Т. Г. Кокорева, преподаватель дисциплины Математика,
ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж имени С.М. Кирова»
УГПС 08.00.00, Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
ОУДП.01 МАТЕМАТИКА, Раздел 3. Геометрия 62 часа,
Тема 9. Геометрические тела, площади их поверхностей и объемы 32 часа
2022
Методическая разработка открытого учебного занятия
Тема: «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел»
Данная методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел» в курсе дисциплины ОУДП.01. Математика предназначена для преподавателей и является примером практического применения элементов современных педагогических технологий: технология проблемного обучения (создание преподавателем проблемных ситуаций для самостоятельной деятельности студентов по их разрешению). В поиске и решении сложных вопросов, студенты актуализируют знания по текущей теме, проводят анализ, вырабатывают умения видеть за отдельными фактами явление и закон. Критическое мышление, кейс технологии, использование ИКТ. В ходе учебного занятия данные цели и задачи были достигнуты. Формы и методы контроля знаний и умений обучающихся соответствует целям и задачам занятия. Время учебного занятия использовано рационально. Присутствует чередование и смена видов деятельности. В разработке представлено полное методическое обеспечение учебного занятия по указанной теме. В разработке представлено полное методическое обеспечение учебного занятия по указанной теме.
1.ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с рабочей программой рабочей дисциплины «Математика» тема «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел» обучающимися 1-го курса специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений изучается согласно КТП во 2-ом семестре. Тема раздела 3. ГЕОМЕТРИЯ. Занятие № 106. «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел»
Тип занятия: урок применения знаний и умений
Вид занятия: интегрированный урок
Методическая цель урока: организация урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дидактическая цель занятия: Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности,
Задачи занятия: систематизировать знания и умения по теме: формулы площадей поверхностей геометрических фигур.
Элементы содержания: основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в строительстве;
Цель занятия: отработать умения и навыки выполнения математических действий при имитации конкретной производственной ситуации.
Требования к уровню подготовки обучающихся: Уметь производить расчет площадей отделываемых поверхностей, объемов работ и расхода материалов, уверенно работать с калькулятором, переводить единицы измерения.
Организация (формы) деятельности на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технологии обучения: элементы технологии проблемного обучения, элементы модульной технологии
Обще дидактические методы обучения: Информационно-рецептивный, Эвристический, Проблемный, решение ситуационных профессиональных задач
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, смартфоны
Обучающие средства: презентация (в Microsoft Power Point), раздаточный материал (карточки, опорный конспект теоретического и практического материала, индивидуальный лист письменного ответа).
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный этап – 2 мин.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 5 мин.
3. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала – 20 мин.
4. Этап Обобщения и систематизации знаний
4А. Этап подготовки обучающихся к обобщенной деятельности -10 мин
4Б. Воспроизведение на новом уровне -13 мин
5. Применение знаний и умений в новой ситуации- 5мин
6. Этап закрепления вторичных знаний – 10 мин
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 15 мин.
8. Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.
8А. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу -2мин
8Б. Рефлексия-3мин
Технологическая карта учебного занятия
Автор-разработчик |
Кокорева Т. Г. |
|||||||
Специальность |
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений |
|||||||
Учебный цикл |
Общеобразовательные дисциплины |
|||||||
УД/МДК |
ОУДП.01 Математика |
|||||||
Междисциплинарные связи |
МДК 06.01 Производство работ по профессии 13450 Маляр, ПМ.05. Освоение профессий рабочего 19727 Штукатур |
|||||||
Цели учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
|||||
- систематизировать знания обучающихся по теме «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел»; -приобщить обучающихся к систематизации и представлению терминологических единиц для продуктивного усвоения, решения прикладных задач; - закрепить навыки, умения грамотного использования новой терминологии. |
- способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать, использовать графический материал; - способствовать развитию логического мышления. - способствовать развитию умения работать в команде.
