Открытый урок литературы
в 5 «А» классе по теме
«Реальность и фантастика
в сказе П.П.Бажова
«Медной горы Хозяйка»
Учитель Коцур Л.И.
2020 г.
Цели урока: 1 Познакомиться с героями произведения, их характерами, речью.
2 Уметь находить в сказе реальное и фантастическое.
3 Узнать, что такое сказ как жанр, научиться отличать его от сказки.
4 Учиться анализировать текст, видеть художественные средства.\
Ход урока
1 Организация класса
Давайте же настроимся на успешный урок.
Не только слушать, но и слышать,
Не только смотреть, но и видеть.
Не только читать, писать,
Но и думать, анализировать, размышлять!
- Начать наш урок мне бы хотелось с таких поэтических строк…
У жителей Урала есть Сказанья
О том, что у седых и старых
гор
Хозяйка есть – чудесное созданье
То девушка, то ящерок ковер…
И в малахитовой живет она
светелке
Там , что у Медной, у
горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй ты, возьми ее дары…
- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь в этом стихотворении? ( о Хозяйке Медной горы).
2 Этап проверки домашнего задания
- Верно. Ребята, дома вы должны были прочитать сказ " Медной горы Хозяйка". Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по сказу.
Вопросы викторины по сказу " Медной горы Хозяйка"
1 Кто написал это произведение (Павел Петрович Бажов)
2 Где происходят события сказа? (Уральские горы, Гумешки)
3 Назовите героев сказа (Степан, Хозяйка, Настенька, приказчик, смотритель, ящерицы).
4 Какие качества Степана понравились Хозяйке медной горы? ( смелость, он не испугался ее при встрече, честность)
5 Кем были " помощники" Хозяйки медной горы? (ящерицы)
6 Сколько испытаний придумала для Степана Хозяйка горы (передать послание приказчику, испытание богатством, забыть ее)
7 Как звали невесту Степана? ( Настенька)
8 Что нашли в руке у Степана после его смерти?( медный изумруд)
3 Формулирование темы урока.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, все ли в сказе П.П. Бажова реально? Или есть элементы фантастического? ( В сказе есть элементы фантастического. Например, сама Хозяйка могла превращаться в ящерицу. Это элемент фантастического в сказе.).
- Ребята, попытайтесь сформулировать тему нашего урока. ( Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова " Медной горы Хозяйка").
СЛАЙД 1
- Молодцы, ребята. Запишите в тетрадь тему нашего урока.
4 Постановка проблемного вопроса. Формулирование целей урока.
- Ребята, как вы уже сказали, в сказе П.П. Бажова " Медной горы Хозяйка" есть элементы фантастического, сказочного. А что такое сказка? Дайте определение сказке как литературному термину.
Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
- А кто мне может ответить, что же такое сказ? (учащиеся еще не знают определения данного термина).
- Ребята, какова же цель нашего сегодняшнего урока?
Узнать что такое сказ как жанр литературы. Выявить сходства и различия сказа и сказки.
СЛАЙД 2
Цели : 1 Познакомиться с героями произведения, их характерами, речью.
2 Уметь находить в сказе реальное и фантастическое.
3 Узнать, что такое сказ как жанр, научиться отличать его от сказки.
4 Учиться анализировать текст, видеть художественные средства.
5 Сообщение учащегося СЛАЙДЫ 1,2,3
1 Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы – сокровищница России, там хранится и золото, и самоцветы, и медь, и мрамор, и малахит. Здесь при Петре I построили первые заводы и рудники. В семье одного из мастеров завода родился будущий собиратель фольклора Павел Петрович Бажов. С детства он видел и узнавал нравы и обычаи уральских рабочих, слушал и запоминал их рассказы о даровитых мастерах, о тяжёлом труде на рудниках. Уральская земля рождала их. Старатели, рудобои, камнерезы искали объяснения этим сокровищам Урала и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь к родной земле. Называются эти истории сказами.
6 Знакомство с жанром сказа
- Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова.
- В каком жанре написано это произведение?
- А что такое сказ? Откройте учебник на с.65, прочтите определение. СКАЗ- жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
- Вспомним что называется сказкой?
Заметили ли вы его отличие сказа от сказки? В чём оно?
7 Работа в группах - Сказители и сказочники
Групповая работа. «Исследование»
- Для исследования нам нужны определения
Реальность – (от позднелат. Realis — вещественный, действительный) существующее в действительности.
Фантастика- то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле; литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. С 299
- А теперь давайте докажем, что произведение П.Бажова «Медной горы Хозяйка» - сказ, а не сказка; разграничим понятия сказка, сказ и быль (аргументировать, что данное произведение не может быть сказкой или былью).
- Проанализировать, что в этом произведении является реальностью, а что – фантастикой. Разграничить понятия: «реальность» и «фантастика» .
Реальность – (от позднелат. Realis — вещественный, действительный) существующее в действительности.
Фантастика- то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле; литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события.
