Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс
Оценка 5

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
19.01.2019
Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс
Познакомить с творчеством С.А. Есенина; учить анализировать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к Родине, природе родного края; совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих чувствах, впечатлениях; развивать речь, память, мышление; воспитывать любовь к Родине – России, к русской природе.
Конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Черемуха.docx
Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс  Цели:   познакомить с творчеством С.А. Есенина;  учить анализировать лирическое произведение;  находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает  свои чувства любви к  Родине, природе родного края; совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих  чувствах, впечатлениях; развивать речь, память, мышление; воспитывать любовь к Родине – России, к русской  природе.                     Ход  урока. 1.Организационный момент. Ребята, вы готовы к уроку? Я хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным. По дороге к вам школьной спешила, Любовалась, как жизнь хороша, Солнце ласково в небе светило И моя улыбалась душа. Своё хорошее настроение я хочу передать всем вам и предлагаю начать урок с улыбки.  Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и скажите: «Сегодня на  уроке я желаю тебе…» Да, действительно на уроке нам понадобится терпение, внимание, умение слушать и  слышать. 2.Речевая разминка.                                            Игра «Синонимы»  Учитель называет слово, а дети подбирают к нему синонимы. ­красивый – прекрасный, великолепный, восхитительный, живописный ­весёлый – радостный, жизнерадостный ­ласковый – любезный, нежный, приветливый ­душистый – пахучий, ароматный ­блестящий – яркий, светлый, лучистый ­белый – белоснежный, снежный, молочный ­зелёный – изумрудный ­ жёлтый – соломенный, лимонный, золотой ­птичка – птаха, пичуга, пичужка ­родина – отечество, отчизна ­ключ – родник, источник ­май – травник, травень ­поэт – стихотворец, певец, трубадур ­половодье – разлив. Паводок, полая вода.   Из данных анаграмм составить фамилии известных вам людей. ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН.  (Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.)   У. Что общего между этими фамилиями?   Д. Это всё поэты, они писали стихи о природе.   У. Молодцы! Хорошо поработали. 3.Актуализация знаний     У. С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы  прослушаете стихи, которые мы уже с вами изучали. Вспомните автора этих стихов.   1­ый ученик читает отрывок из стихотворения « Берёза»   2­ой ученик читает отрывок из стихотворения «Поёт зима – аукает». У. Кто автор этих стихов? Д. Есенин Сергей Александрович. У. Правильно. Молодцы! 4. Знакомство с биографией С. Есенина  Портрет С. Есенина Сергей Александрович Есенин (1895–1925) родился в селе Константиново (ныне Есенино)  на берегу Оки. Среди ребятишек был заводилой и драчуном. Бабушка нежно любила внука, рассказывала ему сказки, но сказки с плохими концами.  Серёжа не любил их и переделывал на свой лад. Дед пел внуку песни старые.тягучие,  заунывные, а по субботам и воскресеньям пересказывал ему содержание Библии. Читать  Есенин научился в 5 лет, а к 9 годам начал писать стихи, подражая частушкам. Когда Есенину исполнилось 17 лет, он уехал в Москву и поступил вольнослушателем в  Университет Шанявского, но не закончил, а вернулся в деревню. “Учился много, но ничего  не кончил”, – писал о себе поэт. 1918 г. началась скитальческая жизнь Есенина. И, наконец, в 1923 г. вернулся в Россию. 2  года спустя поэт трагически погиб в Ленинграде. На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его  родном доме открыт музей.  С большой любовью Есенин пишет о природе. Вспомните стихотворения "Поет зима,  аукает", "С добрым утром", "Белая береза". И вот перед нами очередное творение автора.  Загадка: Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.Докажите, что в загадке описывается  черемуха. Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает  черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо  прикрывшуюся фатой. Первичное чтение произведения 5. Прослушивание стихотворения в аудиозаписи в исполнении актёра. Слушая  стихотворение, постарайтесь представить себе картины нарисованные поэтом. 6. Беседа после первичного чтения Беседа по вопросам.  1. Какие картины вы себе представили, слушая стихотворение? 2. Какие чувства при чтении стихотворения возникли у вас в душе? 3. Какие образы рисует в своём стихотворении С.Есенин? 4. Какие краски вы бы использовали для создания образа Черёмухи? 7. Повторное чтение по частям и анализ каждой части 1.Чтение первого четверостишия и беседа по вопросам: 1) Как автор описывает черёмуху? 2) С кем сравнивает Черёмуху С.Есенин? 2.Чтение второго четверостишия и беседа по вопросам: 1) Какая картина предстаёт в вашем воображении? 2) Какое время суток отражено в стихотворении? Почему вы так думаете? 3) Объясните, что означает слово «пряная»? 