Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»
Оценка 4.7

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
03.10.2017
Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»
От экологии природы к экологии души.docx
Технологическая карта                                          открытого урока по литературе в 11 классе   От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова  «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей» Дата: 11.04.2017 год Цели:  Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения; формирование умения  выделять главное, обобщать и делать выводы. Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно­ следственных связей, формирование умений применять полученные знания на практике,  ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат. Метапредметная: формирование представлений о духовности, уважительном отношении к  людям, к природе. Место урока: урок литературы, 11 класс, «Экологические и нравственные проблемы в  современной прозе»;  Тип урока: формирование УУД Личностные действия: знание моральных норм; умение соотносить поступки и события;  умение выделить нравственный аспект поведения; формирования Я ­ концепции. Регулятивные действия: умение целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, и способность к организации своей деятельность; умение адекватно понимать оценку  взрослого и сверстника и взаимодействовать с ними.  Познавательные действия: 1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение как осмысление  цели чтения; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы. 2.Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для  сравнения; построение логической цепи рассуждения. 3.Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске, сборе и анализе информации;  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями речевого взаимодействия. Учебно­методический комплекс: Учебник «Русская литература XX века». 11 класс.Под  редакцией В.П.Журавлёва Актуальность использования средств ИКТ: использование средств ИКТ для активации  познавательной деятельности Форма организации учебной деятельности: ­ индивидуальная; ­ работа в группах Методы и технологии, используемые на уроке: ­ элементы технологии проблемного диалога; ­ информационно­коммуникативная технология; Приёмы деятельности учителя: ­ эвристическая беседа; ­ вызов к размышлениям; ­ использование презентации в качестве иллюстративного материала Основные виды деятельности и действий учащихся: ­ диалог ­ анализ текста; ­ самостоятельная работа с  заданиями,вопросами Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния  окружающей среды. Развивающая:     развить умения выражать свою позицию, приводить аргументы, опираясь на  примеры из романа Ч. Айтматова «Плаха» и повести Б. Васильева «Не стреляйте  белых лебедей»; умения работать с литературными источниками в процессе  групповой деятельности; развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной  деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою  деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; развить у участников группы навыки сотрудничества, оценочные умения и навыки; развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к  мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения. Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве  ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции. Оборудование:     ноутбук проектор, тексты художественных произведений:  Ч. Айтматов “Плаха”, Б. Васильев «Не  стреляйте белых лебедей» презентация Вид занятия: комбинированный урок Форма занятия: пресс­конференция. Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Мотивационное начало. 3. Актуализация знаний. 4. Работа в группах. 5. Выступление групп. 6. Обсуждение. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание.                                                                              Ход урока: I. Вступительное слово учителя: ­ На сегодняшнем уроке я приглашаю вас, ребята, к  серьёзному разговору   о жизни, о предназначении человека, о душе, о нашей взаимосвязи с  миром природы.  II. Эмоциональный настрой Притча Человек увидел, как зубастый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил  волка и спас беднягу. Потом он увидел, как этот прожорливый ягненок уничтожает  прекрасную изумрудную траву. Он убил ненасытное животное и спас луговую красоту.  Потом он узнал, что эти сорняки высасывают все соки из почвы и истощают ее. Он вырвал  их с корнями и героически спас плодородную землю. Потом он увидел, что черная грязная  земля уродует живописный пейзаж, и все заасфальтировал. Затем осмотрелся по сторонам и подумал: что бы еще сделать полезного и доброго? ­ В чём мораль этой притчи?   Природа – разумна и совершенна. Лучшее, чем может человек помочь ей – это не  трогать ее. Вмешиваясь в естественный ход природы, человек уничтожает всё вокруг,  теряет тонкую связь с природой, тем самым губит и себя. (слайд 1) Писатели художественной литературы не раз обращались к этой проблеме.  Древние славяне бережно относились к сотворённой Богом природе, они холили и лелеяли  матушку землю, отождествляли её с Богородицей. «О, светло светлая и украсно  украшенная земля русская!» ­ читаем мы строки летописца Нестора в «Повести временных лет».    