Открытый урок чтения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок чтения в 3 классе по программе "Школа России", целью которого было познакомить с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца –длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Иконка файла материала Открытый урок чтения.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  Волошинская средняя общеобразовательная школа План­конспект урока литературного чтения,  проводимого в 3 классе по теме  «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» Учитель Кожемякина Т.А. с. Волошино 2014гЦели урока: 1. Познакомить с произведением  Д. Мамина­Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию  навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость); 2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить  понимать  главную мысль и эмоциональный настрой произведения; 3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение   сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать  словарь; 4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать  творческую  атмосферу сотрудничества в классе. Оборудование: телевизор, компьютер, индивидуальные карточки, презентация к уроку, иллюстрации по  сказке, опорные слова для пересказа. Ход урока: 1. Орг. момент Прозвенел звонок Начинаем наш урок Приготовьтесь, подтянитесь И друг другу улыбнитесь! 2. Повторение ранее изученного материала.  ­ Мы закончили изучение раздела «Поэтические страницы» и начинаем  новый  раздел. А  какие произведения будем читать, отгадайте. В них :  «Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла,  постоянные герои, добро всегда побеждает зло» ( сказка ). Итак, откройте свои учебники на с. 179 и прочитайте название раздела. ­ Что такое сказка? ­ Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами  вымысла и  фантастики.  ­ Со сказками все дружат – и сказки дружат с каждым.  Они необходимы , как солнышка привет. Кто любит слушать сказки, тому они расскажут О том, что, может, было, а может быть, и нет. Песня «В гостях  сказки». 1 куплет ­Назовите сказки , которые вы увидели. ­ Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга? ­­Какие бывают сказки по содержанию? ( волшебные, бытовые, о животных ) по написанию? (народные, литературные или авторские ) Что вы знаете о народных сказках? О литературных?(Народные сказки появились давным­давно. Их придумывал народ. Долгое время  эти  сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их  стали  гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы,  силы) ­ Верно, ребята. (У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в  авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть  волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда  оригинальная,  индивидуальная и необычная) 3. Сообщение темы и целей урока. ­Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой , которая входит в сборник  «Алёнушкины сказки», автора  Д.Н. Мамина­ Сибиряка. 4. Изучение нового материала. 1. Знакомство с биографией писателя. ­ Но вначале давайте познакомимся  с его биографией, совершим виртуальное путешествие в дом ­ музей Мамина­Сибиряка. (ученик)      Много лет назад жил на Урале замечательный русский писатель Д.Н.Мамин – Сибиряк. Настоящая   фамилия  Дмитрия  Наркисовича   Мамина­Сибиряка  ­  Мамин.  Сибиряком   он назвал себя потому, что хорошо знал и горячо любил свои родные края – Урал и Сибирь и лучшие свои произведения посвятил родному Уралу.              Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посѐлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной   школы. Получил   начальное   домашнее   образование,   закончил   духовную   семинарию,   потом     он учился в Петербургском университете.      Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.   ­ Главное произведение Мамина­Сибиряка для детей сборник –  “Алёнушкины   сказки”. Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил. В 1892 году умерла жена,   оставив   писателю   тяжелобольную   дочь   ­   Аленушку.   Дмитрий   Наркисович   стал сочинять сказки для   больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии,  кому­то из друзей пришла в голову мысль издать эти сказки. Так появилась книга   «Алёнушкины   сказки».     Каждая   сказка­   это   своеобразный   урок.   В   центре «Аленушкиных сказок» ­ животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.   ­  Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – еѐ  писала  сама любовь, и потому она переживѐт всѐ остальное”.        В сборник «Алёнушкины сказки»  входит несколько произведений. Дома вы читали  некоторые из них. Давайте проведём викторину и вспомним, какие вы уже читали?         