Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.
Оценка 4.9

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
2 кл—11 кл +1
09.06.2017
Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.
Данный материал разработан для занятий в Доме детского творчества, но так же может использоваться и на уроках Изобразительного искусства в школе. Предполагаемый возраст 8-10 лет. Главной целью было ознакомление с термином "иллюстрирование", знакомство с художниками -иллюстраторами и их работами, и , конечно же, выполнение иллюстрации. В данном случае основой работ послужила сказка "Колобок", ребята делят эпизоды сказки и каждый ребенок иллюстрирует свой эпизод. По итогу собираем рисунки в книжку.
Муниципальное автономное образовательное учреждение.docx
МКУ отдел образования муниципального района  Давлекановский район Республики Башкортостан муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования   Дом детского творчества Методическая разработка открытого занятия «Иллюстрирование. Моя любимая сказка» Выполнила Стрельцова Наталья Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО  Дом детского творчества  МР Давлекановский район РБ 1 г. Давлеканово ­ 2017г. Содержание: 1. Пояснительная записка                                                      3 стр. 2. Теоретическая часть                                                          6 стр.   3. Ход занятия                                                                        6 стр. 4. Практическая часть                                                           10 стр. 5. Используемая литература                                                13 стр. 2 Пояснительная записка Занятие на тему «Иллюстрирование. Моя любимая сказка»  разработано  для   обучающихся   объединения   «Палитра»   МБОУ   ДО   Дома   детского творчества. Оно имеет художественно­эстетическую направленность и может использоваться на занятиях в Домах детского творчества и уроках рисования   Содействовать   формированию   эстетического   отношения   к в общеобразовательных школах. Цель: действительности. Расширить представление о роли художника в оформлении книги   сказок,   развивать   творческое   воображение,   умение   представить действия   героев   согласно   тексту   сказок,   способствовать   формированию художественного   вкуса,   пробуждать   добрые   чувства,   сочувствие   героям сказок, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям.  Оборудование:  репродукции   с   иллюстрацией   к   сказкам   М.Нестерова, Н.Конашевича,   Е.Чарушина.   Методические   таблицы   «Последовательность работы над иллюстрацией к сказке». Для детей: художественные материалы, бумага ­ лист A4. Задачи:  1. Обучающие:  ­способствовать развитию навыков рисования иллюстрации; ­обогащать и расширять художественный опыт детей о иллюстрации в целом. 2.Коррекционно­развивающие:  ­способствовать   развитию   умения   обучающихся   ориентироваться   в задании(анализировать объект, условия работы);  ­способствовать   развитию   умения   планировать   ход   работы,   умения контролировать свою работу.  3 3. Воспитательные:  ­воспитывать аккуратность, последовательность; ­ воспитывать уважение к людям труда; ­прививать интерес к творчеству иллюстрации 4. Развивающие:  ­развивать   творческие   способности,   кругозор,   мелкую   моторику   рук, глазомер. Место проведения занятия:  Дом детского творчества , группа 8­10 чел. Продолжительность занятия: 2 часа Методическое   и   дидактическое   обеспечение   занятия: краски,   кисточки, карандаш,   ластик,   точилка,     нарукавники,   баночка   для   воды,   салфетки, образцы, видеопрезентация. Тип занятия: Урок изучения нового материала. Содержание занятия:  Для занятия подготовлены плакаты с иллюстрациями, презентация. Данное   занятие   разработано   и   реализуется   в   рамках   программы «Цветовушка». Форма обучения – групповая, одновозрастная. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Этап организационный. Вводная беседа об иллюстрации. Основная часть. Начало практической работы Физминутка Завершение практической работы обучающимися. Подведение итогов занятия. Предполагаемые результаты: Предметные:  ­пополнят знания об иллюстрации сказок;  4 ­познакомятся с новым жанром искусства; Метапредметные: а) познавательные: ­ ученик получит возможность учиться добывать информацию; ­   осуществлять   сравнение   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая критерии; ­ строить логические рассуждения, включая причинно­следственные связи; б) коммуникативные: ­ ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения; ­учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной;  ­аргументировать свою позицию;  ­осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   необходимую   помощь   в сотрудничестве. в) регулятивные: ­ ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную; ­ составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату. Личностные: ­ ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих Одноклассников. 5 Теоретическая часть  Ход  занятия Организационный момент  Вход обучающихся в класс.  