|
-содействовать в ходе занятия формированию основных принципов экономического поведения; - воспитание культуры общения; - воспитание потребности в практическом использовании математической терминологии; - стремиться к воспитанию чувства взаимопомощи |
||||||
Формируемые компетенции
|
Общие компетенции |
|||||||
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
|||||||
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
|||||||
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
|||||||
ОК 05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
|||||||
ОК 09 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
|||||||
|
Профессиональные компетенции |
|||||||
ПК 2.3. |
Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов. |
|||||||
|
|
Личностные результаты |
||||||
|
ЛР 7* |
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности |
||||||
|
ЛР 13* |
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. |
||||||
Наименование и № раздела |
Раздел 5. ГЕОМЕТРИЯ |
кол-во часов |
||||||
___62___часа |
||||||||
Наименование и № темы |
Тема 5. Геометрические тела, площади их поверхностей и объемы Занятие № 65. «Площади поверхностей комбинированных геометрических тел» |
___2___ часа |
||||||
Тип учебного занятия |
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности. |
|||||||
Вид занятия |
Комбинированное |
|||||||
Место проведения учебного занятия |
Каб. №422 |
|||||||
Форма организации учебного занятия |
Групповая, фронтальная, индивидуальная |
|||||||
Внутрипредметные связи |
«Тело и поверхность. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника.», «Понятия площади поверхности. Площадь поверхности многогранников», «Периметр и площадь плоских фигур» |
|||||||
Ресурсы учебного занятия
|
Материально-технические |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Электронно-информационные |
||||
- посадочные места по количеству обучающихся; -рабочее место преподавателя; - экранно-звуковые пособия; -информационно-коммуникативные средства/ раздаточный материал. |
Геометрия, 10-11: учеб, для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] М.: Просвещение, 2014. |
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике [Текст]: Учебное пособие для СПО. Доп. Министерством образование РФ/ Н.В. Богомолов. – 7-е изд., стереотип. – Москва: Высшая школа. 2008. – 495 с. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике [Текст]: Учебное пособие для СПО. Доп. Министерством образования РФ/ Н.В. Богомолов. - М.: Дрофа, 2008. – 430с. |
http://fcior.edu.ru http://school-collection.edu/ru http://widows.edu/ru https://college.ru/matematika/ Приложения: Mentimeter, цифровой конструктор Wordwall, онлайн сервис Study Stack
|
|||||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия |
Текущий контроль - умения высказываться по данной сфере изучения в монологической и диалогической форме, контроль практических умений решения задач на установление соответствий, нахождение стационарных точек, определение интервалов монотонности, точек экстремума. |
|||||||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы |
- |
|||||||
Этапы и хронология учебного занятия
Этапы |
Содержание |
Методические указания |
Признаки решения дидактических задач / Показатели реального результата решения задачи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный |
1.Приветствие обучающихся, сообщение темы занятия
|
Делятся на подгруппы (до начала занятия) Приветствие преподавателя, сообщение об отсутствующих на уроке |
Создание благоприятного психологического климата для работы |
Активация знаний о новой теме / Внимание обучающихся сфокусировано на изучение материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Постановка целей и задач занятия (организация беседы, помогающей обучающимся сформулировать цели занятия). - Докажите, что вы не можете начать завтра ремонт квартиры. Выявление места и причины затруднения -Как вы думаете, что необходимо для ремонт квартиры? - Какие отделочные материалы нужны? - Где эти материалы можно взять? - Что нужно знать и уметь? (цену и количество материала, уметь рассчитать, сколько денег нужно заплатить). - Ваши предложения, что делать с материалом после покупки? (нужно привести). |
Высказывают свои предположения. (Не могут осуществить поставленную задачу, т. к. нет материалов, не знают сколько нужно материалов и денег на их покупку) обучающиеся самостоятельно выводят цель и задачи, пытаясь ответить на заданные преподавателем вопросы
|
Формирование мотивации деятельности, форма организации деятельности – фронтальная
|
Сформулированы цели и задачи урока/ Полная готовность обучающихся к учебно-познавательной деятельности, готовность оборудования, быстрое включение обучающихся в работу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала (Актуализация знаний. Проверка ранее изученного материала. Рассмотрение различных производственных задач, приводящие к необходимости применения математического аппарата) |
Повторение материала предыдущих занятий: 1. Основные формулы плоских фигур 2. Метрическая система мер. 3. Линейные размеры комнаты. 1) Для отделки комнат требуется заказать 20 одинаковых зеркал в одной из трех фирм. Площадь каждого зеркала 0,35м2. В таблице приведены цены на зеркало, а также на резку зеркал и шлифовку края. Сколько рублей будет стоить самый дешевый заказ?
