Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"
Оценка 4.7

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—11 кл +1
01.04.2017
Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"
На данном уроке были использованы интерактивные методы работы, а так же методика проблемного обучения. Класс был поделен на две группы " Филологи" и "Историки". Перед ними стоял проблемный вопрос: " За кем победа?". Для решения этого вопроса были прочитаны многие исторические факты, найдены литературные произведения, посвященные Великой Отечественной войне 1812 года.Открытый урок по русской литературе на тему: М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"
Лермонтов Бородино.rtf открытый урок по новой технологии.doc
Дата:26.01.16 г. Класс 5 в Тема  занятия:  Общие  цели: М.Ю.   Лермонтов   «Бородино».   Моральная   основа победы. Учащиеся будут знать: ­ поэтический текст произведения; ­ значение слов вышедших из обихода; ­ элементы композиции стихотворения. Учащиеся должны уметь: ­ анализировать поэтические тексты, а так же делать  сопоставительный анализ; ­ ­ логически выстраивать ход мыслей, развивать  критическое мышление; ­ использовать нужные факты о бородинском сражении из истории и литературы для раскрытия данной темы. ­ Результаты обучения: Ученики знают: ­ Наизусть стихотворение «Бородино» Ученики умеют: ­ Читать   и   понимать     поэтические   и   исторические тексты; ­ Анализировать   текст,   делать   выводы   по прочитанному; ­ Сопоставлять, сравнивать, классифицировать ­ Работать в группах Ключевые  идеи:   “Если   я   возьму   Киев,   я   возьму   Россию   за   ноги;   если овладею   Петербургом,  я   возьму   ее   за   голову,   но   заняв Москву, я поражу ее в самое сердце ” (Наполеон) "Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда же это решилось?.." (Кутузов) Тип урока: комбинированный; Вид урока: урок – исследование; Форма  работы: ГР, ПР, ИР Этапы занятия Психологический настрой Время 3 мин 1. Создание позитивного настроя И   с   хорошим   настроением   мы   начинаем   наш урок. Сегодня у нас групповая работа, которая потребует   от   Вас   сплоченности   и   умение логически выстраивать ход мыслей. Так же на сегодняшнем   уроке   мы   используем   элементы технологии   драмогерменевтики,   что   позволит Вам показать свои актерские способности, а так же более глубже прочувствовать данную тему. Пожелайте друг другу удачи! 2. Давайте   познакомимся   с   критериями оценивания работы на уроке (флипчарт). Актуализация знаний Время Игра «Угадай» 5  мин Критерии   оценивания:   за   правильный   ответ     «5» баллов  «Узнай писателя по портрету» (Флипчарт) «Побываем в галерее царей!»  (Флипчарт) «Узнай  историческое лицо и литературного героя по его характеристики» (Флипчарт) Подведение   итогов   по   игре:  Что   нового   Вы узнали, играя в данную игру? (Узнали   писателей   о   которых   сегодня   пойдет речь на уроке. Узнали кто правил в России во времена   Великой   Отечественной   войны   1812 года. Узнали кто был оппонентом России.) Время Учитель:  30 мин Этапы занятия Изучение нового  материала ­   Перед   тем   как   мы   начнем   анализировать стихотворение   М.Ю.   Лермонтова   Бородино давайте   вспомним   некоторые   исторические события,   которые   произошли   до   Бородинского сражения,   но   повлияли   на   его   ход   событий. (Использование технологии драмогерменевтики)   Инсценировка   учащимися   совета   в   Филах. (Подготовка сценок было домашним заданием) Кутузов:  "Неужели это я допустил до Москвы  Наполеона, и когда же я это сделал? Когда же это  решилось?.." Свеча, свиток. Автор: Бенигсен открыл совет вопросом:  Бенигсен: "Оставить ли без боя священную и  древнюю столицу России или защищать ее?"  Автор: Последовало долгое молчание. Кутузов ­ Священную древнюю столицу России! –  ­ Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что  вопрос этот не имеет смысла для русского  человека.  Такой вопрос нельзя ставить, и такой  вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я  просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: "Спасенье России в армии.  Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы,  приняв сраженье, или отдать Москву без  сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение". (Он откачнулся назад на спинку кресла.) Автор: Бенигсен вдруг покраснел и сердито  прошелся по избе. Начались прения. 1 Генерал: Думаю, Москву  отдавать нельзя. Надо биться за Москву. 2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас  французы, и здесь выстоим. 1 Генерал: Но и мы не осилили французов. 2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу.  Русские первыми в мире не уступили Наполеону.  Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой. Автор:  Бенигсен не считал еще игру проигранною. Кутузов: ­ Я, господа,  не могу одобрить плана  графа. Передвижения войск в близком расстоянии  от неприятеля всегда бывают опасны, и военная  история подтверждает это соображение. Так,  например...  Да вот хоть бы Фридландское  сражение, которое, как я думаю, граф хорошо  помнит, было... не вполне удачно только оттого,  что войска наши перестроивались в слишком  близком расстоянии от неприятеля... Автор:  ­ Последовало, показавшееся всем очень  продолжительным, минутное молчание. Кутузов: ­ Господа, я слышал ваши мнения.  Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он  остановился) властью, врученной мне моим  государем и отечеством, я ­ приказываю  отступление. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел,  облокотившись на стол, и думал все о том же  страшном вопросе: "Когда же, когда же наконец  решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто  виноват в этом?" Автор:  Он смог не поддаться отчаянию, сохранить уверенность в победе и внушить эту уверенность всем — от генералов до солдат. Накануне битвы, осматривая расположение войск,  Кутузов сказал историческую фразу: Кутузов:  "Теперь ни шагу назад!".   