Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".
Оценка 4.6

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
19.05.2018
Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".
Данная разработка обеспечивает всестороннее исследование текста. Разноуровневые задания; словесное рисование, методические приёмы: «Три вопроса»; «Проблема на ладони»; методический приём структурирования образов главных героев рассказа помогают учащимся глубоко исследовать и понять текст рассказа. Работа в группах позволяет каждому учащемуся принять участие в обсуждении. К тому же обстановка раскованности помогает ребятам, испытывающим затруднения в общении, проявить себя и почувствовать свою значимость.
урок Тихое утро готовый.docx
Тема: «Самообладание в минуты смертельной опасности» Ю.П. Казаков «Тихое утро»  Класс: 7  Цель урока:  1. проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль  описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;  2. воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение  к человеку, сострадание и сопереживание.  3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.  4. Сохранение здоровья учащихся.  Оборудование урока:  • Видеозапись музыкального произведения М.П. Мусоргского. "Рассвет на Москве­реке», звуки природы.  • Предложения на логопедической дорожке.  • Сюжетные картинки по произведению.  • Презентация к уроку.  Ход урока Описание здоровьесберегающих технологий  1. Организационный момент.  Мы с вами живем в сельской местности. Случалось ли вам рано вставать? Что вы чувствовали?  Какое настроение было у вас?  Давайте вспомним все звуки раннего утра.  2. Музыкальная минутка.  Звучит запись птичьих голосов ранним утром.  • У вас хорошее настроение? Какое слово можно подобрать к этим звукам? Почему?  • Как вы думаете, герои рассказа Ю.Казакова испытывали то же самое?  3. Сообщение темы и цели урока.  ­ Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего  невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими  качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро?  Что такое зло?  В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий  самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои  Казакова хороши.  Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их  психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов: ­ Что такое добро? Что такое  зло?  (поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать  собой)  (зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей)  ­ Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?  (добро и зло существует не извне, в душе человека)  4. Сообщение задач урока.  ­ Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?  (нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и  нравственные «взлеты» и нравственные «падения»)  ­ На примере какого героя рассказа можно проследить за разными поступками и чувствами?  ­ Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя – Яшки. Найти «точки» нравственных  «взлетов» и «падений».  5. Анализ рассказа  1) Раннее утро  ­Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять  это настроение?  (настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным)  ­ Найдите описание деревни. Для чего оно дано?  (утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение)  ­ Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Прослушайте  отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее  утреннее состояние Яшки.  (Звучит музыка)  ­Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали?  (покой, тишина, умиротворение, радость)  2) Выразительное чтение: сцена пробуждения и сборов Володи  Яшка будит Володю. (Рано)  ­ Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?  (он не получил ожидаемого признания)  ­ Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.  (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)  3) Чтение по ролям диалог Яшки и Володи  ­ Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте по ролям их  диалог.  Как удалось передать чувства героев?  (спросить 1­2 ученика) (злость, раздражение).  ­ Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к  колодцу? Что чувствовал?  4) Выборочное чтение  ­ Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?  ­ Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей?  ­ Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?  ­ Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель  Яшка с москвичом Володей?  5) Работа с сюжетными картинками  1) Найдите по описанию природы подходящую картинку и определите роль пейзажа в этом  отрывке. Что произошло с мальчиками по дороге к реке?  ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению  героев).  6) Словарная работа ОМУТ  Толковый словарь Ожегова.  омут ­ глубокая яма на дне реки, озера. только с виду)  Пример: В тихом омуте черти водятся (посл. о том, кто тих, смирен  2. ­ водоворот на реке, образуемый встречным течением  Пример: Затянуло (безл.) в омут кого­нибудь. Омут страстей (перен.).  ­ Найдите описание омута. Какое настроение оно создает?  ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога)  6.ФИЗМИНУТКА «Рыболов и рыбки»  На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих – Рыболов – находится в  центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие – рыбки, обступив круг, хором  говорят: «Рыбачок, Рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове Рыбачок вскакивает,  выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке или  залу. Пойманный игрок, становится Рыбачком и идет в центр круга.  