открытый урок

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по русскому языку. Темы: Повторение, Закрепление темы Местоимения. с использованием элементов критического мышления. Урок проходит в виде исследования. в конце урока все цели и ожидаемые результаты достигаются. очень интересный для детей урок. они себя представляют в роли исследователей. Спасибо!!!
Иконка файла материала открытый урок измененный мне.docx
Тема: Местоимение. Цель урока:  1.        Повторить и систематизировать знания по теме «Местоимение». 2.       Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения. Тип урока:  Урок повторения и  закрепления полученных  знаний Краткое описание:  Технология: Развитие критического мышления Приемы:  Обращение к личному опыту учащихся;  Прогнозирование;  Составление исследовательской карточки. Развивающая цель:  Развитие внимания, памяти, культуры общения.   Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; Цели воспитательные: Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.  Создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; Ожидаемые результаты: к концу урока дети умеют отличать местоимения   от других частей речи,  знают какие бывают местоимения, как местоимения  помогают тексту избежать повторения слов. Оборудование: 1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть; 2. карточки для исследовательской  работы; 3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения; 4. загадки на карточках; 5. компьютер; 6. проектор.ПЛАН УРОКА 1. Организационный момент. Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого­то из вас  хорошее настроение, у кого­то может быть немного грустное. Давайте все  вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение! Здравствуй мир! Это я, А вокруг страна моя. Солнце в небесах горит И у ног земля лежит. Здравствуй же, родная школа, Здравствуй, дом мой  самый лучший, Здравствуй, край, родной могучий! Здравствуй же, страна моя! Здравствуй мир! Проснулся Я! – Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим  настроением, приступим к работе. Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной. Кто выполнил задание верно ставит себе +, те кто допустил ошибки или не  справился ставят ­.  № Вид деятельности 1. 2. что не получилось оценка Работа с предложениями в группе Составление исследовательской  карточки Чистописание Словарная работа Работа по учебнику. Устные ответы на вопросы Оценка учителя Средняя оценка 3. 4. 5. 6. 7. 8.   2.Чистописание.   А писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто,  аккуратно, грамотно».3.Стадия вызова Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения,  что такое местоимение? яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска) ­Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали? МЕСТОИМЕНИЕ Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в  нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3­е почетное место  после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.    4. Стадия осмысления. Новый материал. – Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в  карточку, которая станет для вас памяткой.   Исследовательская карточка 1. Местоимение  – 2. Употребляется вместо 3. Местоимения отвечают на вопросы 4. Не называют предмет, а 5. Личные местоимения Задание №1 (у каждой группы свое) Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц  живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно) – Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах? – Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре  предложений и запишите их. 1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.                    Снегирь – очень маленький. 2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.                           Ласточка любит лакомиться насекомыми.3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.                    Журавли  летят и громко курлычут. – Проверка. Почему вы так решили? 1. (слайд) – Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях? – Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.                                   Каждое слово – это часть… речи.                                   Местоимение – слово, значит, оно является… частью  речи. – Какой напрашивается вывод? Исследовательская карточка 1. Местоимение  – это часть речи 2. Употребляется вместо 3. Местоимения отвечают на вопросы 4. Не называют предмет, а 5. Личные местоимения Запишем в исследовательскую карточку. Задание №2 Текст на слайде и на карточках. ''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные  заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на  удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем  больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему  радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти  его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. " Вопрос: Кто же это "он"? Ответ: Куст, мальчик, конь. Вопрос: Почему вы по­разному отвечаете? Ответ: Слово "он" не называет предмета Далее следует продолжение текста:  "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный  лен!". Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из  старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова  "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В  старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния  сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса ­й( е). В  результате фонетических изменений начальное "в" отпало и  получилось МЕСТОИМЕНИЕ. Какой вывод?  Стр. 141 правило Местоимение ­ часть речи, которая указывает на предметы, признаки,  количества, но не называет их.Исследовательская карточка 1. Местоимение  – это часть речи 2. Употребляется вместо 3. Местоимения отвечают на вопросы 4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки,  количества, но не называет их. 5. Личные местоимения ФИЗМИНУТКА – Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.                              