МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов:
Горбунова Галина Николаевна
Всероссийский конкурс: «Лучший урок с использованием ИКТ»
4 класс
Организационная информация |
|
Предмет |
Окружающий мир |
Тема |
Эмоции – краски переживаний |
Класс |
4 г |
Автор урока |
Горбунова Галина Николаевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа» Ступинского района Московской области |
Методическая информация |
|
УМС |
Образовательная система «Школа 2100» |
Учебник |
“Человек и человечество”, авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В.Тырин |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Цели урока |
· создать у учащихся первичное представление о понятии “эмоции”, их видах, особенностях и правилах проявления. · способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и умения контролировать свои эмоции. · воспитывать толерантность (терпимость к чужим мнениям, поведению) |
Задачи урока |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
Время реализации урока |
45 минут |
Знания, умения и навыки, используемые на уроке |
· формулировать тему урока, выделять проблему, планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, излагать своё мнение, выражать свои мысли |
Необходимое оборудование и материалы |
· магнитная доска; · экран, ноутбук; · проектор · фотографии детей в разном эмоциональном состоянии; · карточки с новыми понятиями; · индивидуально-раздаточные листы на каждого учащегося; · цветные карандаши; · рабочая тетрадь: Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка
|
Электронные ресурсы |
· Мультимедийная презентация «Эмоции – краски переживаний» (Microsoft Power Point 2010) · Музыкальная физминутка «Солнышко лучистое» (mp 3) |
Структура урока в рамках деятельностного подхода |
I. Мотивация учащихся II. Актуализация и подготовка мышления учащихся. Постановка проблемы. III. Открытие нового знания и формулировка темы урока. IV. Первичное закрепление. V. Динамическая пауза. VI. Включение в систему знаний. VII. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия. |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
Примечания |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1. Мотивация
Вход в урок Удивляй! |
3-5мин
|
Ребята, посмотрите в окно, представьте, что светит солнышко и щекочет вас своими лучиками. И у нас в классе есть солнышко. Посмотрите, какое оно красивое. Давайте улыбнёмся ему, друг другу, и я думаю, у нас стало замечательное настроение. |
|
Слайд 2
|
|
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. |
10 мин |
Однажды к нашим героям учебника Анюте и Илюше в дом пришли знакомые с пятимесячным малышом. Весь вечер малыш был в центре внимания. Даже после ухода гостей разговор о нем продолжался. |
3 7 3
|
Слайд 2 |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. |
Театрализация ситуации.
|
|
|
Сценка. Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас понравилось. Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал? Аня. Ну, улыбается - значит радуется. |
(демонстрация
|
3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Постановка проблемы. |
|
Вам не кажется странным, что Анюта узнала, какие переживания испытывает пятимесячный малыш? Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки. На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо. Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? |
1 3 2 Ученики высказывают предположение, что малыш “рассказал” об этом Анюте не словами, а выражением лица. |
Слайд 2 (по щелчку) · выражение лица – мимика · интонация голоса · движения
|
|
3. Открытие нового. Вживись в образ “Мордашки” |
10 мин |
Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придёт клоун из цирка. Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами. Нарисуйте в первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. У меня так же как у вас. Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит – слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Ребята, у вас сейчас такие глаза – большие, большие. А у некоторых даже рты открылись. Почему? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке. Ну надо же, вы снова угадали. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека. У меня тоже грустный смайлик.
Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? |
4 3 2 4 3 Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций
- Дети показывают получившиеся смайлики. Ученики могут предположить, что это выражение лица, голос, движения. |
Приложение 1
(открыть доску) щелчок 3раз (хлопки ребёнка) |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Открытие нового Вживись в образ “Мордашки”
|
|
Демонстрация на доске карточек с понятиями и опорными словами. выражение лица -
мимика Мы видим такие разные лица на доске. Что они означают? Когда бывает такое выражение лица? |
Высказывают предположения 3-4 чел. |
Прикрепить новые понятия на магнитную доску
Слайд 3
|
|
Вывод учителя.
|
|
Может это наше состояние в данный момент, может отношение к разным событиям и людям. Эти переживания называются эмоциями. Эмоции - проявление наших переживаний, отношений к людям и их поступкам, событиям и явлениям природы и окружающего мира. Рассмотрите картинки. Какая часть картины у вас вызвала более яркие эмоции? Почему? Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее.
|
- Цветная, она более яркая.
