на солнце, и солнце их
делает живыми. И так чудесно! Это они играют на лежанке, как
зайчики, ну совсем как пасхальные яички, только очень большие и живые,
чудесные. Воздушные яички, я таких никогда не видел. Они напоминают
Пасху. Будто они спустились с неба, как ангелы.
А блеска всё больше, больше. Золотой искрой блестит отдушник. Угол
няниного сундука, обитого новой жестью с пупырчатыми разводами,
снежным огнём горит. А графин на лежанке светится разноцветными
огнями. А милые обои... Прыгают журавли и лисы, уже весёлые, потому
что весны дождались, это какие подружились, даже покумились у кого
– то на родинах, самые весёлые обои. И пушечка моя золотая... и
сыплются золотые капли с крыши, сыплются часто – часто, вьются, как
золотые нитки. Весна, весна!..»
Какой вы представляете себе весну?
Весна... Звучит первая капель... Необычное время года... Время, когда из
сердца уходят боль и тревога, радуясь тёплым первым солнечным лучам,
человек становится добрее, ласковее, нежнее... Всё просыпается вокруг так
же, как и многие чувства каждого человека, не только взрослого, но и
малыша...
Как относится к весне ребёнок?
Герой этого произведения тоже рад весне... Для него это начало новой
жизни, радость, ведь он « такой чудесный, такой весёлый день, словно и нет
поста». Он рассказывает о нём так, словно зимой все «спали, а весной стали
пробуждаться». Даже капель « тараторит, шуршит по железке», «весёлая
капель», «она вызывает солнце», «мешает спать». И нам сразу кажется, что
это маленький ребёнок, который хочет побыстрее что – то рассказать,
поболтать о том, что ВЕСНА уже где – то рядом! Автор, желая показать
подвижность пробуждающегося мира, его изменение и живость, использует
такой литературный приём – олицетворение.
Что такое олицетворение?
Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых
предметов на неодушевлённые.
Почему автор использует олицетворение в изображении капели?
Капель – живое существо. В этом – то и есть необычность восприятия
капели мальчиком: для него природа предстаёт живой, очеловеченной... Она
радуется приходу весны, как и всё живое на земле. «Торопящееся кап – кап...» Это именно весенняя капель, а не какой –
нибудь « скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю». За этим кап – кап «
радостное стучится, что непременно будет, и оно – то мешает спать». Герой
живёт в ожидании чуда, чего то таинственного и незнакомого... Чего? Да,
конечно же, весны, которая должна вступить в свои владения. « Весна
взялась!» – радуется он.
Мир детства, мир чуда, открытий... Через что познаёт его мальчик?
Открытие мира
Звуки
ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЗВУКИ. Иван Шмелёв
ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЗВУКИ. Иван Шмелёв
ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЗВУКИ. Иван Шмелёв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.