Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Новошарапский детский сад «Берёзка»
в младшей группе «Гномики »
за 2022 - 2023 учебный год
Протокол №1
родительского собрания младшей группы «Гномики».
от 15 сентября 2022г.
Председатель: Бабенко М.С.., - родитель
Секретарь: Булдашова А\С.., - родитель
Присутствовало 10 человек, список прилагается.
Тема: «Будем знакомы».
Предварительная работа: подготовка консультаций для родителей; анкетирование родителей: анкета «Давайте познакомимся»; индивидуальная работа с детьми и родителями по адаптации.
Повестка дня:
1.Познакомиться с родителями воспитанников, познакомить их с проблемами современного воспитания. Обеспечения тесного и доброжелательного общения, единых требований детского сада и семьи.
Докладчик воспитатель группы Устинова О. М.
2. Профилактика ОРВИ и гриппа. Выступление педагога Александровой И.Г
3. Выбор родительского комитета.
I По первому вопросу: выступила воспитатель группы Устинова О. М. , которая познакомила родителей с педагогами группы и помощником воспитателя.
Воспитатель довела до сведения родителей правила детского сада (соблюдение принятого режима дня, формы одежды и пр.), разъяснила непонятные для родителей моменты.
Ольга Михайловна напомнила о необходимости формирования навыков самообслуживания у детей, обсудила с родителями, что должен уметь делать ребенок 3-4 лет.
Родителям были предложены к заполнению анкеты «Давайте познакомимся».
Воспитатель обратила внимание, что только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Была сообщена информация о программе, по которой работает дошкольное учреждение, особенностях программы для детей младшего возраста. Также родителям была предоставлена информация о годовых задачах детского сада на текущий учебный год. Воспитатель ознакомила родителей с сеткой занятий, их количеством и продолжительностью. Воспитатель заметила, что все занятия проходят в игровой форме. Кроме всего каждый день играем в пальчиковые игры, читаем потешки, стихи и скороговорки, сказки. Хотя у некоторых детей есть проблемы с речью, все же видно, что им интересно слушать. С ними мы стараемся работать индивидуально.
А так же обратила внимание родителей на планируемые результаты по программе к концу учебного года детей данного возраста.
I. Решили: информацию принять к сведению, безоговорочно соблюдать правила детского сада. В выходные дни резко не менять режим дня ребенка. Постоянно обращать внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша. Одевать ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращать внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида. Прививать детям навыки самообслуживания.
I. Голосовали:
За – 10
Против – 0
Воздержались – 0
2. По второму вопросу выступила воспитатель Александрова И. Г.. с сообщением «Советы родителям по профилактике ОРЗ и ОРВИ в осенне-зимний период». ИРИНА Георгиевн рассказала родителям о том, что именно в этот период детский иммунитет наиболее ослаблен и нуждается в наибольшей защите. Она довела до их сведения информацию обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в детском саду, а также о необходимости их продолжения в домашних условиях. Воспитатель отметила, что оздоровительные мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала детского сада. Воспитатель рассказала о необходимости прививки «Совигрипп», о ее защите детского организма в осенне-зимний период, а также назвала противопоказания, при которых ее нельзя делать. Далее воспитатели ответили на вопросы родителей. Их волновали вопросы питания и закаливания, зависимость продолжительности времени прогулки от температуры воздуха и др.
2. Решили:
Интересоваться у воспитателей о профилактике простудных заболеваний и гриппа. Принять необходимые меры по защите детей от простудных заболеваний и гриппа.
.Голосовали:
За – 10
Против – 0
Воздержались – 0
3. По третьему вопросу выступила воспитатель группы Устинова. Она внесла предложение о выборе родительского комитета. Воспитатель . разъяснила родителям полномочия и обязанности родительского комитета.
Выступили:
От родителей выступила родительница Булдашова А. С. и внесла кандидатуры в состав родительского комитета, это:
Бабенко М.С.
Бычкова Н.
Черкасова Н.
кандидатуры все поддержали.
Решили:
Утвердить кандидатуры родительского комитета
Бабенко М.С.
Бычкова Н.
Черкасова Н.
