Открытый урок литературы в 9 классе на тему:"ДРУЖБА И ДРУЗЬЯ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА"
Оценка 5

Открытый урок литературы в 9 классе на тему:"ДРУЖБА И ДРУЗЬЯ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
28.03.2021
Открытый урок литературы  в 9 классе на тему:"ДРУЖБА  И  ДРУЗЬЯ В  ЛИРИКЕ  А. С. ПУШКИНА"
Цели урока: Образовательные: проследить взаимоотношения между А.Пушкиным и его друзьями в течение жизни поэта, показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания; Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи; Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес с любовь к поэзии Пушкина.
Открытый урок литературы в 9 классе ДРУЖБА И ДРУЗЬЯ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУТ-КАЗМАЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

Открытый урок литературы

в 9 классе на тему:

 

"ДРУЖБА  И  ДРУЗЬЯ
В  ЛИРИКЕ  А. С. ПУШКИНА"

 

 

http://bigslide.ru/images/1/363/960/img4.jpg

                                                                                                        Подготовила и провела

                                                      Тагирова Марина Наримановна

 

 

 

Цели урока: 

Образовательные: проследить взаимоотношения между А.Пушкиным и его друзьями в течение жизни поэта, показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, умение выразительно читать стихи;

 Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям; интерес с любовь к поэзии Пушкина.

 

Ход урока


I. Организационный момент урока

- Каждый год  на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни А. С. Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта, его окружении, времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. Как замечательно о нем сказал Тютчев:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

II. Проверка домашнего задания.

Записать в тетради основные темы поэзии А.С.Пушкина (выборочно).

– патриотическая тема; 
– вольнолюбивая лирика; 
– любовная лирика

-тема дружбы

– тема о поэте и поэзии.

Игра-беседа.

Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию.

1. А.С.Пушкин родился В Петербурге. (Нет, В Москве.)
2. Няня научила Пушкина читать. (Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов.) 
3. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. (Да, правильно.) 
4. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. (Нет, в 12 лет.)

 

III.Постановка цели.

 

-Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви – к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особенному и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности и постоянства.  Сегодня мы с вами познакомимся с лицейским периодом жизни  А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворения, посвящения и, проанализируем некоторые из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба.

Запись в тетрадях

Тема: «Дружба и друзья в жизни и  лирике А.С.Пушкина».

Эпиграф: «Друзья мои, прекрасен наш союз».

 

IY. Работа по теме урока

¾    В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне город Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приемные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведенного под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения. 
Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

¾    Что же это были за мальчишки? Ваши ровесники, которые любили пошалить, поиграть. Они были обычными детьми, обычными учениками.

*      Фрагмент из фильма

¾    А давайте проведём небольшую экскурсию по Царскосельскому лицею 

 

*      Презентация « А. С. Пушкин. Лицей в Царском Селе»»

¾    Шесть лет провели они вместе в Царском Селе, который стал для них домом на все эти годы. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил поэту красоту мира, любовь к родине, к друзьям. С некоторыми из них, судьба соединила его навсегда. Всё это наполняло душу светлым, радостным чувством, которое не угасало никогда. В каждом лицеисте было воспитано чувство собственного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.

¾    Ребята, ну а теперь давайте поближе познакомимся с лицейскими друзьями Александра Пушкина. 

*      Слайд-шоу «Лицейские друзья Пушкина»

слайд 

1) Константин Данзас
- Я, Константин Данзас, прозвище – «Медведь». Я оправдывал своё прозвище, так как был равнодушный ко всему, а иногда у меня были вспышки ярости, когда меня дразнили. Про меня говорили:  «Он был медведь, но мишка милый» 

Учитель: Данзас за то, что был секундантом Пушкина, был предан суду и приговорен к двухмесячному аресту. В том, что произошло на дуэли он винил себя, и превратился в нервного и издёрганного человека. Впоследствии он создал свой собственный музей Пушкина. Он собирал все, что связано с Пушкиным. 
Скончался Данзас 3 февраля 1870 года в совершенном одиночестве в Петербурге. 

 

Слайд   

2) Горчаков Александр

- Я, Горчаков Александр, 13 лет. Прозвище – «Франт». 
Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 
19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – я последний живой лицеист. 
Учитель: В будущем министр. В своём стихотворении «19 октября» (1825 г.) А.С. Пушкин посвятил ему строки, найдите их и зачитайте. 
(читает ученик из класса) 
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, 
Хвала тебе – фортуны блеск холодный 
Не изменил души своей свободной: 
Всё тот же ты для чести и друзей. 
Нам разный путь судьбой назначен строгой; 
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: 
Но невзначай просёлочной дорогой 
Мы встретились и братски обнялись. 

