Открытый урок "Кодирование инфоромации"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кодирование информации изучаем в 8 классе. – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования, рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных кодировок. способствовать воспитанию информационной культуры и целеустремленности. способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления. Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.
Иконка файла материала кодирование информации.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ерсинская СОШ» Конспект урока по информатике в 8 классе «Кодирование информации» подготовила учитель информатик Гамзатова М.К 2018-2019 уч.год Кодирование информацииТип урока: изучение нового материала. Цели урока: Образовательная – ввести понятия кода, кодирования информации и ее декодирования,  рассмотреть примеры кодирования и декодирования информации с помощью различных  кодировок. Воспитательная – способствовать воспитанию информационной культуры и  целеустремленности. Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и логического мышления. Организационный момент: учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся к  уроку. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему урока и его цель. Актуализация опорных знаний и умений: Вопросы для повторения. Какие типы знаков применяются в человеческом общении? (Зрительные, слуховые,  осязательные.) Для чего человеком используются знаки? (Для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния.) Приведите примеры знаков. В чем различие между иконическими знаками и символами? Изучение нового материала: Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия  окружающей среды живыми организмами и человеком. Вокруг нас масса закодированной  информации. Цифры, ноты, иконки на рабочем столе, знаки дорожного движения, химические  элементы и т.п. Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую  называется кодированием. В процессе обмена информацией часто приходится производить  операции кодированияи декодирования (обратное преобразование). Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи,  засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п. Существуют три основных способа кодирования текста: графический – с помощью специальных рисунков или значков; числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Полный набор символов, используемых для кодирования текста, называется алфавитом. Выполним несколько заданий на кодирование и декодирование информации. Дана кодовая таблица флажковой азбуки 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1.2. С помощью флажковой азбуки запишите свое имя и фамилию. А теперь, рассмотрим другой способ кодирования. Вы, конечно, видели на упаковке многих товаров ряд вертикальных полос различной толщины,  разделенных пустыми интервалами, под которым написано число. Например, Знаете вы, наверное, и о том, что такое изображение называется штрих­кодом. В свое время производители товаров и торговые фирмы столкнулись с серьезной проблемой:  товаров много (например, средний универмаг оперирует с десятью тысячами наименований), и  к каждому документ, в котором расписано, где сделан товар, на какой фирме, сколько весит,  какие габариты и т.д. поэтому придумали систему кодирования этой информации в виде  последовательности цифр (и штрих­кода). Мировая система штрих­кодирования сложилась в конце 80­х и обеспечивается ассоциацией  EAN (European Article Numbering Association). Создано два стандарта: американский UPC с 12 цифрами и европейский с 13. В России штрих­коды присваивает ассоциация ЮНИСКАН,  которая является полноправным членом EAN. Такие ассоциации есть и во всех других  странах. Перед вами штрих­код, приведенный ранее. Он состоит из  13 цифр (система EAN­13). Первый две цифры (или три) – код страны; следующие пять (или четыре) – код изготовителя  (предприятия); другие пять – код товара, т.е. потребительские свойства  товара (первая цифра скрывает имя товара, вторая –  особенности потребительских свойств, третья – массу,  четвертая – состав, пятая – цвет); последняя цифра – контрольная. Штрих­код страны можно определить по следующей  таблице: Штрих­код Страна Штрих­код СтранаШтрих­код Страна 00­09 США и Канада 37. 380. 383. Франция Болгария Словения 385 Хорватия 400­440 Германия 460­469 Россия и СНГ 471 Тайвань 474 Эстония 475 Латвия 477 Литва 480 Филиппины 482 Украина 484 Молдова 489 Гонконг 45­49 Япония 50 Великобритания 520 Греция 529 Кипр 535 Мальта 539 Ирландия 54 Бельгия и Люксембург 560 Португалия 569 Исландия 57 Дания 590 Польша 599 Венгрия 600­601 ЮАР 611 Марокко 619 Тунис 64 Финляндия 690 Китай 70 Норвегия 729 Израиль 73 Швеция 740­745 Панама, Гватемала, Коста­Рика, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа 750 Мексика 759 Венесуэла 76 Швейцария 770 Колумбия 773 Уругвай 775 Перу 779 Аргентина 780 Чили 786 Эквадор 789 Бразилия 80­83 Италия 84 Испания 850 Куба 858 Словакия 859 Чехия 860 Югославия 869 Турция 87 Нидерланды880 Южная Корея 885 Таиланд 888 Сингапур 890 Индия 899 Индонезия 90­91 Австрия 93 Австралия 94 Новая Зеландия 995 Малайзия 1. 2. 3. 4. 5. 6. По штрих­коду можно узнать поддельны ли товар. Для этого нужно произвести следующие  арифметические действия: Сложить цифры, стоящие на четных позициях: 6 + 0 + 5 + 0 + 0 + 1 = 12 Сумму умножить на 3: 12 ∙ 3 = 36 Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях, не считая контрольной цифры: 4 + 0 + 9 + 2 + 0 + 0 = 15 Сложить то, что получилось в результате второго и третьего действий: 36 + 15 = 51 От результата отбросить первую цифру: получим 1 И отнять от 10 то, что получилось в пятом пункте: 10 – 1 = 9. Этот результат должен совпадать с контрольной цифрой. Если нет – то товар поддельный. В данном примере контрольная цифра совпадает с полученной в итоге цифрой, значит товар  подлинный. Рассмотрим еще один способ кодирования информации. Дана кодовая таблица азбуки Морзе Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)? 3. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ,  АЛГОРИТМ.Закрепление нового материала: По штрих­код определить страну изготовителя и подлинность товара (каждому выдается  несколько индивидуальных карточек с различными штрих­кодами). Каждый учащийся,  используя рассмотренный алгоритм должен определить по последней (контрольной) цифре  подлинный товар или нет. Постановка домашнего задания: § 1.2.3, вопросы к параграфу, конспект, найти штрих­код  и по нему определить страну изготовителя и подлинность товара. Подведение итогов урока: учитель объявляет и комментирует оценки за работу на уроке.