Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."
Оценка 4.7

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география +1
9 кл
04.11.2017
Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."
Урок проведён в 9.классе. Цели урока: 1. Создавать условия для формирования представлений о расположении экономических районов и городов . 2. Создавать условия для формирования умений видеть, сравнивать, обобщать, делать выводы. 3. Создавать условия для предпрофильной подготовки, формирования представлений о специальностях экологических, туристических . 3. Развивать умения пользоваться картами разного вида. 4. Привлечь интересный материал для развития умения вести дискуссию. 5. Используя разнообразные методы, в частности математический метод, развивать умение доказывать факты. Учащиеся, которые планируют поступать в туристический факультет подготовили презентации и сообщения о посещении исторических мест Поволжья, на открытом уроке выступили победители этого конкурса с материалом о Свияжске. Учитель географии обращает внимание на то, что Волга всегда притягивала значительное население и предлагает детям доказать данное утверждение, используя математический метод, вычислить, какова доля населения данной территории от всего населения Российской Федерации. На следующем этапе учащиеся определяют по карте - загадке размещение областей на берегах Волги. и выделяют из списка городов города- миллионеры. Сегодня дополним свои знания о экологических специальностях и проанализируем видео – сюжет, «Кто вынес Волге смертельный приговор?". После просмотра видеосюжета предлагается дети ответить на вопросы карточек об основных загрязнителях Волги- матушки. Каждая команда подготовила к уроку о своей области или республике небольшую загадку. Таким образом, обмениваясь загадками, выявили отличительные особенности каждой территории. Когда разговор зашёл о Волгограде, историк предложил вниманию детей видео сюжет о хранилищах музея Сталинградской битвы
ОТКРЫТЫЙ УРОК О Волга, КОЛЫБЕЛЬ МОЯ.docx
Интегрированный урок географии и истории « О, Волга,  колыбель моя!» проводят учитель географии Чибидина Т.И,   учитель истории Фёдоров Е.П.    Дети в национальных костюмах читают вступление..     Цели урока: 1. Создавать условия  для формирования представлений о  расположении экономических районов и городов .  2. Создавать условия для формирования  умений видеть, сравнивать,  обобщать, делать выводы. 3. Создавать условия для предпрофильной  подготовки, формирования представлений о  специальностях экологических,  туристических .      3. Развивать умения пользоваться   картами разного вида.  4. Привлечь интересный материал для развития  умения вести дискуссию.     5. Используя разнообразные методы, в частности математический метод,  развивать умение  доказывать факты.                                                            И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам  Поволжья (на фоне звучит рус.нар. песня «Вниз по матушке по Волге»)       Перед Волгой путь большой и долгий       Из лесного края в край степной.       И зовут ее рекою Волгой,       Матушкой, кормилицей, родной. Россия – многонациональное государство, в котором проживают  представители более ста шестидесяти народов, а на территории  Республики Татарстан в настоящее время живут и работают  представители 126 национальностей: русские, татары, казахи, украинцы,  башкиры, немцы, чуваши, мордва и это только многочисленные народы.  И каждый из них по­своему самобытен и имеет богатые традиции. Но  ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая  семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. «У нас особенные люди. Они пример для многих стран. Здесь воздают Христу и Будде, Здесь дружат Тора и Коран…» Татары: Уртак бэйрэм – Дуслык коне, Бергэ жыйдың син безне. Эй кунелле , нинди рэхэт, Дуслар җыелган  көнне. Чуваши: Сер пин самах сер шивне, Атам ди чаваш дерне, Юрататап дов тери Маншан вал чи­чи хитри Русские: Вопреки ноябрю непогожему  Ты сегодня, мой друг, улыбнись,  И скажи нашим гостям:  «Добрый день» и теплом поделись!  Пусть сегодня как птицы приветствия  Полетят от тебя и к тебе!  И от этого, может, впоследствии  Станет больше добра на земле! (Татары) Татарча – дуслык, (Русские) По русски  – дружба, (Үзбеки) Үзбәкчә­кардошлик, ( чуваши) По чувашски – туслах. Историк Фёдоров Е. П: Благоговейное отношение к Волге имеет глубокие  исторические корни. В древности её называли Ра, что означает «щедрая», а  так же Итиль – «река рек», называют её и матушкой, и святой рекой.  Стоянки людей среднего палеолита (100­35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на  территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном  расстоянии друг от друга.                   Ролевая игра. Мы с вами побывали  в поездке  в удивительном  историческом месте, практически при слиянии Свияги и Волги построен  и охраняется остров ­  град Свияжск. Некоторые  выпускники  нашей школы  уже работают в сфере туристического бизнеса или учатся в соответствующих  факультетах. Сегодня некоторые учащиеся пробуют себя в роли  экскурсовода и проведут короткую экскурсию, рассказав свои впечатления о  нашей поездке в город Свияжск.  • На экране фотографии Свияжска древних рукописей.                                Слова учителя истории перед вами старинный документ ­ летопись.         