Цель: научить определять обобщающее понятие на основе общих признаков.
Цель:
1.Формировать способности к обобщению и классификации объектов.
2. Закрепить представления детей о том, какие бывают сказки (волшебные, сказки о животных).
Оборудование: «Геометрическое лото», счетные палочки.
Обобщение –это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение
Цель: научить определять обобщающее понятие на основе общих
признаков.
Привет, это-я, Смайлик! Я очень рада встрече с тобой.
Продолжим наши занятия?
Сегодня мы будем учиться обобщать разные предметы.
Но вначале опять попробуем отгадать загадки. В загадках
указаны самые главные признаки предмета, поэтому слушать
их нужно очень внимательно, а прежде чем ответить, надо
подумать. Ты готов? Тогда начнём!
Как только отгадаешь загадку, на экране появится отгадка.
Я строю все, что захочу!
Кладу кирпичик к кирпичу
– Построю я высокий дом
И поселю зверюшек в нем. (Кубики)
Кручусьверчусь, и мне не лень
Вертеться даже целый день. (Юла)
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши. (Плюшевый мишка)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуютВоздушные … (Шары)
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажитека, друзья? (Кукла)
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать. (Мяч)
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят. Это первая игрушка
Под названьем… (Погремушка)
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем теперь играю я, подскажитека, друзья? (Машинки) Как много мы отгадали загадок! Давай вспомним, про что они были?
Про кубик, юлу, плюшевого мишку, шары, куклу, мяч, погремушку, про
машинки.
Я уже тебе говорила на прошлых занятиях, что все предметы чем–то
похожи и чемто отличаются друг от друга. Может они похожи по
цвету? Нет, цвет у них у всех разный. Может они похожи по форме?
Нееет! И форма у них разная. И по величине они не похожи.
Ты сам узнаешь, что общего у этих предметов, когда ответишь на
вопрос, что с ними делают. Правильно! С ними играют! Поэтому,
можно было и не перечислять все эти предметы отдельно, когда мы
их вспоминали, можно было просто назвать одним словом:
ИГРУШКИ!
Игрушки –обобщающее слово. Обобщать можно разные предметы.
Сейчас я буду тебе показывать предметы, и мы вместе будем
называть их одним словом.
Картинки на обобщение.
А теперь попробуй без картинок!
"Назови одним словом (словосочетанием) следующие предметы:
Кукла, машина, пирамида, матрешка – это …
Огурец, помидор, морковь, капуста, баклажан – это …
Ананас, яблоко, мандарин, груша, слива – это …
Смородина, крыжовник, клубника, ежевика – это …
Береза, сосна, ель, клен, липа – это …
Гвоздика, тюльпан, пион, роза – это …
Диван, стул, кровать, шкаф, комод – это …
Торшер, бра, люстра, настольная лампа – это …
Нож, тарелка, вилка, чайник, дуршлаг – это …
Куртка, сарафан, брюки, юбка, рубашка – это …Сандалии, валенки, сапоги, кроссовки – это …
Кепка, шапка, фуражка, платок, берет – это …
Сыр, мороженое, масло, творог, сметана – это …
Колбаса, сосиски, котлеты, сардельки – это …
Баранки, печенье, кекс, булка – это…
Сок, компот, молоко, вода – это …
Холодильник, утюг, пылесос, фен, телефон – это …
Линейка, ручка, учебник, тетрадь, дневник – это …
Топор, пила, молоток, рубанок – это …
Самолет, пароход, автобус, трамвай – это …
Мяч, коньки, лыжи, шайба, ракетка – это …
Повар, милиционер, клоун, швея – это …
Кошка, собака, овца, корова – это …
Курица, гусь, индюк, утка – это …
Медведь, волка, белка, заяц – это …
Ласточка, скворец, грач, жаворонок – это …
Ворона, голубь, воробей, синица – это …
Сом, карась, щука, окунь – это …
Кузнечик, пчела, муха, стрекоза – это …
Апрель, сентябрь, май, январь – это …
Среда, пятница, суббота, вторник – это …
Лето, зима, осень, весна – это …
Ночь, день, утро, вечер – это …
Москва, Киев, Новгород, СанктПетербург – это …
Три, пять, двенадцать, один – это …
А, У, О, И, Э – это …
П, К, М, Т – это …
Синий, красный, белый, голубой – это …
Круг, треугольник, ромб, овал – это …
Катя, Максим, Ира, Дима, Андрей – это …Дубков, Соколов, Петров, Сидоров – это …
Мы учились с тобой сегодня обобщать предметы, явления.
Молодец, у тебя получается! А то, что ты сегодня не назвал,
постарайся запомнить. Договорились?