Открытый урок чтения
Оценка 4.6

Открытый урок чтения

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
03.07.2017
Открытый урок чтения
Открытый урок чтения в 3 классе по программе "Школа России", целью которого было познакомить с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца –длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Открытый урок чтения.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  Волошинская средняя общеобразовательная школа План­конспект урока литературного чтения,  проводимого в 3 классе по теме  «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» Учитель Кожемякина Т.А. с. Волошино 2014г Цели урока: 1. Познакомить с произведением  Д. Мамина­Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию  навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость); 2. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить  понимать  главную мысль и эмоциональный настрой произведения; 3. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение   сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать  словарь; 4. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать  творческую  атмосферу сотрудничества в классе. Оборудование: телевизор, компьютер, индивидуальные карточки, презентация к уроку, иллюстрации по  сказке, опорные слова для пересказа. Ход урока: 1. Орг. момент Прозвенел звонок Начинаем наш урок Приготовьтесь, подтянитесь И друг другу улыбнитесь! 2. Повторение ранее изученного материала.  ­ Мы закончили изучение раздела «Поэтические страницы» и начинаем  новый  раздел. А  какие произведения будем читать, отгадайте. В них :  «Наличие законченного сюжета, необычность, занимательность, наличие вымысла,  постоянные герои, добро всегда побеждает зло» ( сказка ). Итак, откройте свои учебники на с. 179 и прочитайте название раздела. ­ Что такое сказка? ­ Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами  вымысла и  фантастики.  ­ Со сказками все дружат – и сказки дружат с каждым.  Они необходимы , как солнышка привет. Кто любит слушать сказки, тому они расскажут О том, что, может, было, а может быть, и нет. Песня «В гостях  сказки». 1 куплет ­Назовите сказки , которые вы увидели. ­ Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга? ­­Какие бывают сказки по содержанию? ( волшебные, бытовые, о животных ) по написанию? (народные, литературные или авторские ) Что вы знаете о народных сказках? О литературных? (Народные сказки появились давным­давно. Их придумывал народ. Долгое время  эти  сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их  стали  гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы,  силы) ­ Верно, ребята. (У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в  авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть  волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда  оригинальная,  индивидуальная и необычная) 3. Сообщение темы и целей урока. ­Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой , которая входит в сборник  «Алёнушкины сказки», автора  Д.Н. Мамина­ Сибиряка. 4. Изучение нового материала. 1. Знакомство с биографией писателя. ­ Но вначале давайте познакомимся  с его биографией, совершим виртуальное путешествие в дом ­ музей Мамина­Сибиряка. (ученик)      Много лет назад жил на Урале замечательный русский писатель Д.Н.Мамин – Сибиряк. Настоящая   фамилия  Дмитрия  Наркисовича   Мамина­Сибиряка  ­  Мамин.  Сибиряком   он назвал себя потому, что хорошо знал и горячо любил свои родные края – Урал и Сибирь и лучшие свои произведения посвятил родному Уралу.              Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посѐлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной   школы. Получил   начальное   домашнее   образование,   закончил   духовную   семинарию,   потом     он учился в Петербургском университете.      Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.   ­ Главное произведение Мамина­Сибиряка для детей сборник –  “Алёнушкины   сказки”. Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил. В 1892 году умерла жена,   оставив   писателю   тяжелобольную   дочь   ­   Аленушку.   Дмитрий   Наркисович   стал сочинять сказки для   больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии,  кому­то из друзей пришла в голову мысль издать эти сказки. Так появилась книга   «Алёнушкины   сказки».     Каждая   сказка­   это   своеобразный   урок.   В   центре «Аленушкиных сказок» ­ животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.   ­  Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – еѐ  писала  сама любовь, и потому она переживѐт всѐ остальное”.        В сборник «Алёнушкины сказки»  входит несколько произведений. Дома вы читали  некоторые из них. Давайте проведём викторину и вспомним, какие вы уже читали?         