Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"
Оценка 4.7

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
12.10.2017
Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"
конспект урока.docx
У р о к  65. В. БИАНКИ «ЕЖ­СПАСИТЕЛЬ». СКОРОГОВОРКИ. М. ПРИШВИН «ЖУРКА» (дополнительное чтение) Тип урока: комбинированный Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением, рассмотрения  поведения героев, их чувств, выяснения причин поступков, раскрытия замысла автора;  способствовать развитию навыка чтения, умений ориентироваться в тексте, пользоваться  справочной литературой, работать совместно с товарищами; содействовать воспитанию  интереса к чтению, чувства сопереживания, доброго отношения к животным Планируемые результаты П р е д м е т н ы е :  пользуются  средствами речевой выразительности в  зависимости от  содержания текста; узнают в авторских  произведениях  героев знакомых  сказок М е т а п р е д м е т н ы е : познавательные: осознанно  воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят  рассуждения; осуществляют сравнение  сказок, выделяя особенности; регулятивные: адекватно воспринимают  оценку учителя и товарищей; коммуникативные: взаимодействуют с  окружающими Л и ч н о с т н ы е : осознают  значимость чтения для  развития и обучения;  испытывают потребность в  систематическом чтении;  проявляют эмоциональную  отзывчивость на  прочитанное; высказывают  точку зрения и уважают  мнение собеседника Образовательные ресурсы: загадка; сведения о В. Бианки, выставка книг В. Бианки;  картинка с изображением ежа, гадюки; толковый словарь; карточки со словами Этап урока I.  Организ ация  начала  урока 2. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Содержание деятельности учителя – Доброе утро!  Придумано кем – то просто и  мудро: При встрече здороваться: ­ Доброе  утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым,  доверчивым…        Доброе утро длится до вечера. Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Психологически и  эмоционально  настраиваются на  урок.  Проверяют готовность  к уроку: наличие  тетради, учебника,  пишущих  принадлежностей Формируемые способы  деятельности Владеют  навыками  психологическо й и  эмоциональной  настроенности  на работу  II. Проверка  домашнего задания.     Учитель: ­ Домашнее задание  было разным (подготовить загадки  и    рисунки о лисе, придумать  сказку о лисе)  ­ Сейчас ребята загадают загадки,  а вы постарайтесь найти слова или  словосочетания, которые  характеризуют лису. ( Ответы детей: одни дети  загадывают загадки, а другие  называют слова и словосочетания,  которые характеризуют лису.) Учитель: ­ Сначала послушаем  сказки, а потом скажем, чья сказка  понравилась и почему? (оценки  детям)  ­ Кого сегодня не услышали,  смогут ответить на обобщающем  уроке. Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку. Содержание деятельности учителя ­ Поработайте с оглавлением учебника  и найдите произведение В.В.Бианки в  изучаемом разделе и сформулируйте  полностью тему и цели нашего урока.  ­ Познакомиться… ­ Учиться… ­ Узнать… – Кого называют братьями нашими  меньшими?  – О ком мы будем говорить, вы  узнаете, когда отгадаете загадку. У меня торчат кругом Тысячи иголок, У меня с любым  врагом Разговор короток.                        (Ежик.) – Сегодня на уроке мы познакомимся с  творчеством писателя В. Бианки и  прочитаем одно из его произведений Рассказывает о творчестве В.  Бианки. (См. Ресурсный материал.) Внимательно слушают Этап урока II.  Постано вка  учебной  задачи III.  Работа  по теме  урока. 1.  Знакомст во  с  биографи ей  писателя 3.  Прогнози рование  содержан ия текста На доске изображение ежа. – Разговор пойдет о ежике. – По каким признакам вы узнали, что  это еж? – Кто видел ежа? Где? Отвечают на вопросы. Формируемые способы  деятельности Осознанно  строят речевое  высказывание  (устно),  осуществляют  поиск и  выделение,  извлечение  необходимой  информации. Умеют  высказывать  свои мысли и  доказывать свою точку зрения, с  достаточной  полнотой и  точностью  выражают свои  мысли. Выделяют и  осознают то, что уже усвоено и что еще  подлежит  усвоению.  Устанавливают  значение  результатов  своей  деятельности. Сопереживают  героям Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности – «Еж­спаситель». – В словаре С.  Ожегова это слово  объясняется так: «Тот, кто спас кого­то или  что­то» – В учебнике,  толковом словаре. Работают с толковыми словарями,  учебником Внимательно слушают 4.  