Прошли столетия. Человек поставил себе другую великую задачу – покорить, думая, что природа и её ресурсы практически безграничны. А герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров говоря, что «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник», перед смертью возвращается к природе, понимая, что перед лицом природы человек кажется жалкой песчинкой. Итак, если в русской литературе предшествующих столетий была видна и подчёркивалась  та или иная степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность  друг с другом, то в литературе XX века уже стало видно, насколько труднее стало  сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения. Сергей  Залыгин в статье «Литература и природа» объясняет это тем, что «человек, чья жизнь мгновенна, поработил ту вечность, которая есть Природа. Не будучи царём самого себя и  без царя в голове, он захотел (и стал) царём природы».    Но природа не терпит такого бездушного отношения. Она предупреждает человека, а затем   начинает   мстить   наводнениями,   землетрясениями   и   другими   катастрофами. Заканчивается   цивилизация,   которая  исходила   из   принципа   «человек   –   царь  природы», приходит другая, она понимает, к чему привёл этот принцип, но всё ещё не понимает, каким   образом   следует   перестраиваться.   Поэтому   бьёт   в   набат,   чтобы   остановить жестокость по отношению к природе. Поэтому появилась такая наука, как экология. Но нужно начинать не с экологии природы, а с экологии души. Эпиграф: Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и соблазнами низкой  материальности. В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир?  Начни с себя! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу душу. (Критик Иван  Клямкин) (слайд 2) III. Актуализация знаний. Опираясь на высказывание, попробуйте сформулировать основную проблему, которую  попытаемся решить, опираясь на прочитанные произведения                                                                     От «экологии природы» к «экологии души» (слайд 3) Поэтому   мы   сегодня   попробуем   разобраться   в   этих   понятиях   на   примере   двух произведений: Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте  белых лебедей» IV. Работа в группах. Сегодня наш урок будет проходить в форме пресс­конференции.  Одна группа­ журналисты, другая­ эксперты романа Ч.Айтматова «Плаха» Задание: журналистам нужно собрать информацию, для статьи в свою газету (журнал)  «Влияет ли экология души на экологию природы». Журналисты составляют и задают   вопросы экспертам. V. Выступление групп (первый этап) (эксперты отвечают на вопросы журналистов) ­ Какие проблемы подняты в романе «Плаха»?  1. Социальные (наркомания, пороки власти) 2.Нравственные (жизненные ценности, нравственный выбор) 3.Экологические (история волков, облава на сайгаков) ­ В чем заключается конфликт романа?  (Непримиримое противоречие мира природы  с миром людей) ­ Сколько сюжетных линий?  (История Авдия и история волков) ­ Как в этих историях отражается проблема «экологии души»? 1. История Авдия (встреча с волчицей, которая пощадила человека; казнь Авдия­  бездуховность(уничтожение себе подобных) (слайд 4) (Главный герой романа ­ Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я ­ говорит он Авдию, ­ помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен, как тебе мнится...". Гришан не может понять того, что не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу. Этот роман ­ как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так ­ на пределе ­ обострилось и сгустилось в мире.  Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди ­ распяли. "Спаси меня, волчица", ­ произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать ­ волчица", ­ думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." ­ И голова его безвольно упала вниз". Дисгармония, царящая в мире людей, приводит к всеобщей трагедии ­ В чем заключается философский смысл романа? Это поединок добра и  зла. ­ В чём смысл названия романа. В чём его метафоричность?  Да, каждый из героев романа по ходу сюжета всходит на свою плаху, а виной всему –  человек 2. История волков (слайд 5) Теперь разберёмся в том, какую роль в сюжетной   линии романа играет история волков. ­ Случайно ли введены в роман волки?  (Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”,  Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой.  У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано.      2. 1.Истребление сайгаков в Мойюкунской савване(прочитать отрывок)­ уничтожение  первого выводка Акбары и Ташчайнара (слайд 6) Бескрайние степи, зелёные долины, высокогорные тропы – всё поражает неповторимой красотой. С особым восхищением автор описывает те моменты, когда на какое­то время в природе   возникает   «изначальное   равновесие».   Но   нарушается   оно   людьми.   Человек становится более жестоким от поколения к поколению. Сначала охотники приходили в Моюнкумскую степь, вооружённые стрелами. Они не приносили большого ущерба природе. Но пришло время и человеко­боги стали устраивать облавы на машинах и вертолётах. И нельзя назвать их охотниками, это «расстрельщики, косящие всё живое, как будто сено на огороде».   Человек   своими   руками   рушит   многокрасочный   и   многонаселённый   мир природы.  Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление  животных  – угроза земному процветанию.   Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков: “...по степи, по  белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса” Общая беда объединяет сайгаков и волков и имя этой беды – человек). 2.2.