Голосовали:
За – 10
Против – 0
Воздержались – 0
Общее решение собрания
Информацию принять к сведению, безоговорочно соблюдать правила детского сада. В выходные дни резко не менять режим дня ребенка. Постоянно обращать внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша. Одевать ребенка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращать внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида. Прививать детям навыки самообслуживания.
Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом.
Стремиться к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для воспитания и образования детей. Принять к сведению информацию о работе дополнительных кружков.
Интересоваться у воспитателей о профилактике простудных заболеваний и гриппа. Принять необходимые меры по защите детей от простудных заболеваний и гриппа. Утвердить кандидатуры родительского комитета: Бабенко М.С.
Бычкова Н.
Черкасова Н.
Председатель: ___________________
Секретарь: ___________________
Протокол 2
родительского собрания младшей группы «Гномики».
от 6 декабря 2022г.
Председатель: Бабенко М.С.., - родитель
Секретарь: Булдашова А\С.., - родитель
Тема: «Скоро-скоро Новый год»
1.Подготовка к Новогоднему празднику: как подготовить ребёнка к новогоднему утреннику, изготовление атрибутов и пошив костюмов.
2. Поделки и совместные работы детей и родителей для праздничной выставки «Новогодний серпантин»
Цель: обсудить вопросы к подготовке Новогоднего утренника детей в ДОУ.
Задачи:
- обсудить подготовку к празднованию Новогоднего утренника детьми в ДОУ (костюмы, стихи);
- привлечь родителей к созданию праздничной атмосферы в группе;
- проинформировать родителей на тему: как интересно провести новогодние каникулы;
-- разное: своевременная оплата родительской платы за посещение ребенка детского сада, форма для занятий музыкальных, своевременное прибытие и убытие детей посещающих д/с, обязательное наличие ( варежек, порядок в шкафчике;
- обсуждение подарков, дед мороза, видеосъёмки.
Ход собрания
1. Вступление – подготовку к проведению Новогоднего утренника с детьми в ДОУ (костюмы, стихи) ВОСПИТАТЕЛЬ№1;
2. Как создать праздничную атмосферу в группе ВОСПИТАТЕЛЬ№2;
3. Безопасность на Новогодние каникулы ВОСПИТАТЕЛЬ№2;
4. Разное (СОВМЕСНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ)
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Тема родительского «Скоро- скоро Новый год».
Сегодня мы с Вами поговорим о предстоящем Новогоднем утреннике, который состоится…., о карнавальных костюмах, раздадим стихи. Так Ваши детки первый год в д/с утренник будет проходить без Вашего присутствия. Для многих детей новогоднее представление — его первое выступление среди своих сверстников.
Конечно, мы воспитатели готовим детей к этому ответственному мероприятию, но все же ребенок волнуется, и ему просто необходима поддержка самых близких людей.
Мы подготовили для Вас ПРЕЗЕНТАЦИЮ, как можно подготовить ребенка к мероприятию- тем самым уберечь его ранимую психику.
• Прежде всего, ваша задача — понять, насколько сильно ребенок стесняется выступать на публике. Неудача на первом выступлении может сильно ранить замкнутого ребенка, и его нужно подготовить к тому, чтобы не стеснялся своих сверстников, не пугался, что Вас нет рядом. Если становится, очевидно, что ребенку это тяжело, уделите особое внимание подготовке к новогоднему утреннику в саду. Если ваш кроха прирожденный актер, то ему все равно будет нужно родительское внимание, и репетиции дома сопровождайте бурными аплодисментами.
• Постарайтесь найти время, на подготовку карнавального костюма. Главное — делайте это спокойно и радостно, привлекая ребенка на подмогу. Это укрепит в нем уверенность в себе, и он почувствует вашу поддержку. Костюм подготовите заранее, чтобы он был знаком и привычен, иначе наряд может его смутить и помешать хорошо выступить. Подготовьте маскарадный костюм и одежку накануне, чтобы не травмировать малыша сборами на скорую руку. В садик постарайтесь прийти заранее.
• Вместе с ребенком выучите стихи и повторите его несколько раз для закрепления. Поиграйте роль Деда Мороза, проведите подготовку выступлению в игровой форме, не стесняйтесь говорить басом: «А какой стишок знаешь ты, малыш?» Доброжелательно интересуйтесь подготовкой к празднику: «Вы уже танцевали? Пели песенки? Может покажешь мне малыш? Не забывайте восхищаться…. Как здорово!»