Словарна я работа 5. Чтение произвед ения – Произведение, над которым мы будем работать, называется «Еж­спаситель». – Представьте, что мы в лесу.  – Зачем люди ходят в лес? – Вот и мы с вами отправимся в лес, но  не только чтобы собрать грибы и ягоды, а еще и понаблюдать за жизнью его  обитателей. – Прочитайте название произведения.  – Как вы понимаете смысл слова  спаситель?  – Прежде чем приступить к чтению  текста, разберем значения трудных  слов. – Где можно узнать значения слов? Засеменил – пошел быстро­быстро  маленькими шажками. Зафуфукал – запыхтел, засопел. Зигзаг – ломаная линия. (Ударить) плетью – туго сплетенной  веревкой Читает рассказ :  ­ Откройте учебники на странице  14. Учитель начинает читать и  читает до слов «…о какие – то  острые колючки.» (Дети следят по  учебнику). Учитель останавливает  чтение и спрашивает:  ­ Как вы думаете, что произойдёт  дальше? (Ответы детей).  ­ Во время чтения, нам встретятся  слова: зафуфукал, засеменил.   ­ Как вы думаете, что они  означают? (Ответы детей)  ­ Как объясняет это автор, Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности прочитаем в учебнике.  (Читает  ученик) Учитель: продолжаем читать  (читают 2 ученика до слов «… и  высовывает розовый язык».  Учитель: Совпали ли ваши  предположения? (Ответы детей)  ­ А как вы думаете, чем закончится  рассказ? (Ответы детей) Учитель: ­Читаем текст до конца  (читают 2 ученика) ­ Совпали ли ваши предположения по  окончанию рассказа? (Ответы детей)  ­ Давайте – ка мы с вами вернёмся к  названию. Почему «Ёж­ спаситель»? Прочитайте в тексте. (Дети  находят доказательство в тексте). – Определите жанр этого произведения. – Какие чувства вызвал этот рассказ? • Беседа после первичного чтения. ­ Поделитесь своими впечатлениями и  чувствами  (“Мне было страшно…”, “Я  обрадовалась, когда…”, “Я восхищаюсь ёжом, который…”) Отвечают на вопросы Вот свернулся еж в  клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик встал и потянулся Выполняют  физкультминутку  согласно инструкции  учителя – Почему плакала Маша? – Какая опасность угрожала девочке? – А вы видели гадюку? Опишите ее. На доске картинка с изображением  гадюки. В ы б о р о ч н о е   ч т е н и е .   – Найдите в учебнике и зачитайте, как   – Большая серая змея  с черными зигзагами на спине – это ядовитая  гадюка. Выполняют задания и  Выполняют  физкультминутк у согласно  инструкции  учителя Осознанно и  произвольностро ят высказывание в устной форме. Владеют  приемами  понимания  6.  Первично е  восприят ие  текста Физкуль тминутк а 7. Анализ рассказа Формируемые способы  деятельности прочитанного и  прослушанного  текста,  основами  смыслового  чтения текстов,  умениями  выделять  существенную  информацию из  текста,  осуществлять  процессы  анализа, синтеза Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) отвечают на вопросы. – Еж – развернулся,  засеменил, подставил  колючки, бросился  за ней, схватил зубами, наступил на спину;  гадюка – ползет,  шипит, высовывает  язык, вскинулась на  него, хотела уползти. – Смелый, отчаянный,  … Выполняют задания Этап урока Содержание деятельности учителя 8. Работа  в тетради (задания  1, 2) вела себя змея во время поединка. – Что делал еж?  – Чем закончился поединок? – Какова главная мысль рассказа? Как  автор называет ежа? На доске карточки со словами.  – На доске вы видите карточки со  словами, обозначающими действия  зверей. Вам нужно расположить  действия ежа и гадюки по порядку. – Какой еж в этом рассказе?  – Допишите предложение, используя  слова из текста. Подчеркните слова,  помогающие представить змею.  •  Вдруг прямо на Машу ползет … – Почему автор озаглавил этот рассказ  «Еж­спаситель»?  •  Потому что еж победил гадюку. •  Потому что девочка уколола ногу. •  Потому что еж спас девочку 7. Дифференцированная  самостоятельная работа в группах с  представлением своей работы. I группа.  Задание. 1. Нарисуйте обложку произведения,  которое мы прочитали в классе.  Подготовьтесь рассказать ребятам. 2. Докажите, что вы правильно назвали  жанр (Вспомните определение) 3. Найдите предложение, которое  можно подписать под иллюстрацией. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности Рассмотри в учебнике картинный Обсудите и отметьте в рассказе,  Придумайте название каждой        4. Найдите с помощью толкового  словаря Ожегова значение слова  “зигзаг” и объясните его ребятам. 5. Командиру команды оценить  активность участия ребят в работе  группы: Ф.