Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"
Оценка 4.8

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
05.05.2019
Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"
Открытый урок по литературе Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»). Уметь воспринимать текст литературного произведения. Развивать умения слушать, слышать, сопереживать, понимать позицию другого, оценивать поведение героев, выдвигать свою точку зрения, подтверждать ее, сравнивать, доказывать, строить логические цепочки рассуждений, обобщать, знаково-символически отображать текст.
Ванька - Иван.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан Методическая разработка урока русского языка в  6 классе Тема:  « Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька») » Разработала: учитель русского языка   и   литературы   МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №9 г.Елабуга»                  Щербакова Н.В. Класс: 6 Предмет: литература Тема урока: Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька») Открытый урок . Цели урока: Предметные: уметь воспринимать текст литературного произведения. Метапредметные: развивать умения слушать, слышать, сопереживать, понимать позицию другого,    оценивать  поведение  героев,  выдвигать  свою   точку  зрения,  подтверждать   ее, сравнивать,   доказывать,   строить   логические   цепочки   рассуждений,   обобщать,   знаково­ символически отображать текст. Личностные: воспитание сочувствия, жалости, доброты, отзывчивости. (Слайды :  «Портрет А.П.Чехова», «Обложка книги «Ванька»).                                                     Ход урока Вступительное слово учителя. ­ Ребята, в этом году со дня рождения А.П.Чехова исполнилось 158 лет.   Поэтому для урока внеклассного чтения мы взяли рассказ «Ванька». Этот рассказ  известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники.   Вы прочитали рассказ дома, а  сейчас мы перескажем его, поговорим  о жизни мальчика, по имени Ванька, в конце урока озаглавим наш урок, выразив в заглавии главную идею рассказа.  (Учащиеся   по   очереди   пересказывают   содержание   рассказа.   Один   начинает,   другой продолжает.) ­ Ребята, рассказ называется «Ванька». Ни Ваня, ни Ванечка, ни Ванятка, ни Ванюшка, а именно «Ванька».   Как вы думаете, почему именно так называется рассказ? (Потому что все его зовут Ванька. Он сам себя тоже называет Ванькой.) ­ Расскажите о Ваньке. Кто он, где живет, как оказался у сапожника? (Ванька – сирота. Когда была жива его мать, он жил с ней, когда она умерла, сироту Ваньку «спровадили в людскую к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…».) ­ Как построен рассказ?   (На противопоставлении. В рассказе противопоставлена жизнь Ваньки в деревне и в городе.) ­ Как  Ваньке жилось  в деревне?  ( В деревне  ему жилось хорошо,  когда была жива его мать и служила горничной.   Барышня Ольга Игнатьевна   даже кормила его леденцами и выучила читать и писать. Он был сытый, жил в тепле.  Ему также было хорошо,  когда он жил с дедом.) ­ Что вспоминается Ваньке? (Ему вспоминается, как он с дедом ходил в лес за елкой,  как убирали елку в господском доме. Он просит деда попросить  у барышни золоченый орех «для Ваньки».) ­ А как выглядела деревня в это время? ( «А погода великолепная. Воздух чист, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы.  Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь   вырисовывается   так   ясно,     как   будто   его   перед   праздником   помыли   и   протерли снегом…».) ­ А что он ел в деревне? (Щи, пил чай.) ­ Как  Чехов говорит о жизни Ваньки в деревне? (Веселое было время!) (Слайд «Деревня») Вот моя деревня: Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок ­ хлоп! Кубарем качусь я в санках Под гору, в сугроб. И друзья­мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех!                                  ( Иван Суриков. Детство) ­ А как живется Ваньке у Аляхина? (Очень плохо.   Ему всегда хочется есть, его бьют, ничему не обучают.) ­ А что он делает, вернее, что его заставляют делать? ( Его заставляют качать люльку с хозяйским   ребенком,     чистить   селедку,     ничему   не   обучают.     Подмастерья   над   ним насмехаются, посылают в кабак, заставляют красть огурцы у хозяев. А хозяин его жестоко бьет: «А вчерась мне была выволочка.  Хозяин выволок  меня за волосы во двор и отчесал шпандырем».   «  А   намедни   хозяин   колодкой   по   голове   ударил,   так  что  упал   и   насилу поднялся».) ­ Как  Ваньку кормят? (Очень плохо: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши, и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают».   