поджог  степи­ уничтожение второго выводка   2.3. Базарбай и Бостон­ уничтожение третьего выводка (слайд 7)     Ставя человека в положение «царя» по отношению к животным, автор показывает, что  такая позиция человека чревата трагедией, что природа будет мстить человеку за  истребление «братьев меньших». И природа в лице волков мстит людям. Образ волков –  это рисунок мира, совершенно не похожий на человеческий. Но в него из жизни людей  перенесены такие высокие понятия, как Преданность, Милосердие, Любовь, Мудрость,  утраченные, по мнению автора, человеком.  Волчица Акбара наделена писателем  нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но  и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. В навязанных ей человеком  жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку.   Волки  не просто очеловечены в романе. Они наделены в нём высокой нравственной силой,  благородством, чего лишены люди, противопоставленные им. Именно в Акбаре и  Ташчайнаре олицетворено чувcтво любви по детям, тоска по ним. Причем они не сводятся  к одному лишь инстинкту, а озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая,  самоотверженная верность друг к другу.  Зло, сотворенное человеком, возвращается к нему с удвоенной жестокостью и  силой­ вот главный вывод из повествования о семье волков.   2.4.  мщение  волков ­ Докажите, что начальная и финальная сцены замыкают в круг драму  человеческого бытия (кадры из фильма) Убивая Мать­природу, мы убиваем наше будущее. VI. Выступление групп (второй этап) (эксперты и журналисты меняются местами)        Приступая к анализу следующего произведения Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей», хотелось бы прочитать слова Б. Шоу «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди »(слайд 8)   Повесть «Не стреляйте белых лебедей» ­ это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе­ матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.(слайд 9) В центре повести образ Егора Полушкина.(слайд10) ­Каким человеком вы увидели Егора Полушкина? ­Почему он казался странным для окружающих? «Егор бежал напрямик, ломая валежник. Ветки хлестали по лицу, сердце в горле билось,   и   трясло   его…   Егор   хотел   снова   крикнуть,   да   дыхания   не   хватило,   и выбежал он к костру молча. Стал, хватая ртом воздух, в миг какой­то успел увидеть, что над огнем вода в кастрюльке кипит, а из воды две лебединые лапы выглядывают. И еще троих лебедей увидел – подле. Белых, еще не ощипанных…» (слайд 11)  Равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц­лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе.  Духовная, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.  И очень важный момент в повести­ это слова Егора: «Знаю ­ и милую» (слайд 12) «Природа она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой  человек не царь ей – сын он её – старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». (слайд 13) Эта просьба писателя повернуться лицом к природе, полюбить ее, не быть равнодушными и ленивыми по отношению к той, что дала нам, людям, жизнь, к природе­матери. (мелодия из кинофильма «Не стреляйте белых лебедей», на фоне музыки ученик читает стихотворение) (слайды 14­19) Надежда Климович­Хижняк.  Не стреляйте в лебедей  Не стреляйте в белых лебедей,  На планете нашей каждый знает,  Что любви нет крепче и верней,  Чем у птицы в лебединой стае.  Нет предательства и нет измен,  Только он, она, и всюду вместе,  Им не надо в жизни перемен,  О любви поется в нежной песне!  Лебединой песне много лет,  Сто столетий, может быть и двести,  С дивной песне льется чистый свет,  И несет с собой благие вести.  Кто услышит песни лебедей,  Тому счастье и тому удача,  Так легендою вошла в людей  Птица лебедь, тайной озадача.  Друг без друга птицы не живут —  Нет ее, и он уйдет из жизни.  Потому так жалобно поют  Одинокой песнею на тризне.  Не стреляйте люди в лебедей! Пусть поют и пусть несут удачу.  По душе стреляете моей,  Не хотел, но все­таки заплачу.   (песня «Не стреляйте в белых лебедей») VII. Рефлексия Мы познакомились сегодня на уроке с двумя прекрасными произведениями. И хотелось бы подвести итог. Как достучаться до человеческих сердец? Мстить или прощать, покуда человек сам не додумается остановиться?                               «Плаха»                             «Не стреляйте белых лебедей»                        Мщение волков                        Знаю­ и милую                                          Казнить нельзя помиловать. Где бы вы поставили запятую? К какому выводу вы пришли? «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу   и   не   могу   верить,   чтобы   зло   было   нормальным   состоянием   людей»,­   Ф.М. Достоевский. «Всё   возможно   –   и   удается   все,   но   в   жизни   главное   –   сеять  души  в   людях.»­ А.П.Платонов   Человек должен всё время помнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее. Поэтому от теории «человек – владыка сущего под солнцем» человечество должно перейти к теории «человек – часть природы». VIII.Домашнее задание: Написать сочинение­рассуждение на тему «Земля подарила тебя  миру, и ты подари Земле мир», основываясь на произведениях художественной литературы    В заключение хочется пожелать вам всем прочитать повесть и напомнить: любите мир,  который породил нас, делайте его еще прекрасней. Будьте и сами духовно богаче, чище.  Постарайтесь прожить так, чтобы оставить след на земле, чтобы ваша жизнь не уместилась  в скорбные рамки абсолютного времени, а продолжалась бы в ваших делах и памяти людей.

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Открытый урок по литературе для 11 класса на тему:От «экологии природы» к «экологии души» по произведениям Ч. Айтматова «Плаха» и Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017