7) Рыбалка ­ составление плана в тетради  1.Рыба ушла  Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими  изменениями.  2.Лещ.  3. Ком земли.  4. Володя тонет.  ­ Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?  ­ Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «  убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него).  ­ Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.  Логопедическая дорожка.  ­ Встали. Читаем на логопедической дорожке:  • Он ог ля  • нул ся: яр ко  • све ти ло солн  • це, и ли стья кус  • тов и вет лы блес  • те ли, ра дуж но го ре  • ла па у ти на меж  • ду цве та ми, и тря со гуз  • ка си де ла на вер  • ху, на брев не, по ка  • чи ва ла хвос том и  • блес тя щим гла зом смот  • ре ла на Яш ку, и все бы ло так же, как и всег  • да, все ды ша ло по ко ем и ти  • ши ной, и сто я ло над зем  • лей ти хо е ут ро, а меж ду  • тем вот толь ко сей час слу чи  • лось страш ное.)  ­Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке.  7. Художественный пересказ от лица Яшки  Самостоятельная работа.  8. Выполнение задачи урока  1. Любовь истинная.  ­ Почему Яшка плачет так горько и безутешно?  Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?  ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал  чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его)  ­ Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства  жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.  ­ Какие мысли и чувства вызывает описание природы в рассказе?  ( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.) 2. Вывод: Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту,  преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к  Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.  3. Тестирование «Сравнительная характеристика мальчиков».  Фрагменты из текста рассказа Ю.Казакова «Тихое утро», в которых изображаются  переживания персонажей, соотнесите их с именами:  Чувства и переживания Яшки Чувства и переживания Володи  Итоги тестирования и выводы по сравнению героев.  ­ И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит  Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно,  многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса  птиц, не умел ловить рыбу ­ все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры,  сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой,  любознательный. Оказавшись, в такой ситуации выстояли, оказались мужественными  стойкими.  9. Составление памятки по правилам поведения на воде.  ­ Что мы должны знать, какие правила должны соблюдать, когда идем к реке или водоему?  ­ Знаете ли вы, как нужно действовать при спасение утопающих?  ­ Какое качество Яшки помогло им с Володей выжить?  Д/з. подготовить устное сообщение, рассказ на темы:  1. Рассказ о трудном случае из своей жизни, рассказав, описав настроение, чувства, которые  пережили.  2. Характеристика главного героя  3. Сравнительная характеристика героев  4. Составление памятки о поведении на воде.  Оценки.  10. Итог урока. Релаксация.  • Что нового вы узнали?  • Что вам больше всего понравилось на уроке?  • Какие задания вызвали затруднения?  • Какие у вас есть предложения?  • Ребята, почему говорят, природа дает нас силы для жизни?  • Что мы с вами должны помнить, бывая у водоемов?  ­ Я желаю вам, чтобы вы никогда не были в такой сложной стрессовой ситуации, как герой  рассказа Ю.Казакова «Тихое утро» Яшка. Желаю, чтобы вы были здоровы и счастливы.  (Звучит музыка)  Для того чтобы снять напряжение от эмоциональных сцен рассказа, предлагаю вам  расслабиться, закрыть глазки и представить себе: раннее утро, солнечные лучи проникают в к  вам в комнату и согревают лаской и любовью. Рассвет – это символ новой пробуждающей  жизни, новых впечатлений и чувств. Спасибо за урок! Тема: И некому было крикнуть о помощи… Ю.П. Казаков «Тихое утро» Цель: проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание. Ход урока. 1.Юрий Павлович Казаков –писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить ,насколько герои Казакова хороши. Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов: - Что такое добро? Что такое зло? (поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой) (зло –поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей) - Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека? (добро и зло существует не извне, в душе человека) -Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына(на доске) «…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…» - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения») -Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, найдя, исследуя «точки» нравственных « взлетов» и «падений». 2.Анализ рассказа по плану 1.Веселое утро (ответ) -Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? (настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным) - Найдите описание деревни. Для чего оно дано? (утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение) - Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Прослушайте отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее утреннее состояние Яшки. (Звучит музыка) -Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали? (покой, тишина, умиротворение, радость) 2.