Сказ |
Сказка |
Общее: сказ и сказку сказывают, есть необычные персонажи (Хозяйка медной горы), происходят необыкновенные события. |
|
1. Не устное народное творчество, поскольку сказ создается автором на основе народных преданий и легенд; ориентация на русский народный рассказ. |
1. Устное народное творчество. |
2. События реальны (происходили когда-то давно). |
2. События вымышлены. |
3. Особая форма авторской речи, которая ведется от лица рассказчика – человека из народа, со свойственной ему народной устной речью. |
3. Рассказчик – народ. |
4. Герои – обыкновенные люди. |
4. Вымышленные, сказочные герои. |
5. Место действия реальное. |
5. Место действия неопределенное. |
6. Печальный финал. |
6. Счастливый финал. |
СЛАЙД
1 Кем создается произведение?
2 Какие события в нем ?
3 Кто рассказчик?
4 Герои .
5 Место действия.
6 Финал произведения.
ВЫВОД
Значит, отличие сказа от сказки в том, что в события, описываемые в сказах, люди верили; в сказах, как в сказках, есть чудеса и фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи; в сказе всегда слышится голос рассказчика, причастного к событиям, ободряющий или осуждающий героев, он говорит народным языком, полным местных словечек и выражений; сказ – устная форма речи, перенесённая в книгу.
Сказочников и сказителей.
- Сказочники, напомните нам, как обычно начинаются сказки?
- В сказке всегда есть зачин. Зачин – начало сказки. Обычно сказка начинается так: («В некотором царстве, в некотором государстве..», «Жили – были…», « Давным-давно …» и т. д.)
- Сказители, прочитайте, как начинается «Медной горы Хозяйка»?
- Каков конец сказок?
В сказках всегда есть концовка. Это последние слова, завершающие сказку. У сказок всегда счастливый конец. Заканчивается сказка примерно так: «Стали они жить поживать, да добра наживать..», «Тут и сказки конец…», «И жили они долго и счастливо».
- Сказители, как заканчивается сказ? ( «Потом уж кто –то вызнал, что это у Степана слёзы Хозяйки Медной горы были. Не продал их, с ними и смерть принял. А? Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.» - концовка тоже не радостная, (не сказочная!) а скорее всего, реалистичная, т. к . главный герой, надорвавшись от тяжёлого труда на руднике, умирает, а Хозяйка Медной горы плачет над телом Степана.
- Какие герои, события описываются в сказках? (выдуманные, нереальные, фантастические. Герои сказок- вымышленные персонажи, они «жители тридесятого царства, тридевятого государства» Реальны в сказке только некоторые детали жизни и быта народа. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники. В сказке действуют фантастические персонажи: Баба –яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.)
-Кто герои сказа Бажова? Сказители, поведайте нам, могли ли быть такие рабочие на рудниках? Знал ли таких сам писатель? (О Хозяйке Медной горы Бажов слышал рассказы в своей семье и у заводских стариков. Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горнорабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горних недр. Образ Малахитницы у Бажова значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания.)
- Какие еще особенности сказки? (Троекратные повторения действий или явлений в сказке. Число «три» в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает 3 сестры, 3 брата или события повторяются 3 раза. )
- Есть ли это в нашем произведении? ( Малахитница дает 2 задания Степану. 2 задания он выполняет- передает приказчику слова Хозяйки, чтобы тот убирался
- Вспомните, какие слова часто употребляются в сказках (постоянные эпитеты : красная девица, добрый молодец)
- Есть ли это в нашем произведении? (В данном произведении нет постоянных эпитетов, характерных для сказок, нет повторов слов, но есть слова устаревшие и диалектные, которые употребляются на Урале)
Кроме того, отличительной особенностью сказа является язык произведения.
Словарная работа СЛАЙДЫ 1 2
- А есть ли в сказе изобразительно-выразит средства?Какие?( сравнения , эпитеты, метафоры, диалектные слова)
Найдите и прочитайте
Эпитеты ладная девка, , диалектные слова
Метафоры (обманка идет, , на глазах таял
, диалектные слова (изробленный,хезнуть,пониток)
1. Физминутка Викторина: «Чей это портрет?
«Один- то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах его зеленью отливать стало» (Степан)
«Этот и вовсе был изробленный. В глазах зелено, и щёки будто зеленью подёрнуты» (Напарник Степана)
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо, на месте не посидит» (Хозяйка)
«Хорошая девушка, сиротка одна…Простой человек, обыкновенный» (Настя, невеста Степана)
-Какова тема нашего урока? Реальное и фантастическое
Давайте попробуем доказать, что в сказе тесно переплелись и реал и фант
- Как называется сказ?
- Кто такая Медной горы Хозяйка? СЛАЙД
Это реальный человек?
- Где мы впервые с ней встречаемся?
Выставка иллюстраций
- А какой ее увидели ребята?
- Слайд А вот какой ее увидел Степан.
- А Степан является каким героем? Реал
- Но вот появляется Хозяйка.
Какой её видит Степан?
Прочитайте её описание (с. 66–67)
Со слов “Глядит… весело, видно, ей.
Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.
- Расскажите это испытание.
(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного – ого рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)
Почему Хозяйка заказала «…с Красногорского рудника убраться»? Хозяйка Медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремится превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.
Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то. А самому-то Степану не хотелось ли сказать приказчику все, что о нем думает?
- Расскажите, как было выполнено это поручение?
- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?
Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.
- Прочитаем этот эпизод (или рассказать близко к тексту) с. 71–72.
Со слов “И видно ст. огром. Комнату…до слов невесты бывает.
- Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)
- А почему Степан сразу не сказал, что у него есть невеста? (Он человек честный, прямой, открытый. Слово для него дороже олова.)
Невеста, его Настенька, сирота, девушка бедная, но именно ей Степан обещал жениться. А коли слово один раз сказано – держать его Степан будет всегда.
- Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)
- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)
Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан.
Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров.
И он любовался ими, завидуя умельцам,
Сотворившим неземную красоту.
- А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?
Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой.
Уважает Степана Хозяйка
- А как мы догадываемся, что он ей нравится? (По имени, отчеству, выделяют его)
Нравится ей очень то, что у него золотые руки, но и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.
Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.
Мы видим, что с течением сказа отношение героини к Степану меняется. Вначале она мудровала над ним, прельщала несменными богатствами, да не поддался на её уговоры Степан, рабочий человек. Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный.
И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.
- О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать)
Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.
- Как закончилась жизнь Степана?
Работа в парах
- Поработайте в парах, посоветуйтесь. Найдите фантастическое и реальное в сказе.
Сказ похож на сказку тем, что в нём есть
Фантастическое
1.Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу.
2.Путешествие Степана в глубь горы.
3.Помощь в забое волшебных ящерок.
(Хозяйка помогла Степану найти нужные глыбы для столбов, подбрасывала хороший малахит, когда Степана приковали цепями в забое. Помогла освободиться от крепостного права. «Всё будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой…» )
Реальное
1.События происходят на Урале. ( название гор, речек). Показана красота уральского края.
2.Показан быт уральских рабочих.
Наказание Степана
3. У Степана, нам известно, была корова и лошадь, он косил для них сено.
4. Грустная судьба Степана.
5.Живой язык, диалект, говор.
Вывод, к которому пришла наша группа в процессе исследования, такой:
«Медной горы Хозяйка» - сказ, потому что:
1) Главный герой – человек обыкновенный.
2) Фольклорная первооснова.
3) Присутствие рассказчика – человека из народа.
4) Волшебство и таинство – неотъемлемые части повествования.
«Медной горы Хозяйка» былью мы назвать не можем, т. к. есть присутствие фантастических образов, поэтому произведение является сказом.
- Почему Медной горы Хозяйка выбрала Степана Петровича? (Он был честным, работящим парнем)
- Найдите в тексте, как он сам говорит про себя «Простой человек, обыкновенный». Помялся-помялся Степан, да и говорит:
- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.
-Мне как раз такого и надо, который никого не боится.
-
Подумайте,
отчего умер Степан?
Что он все же понял перед смертью?Слайд
Выставка работ
О сказах Бажова
Собщение ученика
СЛАЙДЫ 1 2 3 4 5
Выставка книг Бажова
- В нашей библиотеке….
В творчестве Бажова жанр литературного сказа нашёл наивысшее выражение. Ему подрожали, копировали, но образец так и остался непревзойдённым. Книги относятся к «вечным книгам». Мы поговорили лишь об одном сказе. Самое интересное в сказах то, что герои кажутся фантастическими, но всегда они люди труда.
Учитель:
Слайд «Работа – она штука долговечная. Человек умрёт, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то».
- Как понимаете эти слова?
- Итак, ребята, как вы думаете, Бажов – фольклорист, писатель, знаток самоцветов?
Бажов Павел Петрович и фольклорист (использует элементы сказочные, волшебные), и писатель (создал 56 сказов), и знаток самоцветов (описал в произведениях камни – малахит, изумруд, яшму, орлец, лиственит).
Евгений Пермяк так сказал: «Бажов принёс нам в сказе величие простоты, любовь к родному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу».
Сам же Бажов оценивал своё творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий».
Давно нет Бажова, а мы читаем его сказы. По ним поставлены спектакли, пьесы, балеты. Не пересчитать произведений живописи, скульптуры, поделок из камней и ювелирных изделий. Книги рассыпаются по миру как самоцветы.
Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Что запомнится надолго?
- Какие герои произвели на вас особое впечатление?
- Чему учат сказы?
Вывод. Обобщение
Итак, ребята. Вы правы, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.
Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, держится государство, крепнет мощь русской земли.
(Человек обязан сам определить свою судьбу, каким путём идти в жизни).
VII.Рефлексия.
1. Анализ выполнения целей.
2. Мне на уроке было интересно (поднятием руки)
- Я узнал много нового
- Я испытывал трудности в работе
- Мне было все понятно
- Осталось выяснить непонятное для меня
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Что я взял для себя из сказа», «Чем мне запомнился сказ?».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.