Если я сорву цветок,                              Если ты сорвёшь цветок,                              Если он, и я, и ты –                              Если мы сорвём цветы,                              То окажутся пусты                              И деревья, и кусты.                              И не будет красоты,                              И не будет доброты,                              Если только я и ты –                              Если мы сорвём цветы.  /Т.Собакина/  Главная мысль стихотворения? (беречь природу)   Задание № 3 Стр. 141 упр.2 в учебнике. (выполняют в группах) И разбирают  правило к упражнению. После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в  карточку что­нибудь? Исследовательская карточка 1. Местоимение  – это часть речи 2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы,  вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш,  ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый. 3. Местоимения отвечают на вопросы 4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки,  количества, но не называет их. 5. Личные местоимения А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие  существительные и прилагательные? Запишем в исследовательскую карточку.Исследовательская карточка 1. Местоимение  – это часть речи 2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы,  вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш,  ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый. 3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? 4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки,  количества, но не называет их. 5. Личные местоимения Задание № 4. Заполни таблицу. лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Ед. число Мн. число Ответьте на мои вопросы. ­Что вы любите делать? ­ Какое слово вы употребили, назвав себя?  Запишите это слово в таблицу. Мн. число Ед. число я лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо ­ Что мы изготовили на уроках труда? ­ Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите. лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Ед. число я Мн. число мы ­ Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику. ­Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились. лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Ед. число я ты Мн. число мы ­ А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Ед. число Мн. число я ты мы вы ­ Когда мы используем слово вы? Прочитайте те слова, которые мы записали. Продолжим. Задание №5. Словарная работа. Моя загадка­стихотворение  – Про местоимения... Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ОНО Розовой жар­птицей... А стемнеет ­ ОН придет. Тоненький, смущенный, Он на цыпочках войдет долькою лимонной. Срок прошел ­ плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна... ­ Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна) ­ Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом? В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно  заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.) С какими местоимениями мы сейчас работали? Добавьте в карточку личные местоимения. лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Ед. число Мн. число я ты он, она, оно мы вы они  Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют  личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных  и указывают на лицо. Местоимение Я­ на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они –  соответственно о нескольких лицах. ­ Если о лицах, тогда и назвали их личными.  Какие личные местоимения мы узнали?Запишем в исследовательскую карточку Исследовательская карточка 1. Местоимение  – это часть речи 2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы,  вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш,  ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый. 3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? 4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки,  количества, но не называет их. 5. Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Задание № 6. Ситуация. Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало  крылатое выражение ­ "Я, всё своё ношу с собой". ­Как вы понимаете это выражение?  ­Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?   (Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал  город налегке. Кто­то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил:  "Всё своё ношу с собой". В отличие от сограждан, старавшихся захватить  побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой  интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в  виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его  личного имущества. ­Обозначьте части речи в этом предложении. (Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в  тетрадь пословицу Итог урока:  – Предлагаю обобщить наше исследование, путем сочинения стихотворения  Выставите оценку  в оценочных листах. Если у вас  * 6 + оценка ­5 *5 или 4 оценка­4 *3­2 оценка ­3 * 0­2 оценка 2  – Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны,  внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями.  Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы  хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.Рефлексия: Прием «СМС­ ка» Напишите обращение к родителям  Я узнал(а) ………. Мне это пригодится ……. На уроке было над чем подумать …….. На все вопросы, возникшие в ходе, я получил(а) ……. На уроке я работал(а) ………  и цели урока ……….. Домашнее задание (на выбор): – Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их  заменяющие. – Составить текст­описание (4­5 предложений) про 9 мая, используя  местоимения. ­ учебник стр. 142 упр.4   Дополнительный материал.   ПРИЛОЖЕНИЯ     КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.   КАРТОЧКА 1   1. Что называется местоимением? Приведи примеры.   2. Прочитай. Выпиши местоимения. Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть  друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими  друзьями.   КАРТОЧКА 2   1. Чем местоимение отличается от имени существительного?2. Спиши. Подчеркни местоимения. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда  он, туда и я.