Открытое занятие элективного курса в 11 классе
«Мир. Общество .Человек.»
Демографические проблемы современной цивилизации в 21 веке Задачи занятия:
ознакомить учащихся с проблемами, входящими в понятие «демографический кризис», его историей, причинами, путями выхода;
способствовать развитию навыков выдвижения гипотез и их аргументации, самостоятельного обобщения, монологической речи, составления презентаций, выстраивания обществоведческого эссе;
воспитать чувства ответственности учащихся за свой выбор, понимания необходимости быть в курсе современных проблем своей страны как важнейших показателей уровня их патриотизма.
Основные понятия и термины:
демография, демографический кризис, депопуляция, естественный прирост населения, естественная убыль населения, урбанизация, миграция, экспансия, «демографическая зима», гендерный баланс, демографический «взрыв», «нулевой прирост»,титульная нация.
Литература:
Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. М., 2005.
Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.
Мир. Общество. Человек. 10 – 11кл.: учеб. пособие / А.П. Логунов и др. М., 2007.
Интернет ресурсы.
Оборудование:
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, доска, ватман, маркеры. запись песни «Я у бабушки живу».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Мотивация класса на работу.
А) организационный момент.
Б) мотивационная ситуация.
«От Вселенского совета жителям планеты Земля.
Более ста тысяч лет назад решением Космического Вселенского Совета на планете Солнечной системы Земля был произведен посев разумной жизни для проведения эксперимента, целью которого было отслеживание и изучение процесса развития автономной цивилизации и возможное выявление общих закономерностей цивилизационного развития, а также реконструкция древнейшего периода разумной жизни в нашей Вселенной.
В настоящее время мы вынуждены констатировать, что земное сообщество зашло в тупик в своем развитии, создав механизмы самоуничтожения, которые в данный момент все активнее воздействуют на жизнь планеты. До сих пор мы надеялись, что жители вашей планеты одумаются и объединятся в борьбе за выживание, но эти надежды оказались тщетны. Человечество продолжает свой путь к саморазрушению.
Отныне мы заявляем о полном невмешательстве в дела Земной цивилизации. Помните: вы на грани глобальной катастрофы, которая уничтожит планету! В вашем распоряжении менее трех месяцев! Выживание требует объединения, незамедлительного поиска путей решения всех проблем, а также принятия срочных и действенных мер! Судьба планеты в ваших руках! До свидания! Или может быть прощайте?!...»
Беседа:
- О каких проблемах говорится в послании? Почему их называют глобальными? Какие глобальные проблемы вы знаете? Недаром К.Ясперс сказал « Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Все существующие проблемы стали мировыми проблемами».
Справочный материал.
Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. Можно назвать три признака выделения глобальных проблем:
1) их повсеместное распространение затрагивает человечество в целом;
2) неразрешение данных проблем может привести к гибели человечества;
3) разрешить их можно только совместными усилиями человечества, они не могут быть разрешены полностью в рамках отдельного региона или государства.
К глобальным проблемам современности относятся:
- проблема Север-Юг - это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися;
- проблема бедности;
- продовольственная проблема;
- энергетическая проблема;
- проблема экологии и устойчивого развития;
- демографическая проблема;
- проблема развития человеческого потенциала;
- проблема освоения Мирового океана;
- международный терроризм;
- распространение наркомании и СПИДа.
Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).
Общим для всех глобальных проблем является их универсальный характер, так как они являются порождением современной цивилизации. В начале третьего тысячелетия мировое сообщество пришло к необходимости переосмысления путей общественного развития.
2.Освоение нового материала.
А)Работа с эпиграфом.
«… не только наука, но и политика, религия должны поставить задачу народонаселения на первейший план. Ее забвение составляет одну из ошибок мышления…» Д.И.Менделеев.( анализ высказывания, какую глобальную проблему иллюстрирует?)
Б)Выступление подготовленного ученика на тему «Демографический кризис и дряхление западной цивилизации»
В)«Мозговой штурм»: подобрать слова-ассоциации к понятию «демографический кризис», записать по очереди на ватмане, группировка слов, связанных по смыслу и отражающих одну из составляющих демографического кризиса.
Выведение и запись проблем:
1. Проблема вымирания западной цивилизации;
2. Дряхление населения западной и дальневосточных цивилизаций.
3. Изменение устоявшихся пропорций расселения разных народов на континентах
( Проблемы записаны на доске на ватмане, возможна другая формулировка).
Итак, можно выделить две тенденции демографических процессов:
1) Демографический «взрыв», характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Латинской Америки, Африки, начиная с 60-х гг., быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран. Это ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность десятков миллионов людей.
2) «нулевой прирост» населения в странах Западной Европы; «демографическая зима» - старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой. Данная тенденция приводит к - к резкому старению населения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими и пенсионерами и т.д.