Ванька всегда голодный:  «Кушать страсть хочется».) ­ Что  Ванька пишет о своей жизни? («Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...», «нету никакой моей возможности…», «возьми меня отсюда, а то помру…», «все плачу…».) ­ Не один такой Ванька страдал в людях.  Маленькому Алеше Пешкову дед сказал: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди­ка ты в люди…». И он пошел. Тяжко  ему   жилось.  Однажды   его  хозяин  так  избил  лучиной   за  то,  что  он  просмотрел самовар и он выкипел, что доктор вынул из него около 200 заноз. Давайте посмотрим на репродукцию картины «Свидание» художника  В.Е.Маковского.  Мальчик тоже находится в людях. Ему тоже живется очень плохо.  Он также босой, голодный, и его, наверное, тоже дерут за волосы. Мать услышала плач сына и приехала к нему. Но слышит ли дед Ваньки, как плачет его внук?  (Нет.) ­ Пишет ли Чехов о том, что дед вспоминает внука? (Нет.) ­ Как вы думаете, любит дед  Ваньку? (1.Наверное, нет, потому что  не вспоминает о нем. 2.Любит, ведь Ваньке с ним было хорошо.) ­ Нравится вам  дед?    ( Нет. Он сытый,   спит  на печке,  ему тепло, ходит  в тулупе и валенках; а Ваньке холодно, он ходит босиком и голодный.   Дед всегда балагурит, ему весело.) (Слайд «Дед») ­ Ваньке больше всего на свете хочется, чтобы его забрал к себе дед.  Что он сулит ему? («…буду вечно  Бога молить». «А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь,  стану за упокой души молить, как за мамку Пелагею».) ­     Как   вы   думаете,   есть   что­нибудь   общее   между   дедом     Ваньки   и     его   хозяевами   ? (Хозяева его бьют,  и дед раньше,  наверное,  бил.  Ванька пишет: «…если что, то секи меня как сидорову козу», значит, он его  прежде бил.) ­ Что еще? (Хозяева ушли к заутрене в церковь и дед «наверно, щурит глаза на ярко­ красные окна деревенской церкви и, притоптывая валенками, балагурит с дворней», но о Ваньке не вспоминает и  Бога о нем не молит.) ­ Хозяева ходят в церковь,  молятся Богу, но сироту­мальчика обижают, относятся к нему бесчеловечно. Как называются люди, которые внешне благочестивые, а на самом деле злые? (Лицемеры.) ­ Итак, Ванька  один на белом свете, никому не нужен, некому о нем позаботиться. Что же будет с ним дальше?                 ВЫЖИВЕТ? ВАНЬКА                  ПРОПАДЕТ? Какие доводы вы можете привести к тому,  что Ванька пропадет? 1. «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…». 2. «Нету никакой возможности, просто смерть одна…». 3. «…забери меня отсюда, а то помру…». Выживет: 1. Он смышленый, наблюдательный, сообразительный.   Про Москву пишет деду, все примечает:   «…лошадей   много,   овец   нет,   собаки   не   лают,   со   звездой   ребята   не ходят, на клирос никого не пускают», крючки продаются с леской, спрашивал, где сидельцы     ловят   зайцев,   рябцов,   тетеревов.   Расспросил   и   про   письмо,   как   его отправить. 2. Он   способный:   выучился   читать   и   писать,   играет   на   гармонии.   Выучится   и   на сапожника. ­ Ванька пишет, что у него жизнь «хуже собачьей». Как вы думаете, случайно ли в рассказе есть кобелек Вьюн, которого порют до полусмерти и который всегда оживает? (Наверное, и Ванька, которого бьют до полусмерти (хозяин ударил по голове колодкой, так что он насилу поднялся), будет, как Вьюн, оживать после очередных побоев.) ­ Хочется верить, что Ванька выживет. Что еще дает надежду на то, что Ванька выживет? (Он пишет письмо в Рождественскую ночь.   А в Рождественскую ночь случаются разные чудеса.) ­ А верит Ванька в чудеса в Рождественскую ночь? (Верит. Он в деревне ходил со звездой, пел на клиросе в церкви.) ­  Обратим внимание, как пишет письмо Ванька: "Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях". Он смотрит на "темный образ",  принимает молитвенную позу, он поздравляет дедушку с Рождеством и желает ему "всего от Господа Бога". ­ Так  что же может произойти в Рождественскую ночь? (1.К Ваньке может приехать дед. Его могут послать в город, он увидит, как Ваньке плохо живется и заберет его.  2. Ольга Игнатьевна может про него вспомнить  и захочет его забрать. 3 Пьяные ямщики с веселыми колокольцами  могут уронить мешок с письмами,  и письмо Ваньки попадет к деду.) (Слайд «Ямщик отдает письмо деду») 4.     Хозяин   может   измениться   в   Рождественскую   ночь:     может   стать   добрым   и   будет относиться к Ваньке хорошо и  обучит его сапожному мастерству.   (Слайд «Портрет Н.С.Лескова») ­Действительно, хозяин может измениться, как изменился жестокий помещик из рассказа Н.С.Лескова «Зверь».  Про этого «орловского помещика ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом  нимало не сожалел, а, напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа. Он был страстным охотником,   и в его имении было много медвежат. Пока они были смирными   и   не   трогали   кур,   гусей,   телят,   ни   человека».   