• Помогите ребенку одеться, позвольте немножко пошалить. Не одергивайте его строгими требованиями «поберечь костюм», ведь игры перед праздником помогают снять напряжение. Лучше всего держите до последнего в своих руках хрупкие детали костюма, например картонный колпачок, нос снеговика и т. д.
• После утренника будьте щедры на комплименты всем детям и воспитателям. Они проделали: большую и трудную работу. Дайте своему ребенку возможность пообщаться и поиграть с детьми, а потом желательно забрать его домой. Если же вы спешите на работу, похвалите ребенка еще раз, скажите, что вам жаль, что приходится уходить, но вечером вы непременно встретитесь и он расскажете всем домочадцам, как все прошло.
• Ребенку важно, чтобы о его триумфе узнали близкие, будьте щедры на похвалу. Воздержитесь от критики и замечаний об огрехах — разумеется, их было немало, но ведь дети еще маленькие и то, что они смогли сорганизоваться, — это целый подвиг. Обсудите с ребенком, что ему понравилось и не понравилось. Возможно, он оценивает утренник намного взрослее, чем вы ожидали. Многие дети прекрасно видят огрехи в своем, выступлении и отмечают плохое поведение других: Петя забыл слова, Маша меня дергала, я забыл, в какую сторону идти. Подумайте вместе, как избежать таких проблем в дальнейшем.
Главное, чтобы обсуждение новогоднего утренника в саду велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.
Елочка зеленая радует ребят —
Огоньки на елочке весело горят.
Заглянул на праздник к нам Дедушка Мороз,
И мешок подарочков малышам принес.
Снег лежит повсюду, а на речке лед.
Мы тебя, дедуля, ждали целый год.
Праздничный надели, дедушка, наряд,
Получать подарки выстроились в ряд.
Мы стихи расскажем, спляшем от души,
Скажут мамы даже, как мы хороши:
Старшим не перечим, знаем много цифр.
Мы с утра до вечера — просто молодцы.
Выступление№2.
Приближается Новый год – это один из самых любимых праздников. В предвкушении и ожидании— это половина прелести праздника. И так хочется создать нашим детям сказочное настроение, и сделать праздник не забываемым.
Надеемся, что сегодняшняя встреча поможет в этом нам с Вами. Сделайте со своим ребенком Новогоднюю поделку в группу на выставку - это возможность занимательно провести совместное время. Вам отдалиться от будних дел, также почувствовать себя ребенком, окунуться в мир «волшебства». Вам без труда удастся уговорить малышей поучаствовать в предпраздничных хлопотах, а заодно многому научить детей и дать им возможность порадоваться результатам своих трудов.
Для создания новогодней праздничной атмосферы мы вместе украсим группу (выслушав Ваши предложения как это сделать, пусть наши дети проведет зимние дни в «сказке».
Давайте мы родители сейчас отгадаем «Зимние загадки» поднимем себе настроение и вспомним,, зарядимся позитивной энергией, вспомним что и мы были детьми, позволим себе окунуться в детство и как наши дети будем ждать Новогоднего чуда.
Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов. (каток)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (Зима)
Кто-то тучу, как перину,
Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые. (снежинки)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает. (Снеговик)
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется. (Кормушка)
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это?. (Дед мороз)
Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка (Снегурка).
Игра: «Ловкие руки»
Разделить на две команды (Родители -девочек, Родители - мальчиков)
Предложить родителям на скорость вырезать снежинки.
(Далее: идет обсуждения как украсить группу….)
Выступление№3
Безопасность ребёнка в новогодние каникулы
Праздники – это волнительное время для детей, и чтобы быть уверенным в том, что в эти дни ребёнок в безопасности, придерживайтесь рекомендаций. Я приготовила для вас вот такие памятки.
Протокол № 3
Родительское собрание
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детского сада комбинированного вида муниципального образования
От «27» февраля 2017 года
Присутствовали: 16 человек
Отсутствовали: 5 человек
Повестка дня:
1. «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»- воспитатель второй младшей группы Ф.И.О
2. Капризы и упрямство детей (кризис 3-х лет) - педагог –психолог Ф.И.О.
3. Развитие самостоятельности у детей посредством игры - воспитатель второй младшей группы Ф.И.О.