Яшка будит Володю. (Рано) (ответ) - Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? (он не получил ожидаемого признания) - Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (выраз. чтение) (Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.) - Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте по ролям диалог Яшки и Володи. (чтение по ролям). Как удалось передать чувства героев? Какие? (спросить 1-2 ученика) (злость, раздражение). - Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал? (выборочное чтение) - Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? - Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей? 3. У колодца. ( ответ) Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе? 4. По дороге на рыбалку ( ответ) - Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? 5. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев). 6. Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога) 7.Рыба ушла Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями. 8.Лещ. 9. Ком земли. 10. Володя тонет. - Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? - Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него). - Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. -Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке. -Художественный пересказ от лица Яшки - Самостоятельная работа. 11. Любовь истинная. Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 12. Описание природы в чаще рассказа какие мысли и чувства вызывает. ( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.) Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 13. Сравнительная характеристика мальчиков. ( как они просыпаются, готовятся к рыбалке) И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу- все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись а такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими. Загляни в будущее героев? Они вырастут добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми. Катя нарисовала иллюстрацию к рассказу. Какой момент изобразила Катя? Что получилось удачно? - Ваши впечатления от рассказа. Д/з. подготовить устное сочинение сообщение, рассказ на темы: чувства, которые пережили. 1. Рассказ о трудном случае из своей жизни, рассказав, описав настроение, 2. Характеристика главного героя 3. Сравнительная характеристика героев 4. Развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение Оценки. его героическим. Цели урока: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных  характеристик героев, учить анализировать сложные жизненные ситуации. 1.Вступительное слово учителя 2.Повторение теории предыдущего урока Структура урока Казаков – мастер рассказа. Очень многие критики отмечали, что, несмотря на то что рассказ –  это малый жанр, такие произведения можно называть большой литературой. Среди сборников  Ю.П. Казакова:«Артур – гончий пес», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре» Казаков стал писателем достаточно поздно. Он играл на виолончели, мечтал работать в  оркестре. 3.Проверка домашнего задания План рассказа «Тихое утро» Сегодня мы продолжаем знакомство рассказа «Тихое утро» Кто главные герои рассказа? В рассказе два главных героя – Володя и Яшка. В основу этого рассказа положен реальный случай. Прежде чем обратиться к анализу рассказа,  составим небольшой план: Ранним утром Яшка будит Володю По дороге на рыбалку Ловля рыбы Володя тонет Спасение Володи Яшка и Володя по дороге домой 4.Работа с текстом Проведем подробный анализ рассказа по плану. Ранним утром Итак, начало рассказа – утро, когда просыпается Яшка: Найдем строки, описывающие как Яшка проснулся. Еще только­только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову, и  пастух не выгонял  стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую  печь. Сладок был предрассветный сон, и голова валилась на подушку, глаза слипались, но Яшка  переборол себя. Вскоре в рассказе появляется первая пейзажная зарисовка. Природа становится действующим  лицом . Найдем строки Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще  видны, дальние – едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не  было видно, и казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы,  ни леса на горизонте... Тихое утро Яшка будит Володю Яшка проснулся рано и стал действовать достаточно активно, быстро и собранно. Он встал,  умылся, поел, взял удочки, накопал полную банку червей и пошел будить своего нового друга  Володю: На сеновале спал его новый приятель – Володя. Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул. Потом сплюнул и прислушался. ­ Володька! ­ позвал он.­ Вставай! Деревенский дом Обратите внимание на очень интересную деталь – С помощью этой детали начинает уже вырисовываться образ деревенского мальчишки. Заметьте, что автор постоянно называет мальчиков Яшка и Володя. Яшка – простой деревенский мальчишка. Володя – городской мальчик. И несмотря на фразу Яшки ( – …Володька! автор тут же исправляется: Володя зашевелился на сене, долго возился и шуршал там, наконец, неловко слез, наступая на  незавязанные шнурки. И Яшке, и Володе, конечно, не хочется вставать. Но Яшка в себе преодолел тягу ко сну, потому  что обещал сводить мальчика на рыбалку и познакомить его с деревенской рыбной ловлей. Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил... а если по правде говорить, то и встал­то он сегодня из­за этого заморыша, хотел  места рыбные ему показать ­ и вот вместо благодарности и восхищения – «рано!». Для Яшки прелесть утра уже была отравлена. И свое настроение, некоторое пренебрежение он  начал высказывать Володе: ­ Ты что, в ботинках пойдешь? ­ презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец  своей босой ноги. ­ А калоши наденешь? Володя промолчал, покраснел и принялся за другой ботинок. Мы видим, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, многое знает, а Володе многому  предстоит еще научиться и узнать. Он действительно не умеет ходить босиком и себя чувствует  в этой ситуации не очень ловко. Вот каковы мысли Яшки о Володе: А этот... пришел вчера, вежливый... «Пожалуйста, пожалуйста...» Дать ему по шее, что ли? Надо  было связываться с этим москвичом, который, наверно, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках!..­ А ты галстук надень,­ съязвил Яшка и хрипло засмеялся.­ У нас рыба обижается,  когда к ней без галстука суешься. Володя готов был отказаться от рыбалки и тут же  разреветься, но он так ждал этого утра! По дороге на рыбалку И вновь как действующее лицо вступает в рассказ природа. Они шли по деревне, и туман  отступал перед ними, открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды  молочно­белых построек фермы... Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и  потом снова плотно смыкался сзади. Обратите внимание, какие чувства по дороге на рыбалку испытывает Володя: Володя жестоко страдал. Он не сердился на себя за  грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости: «Подумаешь, велика важность – босиком идти! Воображалы какие!».  Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал и на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на  заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны, и серую рубаху. Он завидовал  Яшкиному загару и его походке. Яшка ощущает себя хозяином положения. Автор характеризует  состояние и чувства Яшки с помощью таких слов: Яшка съязвил; хмуро сказал Яшка;  самодовольно осведомился Яшка; ядовито прищурился Яшка; задрожал от ярости. В то время как совершенно противоположна характеристика Володи: примиряюще улыбнулся; у Володи  заблестели глаза; Володя восторженно выдохнул; Володе стало необыкновенно весело, и он  только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому, как славно и легко дышится, как  хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от  восторга. Ощущение восторга и счастья охватывает Володю. Мы видим, как Яшка со знанием дела  рассказывает Володе о работе тракториста, о ловле рыбы, о голосах птиц, как он умеет их  различать: ­ Что это свистит? ­ Володя остановился, подняв голо ­ Это? Это ути летят... Чирочки. ­ Ага... знаю. А это что? ­ Дрозды звенят... На рябину прилетели к тете Насте в огород. Мальчики подходят к рыбному месту : Солнце наконец взошло; только заржала в лугах лошадь, и как­то необыкновенно быстро  посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно  открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла. Вот в  рассказе появляется первая тревожная мысль: воды было сыро, угрюмо и холодно. ­ Тут, знаешь, глубина какая? ­ Яшка округлил глаза. ­ Тут и дна нету... Река Ловля рыбы Проследите, как себя ведут мальчики на рыбалке (рис. 5): Закинув насадку, Яшка, не выпуская из рук удилища, нетерпеливо уставился на поплавок. Почти сейчас же закинул свою насадку и  Володя, но зацепил при этом удилищем за ветлу. Яшка страшно взглянул на Володю, выругался  шепотом. Мальчики на рыбалке (Источник) Володя не умеет рыбачить и пытается у Яшки этому научиться: Рука у Яшки скоро устала, и он  осторожно воткнул удилище в мягкий берег. Володя посмотрел на Яшку и тоже воткнул свое  удилище. "Тоже мне рыбак! ­ подумал Яшка.­ Сидит раскорякой... Один ловишь или с настоящим рыбаком, только успевай таскать...". Он хотел чем­нибудь уколоть Володю. И вот, наконец, первая удача – пойман большой лещ:  Володя обернулся и увидел, что его удочка, отвалив ком земли, медленно сползает в воду и что­то сильно дергает леску. Он вскочил, споткнулся и, на коленях подтянувшись к удочке, успел схватить ее. Удилище сильно согнулось. Володя повернул к Яшке  круглое бледное лицо. ­ Держи! ­ крикнул Яшка. Но в этот момент земля под ногами у Володи зашевелилась, подалась, он потерял равновесие, выпустил удочку, нелепо, будто ловя мяч, всплеснул руками, звонко крикнул: «Ааа...» ­ и упал в воду. ­ Дурак! ­ закричал Яшка, злобно и страдальчески искривив лицо. ­ Недотепа чертова!.. Рыбу распугал. Вот здесь Яшка еще пока думает о рыбе, о том, что испорчена рыбалка, не понимая, что случилось страшное. Володя тонет Но, взглянув на воду, он замер, и у него появилось то томительное чувство, которое  испытываешь во сне, когда вялое тело не поддается сознанию: Володя в трех метрах от берега  бил, шлепал по воде руками, запрокидывал к небу белое лицо с выпученными глазами,  захлебывался и, окунаясь в воду, все силился что­то крикнуть, но в горле у него клокотало, и  получалось: «Уаа... Уа...». «Тонет!» ­ с ужасом подумал Яшка. Подгоняемый страшными звуками, которые издавал Володя, Яшка выскочил на луг и кинулся к  деревне, но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что  убежать никак нельзя. Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи... Яшка судорожно шарил в  карманах и в сумке в поисках хоть какой­нибудь бечевки и, не найдя ничего, бледный, стал  подкрадываться к бочагу. Подойдя к обрыву, он заглянул вниз, ожидая увидеть страшное и в то  же время надеясь, что все как­то обошлось, и опять увидел Володю. Володя теперь уже не  бился, он почти весь скрылся под водой, только макушка с торчащими волосами была еще видна.  