Г) Групповая работа
Определение наиболее острой на ваш взгляд проблемы, приведение не менее трех аргументов. После проведенной группировки слов каждый ученик должен выделить ту демографическую проблему, которая, по его мнению, является наиболее острой. В результате образуется несколько групп, каждая из которых должна доказать наибольшую значимость именно их проблемы для судеб всего человечества. Для подготовки выступления отводится 5 минут, само выступление рассчитано на 3 минуты. Ученикам также предварительно предлагается сформулировать самостоятельно критерии оценки их деятельности.
Д)Работа с текстом, в котором пропущены слова и словосочетания.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов ( словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова ( словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Подобно тому как _________________________ (А) всегда считался признаком здоровья нации и цивилизации в целом, _________________(Б) есть признак ________________(В) народа и общества. В нынешних условиях отсюда следует, что ________________________(Г), несмотря на все свое могущество и богатство, находится в глубочайшем упадке.
В 1960 г. европейцев вместе с американцами, австралийцами и канадцами насчитывалось 750 млн. человек, что составляло 1\4 от трехмиллиардного населения земного шара.
За сорок лет население земного шара увеличилось вдвое, с 3 до 6 млрд. человек, но европейские ( в широком смысле) народы практически прекратили ________________(Д). Во многих западных странах __________________(Е) ныне соответствует рождаемости, а то и превосходит последнюю. Из 47 европейских стран только одна, мусульманская Албания, демонстрировала в 2000г. уровень рождаемости, достаточный для сохранения народа. Остальная Европа вымирает.
1.западная цивилизация
2.смертность
3.цивилизация
4. прирост населения
5.миграция
6. депопуляция
7.убыль
8.воспроизводство
9.болезнь
Е) Музыкальная пауза для введения в проблему «У меня сестренки нет».
Ж)«Демографическая ситуация в России – кризис ли это?»,- выступление подготовленных учеников с презентацией.
З) обсуждение проблемы с указанием факторов, которые могут способствовать улучшению демографической ситуации в России.
1. причины демографического кризиса
Относительно причин российского демографического кризиса в научной среде существует несколько групп мнений. Взгляды учёных разделяются по факторам, которые та или иная группа исследователей считает доминирующими, определяющими:
· Демоэкономические факторы, связанные с общим снижением рождаемости и детности в индустриальных и пост-индустриальных странах и обществах вследствие изменения структуры занятости и демографической мотивации, независимо от качества жизни (теория «Демографического перехода» или «Теория нуль-роста»).
· Социо-экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма — общества всеобщей социальной защищённости), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей.
· Социо-медицинские факторы, связанные с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом, повышением смертности — вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравоохранения.
· Социально-этические факторы, связанные с резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и как следствие — с массовой психологической депрессией, деградацией общественной морали и кризисом института семьи.
И) Факторы улучшения демографической ситуации в России.
А) беседа;
Б) проверка по слайду презентации.
3. Практическое применение освоенных знаний
Практическая работа с темой по плану. Задания группам по пунктам плана написания эссе с последующим анализом.
1 группа: Проблема, поднятая автором, ее актуальность.
2 группа: Смысл высказывания, основная мысль автора.
3 группа: Определение своей позиции к высказыванию автора: согласие полностью или частично, опровержение определенной части высказывания, спор с автором , высказывание противоположного мнения.
4 группа: Подбор теоретических аргументов собственной позиции по данной проблеме: основные термины, теоретические положения, понятия, противоречия, тезисы, обобщения.
5 группа: Фактическая аргументация: примеры СМИ, материалов учебных предметов, факты личного социального опыта, собственные наблюдения. Необходимо привести не менее двух примеров из различных источников.
6 группа: Формулирование вывода. Он не должен совпадать с суждением дословно, вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идем аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность суждения.
Производится запись в таблице
1. Цитата |
«Если Вы не подумаете о будущем, у Вас его не будет». ( У.Шекспир) |
||
2.Проблема, поднятая автором, ее актуальность |
|
||
3.Смысл высказывания |
|
||
4.Собственная точка зрения |
|
||
Аргументация |
|
||
7. Вывод |
|
Роль учителя в ходе урока: в зависимости от степени готовности учеников учитель может играть роль модератора (если дискуссия медленно, слабо развивается, не хватает фактического материла или, напротив, учащиеся не всегда могут обобщить его (могут быть предложены следующие материалы см. Приложения)) или медиатора (в том случае, если участники дискуссии вполне владеют темой, активно высказывают свою позицию, аргументировано отстаивают ее, корректно реагируют на противоположные мнения).
4.Подведение итога занятия.
А) Работа с эпиграфом.
Б) «Судьба человечества- в руках человека. Вот в чем ужас»
Гжечик Владислав.
В)
Много нас-людей- на белом свете.
Маются серьезные умы: в этой жизни,
В этой круговерти, сумасшедше расплодились мы!
Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст!
Города вступают, как нарывы.
Очень много, слишком много нас!
Много нас. Ученый бомбу хвалит.
Много нас. Эсминец рвет волну. Много!...
Только все- таки не хватит нас – людей-
На новую войну!
Р.Рождественский.
. Г) Д/З: дописать эссе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.