Мало ли вас тут летает… вы – народ легкомысленный, а я Червячок серьезный….  Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой  цветочек и тоже съем. Сказочка про козявочку        Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко  был слышен медвежий рев. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил.Сказка про Комара Комаровича ­ длинный нос и  про мохнатого Мишу ­ короткий хвост         Матрена Ивановна или Аня и Катя, ­ эти милые куклы любили посмеяться над чужими недостатками: у Клоуна не хватало одной ноги, у Петрушки был длинный нос, у Карла  Ивановича – лысина. Ванькины именины         И все бросились в погоню за вором. Краюшка была тяжела, и он не мог далеко улететь  с ней. Его догнали как раз над рекой. Бросились на вора большие и малые птицы.  Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку. Тут же  схватились за нее рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами.  Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу             Она тысячу раз вылетала в сад, посидела на зеленой травке, полюбовалась цветущей сиренью, нежными листиками распускавшейся липы и цветами в клумбах. Неизвестный ей садовник уже успел вперед позаботиться обо всем. Ах, какой он добрый, этот садовник!.. Жила­была последняя Муха       Врагов вообще было достаточно. Например, кот Васька… Какими маслеными глазами  он поглядывал на всех птичек, притворялся спящим, и Канарейка видела собственными  глазами, как он схватил маленького неопытного воробушка,­ только косточки захрустели и  перышки полетели… Сказочка про Воронушку ­ черную головушку и желтую птичку Канарейку      Индюшка была такая скромная и добрая птица и постоянно огорчалась, что Индюк вечно с кем­нибудь ссорился. Вот и сегодня,­ не успел проснуться, а уж придумывает, с кем бы затеять ссору или даже драку. Вообще самая беспокойная птица, хотя и не злая.  Умнее всех      Как ни было больно, но Мурка притворилась, что ничего не понимает и не умеет  говорить. Когда его выбросили за дверь, он встряхнулся, облизал помятую шерсть,  расправил хвост и проговорил.                                            Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке 2. Чтение присказки.  ­ Ребята, а с чего часто начинаются сказки? (Присказки) ­ А  “Алѐнушкины сказки” тоже начинаются с присказки. ­ Что же такое присказка? (Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки) ­ Верно, ребята. ­ А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад, настраивает на   слушание сказки). ­ А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев). ­ Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку.  Присказку выразительно читает ученик. ­ Эта присказка, а вот сказка далее пойдѐт. 3. Работа по учебнику (с. 182) ­ А сегодня познакомимся ещё с одной сказкой.­ Прочитайте самостоятельно название сказки. ­ Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши,  косые глаза,  короткий хвост») ­ О ком пойдет речь в сказке?   ­ Из названия сказки ясно, что главным героем будет  заяц.  Даже даѐтся его подробное описание. Какой же он?  ­ Только не понятно, почему сказано,  что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.  Хотите узнать ? 4. Чтение подготовленными учениками и учителем  «Сказки про храброго Зайца –  длинные уши, косые глаза,  короткий хвост». ­ Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать «Сказку про храброго Зайца –  длинные уши,  косые глаза, короткий хвост». 5. Проверка первичного восприятия сказки. ­ Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась) ­ Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация) ­ Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают). ­ Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк). ­ Кто вам понравился больше всего? 6. Совершенствование техники чтения. ­ Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать?  (четко,  правильно, выразительно). ­ Что для этого необходимо? (тренироваться) ­ Возьмите карточки: 1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно: 1.Со­бра­лись 2.Хи­хик­ну­ли 3.За­сме­я­лись 4.У­лыб­ну­лись 5.По­бы­вав­шие 6.От­ве­дав­шие 7.Ку­выр­кать­ся 8.Пе­ре­го­нять ­ 2 столбик слов прочитаем по цепочке: 9.Рас­храб­рив­ший­ся 10.Про­го­ло­дал­ся 11.Ра­зыг­рав­шим­ся 12.Не­о­бык­но­вен­ная 13.Бес­страш­ный 14.При­о­бод­рил­ся ­ В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны,  сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как ­ ОВО. ­ Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)15.Бо­ять­ся 16.Ку­выр­кать­ся 17.Под­кра­ды­вать­ся 18.Сме­ют­ся 19.Ве­се­лят­ся 20.Го­нит­ся 21.Никого 22.Ничего 8. Чтение сказки учащимися. ­ А сейчас приготовьтесь читать сказку. Начинаем читать цепочкой. 