Мало ли вас тут летает… вы – народ легкомысленный, а я Червячок серьезный….  Говоря откровенно, мне все принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой  цветочек и тоже съем. Сказочка про козявочку        Долго ли, коротко ли сражался Миша с комарами, только шуму было много. Далеко  был слышен медвежий рев. А сколько он деревьев вырвал, сколько камней выворотил. Сказка про Комара Комаровича ­ длинный нос и  про мохнатого Мишу ­ короткий хвост         Матрена Ивановна или Аня и Катя, ­ эти милые куклы любили посмеяться над чужими недостатками: у Клоуна не хватало одной ноги, у Петрушки был длинный нос, у Карла  Ивановича – лысина. Ванькины именины         И все бросились в погоню за вором. Краюшка была тяжела, и он не мог далеко улететь  с ней. Его догнали как раз над рекой. Бросились на вора большие и малые птицы.  Произошла настоящая свалка. Все так и рвут, только крошки летят в реку. Тут же  схватились за нее рыбы. Началась настоящая драка между рыбами и птицами.  Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу             Она тысячу раз вылетала в сад, посидела на зеленой травке, полюбовалась цветущей сиренью, нежными листиками распускавшейся липы и цветами в клумбах. Неизвестный ей садовник уже успел вперед позаботиться обо всем. Ах, какой он добрый, этот садовник!.. Жила­была последняя Муха       Врагов вообще было достаточно. Например, кот Васька… Какими маслеными глазами  он поглядывал на всех птичек, притворялся спящим, и Канарейка видела собственными  глазами, как он схватил маленького неопытного воробушка,­ только косточки захрустели и  перышки полетели… Сказочка про Воронушку ­ черную головушку и желтую птичку Канарейку      Индюшка была такая скромная и добрая птица и постоянно огорчалась, что Индюк вечно с кем­нибудь ссорился. Вот и сегодня,­ не успел проснуться, а уж придумывает, с кем бы затеять ссору или даже драку. Вообще самая беспокойная птица, хотя и не злая.  Умнее всех      Как ни было больно, но Мурка притворилась, что ничего не понимает и не умеет  говорить. Когда его выбросили за дверь, он встряхнулся, облизал помятую шерсть,  расправил хвост и проговорил.                                            Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке 2. Чтение присказки.  ­ Ребята, а с чего часто начинаются сказки? (Присказки) ­ А  “Алѐнушкины сказки” тоже начинаются с присказки. ­ Что же такое присказка? (Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки) ­ Верно, ребята. ­ А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад, настраивает на   слушание сказки). ­ А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев). ­ Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку.  Присказку выразительно читает ученик. ­ Эта присказка, а вот сказка далее пойдѐт. 3. Работа по учебнику (с. 182) ­ А сегодня познакомимся ещё с одной сказкой. ­ Прочитайте самостоятельно название сказки. ­ Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца – длинные уши,  косые глаза,  короткий хвост») ­ О ком пойдет речь в сказке?   ­ Из названия сказки ясно, что главным героем будет  заяц.  Даже даѐтся его подробное описание. Какой же он?  ­ Только не понятно, почему сказано,  что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.  Хотите узнать ? 4. Чтение подготовленными учениками и учителем  «Сказки про храброго Зайца –  длинные уши, косые глаза,  короткий хвост». ­ Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать «Сказку про храброго Зайца –  длинные уши,  косые глаза, короткий хвост». 5. Проверка первичного восприятия сказки. ­ Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась) ­ Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация) ­ Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают). ­ Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк). ­ Кто вам понравился больше всего? 6. Совершенствование техники чтения. ­ Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать?  (четко,  правильно, выразительно). ­ Что для этого необходимо? (тренироваться) ­ Возьмите карточки: 1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам, затем слитно: 1.Со­бра­лись 2.Хи­хик­ну­ли 3.За­сме­я­лись 4.У­лыб­ну­лись 5.По­бы­вав­шие 6.От­ве­дав­шие 7.Ку­выр­кать­ся 8.Пе­ре­го­нять ­ 2 столбик слов прочитаем по цепочке: 9.Рас­храб­рив­ший­ся 10.Про­го­ло­дал­ся 11.Ра­зыг­рав­шим­ся 12.Не­о­бык­но­вен­ная 13.Бес­страш­ный 14.При­о­бод­рил­ся ­ В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны,  сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как ­ ОВО. ­ Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают) 15.Бо­ять­ся 16.Ку­выр­кать­ся 17.Под­кра­ды­вать­ся 18.Сме­ют­ся 19.Ве­се­лят­ся 20.Го­нит­ся 21.Никого 22.Ничего 8. Чтение сказки учащимися. ­ А сейчас приготовьтесь читать сказку. Начинаем читать цепочкой. 