24 мая 1551 год в Неделю всех святых Шигалей вместе с воеводами и  русским войском приплыли по реке Свияга на кораблях и вышли на  один из берегов, на возвышенное место. Здесь они начинают вырубать  лес для основания города. В этом месте они служат водосвятный  молебен, а затем обходят с крестным ходом и окропляют святой водой  места для стен будущего города. Затем начинают строить стены города  и закладывают храм во имя Рождества Богородицы и Сергия  Радонежского. Город построили за 4 недели. Местные жители начинают  приезжать к воеводам в новый город и просят, чтобы государь Иван  Грозный дал им подданство.  ЭКСКУРСОВОДОВ: застывший во времени чудо­остров, на котором проживает всего  четверть тысячи жителей, с высоты птичьего полета он напоминает  иллюстрацию к русским народным сказкам. Невероятный город,  построенный без единого гвоздя и пилы по указу Ивана Грозного,  сыграл решающую роль в покорении неприступной Казани. В 1833 году  Свияжск посетил Александр Пушкин, с тех пор жива легенда, что  именно этот остров стал прототипом Буяна в «Сказке о царе Салтане».  «Колыбель» православной культуры в советский период являлась  местом заключения диссидентов и инакомыслящих. Свияжск полон  тайн и загадок, которые он хранит уже много лет. Знакомиться с ним   СЛОВА ДЕТЕЙ ­   Словно следует не торопясь, раз за разом, каждый открывая что­то новое. Проходя по острову, мы познакомились с целым рядом удивительных  храмов»: Богородице­Успенский монастырь, Церковь Николая Чудотворца,  Собор Богоматери «Всех скорбящих Радости», Церковь Святых  равноапостольных Константина и Елены. Но самой удивительной для нас стала Троицкая церковь.  Уникальный памятник русского деревянного зодчества XVI в., находится на  территории бывшего Иоанно­Предтеченского монастыря, а ранее входила в  комплекс Троицкого свияжского монастыря. Церковь была построена в 1550  году в угличских лесах из огромных брёвен сосны «без единого гвоздя всего за один день». Годом спустя вместе с другими деревянными строениями была  доставлена в Свияжск по воде на судах.  Учитель истории: Скажите,  с какой целью построен за короткий  период остров – град? (Нужен был плацдарм для взятия войсками  Ивана Грозного города Казани).  .  Географ. Современная Волга ­ это, прежде всего, река жизни,  Волга ­  энергетическая, промышленная,  река ­ « Автомобильный цех».    На картах –  загадках отыщите, какие области и  какими цифрами обозначены. Докажем  данные утверждения. Во­ первых,  используя математический метод,  вычисляем,  какова доля населения данной территории от всего населения   Российской Федерации, используя данную таблицу.  Необходимо определить, какова доля населения данной территории от всего  населения  Российской Федерации, используя данную таблицу.  Название района  1 Центральный  экономический  район 2 Волго­ Вятский  3 Поволжский  Численность населения 31, 7 8,4 16, 9 Проверяем свои ответы, сравнивая с вычислениями  других.  146 x 100%=  40 % населения проживает в бассейне реки Волги.  Всего в трёх районах 57 млн человек . Вычисляем  долю 57 :   Определите по карте – загадке, под какими номерами определённые  области и республики.  (1­ Тверская,  2­ Ярославская, 3­ Костромская). В  каком экономическом районе расположены данные области? (Данные области  в Центральном экономическом районе). Приведите примеры областей и  республик в составе Волго­ Вятского экономического района.                         По карте перечисляем (в парах по очереди) по течению реки области,  расположенные  в Поволжском экономическом районе  (Татарстан,  Ульяновская, Самарская,  Пензенская,  Саратовская, Волгоградская,  Астраханская, рес Калмыкия.)                                     1 2 3 6 7 Вы убедились, что Великую  Волгу – матушку  можно назвать рекой  жизни, так как  находятся  в бассейне реки    многочисленные  области,  несколько республик и проживает  40 % населения РФ.  Вспомните города миллионеры на берегу Волги (Нижний Новгород,  Казань, Самара, Волгоград.). Можете спрогнозировать  экологическое состояние Волги?  Сегодня дополним свои знания о  экологических специальностях и проанализируем видео – сюжет,  «Кто вынес Волге смертельный приговор?»  ( перед вами на  столах карточки с вопросами к видео ­ сюжету).                                    Карточка – задания к видео – сюжету    1. Сколько плотин соорудили на  реке Волге. Как повлиял  данный факт на экологическое состояние реки? ( Построено  8  плотин в результате самоочищение реки заметно уменьшилось).         2. В каком городе построен институт экологии? ( Тольятти) 3. Назовите основных виновников в гибели Волги, т.е. основных   загрязнителей  Великой русской реки 4. Согласны ли вы с молодым человеком, утверждающим, что  если он помоет машину на берегу ничего страшного не  случиться? (дискутируем).   Карточка – задания к видео – сюжету    о музее «Сталинградская битва» Какие виды орудий, оружейного оснащения показаны в видео сюжете? Как называется музей, показанный в данном фрагменте? Чем замечателен этот видео сюжет? Какие виды войск стали главной ударной силой? РЕФЛЕКСИЯ. На листочках ответить а вопросы:  Подобрать  прилагательные о том, какой был сегодня урок? Чем ты занимался на уроке?

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."

Открытый интегрированный урок географии и истории "О, Волга, колыбель моя.."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017