1.По первому вопросу слушали ф.и.о. Воспитывать самостоятельность у детей необходимо с раннего детства. Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Вопрос:
Порубаева Т.Н.Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Ответ:
Воспитатель второй младшей группы Ф.И.О. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Решение:
Прививать детям навыки самообслуживания. Принять к сведению данную информацию Ответственные – родители, воспитатели. Срок исполнения – постоянно.
По первому вопросу голосовали:
«За» - все
«Против»- нет
2.По второму вопросу слушали педагога - психолога , она рассказал, что к 3 годам жизни дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, посоветовались с ним. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как - то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ,ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Вопрос:
Тонких А.Г. Мой ребёнок рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел. Как поступить в данной ситуации?
Ответ:
Педагог –психолог В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей.
Решение:
Разместить в родительском уголке консультацию по теме : . Ответственный – педагог психолог . Срок исполнения – до 01.03.2017 года.
По второму вопросу голосовали:
«За» - все
«Против»- нет
3. По третьему вопросу выступил воспитатель Ф.И.О., она рассказала : разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.
Вопрос:
Леонтьева С.Н.Мой ребёнок часто отказывается от еды, что делать?
Ответ:
Воспитатель второй младшей группы . Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
Решение:
Создания условий развития самостоятельности для ребёнка дома. Ответственные – родители. Срок исполнения – постоянно.
По третьему вопросу голосовали:
«За» - все
«Против»- нет
Решение родительского собрания:
1. Прививать детям навыки самообслуживания. Ответственные – родители, воспитатели. Срок исполнения – постоянно.
2.Разместить в родительском уголке консультацию по теме : «Воспитание самостоятельности у детей».
3. Создания условий развития самостоятельности для ребёнка дома.
Приложение
1.«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
2.Капризы и упрямство детей (кризис 3-х лет)
3.Развитие самостоятельности у детей посредством игры.
1. «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
Стремясь сделать все за ребенка, мы поступаем неправильно. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Конечно, малыши не сразу и с большим трудом приобретают необходимые навыки, им требуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Обучая детей тем или иным действиям (надеть кофту, развязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.п.) надо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание детей на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать.
Воспитывая самостоятельность лучше, как можно реже, прибегать к замечаниям, порицаниям, опираясь на поощрение и похвалу. Положительная оценка порождает у малышей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания. Если мы не будем класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станем лишь требовать этого от детей, то нам не удастся воспитать у малыша привычки к аккуратности.
Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно.
Литература:
Воспитателю о работе с семьей. Загик Л.В., Куликова Т.А., Макарова Т.А., 1989
Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина, 2005.
2.Капризы и упрямство
Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
3. Своеволием
4. Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
· в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
· выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
· в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
· в недовольстве, раздражительности, плаче.
· в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
3. Развитие самостоятельности у детей посредством игры
Темп нашей жизни настолько напряжен, что нам взрослым, почти всегда легче, что-то сделать самим, чем ждать, пока с этим справится ребенок.
Мы продолжаем завязывать шапку, застегивать пуговицы, переобувать ребенка, выполняя за подросшего малыша все то, что он сам должен уметь! Ведь мы вечно опаздываем!
При такой жизни не научиться самостоятельности. Он привыкает к тому, что ему все на ухо подсказывают, каждым маленьким шажком руководят. А в школе надо самому слушать, что говорит учитель и другие ребята, замечать, что происходит, запоминать, успевать.
Есть пути и способы, как помочь ребенку-школьнику стать активным и самостоятельным.
Способ пошагового, поэлементного руководства деятельностью ребенка (называется гиперопекой) формируется очень рано. Наши дети — младшие школьники подчас не умеют того, что кажется не относящимся к школе — но только на первый взгляд. Они не умеют быстро одеваться, есть, не задерживая других, самостоятельно занимать себя, добиваться поставленных перед собой целей, пусть в игре, но целей, выполнять простейшие домашние дела. Все это результат нашей вечной спешки, невозможности сосредоточиться на процессе повседневной жизни, как на чем-то достойном внимания.
Решение этой проблемы должно осуществляться на протяжении всей жизни ребенка.