7. Физминутка. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке По тропинке побежим,  до лужайки добежим, На лужайке, на лужайке, мы попрыгаем , как зайки. Стоп. Немного отдохнем, и домой пешком пойдём! Лапки вверх и лапки вбок – и на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки! 8. Беседа по содержанию. ­ В этой сказке встретились  выражения, значение которых  вам уже знакомо, а также   новые выражения, значение которых мы сейчас уточним. ­ Когда так говорят? ­Какими словами автор заменил выражение «очень удивились тому, что услышали»? «Появился, как только о нём вспомнили»? Душа в пятки убежала ­ сильно испугался чего­либо Задал такого стрекача ­ убежать стремительно, с большой скоростью Гонится по пятам – бежит след в след. ­ Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примѐрз»?  ( не смог говорить) Отведавшие волчьих зубов ­ сталкивались с волком Не смел дохнуть ­ замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что­либо сделать. Выскочить из собственной кожи ­ сильно измениться, стать другим, преодолеть какие­то трудности, из последних сил. Замертво свалился ­ без признаков жизни (упасть, повалиться) ­ Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым, смешным, глупым)  ­ Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? ­ Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова) Прочитать выборочно.  ­ Как к этому отнеслись другие зайцы? ­ Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка  не  одолеть, а заяц просто хвастается) Прочитать по ролям . ­ Почему волк решил съесть именно этого зайца? ­ Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? Прочитать . ­ Что показалось волку? Что он подумал о зайце? ­ А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало). ­ Где нашли трусишку другие зайцы? Прочитать. ­ Какие чувства он испытывал?  ­ Что ему сказали зайцы? Как его стали называть? ­ Чем закончилась сказка? ­ Во что стал верить заяц, после этого происшествия? ­ Когда волновались за зайца? ­ Было ли вам жалко зайца? В какой момент? Почему? ­ Какой момент сказки для вас самый интересный? прочитать ­ Ребята, вот мы с вами читали фразеологические обороты. А какие ещё выражения о зайце  или о волке вы знаете? (заячья душа, петлять как заяц, волк в овечьей шкуре, волком  смотреть) 9. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение). ­ Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте    предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а все   смеются) ­ Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте    предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц­Хвастун  подпрыгнул…из  собственной кожи)  ­ А какую бы иллюстрацию вы нарисовали к последней части сказки? 10. Шкатулка мудрости.   ­ У меня шкатулка мудрости. А в ней пословицы различные. Возьмите и скажите, чья  пословица подходит к нашей сказке? (Проношу,  1 на стол, дети берут, читают) Умел ошибиться, умей и поправиться. Не хвались языком, хвались делом. Друзья познаются в беде. Кому что думается, тот того и боится. Всякий трус о храбрости толкует. Трусливому   зайке и пенек волк. У страха глаза велики. Трусливый и таракана принимает за великана. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится. Волка ноги кормят. Новых друзей наживай, а старых не теряй. 11. Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам. ­ А теперь мы с вами перескажем эту сказку с помощью иллюстраций и опорных   предложений. 1) Родился зайчик в лесу… 2)Собрались старые зайцы… 3)Это уж выходило забавно. Хихикнули… 4) ­ Да что тут долго говорить! – кричал… 5)Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут… 6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь… 7) Долго бежал несчастный зайчик…. 8)Долго не могли прийти в себя остальные зайцы….. 9)­Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать… 10)Храбрый заяц сразу приободрился… ­ Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает) 12. Итог урока ­ Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть  волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел). ­ В чём мудрость этой сказки?  ­Что вас удивило? ­Какой урок вы взяли из этой сказки?  ­Какой конец можно было придумать к этой сказке? А какие выражения мы можем положить в нашу шкатулку мудрости? 13. Оценки за урок.  14. Рефлексия. ­ Так какой же заяц на самом деле – храбрый или трусливый? ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.­ Кто  считает, что, заяц храбрый­ прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус­ рядом ёлочкой.­ У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым  или трусливым. 15. Домашнее задание Пересказ сказки

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения

Открытый урок чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017