Тема: А. Платонов «Еще мама»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери, учителям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука.
Ход урока
I.Организационный момент
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
– Вы учите их – они учат вас!
- Сегодня будем учиться под таким девизом:
Чтение без размышления –
пустое занятие.
II. Речевая разминка
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь -
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять».
(….)
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой: …
Понять и исполнить желанья другого -
Одно удовольствие, честное слово!
С. Погореловский
- Прочитайте отрывок из стихотворения способом «птичий базар».
- Прочитайте выразительно.
- У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чем пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?
(Дети рассказывают, как они помогают маме.)
- Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него еще раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я - пропущенную, и конец - снова вы.
(Учитель читает.)
И ты совершаешь
Веселое чудо:
Ковер засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: -
Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...
II. – Проверка домашнего задания
- Понравился ли вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- Какое главное событие изображает писатель в рассказе?
- Задайте 3 вопроса к тексту, которые вы составили дома?
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Какие цели мы поставим на этот урок?
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с биографией автора.
- Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?
- Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А. Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.
«Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много…»
Словарная работа
Ступай - шагать, идти.
Оробел - испытывающий робость, испугался
Гусак - гусь
Рванулся - резким движением устремиться куда-либо
Оскалило зубы - показать, обнажить (зубы), раздвинувгубы. Оска/лить пасть. Собака оскалила зубы
Спозаранку – очень рано
Горевать - грустить
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по вопросам учебника.
- Прочитайте название рассказа А. Платонова, который вы прочитали дома. («Еще мама».)
- Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)
- Расскажите, как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?
2. Составление кластера.
- Как вы можете охарактеризовать Артёма? Какой он?
АРТЕМ: смелый, юный, увлеченный, жалостливый, бережливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный, мечтательный, естественный, решительный, убедительный, редкостный, воспитанный, чувствительный
Работа в тетради.
- Что вы можете сказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму? Какая была мама у Артёма?
МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, чуткая, лучшая, благодарная, мягкая, добродушная, милая, душевная, нежная, наблюдательная, заботливая, надежная, спокойная, откровенная, скромная, внимательная, сердечная, терпеливая.
3. Составление синквейна. Работа в парах.
1) Мама – её имя.
2) 2 прилагательных – её описание
3) 3 глагола – её действия
4) Фраза по тексту из 3 – 4 слов.
5) Слово-синоним, вывод
1. Мама – Евдокия Алексеевна.
2. Заботливая, добрая, любящая.
3. Провожает, беспокоится, радуется.
4. - Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!
5. Родная
- Прочитайте выразительно диалог мамы и Артёма.
- Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?
- Расскажите, как Артём появился в классе. Что его беспокоило?
- Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?
- Как автор относится к Артёму? Объясните.
- Какой была Апполинария Николаевна? Найдите в тексте слова подтверждающие ваш ответ.
УЧИТЕЛЬНИЦА: ароматная, работоспособная, добросовестная, благородная, трудолюбивая, заинтересованная, внимательная, уважаемая, образованная, вежливая, человечная, доброжелательная, веселая, радостная, мудрая, гостеприимная, понятливая, душевная, добрая, приветливая.
4. Работа с пословицей.
- Объясните пословицу:
Почитай учителя, как родителя.
- Если бы вас попросили определить основную мысль рассказа. Что бы вы ответили?
Маленький человек, впервые вышедший в огромный враждебный мир, встретил в нем добрую защитницу, «еще маму», которая не только успокоила все его страхи, отнесясь к ним с юмором, но и научила по-новому любить свою настоящую мать, не обманывая ее надежд на то, что в школу он ходил не просто так, а уже с первого дня чему-то научился.
VII. Рефлексия
- Как вы думаете, почему автор именно так закончил эту историю?
- Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?
- Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил?
VIII. Подведение итогов урока
- Если бы вас попросили определить основную мысль рассказа, что бы вы ответили?
Домашнее задание
Составление плана.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) – 1899 - 1951
Тест
1.Что говорил Артём своей матери?
А) «Когда я немного подрасту, я обязательно пойду в школу!»
Б) «А мне обязательно ходить в школу?»
В) «Когда я вырасту, я в школу ходить не буду!»
2. Что отвечала ему мать?
А) «Обязательно пойдёшь!»
Б) «Чего тебе ходить!»
В) «Это как получится!»
3. Что мама сказала сыну об учительнице?
А) Что учительница будет в школе вместо неё.
Б) Что учительница строгая, но справедливая
В) Что учительница добрая и хорошая.
4. Что сказал на это сын?
А) Она чужая.
Б) Он, наверное, сердитая.
В) «Я её всё равно боюсь!»
Г) «Я её не боюсь
5. Кого Артём принял за волка?
А) огромную овчарку.
Б) лохматую собаку Жучку
В) Маленькую собаку Каштанку
6. Куда учительница посадила Артёма?
А) За первую парту.
Б) На стул рядом с собой
В) к себе на колени
7. Чему учился мальчик?
А) Писать слова мама, Родина
Б) Писать буквы А и О.
В) Считать до пяти
8. О чём мальчик думал во время урока?
А) Не сгорел ли его дом?
Б) Скоро ли будет обед
В) добрая ли учительница?
г) Придётся ли ему ходить в школу каждый день.
9) Что было на следующее утро?
А) Мальчик отказался идти в школу.
Б) Мальчик проспал и опоздал на урок.
В) Мальчик побежал в школу раньше времени
Ответы: 1) В, 2) Б, 3) А, 4) А, 5) Б, 6) В, 7) А, 8) А, 9) В
Ответы: 1) В, 2) Б, 3) А, 4) А, 5) Б, 6) В, 7) А, 8) А, 9) В
Ответы: 1) В, 2) Б, 3) А, 4) А, 5) Б, 6) В, 7) А, 8) А, 9) В
Словарная работа: оскалила
ступай
оробел
гусак
оскалила
рванулся
спозаранку
горевать
Чтение без размышления –
пустое занятие
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.