2) Пол в комнате, имеет форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, требуется покрыть паркетом из прямоугольных дощечек со сторонами 5 см и 30 см. Сколько потребуется таких дощечек? 3) 1 Рассчитать количество штукатурной смеси необходимое для оштукатуривания комнаты жилого дома, размеры которой приведены на рисунке: размер оконного проема 1500х1200мм.
Норма расхода штукатурной смеси – 10 кг на 1м2, при толщине слоя -10мм. 2 Рассчитать количество мешков штукатурной смеси необходимое для работы (1 мешок - 30 кг). |
1. Решение заданий (повторение арифметических действий, действий с дробями)
2. Обсуждение результатов решения
3. Оценивание ответов
|
Применяется игровой прием - прием решения прикладных задач, закрепление материала, устная рефлексия, форма организации деятельности – индивидуальная, фронтальная
|
Проверено знание формул и их применение в ходе решения задач/ Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Этап подготовки обучающихся к обобщенной деятельности |
1.Этап подготовки к решению задачи. Формулировка проблемы. На изучение и решение кейса, отводится около 30 минут времени занятия. Определение проблемы из вопросов: Задачи для выполнения работы: 1. Внимательно изучить, проанализировать информацию кейса. 2. На основании анализа работы сделать выбор покупки продукции для отделки квартиры в определенной фирме, а также найма рабочих для проведения отделочных работ. 3. Представленные результаты должны обеспечить: - максимальное удовлетворение хозяина квартиры в стоимости отделочного материала. - экономичность, но качественность проведения отделочных работ. |
Для решения поставленной задачи подготовлен кейс, в котором имеются характеристики квартиры, условия проведения ремонта, прайс-листы фирм. Обучающиеся должны произвести соответствующие практические расчеты и обоснованно объяснить выбор той или иной фирмы.
|
форма организации деятельности – групповая
|
Информация получена и используется на практике / Активные действия обучающихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап Применение знаний и умений в новой ситуации
|
Для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть прайс-листы трех фирм, ознакомившись с которыми необходимо выбрать самый оптимальный вариант по закупке строительного материала и найму рабочих. Каждая бригада выбирает комнату для ремонта (выдается карточка-задание). План работы группы: 1. Внимательно изучить материалы кейса 2. Обсудить изученную информацию 3. Обменяться мнениями и составить план работы над задачей (ситуацией) 4. Проанализировать материал 5. Определить сущность ситуации 6. Зафиксировать основные и второстепенные проблемы 7. Выработать решение задачи. требуется найти: а. стоимость всех материалов; б. стоимость проводимых работ. |
Обучающиеся изучают алгоритм, выявляют проблему, выбирают оптимальное решение, пользуются раздаточным материалом |
форма организации деятельности –групповая |
Информация получена, принята, осмыслена, сформированы задачи для решения проблемы / Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний из предыдущих тем |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап закрепления вторичных знаний |
произвести отделочные работы в 3-х комнатной квартире. Для отделки комнаты необходимо провести следующие работы: 1. Выровнять стены гипсовой штукатуркой. Средний расход штукатурки на 1 квадратный метр поверхности при толщине в 0,1 см составляет 0,9 кг. 2. Покрасить пол масляной краской 2 раза. В первый раз на каждый квадратный метр пойдет 125 г краски, а во второй – 75 г. 3. Сделать потолок в каждой комнате. Для выполнения работы используются плитки квадратной формы со стороной 50 см, по периметру бордюр. 4. Отделочные материалы выбрать в одной из трех предлагаемых фирм, исходя из наиболее экономичного варианта стоимости материала. Для проведения отделочных работ выбрать наиболее экономически выгодную бригаду в тех же фирмах. Посчитать сколько будет стоить самый выгодный вариант. Размеры квартиры: 1 комната: 4×5×2,8, имеется окно, длина которого 2 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м. 2 комната: 3×3,5×2,8, имеется окно, длина которого 1,5 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м. 3 комната: 3,5×4×2,8, имеется окно, длина которого 2 м и высота 1,5 м, расположенное в стене с меньшими размерами. Напротив окна находится дверь высотой 2 м и шириной 1 м. |
