ТЕМА УРОКА: «Народные танцы на ярмарке»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: интегрированный
ТДЦ:
→ Образовательная: расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и художественного вкуса;
→ Развивающая: развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и художественной импровизации;
→ Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Методическое оснащение: видео «Петрушка» С.В. Стравинского, образцы работ, репродукции картин Кустодиева
Аппаратное обеспечение: интерактивное оборудование
Литература: Учебник ИЗО и музыки 6 класс, методическая литература по музыке и ИЗО для 6 класса.
Содержание учебного материала
Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
- Здравствуйте, ребята и гости! Мы начинаем урок, на котором окунёмся с вами в атмосферу и праздника. Предлагаем вам взять с собой хорошее настроение.
Проходи ,честной народ!
В гости ярмарка зовет!
На все вкусы и лады
Вам торговые ряды!
Ждут вас игры, смех и шутки,
Не теряйте ни минутки!
Мы отправляемся на ярмарку!
Тема сегодняшнего урока «Народные танцы на ярмарке».
Изучение нового материала.
Музыкальный фон – звучит рожок.
- Ребята, отгадайте, какой инструмент сейчас прозвучал? Как вы думаете, кто на нём играл? (Петрушка). Петрушка является самым главным героем на ярмарках.
- Что такое ярмарка?
Издавна Русь славилась своими ярмарками. Ярмарка – это весёлое представление результатов труда. Они устраивались регулярно в одном месте и одно время. Русский народ умел работать, умел и хорошо отдохнуть. Большие торги проходили с задорными песнями, залихватскими танцами, развлечениями, можно было встретить шутов, скоморохов и посмотреть кукольное представление. Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них как большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний и волостей. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк.
- Ребята, а что мы с вами возьмём с собой на ярмарку? Игра «Заполни сундук».От каждого ряда по 1 участнику.
- А какой праздник без задорной молодецкой пляски?!
Танец — это особый вид
народного искусства.
Не поддаётся счёту сколько различных танцев бытовало на Руси и существует даже
до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда
по песне, под которую танцуются, иногда по характеру празднества или события,
или места где они исполнялись.
Сообщение о народных танцах с фрагментами видео представляемых танцев.
- А на ярмарку люди приезжали не только веселиться, на людей посмотреть, поплясать, но и везли изделия сделанные своими руками, что бы их продать.
Много талантливых мастеров было на русской земле. Народ творил ил простого материала, самого доступного, дерева, глины, кости, но ценность изделия умельцев, определялась не материалом, а их мастерством и фантазией. Деревянной посудой, мебелью, игрушками особенно прославилась Нижегородская губерния, сейчас Нижегородская область, где более 400 лет назад начали делать расписные изделия; продавали их в селе Хохломе, поэтому они и получили название «хохломская роспись», еще её называли «золотая хохлома». Сообщение ученика о хохломе.
- Шумно и весело на ярмарке. Ведь это место не только бойкой торговли. Здесь разворачивается настоящий праздник, с играми, танцами и песнями.
На фоне видео из балета И.Ф.Стравинского «Петрушка» звучит песня «Кадриль».
Практическая деятельность.
Просмотр картин Кустодиева «Ярмарка в деревне», Новогородова. Составление многофигурной композиции на тему «Ярмарка».
Прокладывание фона пейзажа, определение основного цвета композиции, уточнение пропорций.
Прорисовка деталей фигуры человека, зданий, прилавков.
Подведение итогов урока.
Наша ярмарка заканчивается, как и наш урок. Что вам запомнилось на уроке? Что нового узнали на уроке?
Рефлексия – «Волшебный бочонок» (учащиеся на маленьких листочках пишут свои впечатления от урока и бросают в бочонок).
Определение положительных моментов в рисунках, определение лучших работ уч-ся. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.
Дом. задание. Завершение работы.
Плясовые песни неразрывно связаны с русскими плясками, с жизнеутверждающей силой, выдумкой юмором. Все, что не выразить словами, досказывали: выразительная мимика, жесты, большое количество разнообразных движений, которые являются языком пляски.
Как правила, плясовые песни начинаются сразу же с сильной доли, с акцента, будто танцоры задорны, притопнули и пустились в пляс.
Большое место в пляске занимают дробь. Красота дроби не в силе удара, а в её легкости. Удар выстукивается каблуком или носком ритмично, четко.
В пляске плавность, строгость, грация в поведении девушек.
Удаль, лихость в поведении юношей. Положение рук меняется. Руки раскрываются в стороны, закладываются за спину, кладутся на талию.
Хлопают о ноги (хлопушки) с резкими поворотами корпуса. Хлопушки с притопами, подскоками, дробями, присядками.
Движение отражает настроение музыки .
Танцы-игры.
Эти народные пляски можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражал повадкам зверей или птиц, а старался придать им черты человеческого характера.
Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, то остается только набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для русского народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки животных. Но это не просто изображение, допустим, птицы, а игра-пляска, где условием ее является «перепляс», в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении.
Хороводы
Важность русских хороводов для нашего народа столь велика, что мы, например, кроме, пожалуй, русских народных свадеб, не знаем ничего подобного. Хороводы занимают в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень. В хороводах мы открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. И только при этом взгляде наша русская культура ничего подобного не имеет в мире. Отнимите у русского народа лирику, романтизм, стремление к красоте — поэзию, уничтожьте его веселый открытый дух, лишите его светлых, восторженных игрищ, и наша народность останется без творчества — без жизни. Этим и отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, да и от всего прочего мира в целом.
Первоначальное значение русского хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на время его появления на русской земле, и поэтому все предположения так и остаются предположениями.
Возле рек и озер, на лугах, рощах…, даже на пустоши и дворах — вот места где водили народные хороводы, там они и получили свои особенные названия и удержали исстари за собою это право.
Бывают хороводы праздничные, бывают повседневные, бытовые. Праздничные хороводы — самые древние: с ними сопряжено воспоминания прошлого, незапамятного народного празднества.
Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселились. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, можно увидеть настоящую картину русской жизни и правильнее отследить за постепенным ходом народных обычаев.
- Как же рождается это чудо? В чем секрет золотой хохломы?
а) сначала токарь вытачивает на станке посуду. Берется для этого хорошо просушенное дерево (липа или сосна). У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность.
б) затем деревянная посуда попадает в руки грунтовщика. Грунтовка красно-коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанное грунтовкой изделие похоже на глиняное – под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.
в) грунтованное изделие высушивают в печи, и оно переходит в руки лудильщика!
Втирание в грунтованное изделие измельченного в порошок металла – алюминия – называется лужением. Лужёное изделие похоже на серебряное. Кажется, что посуда отлита из металла.
Г) наступает время для работы художника. По серебряному фону мастер кистью рисует хохломской орнамент. Хохломские художники так и говорят: «пишу под растительный орнамент».
Затем изделие покрывается из пулевизаторов-пистолетов синтетическим лаком. Печники ставят изделие в печь и следят, чтобы лак закалился при t 1600-1800 C. Вошли в печь изделия серебристо-холодные, а вышли сияющие з
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.