Слайд  

3) Малиновский Иван

-Я, Иван Малиновский, 13 лет. Прозвище – «Казак» 
Вспыльчивый, задиристый, я был очень горяч. Я старался укрощать свою пылкость, часто увлекающую меня к ошибкам, в которых я признавался с раскаянием. 
Учитель: Малиновский был очень дружен с Пушкиным . В стихотворении «Пирующие студенты», написанном в 1814 году, поэт обращается к Малиновскому: 
А ты повеса из повес, 
На шалости рождённый, 
Удалый хват, головорез 
Приятель задушевный… 
Умирающий Пушкин перед смертью, глубоко вздохнув, сказал: «Как жаль , что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Но всё-таки самыми близкими друзьями Пушкина были… 

Слайд
4) Кюхельбекер Вильгельм
- Я, Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – «Кюхля». Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал мне много и по-разному. 
Учитель: Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу и справедливость. Всё это оценили в нём впоследствии другие выдающиеся деятели принявшие его в тайное общество. Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет он провёл в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь.  В ссылке он продолжил свою литературную деятельность, следил за журналами, за выходом Пушкинских произведений. Его гениальность Кюхельбекер признал одним из первых. Кюхля был душевно близок Пушкину. Пушкин хлопотал за друга, посылал ему в тюрьму книги окольными путями. И Кюхельбекер до самой смерти хранил к нему благодарное товарищеское чувство.


Слайд 

5) Дельвиг Антон. 
- Я, Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – «Тося». 
Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали: 
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? 
Проснись, ленивец сонный! 
Ты не под кафедрой сидишь, 
Латынью усыплённый. 
Учитель: Это был молодой человек внешне флегматичный увалень, но наделённый живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее Дельвиг все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю литературу, ощущал её гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России. Дельвиг и Пушкина вывел на профессиональную литературную дорогу тайком от друга, послав его стихи в 1815 году в журнал. 


Слайд 

6) Пущин Иван (слайд 21, 22, 23, 24, 25) 
-Я, Пущин Иван, 13 лет. Прозвище – «Большой Жан
но», «Иван Великий». Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись. 
Учитель: Пущина любили многие за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Любили в лицее, потом и в гвардии и на гражданской службе. Он всюду был в центре – жизнерадостный надёжный и верный. Один из первых, ещё в детские годы оценил это сосед по лицейской комнате – Александр Пушкин, который сам часто был неровен в общении, вспыльчив, он доверял своему другу Жанно (так они его называли между собой) свои первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После лицея они часто встречались в Петербурге.

      Характер Пущина, его взгляды совсем не случайно привели его в тайное революционное общество. Он хотел привлечь и Пушкина, но опасался за него. 

 Когда Пушкин был сослан в ссылку за революционные стихи Пущин его навестил(как и Дельвиг), не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало для ссыльного поэта нечаянной радостью. Находясь в ссылке в Михайловском Пушкин тосковал по друзьям, ему не хватало общения в письмах, хотелось видеть близких, лицейских друзей, говорить с ними.

 

Слайд

7) Александр Пушкин

-Я, Александр Пушкин, 12 лет. Прозвища – «Француз», «Егоза», «Стрекоза», «Сверчок», «Искра», «Обезьяна», «Мартышка», «Смесь обезьяны с мартышкой». 
В те дни – во мгле дубровных сводов 
Близ вод, текущих в тишине, 
В углах лицейских перходов, 
Являться Муза стала мне. 
Моя студенческая келья, 
Доселе чуждая веселья, 
Вдруг озарилась – Муза в ней 
Открыла пир своих затей; 
Простите, хладные науки! 
Простите, игры первых лет! 
Я изменился, я поэт! 

Практикум. Чтение и анализ стихотворений

 

*      Работа над стихотворением “Пирующие студенты”

*   Слово учителя:

Шуточное стихотворение «Пирующие студенты» написано Пушкиным во время обучения в Царскосельском лицее. Согласно воспоминаниям Пущина, Александр Сергеевич сочинил его, когда лежал в лазарете. Друзья пришли навестить поэта, тогда же состоялось первое чтение нового произведения. При жизни Пушкина оно опубликовано не было. Широкая общественность получила возможность ознакомиться с ним только в 1841 году, когда Жуковский издал посмертное собрание сочинений Александра Сергеевича. В стихотворении описывается тайная пирушка лицеистов. В нем упоминаются многие однокурсники Пушкина. Некоторые названы по имени, других легко узнать по данным им характеристикам. Среди тех, кто удостоился чести быть запечатленным в произведении, – Антон Антонович Дельвиг, Иван Васильевич Малиновский, Александр Михайлович Горчаков, Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

«Пирующие студенты» — великолепный образец гимна дружбе. К приятелям лирический герой относится с любовью и нежностью. Достаточно хотя бы обратить внимание на то, как он их называет: «ленивец сонный», «остряк любезный», «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». При этом в стихотворении говорится, что нередко между друзьями возникают ссоры. Впрочем, они носят временный характер и легко разрешаются. Естественно, не в последнюю очередь тому способствует совместное безудержное веселье.