Обучающиеся решают задачи в группах, определяют свой выбор, ход решения по алгоритму. |
форма организации деятельности –индивидуальная, групповая
|
Поиск решения проблемы (задачи), высказывания Полученная информация используется на практике/ Активная и продуктивная деятельность учащихся выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ, наносить вручную и механизированным способом раствор на рабочую поверхность, проводить ремонт оштукатуренной поверхности и материала в целое по теме занятия, систематизация, выявлению междисциплинарных связей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Этап Контроля |
3. Этап проверки знаний для усвоения материала, практических умений и общих компетенций Отчёт о выполнении заданий
|
Обучающиеся представляют решение задач от каждой группы, объясняют свой выбор, ход решения. |
форма организации деятельности –индивидуальная (индивидуализированная) |
Оценка правильности представленного решения задачи / Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8а. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
Подводя итоги занятия, преподаватель задает обучающимся следующие вопросы: 1. Обоснование выбора фирмы для покупки отделочного материала. 2. Обоснование выбора фирмы для проведения отделочных работ. 3. Стоимость отделочных работ квартиры. Выставление оценок в соответствии с листом критериев оценки в группе. |
Обучающиеся участвуют в общей дискуссии, формулируют конечный результат своей работы на занятии, определяют, чье решение было оптимальным, отвечают на вопросы, прослушивают варианты наиболее оптимального решения задач |
Формирование определять методы и способы выполнения практических задач, оценивать их эффективность и качество. форма организации деятельности –фронтальная, индивидуальная |
Выявление сложных моментов в работе, указание на слабые места и сильные стороны отвечающих / Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8б. Рефлексия |
Преподаватель предлагает оценить результаты своей деятельности, ответив на вопросы: - Как вы оцениваете свою работу на занятии? – Чему научились на занятии? – Какие рассмотренные задачи оказались наиболее сложными? Почему? - Можете ли вы теперь дать ответ на вопрос о необходимости математических знаний? |
Обучающиеся выявляют непонятные моменты и сложности при изучении материала, при выполнении задания |
Мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности (мотивации, способов деятельности, общения) |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и в их самооценке. |
Прайс - лист |
||
Фирма |
Наименование работ |
Цена |
|
Гипсовая штукатурка |
284 руб. (25 кг) |
Потолочная плитка |
21 руб. (1 шт.) |
|
Потолочный бордюр |
17 руб. (1 м2) |
|
Краска для пола |
255 руб. (4 кг) 71 руб. (1 кг) |
|
|
Гипсовая штукатурка |
270 руб. (25 кг) |
Потолочная плитка |
24 руб. (1 шт.) |
|
Потолочный бордюр |
13 руб. (1 м2) |
|
Краска для пола |
240 руб. (4 кг) 74 руб. (1 кг) |
|
|
Гипсовая штукатурка |
280 руб. (25 кг) |
Потолочная плитка |
22 руб. (1 шт.) |
|
Потолочный бордюр |
15 руб. (1 м2) |
|
Краска для пола |
250 руб. (4 кг) 70 руб. (1 кг) |
Прейскурант цен на стоимость услуг |
||
Фирма |
Наименование работ |
Цена (1 м2) |
|
Шпатлевка и шлифовка стен |
110 руб. |
Покраска пола |
85 руб. |
|
Ремонт потолка |
100 руб. |
|
|
Шпатлевка и шлифовка стен |
140 руб. |
Покраска пола |
60 руб. |
|
Ремонт потолка |
70 руб. |
|
|
Шпатлевка и шлифовка стен |
120 руб. |
Покраска пола |
75 руб. |
|
Ремонт потолка |
80 руб. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.