3. Чтение третьего четверостишия и беседа по вопросам: 1) Какой ещё образ рисует поэт в стихотворении? (образ ручья) 2) Как вы понимаете слово «проталинка»? 3) Как вы себе представляете себе это место? 4. Чтение четвёртого четверостишия и беседа по вопросам: 1) Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»? 2) Почему автор называет зелень «золотистой» 5. Чтение пятого четверостишия и беседа по вопросам: 1) Как вы понимаете выражение «волной гремучею»? 2) Найдите в словаре и объясните слово «вкрадчиво» Анализ произведения 8.Беседа о прочитанном. ­ На какие картины можно разделить это стихотворение? (Черёмуха, ручей, снова черёмуха, опять ручей). ­ В стихотворении два героя – ручей и черёмуха. Черёмуха растёт на берегу ручья, и ветки  её касаются воды. ­ Мы знаем, что в стихах Есенина природа описывается, как живое существо. ­ Прочитайте первые две строфы и скажите, какой характер у черёмухи в этом  стихотворении? (Она спокойная, величественная, очень красивая). ­ Да, она гордится своей красотой. Это подчёркивается ритмом. Какой здесь ритм?  (плавный, размеренный). ­ Как вы думаете, черёмухе хочется, чтобы её заметили, обратили внимание на её красоту,  любовались ею? Докажите текстом. (Черёмуха «завила» свои ветки «что кудри», она хочет  стать ещё краше, она источает аромат – «черемуха душистая»; «зелень пряная»,  «роса  медвяная» ­  привлекает к себе внимание). ­Прочитайте эти строфы так, чтобы передать характер черёмухи, показать, что она  переполнена красотой и ей хочется порадовать кого­нибудь. (Выразительное чтение). ­ Прочитайте третью строфу. Что происходит с ритмом? Меняется ли он? (Да, ритм  меняется.Он становится сбивчивым). ­ Как это смог показать Есенин? (Почти после каждого слова стоит запятая, обозначающая  паузы в середине строки). ­ Почему изменился ритм? Чей характер передаётся с помощью ритма в третьей строфе?  (Характер ручья – маленького, непоседливого, находящегося в постоянном движении). ­ Что помогает увидеть такой ритм? ­ Какими ещё средствами пользуется автор, чтобы помочь нам представить яркую картину  дня? ­ Найдите в тексте эпитеты. (медвяная, душистая, золотистая) ­ Какие ещё средства? (Метафора) ­ Что такое метафора? (Слова, употребленные в переносном значении.) ­ Найдите метафоры. («И ветви золотистые, Что кудри завила») Работа над выразительностью: ­Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она  прекрасна и величава) ­Какие слова выбирает поэт, чтобы вы услышали, как поёт ручей? Какой звук преобладает  в этих словах?  (А Рядом у пРоталинки, в тРаве между коРней, Бежит, стРуится маленький сеРебРяный Ручей…) (Р) ­Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который  пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки­черёмухи) ­Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне) 9. Работа с эпитетами Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха –  душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень – пряная. Одно единственное  прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка  пейзажа. Такие слова называются эпитетами.. Учитель:   Предполагаемый ответ: Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать  внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение. Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и  выразительной. Учитель:     Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?   Что такое эпитет? Добиваюсь ответа учеников: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя. Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и  черемуха расцвела). Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права. 10. Закрепление пройденного • Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха". (белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная). • Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая) Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую  картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую. • Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета (роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая) Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы. • На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете? (с молодой девушкой.Она "ветки золотистые, что кудри завила") • А на кого тогда похож ручей? Почему? (на юного парня.Он "вкрадчиво ей песенку поет") • Что значит "вкрадчиво" (тихо, доверчиво) • Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей?  (Олицетворение) • Найдите подтверждения в тексте. А) Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением  черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые  указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна". Б) Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава,  небо. 11. Выразительное чтение стихотворения 12. Рефлексия • Что нового вы узнали сегодня на уроке? • Какое настроение подарила вам поэзия Есенина? • Что еще вы хотите узнать о поэте? 13. Выставление оценок и домашнее задание Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты.  Придуманные примеры запишите в тетрадь.

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс

Открытый урок литературного чтения С.А.Есенин «Черёмуха» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2019