*   Чтение стихотворения

*   Беседа по вопросам

– Когда написано стихотворение? (Оно написано в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее). 
– Что объединяет всех студентов? (Крепкая лицейская дружба) 
– Найдите строки, где поэт подшучивает над другом? 
– Кому он обращается? (Пушкин обращается к другу лицейских лет Дельвигу)

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь? 
Проснись, ленивец сонный! 
Ты не под кафедрой сидишь, 
Латынью усыпленный,–

¾    После окончания лицея в дружеской лирике А.С.Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь.

 

*      Работа над стихотворением “19 октября 1825 года”.

*   Сообщение обучающегося:

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября 1825» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

 

*   Чтение стихотворения «цепочкой»

*   Беседа с элементами выборочного  чтения

Найдите в стихотворении картину осенней природы. Прочитайте.
– Каким чувством проникнуто начало стихотворения “19 октября 1825”? (Поэту грустно.) 
– Почему ему грустно? (Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве.) 
– О каких друзьях он мрачно вспоминает в этот день? (Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, – о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине.) 
– Как меняется тональность стихотворения “19 октября 1825”? Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? (Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.)

Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа, неразделим и вечен – 
Неколебим, свободен и беспечен, 
Срастался он под сенью дружных муз.

Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова .

... здесь, в забытой сей глуши, 
В обители пустынных вьюг и хлада, 
Мне сладкая готовилась отрада: 
Троих из вас, друзей моей души, 
Здесь обнял я.

Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие отправлены в ссылку в Сибирь.

*      Работа над  стихотворением « И.И.Пущину».

*   Чтение обучающимися стихотворения

Мой первый друг, мой друг бесценный! 
И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединённый, 
Печальным снегом занесённый , 
Твой колокольчик огласил. 
Молю святое провиденье: 
Да голос твой душе моей 
Дарует то же утешенье, 
Да озарит он заточенье 
Лучом лицейских ясных дней! 

*   Беседа по содержанию

- Кому посвящено и к кому обращается автор?/к другу/

      - Такие литературные произведения, написанные в стихотворной форме в виде        обращения к какому-либо лицу, называют посланиями. Они бывают дружеские,   сатирические, любовные

 - Почему Пушкин, обращаясь к друзьям, использует именно этот жанр? (Он позволяет выразить более теплые, близкие отношения,  сказать о самом сокровенном, может быть, тайном)

 -Что вы представили, читая это послание?

 - Что вы почувствовали? Почему?

- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

(Наверное, задушевно, грустно, светло.)

- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?

(Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.)

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

(Благодарностью и нежностью.)              

- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

(Чувство  благодарности  за то,  что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость  встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными  невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.)

*   Сообщение обучающегося

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года. В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период. Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога. Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая-I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева. В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна. Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье». Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме. Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен. Однако император Николай-I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург. Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

 

       Слово учителя: А.С .Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому – стихотворение 1827 года “19 октября 1827”.

*      Работа над  стихотворением 19 октября 1827”.

Прочитайте внимательно стихотворение.

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
 
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!

                                                1827

–Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

(В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились)

*      Работа над  стихотворением “Была пора: наш праздник молодой ...”.

            Слово учителя

Стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», написанное в 1836 году, — одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено 25-летию со дня открытия Царскосельского лицея и выдержано в жанре дружеского послания.

Согласно свидетельствам современников, стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…» Пушкин декламировал на последней в своей жизни встрече лицеистов. При этом поэт так разволновался и расчувствовался, что даже не смог завершить чтение.

*   Чтение стихотворения

*   Беседа

– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? (Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах.)

Меж нами речь не так игриво льется, 
Просторнее, грустнее мы сидим, 
И реже смех средь песен раздается, 
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Поэт воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти 25 лет. Таким образом, дружба в этом стихотворении – это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.

IV. Итог урока:

– Какую роль играет дружба в жизни человека?
– Что значит быть хорошим другом?
– Нужна ли человеку дружба? 
– Что вы узнали на этом уроке?

(Ответы учащихся.)

V. Домашнее задание:

1. Задание всем: Выучить наизусть стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”.
2. Составить рассказ о своем друге или написать сочинение-миниатюра “Настоящий друг” (задание для сильных учеников).


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели урока: Образовательные : проследить взаимоотношения между

Цели урока: Образовательные : проследить взаимоотношения между

В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в

В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в

Всё тот же ты для чести и друзей

Всё тот же ты для чести и друзей

Слайд 6) Пущин Иван (слайд 21, 22, 23, 24, 25) -Я,

Слайд 6) Пущин Иван (слайд 21, 22, 23, 24, 25) -Я,

Антон Антонович Дельвиг, Иван Васильевич

Антон Антонович Дельвиг, Иван Васильевич

При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в…

При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в…

В обители пустынных вьюг и хлада,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”? (Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в

Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”? (Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в

Святогорского монастыря, а также в

Святогорского монастыря, а также в

IV. Итог урока: – Какую роль играет дружба в жизни человека? –

IV. Итог урока: – Какую роль играет дружба в жизни человека? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021