Это наши переживания |
Демонстрация карточки с новым понятием Слайд 4 (калейдоскоп улыбок)
Слайд 5 – 6
|
|
|
10 мин
|
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
|
? Высказывают предположения 3-4 чел. (открывается тема на доске) |
Слайд 5 – 6 (проверка)
|
|
4. Первичное закрепление. (Расширение знаний)
|
|
Откройте учебники на с. 17, Давайте прочитаем «Что написано на лице». - На какие две группы можно разбить эмоции, которые испытывает человек? - Назовите положительные (отрицательные) эмоции. Прочитайте название эмоций, подберите противоположные. |
- Положительные и отрицательные. + радость, восторг, удовлетворение - огорчение, испуг, печаль, раздражение.
|
Слайд 7
(щелчок)
(щелчок 2раз) |
|
5. Динамическая пауза.
|
2 мин
|
|
|
|
|
6. Включение в систему знаний. (Палитра эмоций)
|
|
По фотографиям определите, какие эмоции испытывают персонажи? Докажите свою точку зрения.
Перед нами ситуация, которая может произойти во многих семьях. Давайте прочитаем и обсудим её.
|
2 1 2 3 1 Высказывают предположения 3-4 чел.
|
Слайд 8 – 9
Слайд 10
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6.1.Проектная работа по группам. ( Положительные и отрицательные эмоции) |
5 мин |
Разыграй сценки, которые расскажут о различных эмоциях. Постарайся показать своё эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов и движений… Стихи. Договори слово. Она у каждого бывает, Кто про невзгоды забывает. Ты хочешь петь и веселиться, Ей можно с другом поделиться, Она - любимая, как сладость. Она – отрада наша, … (РАДОСТЬ). Сияет солнце на лугу, а я сиять так не могу. Зато умею улыбаться и целый день могу….. (смеяться) Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдёт, то внезапно возвратится. Грусть-тоска её боится! От неё не станет зыбко, это что у нас?...(улыбка). Мне говорят, качая головой: "Ты подобрел бы, ты какой-то …(злой). |
Взаимопроверка, обсуждение.
Ответы детей.
- Радость
- Смеяться
- Улыбка
- Злой |
Работа в группах Приложение 2
|
|
7. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.
|
|
Возвратимся к теме нашего урока. -Как можно передать свои эмоции? -На какие группы они делятся? По тому, как человек выглядит, можно узнать, какие чувства он испытывает, какое у него настроение. Говорят, что настроение «написано на лбу», его можно «прочитать по глазам, по губам» |
Высказывание пожеланий.
|
|
|
Обобщение учителя.
|
|
Эмоции это не только переживание происходящего, но и наши чувства, которые помогают нам справится с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь. И улыбка, без
сомненья, |
Дети рисуют смайлики |
|
|
6.Домашнее задание. |
1мин |
Среди фото семьи выбери те, на которых ярко выражено эмоциональное состояние человека. Назови эмоции. Поделись впечатлениями с родственниками. Все ли согласятся с вашим мнением. Сделай вывод. |
|
Слайд 11 |
|
7. Итог урока |
2мин |
4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|
|
|
Приложение 1
Приложение 2
Ты радуешься
__________________________________________________________________
Ты сердишься
___________________________________________________________________
Ты удивляешься
___________________________________________________________________
Ты огорчаешься
________________________________________________________________________________
Тебе кого-то жалко
Источники информации:
· Учебники “Человек и человечество” А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.В.Тырин, издательство Москва “Баласс”, 2012 год издания
· Рабочая тетрадь: Н.В. Харитонова, Е.В. Сизова, Е.И. Стойка, издательство Москва “Баласс”, 2012 год издания.
· Единая коллекция цифровых и образовательных ресурсов http://shool-collection.edu/ru/
· https://yandex.ru/images/search?_=1456668029425&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&noreask=1&lr=10756
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.