Рассаживание по местам Сверка по списку.  Приветствие. Ознакомление с темой.  Здравствуйте ребята! Вы любите когда к вам домой приходят гости? (да). Вот и к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем, пожелаем друг другу удачи и плодотворно поработаем ближайшие 2 часа.  А сейчас попробуйте отгадать загадку: Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней­ Станешь в 10 раз умней. ­ Сегодня на занятии мы рассмотрим, как взаимосвязаны искусство слова и изобразительное искусство.  ­ Скажите что у меня в руках? (Книги.) ­ Что такое книга? (Размышления детей). Книга – источник знаний, духовная пища человека. В народе говорят: 6  Кто хочет много знать, тому надо книги читать.  Кто больше знает, тому и книги в руки. ­ У меня в руках книги для детей. Что их отличает от книг для взрослых?  (Ответ: много иллюстраций.) ­ Из каких составных частей состоит книга?  (Текст и иллюстрация). Хоть все люди  такие разные, и живем мы в разных странах и городах, и говорим на разных языках, и в разные игры играем, но во всем мире, во все времена   дети   одинаково   любят   книжки   с   картинками, сказки   для   самых маленьких, которые помогают малышам забыть все дневные тревоги и нежно ведут за собой в глубокий, наполненный чудесными картинками сон… Как вы думаете, что такое иллюстрация?  <Слайд 1> Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация ­ это вид книжной графики, ее основа. <Слайд 2> Книжной   иллюстрации   приходится   считаться   с   особенностями   книги   ее форматом,   с   характером   шрифта,  с   качеством   печатной   бумаги,   с  цветом печатной краски.  Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это  всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге   и   участвующие   в   ее   восприятии   в   процессе   чтения.   Иллюстрации   к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные   иллюстрации,   изъятые   из   текста,   могут   порой   сделаться малопонятными и невыразительными.  7 Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.  <Слайд 3> Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и  художником.  Назовите  произведения Е. И.  Чарушина,  с которыми  вы уже   знакомы.  Он   иллюстрировал   свои   книги   и   произведения   других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»»).  <Слайд 4, 5> Он очень любил родную природу и животных изображал, как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь   для   того,   чтобы   правдиво   изобразить   животное,   нужно   хорошо   его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.  <Слайд 6> Вот   в   углу   страницы   притаился   крохотный   пушистый   котенок.   Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза. У художнника свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны,   и   сказочны   одновременно.   Он   стремится   лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.   Е   И   Чарушин   выработал   свой   метод   иллюстрирования   ­   чисто живописный.  Он   рисует   не   контурно,   а,   можно   сказать   антиконтурно, необычайно искусно, пятнами  и штрихами.  Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы,   и   характерность   движения,   и   особенность   фактуры   ­   упругость 8 поднятой   дыбом   длинной   и   жесткой   шерсти   вместе   с   пуховой   мягкостью густого подшерстка.  <Слайд 7> Замечательный художник  – Евгений Михайлович Рачев. Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься.  <Слайд 8,9> Все   животные   и   звери  –   герои   рисунков   Рачева   «одеты»   как   люди,   в человеческую   одежду,   тем   самым   Рачев   показывает,   что   за   сказочным сюжетом   и   сказочными   образами   скрываются   реальная   жизнь   и   реальные человеческие   отношения.   Цветные   рисунки   Рачева   нарядны,   красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.  <Слайд 10> Взгляните,   ребята,   как   отличается   манера   исполнения   животных   у Рачева и Чарушина. Назовите отличия в изображении. Какие средства выразительности использует каждый художник?  <Слайд 11, 12> Сегодня   мы   поближе   познакомимся   с   манерой   иллюстрирования   Ивана Билибина.   Этот   художник   иллюстрировал   авторские   и   народные   сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным?  Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных   росписей.   В   иллюстрациях   любовно   передается   дух   седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью   и   достоверностью   вырисовывает   он   узоры   тканей,   детали древней   архитектуры,   отделку   всевозможных   кафтанов,   шуб,   душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки 9 каждой   иллюстрации,   они   перекликаются   с   основной   идей   картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника.  <Слайд 13, 14, 15,16> Вот Иван­ царевич схватил за хвост Жар­птицу.  <Слайд 17> А вот Баба ­ Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены   характерные   особенности   рисования   художника   –  изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. <Слайд 18> Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки.  