Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"
Оценка 5

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
24.02.2017
Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"
Конспект открытого урока для 3 класса Цели: познакомить с поэзией Ю. Лермонтова, А. Пушкина. Учить выразительно читать стихотворение, составлять партитуру, способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнать новое, анализировать ответы детей. Оборудование: репродукция художников, рисунки детей.
откр урок.docx
Слайд.           Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения.            Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг ­другу. Как хорошо, что мы сегодня все  вместе. Мы       спокойны  и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.  Давайте наш урок начнем с пожелания друг  другу добра. Повторяйте за мной.           Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно ­ я тебе помогу.  Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня.     А   выдохните      через ротик все обиды и огорчения. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь,  что урок пройдет       интересно и увлекательно. Посмотрите с  произведениями, каких поэтов мы познакомимся? (Открываю доску) ­ Мы познакомимся с произведениями А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова . (портреты) Чтобы узнать название произведений отгадайте загадку. Листьям –время опадать, Птицам­ время улетать, Грибникам­ блуждать в тумане, Ветру­ в трубах завывать. Солнцу­ стынуть, Тучам­ злиться,  Нам с тобой – идти учиться. ­О каком времени идёт речь. об осени ­Так как тема урока будет звучать?  Слайд.  Дежурная оформит доску. ­Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Правильно. ­ Мы узнаем, как великим поэтам А.С.Пушкину ,М.Ю.Лермонтову,без кисти и красок удалось  передать лирический образ осени в своих произведениях.. ­ Мы будем учиться передавать характер произведения, используя нужные интонации голоса, учиться  понимать и видеть то, что хотели сказать авторы в своих произведениях. ­ Прочитайте тему урока.              Слайд. ­ Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. А ведь она совсем не скучна. Из  всех времён года она самая застенчивая.  ­ И каждая пора прекрасна по­своему. Нам помогут в этом убедиться: 1) поэзия 2) музыка                                                 3) живопись ­ Как называется раздел, который мы изучаем? Нравятся ли вам эти слова?     Слайд ­ Кому они принадлежат? Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин) ­ А.С.Пушкин – певец русской природы, великий мастер слова (случайных слов, сочетаний у него не  бывает) ­ Что удивило вас в этих словах? Не видите ли вы здесь противоречия? ­ «Унылая» – грустная, тоскливая, печальная. ­ Рядом «очарованье» ­ прелесть, радость, это то, что нам нравится, восхищает, что кажется очень  красивым, волшебным . ­ Почему же А.С.Пушкин пишет об осени разными, противоречивыми, непохожими словами? ­ Вы правы, осень бывает разная и каждый её период по­своему красив, в каждом есть своя прелесть,  свое очарованье. И для А.С.Пушкина это самое любимое время года. Это время года он воспел  во  многих произведениях (стихах).             Слайд.    Включить музыку. Обратимся к одному из них. Послушайте его. После прочтения ответьте  на вопрос: ­ О каком периоде осени пишет А.С. Пушкин в этом стихотворении? Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Осень» 1. Чтение стихотворения учителем наизусть. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье,  В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. ­ О каком периоде осени пишет А.С. Пушкин в этом стихотворении? (золотая осень) 2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.                       Слайд А. Пушкин любил осень , найдите подтверждение моим словам, читая текст шёпотом . 3. Анализ стихотворения. Поэты, для  создания художественных образов,  используют слова и выражения, смысл которых вам  не всегда понятен. Читаем по цепочке. Начинаем с первой парты.  Слайд «Унылая пора!»   ­Кто может быть унылым? Унылым может быть только человек. А поэт передает это свойство времени года. Почему? Чем схожи это состояние у человека и природы? ­Какое это состояние в природе? Унылая пора: солнце реже светит – мало света. Дождик, грязно, облетают листья с деревьев – жалко,  птиц почти не слышно. Так же бывает и на душе человека пусто и грустно: он не слышит звуков – они  его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.  «Очей очарованье!» Очи ­ это глаза. «Очей очарованье!» ­ это значит приятно глазам, приятно взору. Явная смена настроения! Почему? Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень  окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз. И автору стихотворения А. С. Пушкину нравится это. Он выражает свое отношение к осени в  следующей строчке: «Приятна мне твоя прощальная краса»    Слайд Почему же поэт употребляет слово «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это  средство выразительности? Красота осенней природы не вечна. Это мимолетное, кратковременное явление в жизни природы. Все  буйство красок – на прощанье перед листопадом. И вся красота пропадет, исчезнет! Это чувство доказывает и следующая строчка из стихотворения  «Люблю я пышное природы увяданье»       Слайд  «В багрец и в золото одетые леса» Подберите к слову «багрец» родственные похожие слова.  ­Давайте  прочитаем  в словаре какой это цвет?                        словарь Что значит «в золото одетые леса»? Из золота делают монетки, сережки, цепочки, колечки. Зачем люди пользуются золотыми изделиями?  ­Прочитайте определение «золото»             словарь Золото – это признак богатства и украшение. А в стихотворении это словосочетание употребляется, с каким смыслом? Осень украшает природу желтыми красками, по цвету схожими с золотом, чтобы показать ее  богатство. ­ Изменится ли картина осени, если эпитеты «багрец», «золото» заменить на «темно­красный» и  «желтый»? ­ Значит, и читать эту строчку мы будем, выделяя эти слова, придавая им величие.  «В их сенях ветра шум и свежее дыханье»       слайд «В их сенях», «в сенях», «сени» что это такое?  ­Прочитайте определение  в учебнике. «В их сенях ветра шум и свежее дыханье» Разве ветра летом не бывает? Тогда почему автор обращает внимание на этот факт: чем отличается  шум ветра в лесу летом и осенью? Осенью увеличивается скорость ветра, ветер дует чаще и сильнее. Кроме того, звук шелеста осенних  листьев на деревьях звонче и заметнее, так как летние листочки мягкие, а осенние шершавые,  огрубевшие от первых заморозков они­то и создают громкий шелест. «В их сенях ветра шум и свежее дыханье» Объясните значение этого выражения: «свежее дыхание»  Ощущение уже не теплого, знойного летнего воздуха, а более холодного морозного.  «В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса»               слайд ­Что означает слово « мгла» ? Прочитайте в словаре ­О какой «волнистой мгле» идет речь в стихотворении? Неровные края облаков на пасмурном осеннем небе создают узоры­волны. Мгла получается за счет  серого цвета неба. «И редкий солнца луч, и первые морозы,                            слайд И отдаленные седой зимы угрозы» Какие угрозы «седой зимы» имеет в виду автор? Не все деревья смогут выдержать сильные зимние морозы (некоторые могут погибнуть, замерзнуть). ­Найдите эпитеты­   ­Олицетворение­. ­Возьмите карандаш и отметьте слова , которые  необходимо выделить голосом? Давайте проверим, что у вас получилось? ­ Если бы вы были артистами, с какой интонацией вы бы читали стихотворение?  ­ Прочитайте и попробуйте передать чувства поэта. ­Оцените чтение одноклассника. ­ Послушайте, как об осени говорят композиторы. ­ Свои ощущения можно передать не только кистью и красками, стихами, но и музыкой. Отдохните.  Послушайте, как красками музыки, русский композитор П.И. Чайковский изобразил это время года –  осень в своем фортепианном произведении. Представьте себя осенними листочками и изобразите. Вывод. Благодаря музыке мы с вами узнаем, как композитор П.И.Чайковский все свои чувства, всю  ту любовь к этому времени года передал в звуках прекрасной музыки. Работа над стихотворением М.Ю.Лермонтова «Осень»                Слайд         Звук            ­С каким  ещё произведением нам предстоит  познакомиться?          Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов            впервые  смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень       никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование,                     созвучное собственному душевному состоянию.           Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что­то           заставит задуматься, переживать или что­то удивит вас. Найдите текст и следите. 1. слушание стихотворения ­ О каком периоде осени пишет поэт? Как вы думаете? 2.