Она скрывалась и опять показывалась, скрывалась и показывалась... Яшка, не отрывая взгляда  от этой макушки, начал расстегивать штаны, потом вскрикнул и скатился вниз. Высвободившись из штанов, он, как был, в рубашке, с сумкой через плечо, прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к  Володе, схватил его за руку Чувствуя у себя на шее мертвую хватку, он попытался выставить из воды свое лицо, но Володя,  дрожа, все карабкался на него, наваливался всей тяжестью, старался влезть на плечи. Яшка  захлебнулся, закашлялся, задыхаясь, глотая воду, и тогда ужас охватил его, в глазах с  ослепительной силой вспыхнули красные и желтые круги. Он понял, что Володя утопит его, что  пришла его смерть, дернулся из последних сил, забарахтался, закричал так же нечеловечески  страшно, как кричал Володя минуту назад, ударил его ногой в живот, вынырнул, увидел сквозь  бегущую с волос воду яркий сплющенный шар солнца, чувствуя еще на себе тяжесть Володи,  оторвал, сбросил его с себя, замолотил по воде руками и ногами и, поднимая буруны пены, в  ужасе бросился к берегу. Первая мысль, которая приходит к Яшке, – бежать в деревню, просить  помощи. Он даже не думает о том, что он может помочь. Но в какой­то момент Яшка понимает,  что, пока он будет бежать, Володя уже утонет, и сам его решает спасти. Посмотрите, как  человек выбирает между своей смертью и смертью другого человека. Страшно стало мальчику, и он ударил в живот ногой Володю, выплывая сам. И в этот момент его охватывает не только ужас  собственной смерти, но и понимание того, что рядом­то тонет человек. Вновь автор мастерски  вводит пейзаж, который становится действующим лицом. Ярко светило солнце, и листья кустов и  ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все  было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а  между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось Небывалое ­ только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его Обратите внимание на название рассказа – «Тихое утро». Как будто название рассказа вступает  в противоречие с тем, что происходит с героями. Не такое уж и тихое это утро. Название у  рассказа обманчивое. Спасение Володи Яшка нырнул. Володя держался на боку, одна нога его запуталась в траве, а сам он медленно  поворачивался, покачиваясь, подставляя солнечному свету круглое бледное лицо и шевеля левой рукой, словно пробуя на ощупь воду. Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за руку, зажмурился,  торопливо дернул тело Володи вверх. Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело.  Почувствовав дно под ногами, Яшка вылез сам и вытащил Володю. Он вздрагивал, касаясь  холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким  усталым, таким несчастным... Мы видим, что в этот момент Яшка вновь испытывает страх: Убежать  бы куда­нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица! Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул,насколько хватало сил,  вверх и, побагровев от натуги, начал трясти. Голова Володи билась по земле, волосы свалялись  от грязи. И в тот самый момент, когда Яшка, окончательно обессилев и упав духом, хотел бросить все и бежать куда глаза глядят,­ в этот самый момент изо рта Володи хлынула вода, он застонал  и судорога прошла по его телу. Проследите, как мальчики переживают случившееся, как  проявляются лучшие черты характеров героев в этой ситуации: Никого сейчас не любил он  больше Володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и страдающего  лица. Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю и бессмысленно спрашивал: ­Ну как? А? Ну как?.. Яшка вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слезы,и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез. Плакал он от радости, от  пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось. Как считают исследователи творчества Казакова, писатель не утаивает ничего невыгодного о  своих героях от читателя. Читатель сам должен решить, хороши они или плохи. И вот мы видим,  что в этой ситуации Яшке и страшно, и он борется со своей слабостью, и вместе с тем он как  ребенок, пережив такой трагический случай, плачет, ревет, сотрясается всем телом. Яшка и Володя по дороге домой Рассказ заканчивается пейзажной зарисовкой. Светило солнце, пылали кусты, обрызганные  росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной Рис. 6. Солнце над озером (Источник) Запах жизни, свет, который дарит жизнь, помогли Яшке преодолеть моменты малодушия,  преодолеть свой собственный страх. Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях.  Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами ветра летели запахи сена и сладкого клевера. И запахи эти, смешиваясь с более дальними, но  острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся  земли, радующейся новому светлому дню Рис. 7. Мальчики идут домой (Источник) Тихое утро, казалось бы, не предвещало ничего страшного, но мы видим, сколько напряжения  оно потребовало от Яшки, сколько душевных и физических сил потребовалось для спасения  друга. Непросто, оказавшись в такой ситуации, проявить мужество, стойкость и остаться  человеком. Очень важно в жизни выдержать такое испытание. Вспоминается народная мудрость: друзья познаются в беде. 5.Итог урока 6.Домашнее задание

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".

Открытый урок по литературе по теме "Ю. Казаков "Тихое утро". Всесторонний анализ текста".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018