И. ученика Оценка: красный –  активно работал; Жёлтый – не всегда активен; Зелёный – малоактивен.       II группа.  Задания.  1. план к рассказу “Ёж­спаситель”. 2. На сколько частей нужно  разделить весь текст? 3. где начинается каждая часть. 4. части. Выслушайте друг друга и  выберите самое удачное название.  Запишите. 5. тексту.  6. Командиру команды оценить  активность участия ребят в работе  группы: III группа. Задание. 1. Перечитайте поединок ёжика с  гадюкой и подчеркните все глаголы. 2. Заполните таблицу. Что делал ёж? гадюка?         * Придумайте 2 вопроса к  Что делала Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности     3. Подготовьте подробный пересказ  этого отрывка.  4. Командиру команды оценить  активность участия ребят в работе  группы: IV группа.  Задание. 1. Какие открытия для себя из жизни  природы вы сделали, читая рассказ  В.Бианки?  1) Читая рассказ “Ёж­спаситель”, мы  ещё раз убедились, что босиком в лес  ходить _________________, потому что _____________ 2) Мы узнали, что земляника растёт на  ___________ 3) Прочитав рассказ Бианки, мы узнали, как выглядит ядовитая гадюка.  (Пользуясь учебником, найдите её  описание и подготовьте рассказ о том,  как выглядит эта змея.) 4) А ещё мы узнали, что ёжик охотится  на __________.  2*. Найдите в энциклопедиях, статьи о  еже. Узнайте, чем он питается и почему не боится ядовитых гадюк. 3. Командиру команды оценить  активность участия ребят в работе  группы: ­ Обобщить ваши ответы хочу  пословицей: Кто много читает, тот …. ­ А пригодятся ли эти знания вам в  жизни? IV. Итог  урока.  – Произведение какого автора мы  читали на уроке? – Чем вам понравился рассказ? Отвечают на вопросы  учителя. Выделяют и  осознают то, что уже усвоено Этап урока Рефлекс ия Домашн ее  задание Содержание деятельности учителя Хочется закончить урок  стихотворением. Повсюду: в лесу на поляне, В реке, на болоте, в полях­ Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймёшь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть. Подготовить выразительное чтение или  пересказ; проиллюстрировать рассказ Содержание деятельности обучаю­ щихся (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности Осуществляют  самооценку и что еще  подлежит  усвоению Записывают задание на дом, задают вопросы Выделяют и  осознают то, что уже усвоено  и что еще  подлежит  усвоению Р е с у р с н ы й   м а т е р и а л Рассказ о писателе Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 г. в Петербурге, в семье   известного   русского   ученого­биолога.   Дома   всегда   было   много   зверья, птиц, жили черепахи, ящерицы, змеи, был аквариум с рыбами. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню, на природу. Рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок. Вся обстановка, окружавшая с детства, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе. Рассказы:   Мышонок   Пик,  Бешеный   бельчонок,  Заяц­всезнаец,  Кукушонок, Аришка­Трусишка, Зайчата, Первая охота.  Человек   –   творение   природы.   Любовь   к   природе   –   естественное   чувство нормального человека. Но бывают люди с какой­то особенной любовью: в их присутствии   лучше   растут   самые   капризные   растения,   их   не   боятся   самые пугливые   животные.   Кажется,   сама   природа   только   и   ждёт   момента,   чтобы раскрыть   им   свои   тайны.   Таким   человеком   был   писатель   и   ученый   Виталий Валентинович Бианки. Родился он в семье ученого­орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического   музея   в   Петербурге.   Мама   будущего   писателя   так   умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу   и   зверюшку   называл   мне   по   имени,   отчеству   и   фамилии.   Учил   меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил   по   тысяче   примет   находить   тайно   от   человека   живущих   зверей».   (Из дневника В. Бианки.) Окончив   университет,   Виталий   Валентинович   побывал   с   экспедициями   в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа   и   стала   главным   героем   его   произведений,   которые   сам   писатель называл «сказки – не сказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят  «человечьим  языком».  Такое  сочетание  сказки  с реальностью  помогает  читателям  лучше  понять  жизнь Природы.

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"

Открытый урок по литературному чтению В.Бианки "ЁЖ-СПАСИТЕЛЬ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017