То, чего не хватает ребенку, чтобы стать самостоятельным и в меру возраста ответственным человеком, называется, произвольностью. Пока ребенок совсем маленький, его поведение, а также технические процессы — внимание, память, мышление и другие — регулируются на непроизвольном уровне. Он смотрит на то, слушает то, делает то, что ему непосредственно, непроизвольно интересно.
А обучение в школе требует уже сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать и выполнять то, что ему говорят.
Как же помочь ребенку научиться произвольно регулировать свою деятельность и поведение? Путь развития произвольной регуляции деятельности — единственный реальный путь — это развернутая и полная реализация возможностей и потребностей ребенка на уровне непроизвольной регуляции. Если ребенок увлечен каким-то непосредственно интересным делом, то для того, чтобы его завершить, он согласен и немного постараться. Он сам ставит себе цель и ему нужно ее достичь. (например раскраска)
Цель должно быть посильной для ребенка, доступной, исходя из его возраста, темперамента (терпеливый, не очень), сегодняшнего состояния и настроения.
Демократизация и гуманизация воспитательного процесса определенным способом связана с развитием самостоятельности у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребенка.
Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста. По их мнению фраза «я сам» означает начало становления личности. В. А. Сухомлинский, развивая эту идею в педагогике считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человечек хочет выразить себя, свое «я». сочетание потребностей общества и личности является одним из показателей демократизации и гуманизации образовательного процесса в целом.
Поскольку все поступки, действия существуют либо как самостоятельные, либо как подражательные, то самостоятельность можно определить как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности опосредованной жизненным опытом ребенка.
Самостоятельность не рождается сам по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст — особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющая детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания.
Начинать следует с диагностики, с учета возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Недаром еще К.Д.Ушинский говорил, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна сначала узнать его во всех отношениях.
У детей младшего школьного возраста способность к подражательности. С одной стороны, свойственная им подражательность помогает детям усвоить пример, образец поведения, с другой — сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка, как бы возвращает к усвоенному образцу, ориентирует на него. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах и возможностях сдерживает самостоятельность, а напротив, смелость и решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело и т.д.
Самостоятельность - качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
А как понимают что такое «сам» младшие школьники?
Сам — это когда дети делают все без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.
Самостоятельно значит «захотел и сделал», «как придумал так и будет». Как видим , суть понятия дети улавливают довольно точно. У малышей 6-8 лет уже есть определенный опыт самостоятельных действий. Рассматривая детские рисунки на темы «Что я умею сам», «Мы делаем сами», обратим внимание на пояснение к ним: «Мы можем сами делать уроки, убрать класс, полить цветы». «Я сам встаю, убираю постель, умываюсь, мне даже никто не говорит об этом», «А я прихожу из школы, сама ем, делаю уроки, иду гулять, жду маму». «Я сам хожу в магазин, выношу мусор», «Я сама могу сварить картошку», «Я хожу за братом в детский сад один, без взрослых».
Анализ наблюдения за детьми убеждает, что самостоятельность имеет у них относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашнее задание, большинство ребят в случаях затруднения охотно, без колебаний спешат за помощью к воспитателю, родителям. Выполняя обязанности по дому, поручения педагога, дети строго следуют, полученной установке и не выходят за ее границы.
Самостоятельность младших школьников проявляется в само-обслуживании, в домашних заботах, в приготовлении уроков. Дела общественного звучания, коллективные — в круг их самостоятельных действий почти не входят.
В чем причина такого явления?
Конечно, существенную роль играют психологические и возрастные возможности детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное. Им недостает настойчивости в достижении цели, в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
Бесспорно, подобные проявления тормозят развитие самостоятельности детей. Но видеть только это — значит недооценивать самоценность данного периода, не считаться с тем, что именно на этом этапе могут развиваться, а могут и увянуть, не развившись, важнейшие качества личности. Одновременно с тем, что ограничивает развитие самостоятельности, существует и то что ею движет.
Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения. Их обуревает жажда деятельности. Они открыты для общения, охотно подражают не только взрослым, но и популярным сверстникам, героям любимых книг, фильмов.
Развитие самостоятельности у детей — процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной его логике, выделить основные этапы.
Первый этап. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу, самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
Конечно, в известном смысле выделение этих этапов условно, между ними нет непроходимой стены: бывает, что подражая старшему, ребенок вдруг проявляет собственное творчество. Но тем не менее взрослому важно иметь представление об этих этапах как об ориентирах, которые помогают обеспечивать продвижение ребят, их развитие.