7. Физминутка. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке По тропинке побежим,  до лужайки добежим, На лужайке, на лужайке, мы попрыгаем , как зайки. Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдём! Лапки вверх и лапки вбок – и на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки! 8. Беседа по содержанию. ­ В этой сказке встретились  выражения, значение которых  вам уже знакомо, а также   новые выражения, значение которых мы сейчас уточним. ­ Когда так говорят? ­Какими словами автор заменил выражение «очень удивились тому, что услышали»? «Появился, как только о нём вспомнили»? Душа в пятки убежала ­ сильно испугался чего­либо Задал такого стрекача ­ убежать стремительно, с большой скоростью Гонится по пятам – бежит след в след. ­ Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примѐрз»?  ( не смог говорить) Отведавшие волчьих зубов ­ сталкивались с волком Не смел дохнуть ­ замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что­либо сделать. Выскочить из собственной кожи ­ сильно измениться, стать другим, преодолеть какие­то трудности, из последних сил. Замертво свалился ­ без признаков жизни (упасть, повалиться) ­ Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым, смешным, глупым)  ­ Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? ­ Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова) Прочитать выборочно.  ­ Как к этому отнеслись другие зайцы?­ Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка  не  одолеть, а заяц просто хвастается) Прочитать по ролям . ­ Почему волк решил съесть именно этого зайца? ­ Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? Прочитать . ­ Что показалось волку? Что он подумал о зайце? ­ А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало). ­ Где нашли трусишку другие зайцы? Прочитать. ­ Какие чувства он испытывал?  ­ Что ему сказали зайцы? Как его стали называть? ­ Чем закончилась сказка? ­ Во что стал верить заяц, после этого происшествия? ­ Когда волновались за зайца? ­ Было ли вам жалко зайца? В какой момент? Почему? ­ Какой момент сказки для вас самый интересный? прочитать ­ Ребята, вот мы с вами читали фразеологические обороты. А какие ещё выражения о зайце  или о волке вы знаете? (заячья душа, петлять как заяц, волк в овечьей шкуре, волком  смотреть) 9. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение). ­ Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте    предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все   смеются) ­ Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте    предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц­Хвастун  подпрыгнул…из  собственной кожи)  ­ А какую бы иллюстрацию вы нарисовали к последней части сказки? 10. Шкатулка мудрости.   ­ У меня шкатулка мудрости. А в ней пословицы различные. Возьмите и скажите, чья  пословица подходит к нашей сказке? (Проношу,  1 на стол, дети берут, читают) Умел ошибиться, умей и поправиться. Не хвались языком, хвались делом. Друзья познаются в беде. Кому что думается, тот того и боится. Всякий трус о храбрости толкует. Трусливому   зайке и пенек волк. У страха глаза велики. Трусливый и таракана принимает за великана. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится. Волка ноги кормят. Новых друзей наживай, а старых не теряй. 11. Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам.­ А теперь мы с вами перескажем эту сказку с помощью иллюстраций и опорных   предложений. 1) Родился зайчик в лесу… 2)Собрались старые зайцы… 3)Это уж выходило забавно. Хихикнули… 4) ­ Да что тут долго говорить! – кричал… 5)Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут… 6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь… 7) Долго бежал несчастный зайчик…. 8)Долго не могли прийти в себя остальные зайцы….. 9)­Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать… 10)Храбрый заяц сразу приободрился… ­ Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает) 12. Итог урока ­ Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть  волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел). ­ В чём мудрость этой сказки?  ­Что вас удивило? ­Какой урок вы взяли из этой сказки?  ­Какой конец можно было придумать к этой сказке? А какие выражения мы можем положить в нашу шкатулку мудрости? 13. Оценки за урок.  14. Рефлексия. ­ Так какой же заяц на самом деле – храбрый или трусливый? ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.­ Кто  считает, что, заяц храбрый­ прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус­ рядом ёлочкой.­ У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым  или трусливым. 15. Домашнее задание Пересказ сказки

Посмотрите также