Чтение по цепочке. Прочитайте стихотворение по  цепочке и найдите  непонятные слова. 3. Словарная работа БОР ­ хвойный лес. ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным. ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация). ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него. ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный,  невыразительный. ­Теперь  словарные слова давайте увидим на слайде. 4.Анализ стихотворения .     а) Найдите 1 строфу. Прочитайте её.          ­ Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся) ­        Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет ­ зелёному, радость листьев – унынию елей. вывод: Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие                листья. Сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев.              б) Найдите и прочитайте 2 строфу. ­            ­О ком идёт речь в данных строках стихотворения? ­           ­ Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил              отдыхать летом? (Нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие).              в) Найдите и прочитайте 3 строфу. ­           ­ О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?    ­ Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (Им тоже приходится нелегко: и  полакомиться сложнее и спрятаться негде.     5.Работа над средствами выразительности. ­Найдите средства выразительности: Эпитеты­ Олицетворение­  слайд      5. Работа в тпо с.38 №1                                          ­Расставь недостающие паузы. ­Давайте теперь прочитаем  соблюдая эти паузы. 5. Выразительное чтение с соблюдением паузы. ­Оцените чтение одноклассника. Какое сходство осенних впечатлений в стихотворениях вы можете отметить? ­ М.Ю. Лермонтов,  видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин. ­ Поэты любят свою землю, видят красоту в окружающей их природе и стараются донести это до  читателей, т.е. до нас. ­ С какими произведениями мы сегодня познакомились? ­ Какие цели на уроке мы ставили? ­ Мы достигли поставленной цели? ­ Чем же пользовались поэты (каким материалом), рисуя картины осени? ­ Все эти картины, с которыми мы познакомились, А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов нарисовали,  пользуясь словом. ­ Нам нужно учиться у поэтов и писателей бережно относиться к слову, употреблять его точно,  правильно, подбирая самые выразительные слова.  ­С  помощью чего создают картины осени композиторы.  Слайд ­. Как вы думаете, что должен иметь художник, чтобы создать картину? ­ Давайте посмотрим работы великих художников.  Слайд ­ Ребята, и вы были в роли маленьких художников. Каждый из вас изобразил осень по­своему.  Посмотрите, какие краски, тона использовали вы. Глядя на ваши рисунки, можно заметить, что  каждый из вас воспринимает осень по­своему, поэтому вы использовали разные краски:  ­ Кто­то осень видит яркой, красивой, золотой. ­ Кто­то – хмурой, дождливой, мрачной, грустной. Вывод. Итак, мы убедились, что и поэты, и композиторы, и художники изображают осень по­своему  им дорог каждый период осени своими прелестями. Посмотрите , как оценили вас  ваши одноклассники.  За работу на уроке оценки получают…                          Прием « Случайность». Разыгрывается  д/.з. ( На доске дерево. На неё прикреплены листочки ) А сейчас разыграем д.з. Выбери любой листок.       Слайд 1.Выучить наизусть одно из стихотворений по выбору 2.ТПО с.38№ 2  3.Сделать иллюстрацию к стихотворению. 4.Составить загадку про осень. Я предлагаю вам выбрать д./з. А сейчас  предлагаю вам проявить творчество и составить синквейн об осени.    Слайд 1 Осень 2.Золотая, теплая, солнечная, рыжая, грустная, печальная, яркая, красивая, ветреная, сырая, дождливая. 3.Радует, желтеет, шуршит, холодит, замерзает, поливает, дождит, золотит, опадает, бодрит. 4.Под ногами шуршат листья. Птицы летят на юг. Листья опадают с деревьев. Замерзает вода в пруду. Моросит мелкий дождь.                                        5.Грустно. Радость. Плачу. Скучно. Приятно. Один мудрец сказал:  ­ Яблоко получит тот, кто слушал. Второй мудрец сказал: ­ Яблоко получит тот , кто думал. Третий мудрец сказал: ­Яблоко получить тот, кто понял. Поднимите руки те , кто   слушал….,думал…, понял. Значит,  яблоко получат все.

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"

Открытый урок  А. Пушкин " Осень" Ю Лермонтов " Осень"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017