Этап подражательной самостоятельности у малышей помогает сформировать определенный фундамент способов действий, без чего затруднителен переход к более автономному поведению и деятельности. Очень важно, чтобы этот этап младшие школьники прошли вместе со старшими ребятами. Именно в совместных делах и возникает тот опыт, который становится для младших «строительным материалом», необходимым для развития самостоятельного поведения и деятельности. В совместной со старшими деятельности дети видят образцы, раскрывающие способы организации совместной работы, распределение обязанностей, формы контроля, разрешения конфликтов, поощрения за успех, поддержки тех, кому трудно.
Образец, носителем которого является старший товарищ, по своему содержанию и форме более доступен младшему школьнику для понимания и освоения, чем тот, который может дать ему взрослый. Детям доставляет радость общение со старшими ребятами, совместное движение к цели.
Совместными усилиями можно подготовить и провести концерты для учителей, родителей, дома престарелых и инвалидов.
Можно шефствовать над детским садом, подготовить подарки, провести игры и спортивные соревнования, экскурсии и походы. Для совместных усилий младших и старших подходят дела, имеющие четко определенную цель, полезную для других и заманчивую для ребят, с ярко выраженной практической направленностью. Такие дела дают выход активности маленьких и старших, позволяют всем детям попробовать свои силы и в то же время посильны для тех и других.
Важно, чтобы старшие имели определенный опыт такой деятельности и могли бы дать образцы для подражания.
Постепенно ребят необходимо привлекать и к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. Пусть они пробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы.
Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие больших и маленьких — это бригады, отряды, экипажи, команды.
Особую значимость для младших школьников имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после их труда, чтобы они осознали конкретные результаты своей работы. Следует отметить всех, особо проявивших себя. Удовлетворение, радость от хорошо выполненного задания вызовут желание трудиться еще. При оценке общего труда лучше начать с того, что удалось, что было хорошего. Ребятам можно предложить ответить на вопросы: «Все ли у них получилось?», «Что вам понравилось?», «Что не понравилось?», «Что бы вы могли сделать лучше?».
При обсуждении результатов важно показать малышам, что результаты совместных усилий зависят не только от умения, но и от отношения между участниками: если ребята помогают друг другу, не ссорятся, проявляют доброжелательность, то работа идет веселее, да и результат заметнее.
Сначала младшие ребята ориентируются на оценки старших товарищей, повторяют их, чтобы побудить их к большей самостоятельности. Целесообразно использовать цветовые знаки — светофорчики.
Зеленый знак означает «так держать», желтый - «хорошо, но кое-что не так», красный - «стоп, дело надо поправлять». Использование игрового элемента помогает ребятам действовать самостоятельно на доступном для них уровне.
Поначалу частичные, ограниченные проявления самостоятельности нравятся малышам, делают их более уверенными, раскованными. Поэтому взрослым важно закрепить эти приобретения, обогатить их содержание, расширить границы проявления.
Важный резерв опыта — игра. Она занимает особое место в жизни младших школьников. Так как к ней они не утратили интерес, она дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, богата коллективными действиями. В играх дети сами ставят цель, находят средства, распределяют роли (по очереди, с помощью считалок) следят за их выполнением, соблюдением правил игры. В играх быстро раскрываются лидеры, которые сами захватывают роли или оказываются выбранными. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности. В игре, естественно, проявляется разный уровень самостоятельности и творчества ребят. В ней всегда присутствует репродукция, повторение, но непременно есть и элементы творческой самостоятельности. Правильно оценивая игру, воспитатель видит в ней способ развития самостоятельности ребят. По мере того как дети накапливают опыт самостоятельных действий, важно расширять границы того, что им доверено. В их жизни необходимо активнее вводить выбор. Дети должны иметь возможность выбирать содержание занятий в клубах, творческих мастерских, создавать по своему усмотрению варианты символики и атрибутики: эмблемы, головные уборы, которые отражают особенности содержания их деятельности в данный момент.
Каждому ребенку необходимо упражняться в выборе: попробовал себя в одном деле, выбери другое, реши как будешь действовать — один или с товарищами, самостоятельно или с помощью старшего, учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.