Но   если   медведь   «нарушал спокойствие жителей, немедленно же был осуждаем на смерть, и от этого приговора его ничто не могло избавить».  Самый умный медведь был Сганарель. Он прожил в имении уже 5 лет, но однажды переломил спину жеребенку и повалял слепца и его поводыря. Помещик приказал убить зверя. Но друг Сганареля, Храпон, не смог его убить, хотя знал, что его за это   ждет   жестокое   и   страшное   наказание.   Отец   Алексей,   старый   сельский   священник, сказал всем обитателям дома: «Молитесь рожденному Христу». А сам   заговорил перед помещиком о даре, который и нынче, как «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям   «рожденного   отроча»   смелее   и   достойнее,   чем   поднесли   злато,   смирну   и   ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово»… И помещик сказал Ферапонту: Я тебя прощаю. Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека Ты меня тронул и превзошел меня в великодушии». Он обнял Ферапонта и все поняли, что им надо встать… «здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христово на месте сурового страха». Ферапонт станет не только верным слугой своего  хозяина,  но и  другом.  И люди  в  московских  норах  и  трущобах  долго  помнили белоголового старика, «который, словно чудом, умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго … слугу». Эти два добряка, о которых много бы можно сказать, были орловский помещик и слуга его Ферапонт, которого старик в шутку называл «укротитель зверя». ­   Объясните,   почему   рассказ   Н.С.Лескова   называется   «Зверь»?   (Потому   что   жестокий помещик­зверь превратился в доброго человека.) ­ Ферапонт превратил своего хозяина­зверя в человека. Сапожник Аляхин тоже может стать человеком. Он ведь тоже слушает проповедь священника в Рождественскую ночь. Рассказ Чехова был  впервые был опубликован в "Петербургской газете" 25 декабря – и именно   в   отделе   "Рождественские   рассказы".  А   Рождественские   рассказы   никогда   не заканчиваются плохо. У них всегда счастливый конец. Давайте прочитаем конец рассказа: «Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…».  Так о чем же рассказ «Ванька»? (О Рождественском чуде.)  (Слайд «Рождественская ночь»)  А какая чудесная Рождественская ночь!  Именно в такую ночь и совершаются чудеса: "А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...". В пасхальном рассказе "Святою ночью" А.П.Чехов  тоже подчеркивает совершенно особенное состояние неба: "Мир освещался звездами, которые всплошную усыпали все небо. Не помню, когда в другое время я видел столько звезд. Буквально некуда было пальцем ткнуть. Тут были крупные, как гусиное яйцо, и мелкие, с конопляное зерно... Ради праздничного парада вышли они на небо все до одной, от мала до велика, умытые, обновленные, радостные, и все до одной тихо шевелили своими лучами". Снег идет на Рождество,  Падает, как милость Божья. Снег идет – и волшебство В этот день случиться может. Снег идет, снимая боль У земли обледенелой. Ты подставь ему ладонь: Приземлится ангел белый.                                             ( И. Афонская. Снег идет на Рождество) ­ Какое бы чудо ни произошло (а оно обязательно произойдет) Ваньке придется  пробивать дорогу в людях самому. Он перетерпит и побои, и голод, и холод, как  перетерпел все это и Алеша   Пешков,   который     стал   знаменитым   писателем   Максимом   Горьким.   (Слайд «Портрет М.Горького»).     Ванька   подписал письмо «Иван Жуков». А   теперь скажите, случайно или нет А.П.Чехов назвал своего героя Ванькой? (Нет, не случайно. Он, как ванька­встанька,   будет   снова   и   снова   подниматься   после   побоев.   В   русских   народных сказках всегда побеждает герой, которого зовут Иван: будь это  Иван­царевич или  Иван ­ крестьянский сын.) ­ Вот еще одно доказательство того, что Ванька все перетерпит и станет человеком – Иваном. Давайте изобразим путь Ваньки  до Ивана. (На доске ученица рисует Ваньку и уже взрослого Ивана.)                                                                                                     Иван Издевательства подмастерьев обучение побои голод                        Ванька ­ Так о чем же рассказ А.П.Чехова? (1.О Ваньке. 2.О том, что надо верить в себя, в свои силы. 3. О Рождественском чуде.) ­ Как мы озаглавим наш урок, чтобы  отразить основную идеею рассказа? (1.Ванька – Иван. 2. Путь Ивана. 3. Иван Жуков.) ­ Озаглавим урок «Ванька – Иван». ­ Оцените свои ответы и поставьте оценки в дневники. А дома напишете сочинение на одну из тем: «Путь Ивана Жукова», «Чудо в моей жизни».

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"

Открытый урок по литературе "Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2019