Инсценировка учащимися диалога Наполеона с Адьютантом. Наполеон: Наконец­то я в Москве, в самом сердце России. Мои войска уже в городе. Да, город  красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же, где же бояре с ключами от  города? (Входит адъютант)  Адъютант: Прошу прощения, мон сир. У меня  плохая новость: город пуст. Почти все жители  ушли из города.  Наполеон: Я никогда не понимал русских! Они  ведут войну не по правилам: они должны были  цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть! Задания по группам:  Историки должны рассказать о бородинском  сражении со страниц истории»  Сто в минуту О Бородинском сражении и его значении говорят  так много, что кажется – оно было затяжным. Но  битва под Бородино попала в список самых ярких,  важных, кровавых однодневных сражений. 7 сентября у села Бородино, в 125 км западнее  Москвы, в 5.30 утра французы начали артобстрел, а потом пошли в атаку. Бой продолжался около 12­ ти часов. За это время на тот свет отправилось по  разным данным от 80 до 100 тысяч французов и  русских. Если подсчитать, то в минуту, выходит,  умирало по сто бойцов. Филологи должны рассказать о бородинском  сражении со страниц литературы. Рассказывают выразительно стихотворение «  Бородино». Инсценировка диалога старого и  молодого солдата. Словарная работа (флипчарт +слайды) кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие булатной стали, сабля; лафет – боевой станок, на котором укрепляется  ствол артиллерийского орудия; улан, драгун – солдаты конных полков; редут – квадратное земляное укрепление на поле  боя; картечь – небольшой артиллерийский снаряд для  стрельбы на близком расстоянии; бивак – стоянка войск под открытым небом; Анализ стихотворения путем наводящих  вопросов. ­ Что же интересует молодого солдата, что его  волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что  Москва, хотя и сожженная, все же была отдана  врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг,  и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется  снова и снова слышать рассказы своих старших  товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах  русских солдат.) ­ От чьего имени ведется рассказ? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения)  ­ Старый солдат не отделяет себя от своих  товарищей, таких же простых солдат. Он не  называет их даже по именам, потому что их было  много, сотни, тысячи. ­ С кем сравнивает солдат ­ рассказчик участников  сражения? (C богатырями) •   В каких словах полковника звучит тревога за  судьбу России, понимание ответственности перед  ней?  ∙  (“Ребята, не Москва ль за нами ...”) ­ Какие строки наиболее ярко показывают  жестокость боя? 1. Французы двинулись, как тучи ... Земля тряслась, как наши груди ... Носились знамена, как тени…) ­ С какой целью использует глаголы автор?  (Обилие глаголов помогает показать  стремительность боя, жестокость кровавой сечи,  храбрость солдат). ­ Итак, перед нашими глазами прошла картина  грандиозного сражения, равного которому раньше  не знала история. Недаром старый солдат,  обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:  “Вам не видать таких сражений!” Несмотря на страшный, кровопролитный бой,  русские солдаты “были все готовы  завтра бой затеять новый  И до конца стоять ...”  Но французы отступают. ­ О чем печалится солдат ­ рассказчик? (В его  словах звучит скорбное чувство невозвратимой  утраты близких ему людей, товарищей, погибших в  бою). ­ А чем гордится солдат? (Мужеством своих  однополчан, готовностью не раздумывая отдать  свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и  героизмом). Решение проблемного вопроса «За кем победа?» (Технология проблемного обучения) Выступает группа историков Это, пожалуй, главный вопрос до сих пор. Мы  привыкли думать, что Бородинское сражение,  конечно же, выиграли русские. Французы считают,  что победа осталась за ними. По силе духа, мощи,  стойкости победа, конечно же на стороне русских.  Наполеон был чрезвычайно разочарован, когда  слушал отчеты своих генералов: пленных единицы,  орудий захвачены раз, два – и обчелся. Позиции,  которые они с трудом так завоевывали,  продвигаясь вперед к Москве, не приносили ему  пленных. Русские не бросали на поле раненых,  забирая их собой, если приходилось отступать.  Моральный дух русской армии раздавил  Наполеона. Он не мог понять, к тому же с явным  проигрышем по численности удается так  держаться. Но, ведь на следующий день Кутузов  приказал отступать, чтобы пополнить ряды новыми Этап Рефлексия Время 5 мин бойцами, поднакопить силы. Каждый из полководцев записал победу на свой  счет. Учитель: Мы сегодня приоткрыли занавес в  далекий 1812 год. Мы побывали на совете в Филах. Были очевидцами диалога старого солдата и  молодого. Подводя итоги, хотелось бы спросить, у  Вас, у современных школьников. «Что же такое  Бородинское сражение ?»  (На Ватманах учащиеся  пишут свое изречение «Бородинское сражение­ это…..»).   Домашнее задание  2 мин Составить цитатный план стихотворения и записать его в виде таблицы: № строфы План Цитаты  ­развивающее обучение;         ­проблемное обучение;         ­разноуровневое обучение;         ­коллективную систему обучения;         ­технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);         ­исследовательские методы в обучении;         ­проектные методы обучения; ­технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других  видов обучающих игр;         ­обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;         ­информационно­коммуникационные технологии;         ­здоровьесберегающие технологии и др.

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"

Открытый урок на тему: "М.Ю. Лермонтов " Бородино". Моральная основа победы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017