Как вы думаете, почему? Какие русские народные сказки вы любите?  Педагог: Молодцы! А теперь давайте  мы с вами отправимся  в мастерскую, где  мы с вами побудем в роли художников­иллюстраторов. Будем создавать книжку ­ сказку, которая будет состоять из ваших иллюстраций. Педагог: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Для начала вспомним технику безопасности при работе:      Во время работы быть внимательным и аккуратным. Осторожно обращаться с колющими инструментами. Выполнять задания спокойно, без резких движений. Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам. Не вытирать глаза грязными руками. После работы тщательно протереть руки сухой салфеткой и только потом вымыть  руки с мылом. Дети  надевают нарукавники. Практическая работа:  10 Наша цель сделать совместную сказку про Колобка.  Обучающимся   предлагается   взять   со   своей   парты   листок,   на   котором напечатан отрывок сказки и прочитать его с соседом по парте. Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки.  Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными, а для этого необходимо   выбрать   расположение   листа   горизонтальное,   чтобы   у   нас получилась цельная книжка. Придумать композицию. Но вначале вспомним о правилах составления композиции. Определим   расположение   главных   героев   рисунка.   Рисование   сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.   Затем   тонкими   линиями   карандаша   проводим   линию   горизонта   и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.  1. Главного персонажа изображают по центру или рядом с центром листа. 2. Изображение не должно быть мелким или слишком крупным, должно быть соразмерно листу бумаги. 3. Дополнительные элементы на рисунке (предметы домашнего обихода, части пейзажа, здания и др.) помогают раскрыть содержание текста и служат фоном для главного объекта. 4. Все части рисунка должны быть связаны друг с другом по смыслу и по сюжету. ­ Каким может быть изображение персонажа? ( В полный рост, по пояс, по грудь, по колена, по плечи). Все герои сказок неповторимы, имеют индивидуальные черты. Но передавая внешние   особенности   человека   на   картине,   художник   всегда   стремится обнаружить и раскрыть сущность его характера, показать его внутренний мир. 11 По   ходу   выполнения   эскизов   учитель   индивидуально   анализирует композиционное   построение   и   выбор   сюжетной   группы.   Когда   закончили работу над эскизом, то можно и отдохнуть. Минутка отдыха: Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку». На подносе находятся в перевернутом виде иллюстрации к сказкам, каждый обучающийся   выбирает   иллюстрацию   и   отгадывает   название   сказки. (Проведение игры) Физкультминутка:  Я прошу подняться вас – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вверх, вперед смотри – это три. Руки разведем пошире на четыре. С силой пальцы сжать, разжать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть! ­ Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Продолжение и завершение практической работы: Завершаем работу. Прорабатываем иллюстрации красками. С творчеством каких художников мы познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях   разных   художников?   Может   ли   иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? <Слайд 19, 20, 21>  Рефлексия. Педагог: А теперь давайте оценим наше занятие: понравилось ли оно вам? Если занятие понравилось, то выбираем листочек   яркого цвета и клеим на дерево настроения , а если вдруг нет, то выбираем темные листочки и  так же клеим   на   дерево   (учащиеся   клеят   лепестки   определенного   цвета   ­   по настроению).  12 3. Итоговый этап. 3.1. Выставка и анализ детских работ. ­ Какие красивые у вас получились иллюстрации! ­ В какой работе грамотнее использован цвет? ­ Где тщательнее проработаны детали? ­ Какой рисунок более красочный? Выполнение   работы   складываем   по   последовательности   сюжета.  К   каждой иллюстрации прикладываем слова и сшиваем книжку!  ­ Все работы получились очень оригинальными и , я думаю, у нас получилась отличная книга!   3.2. Подведение итогов деятельности. ­ Что вы запомнили сегодня на занятии? ­ С каким видом искусства графики вы сегодня познакомились? ­ Работы каких художников­иллюстраторов вам больше всего запомнились и понравились? Ребята, я очень рада, что вы любите читать. Книга – это бесценный источник знаний, мудрости и добра. Спасибо Вам, ребята, за интересное занятие!!! Используемая литература 1. Поурочные планы – 2010г. , В. Кузин, Э. Кубышкина 2. «Учитель» ­ 2009г. Волгоград , В.В.Гаврилова, Л.А. Артьемьева 3. Л.Ю.Бушкова, Поурочные разработки по изобразительному искусству.­ М.:ВАКО, 2014.­144 с.,  4. Н.Ф.Ромашина,   Классные   часы.   В   мире   прекрасного,   Волгоград: Учитель, 2008.­129 с.;  5. Интернет­ресурсы. 13

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.

Открытое занятие "Иллюстрирование. Моя любимая сказка" ИЗО 2кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017