Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Открытый урок по математике 1 класс Сантиметр.docx
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой
принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и
установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами
длины.
Задачи: познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной
длины);
показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц
длины в жизненных ситуациях;
Тип урока: Изучение нового материала.
научатся использовать знаковосимволические средства для
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в
сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения
длин отрезков;
метапредметные:
познавательные:
выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и
других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать,
делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться
работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при
организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и
социальная активность в достижении поставленной цели.
Ход урока.
1. Организационный момент
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Всех торопит нас в класс,
Математика у нас!
2. Эмоциональный настрой
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все
становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные
лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра. (выбрать выражение, соответствующее решению задачи;
посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети
3. Актуализация знаний. Мотивация.
Устный счет.
Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового
и интересного, хотите? Тогда сначала повторяем то, что знаем:
а) Хором
допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)
б) Работа в парах.
Посчитайте от 1 до 10 и обратно по очереди. Пара, выполнившая задание, поднимает
«светофор». (Проверка: вслух считает первая и последняя пара).
Молодцы, ребята! Следующее задание.
в) Работа с «веером» (обратная связь).
Покажите число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; кот. след. за ч.7; стоит перед
ч.2; между числами 5 и 7; справа от ч.8; слева от ч.5. Назовите состав числа 4.
Хорошо, молодцы! Работаем дальше.
г) Задачи в стихах:
выражения заранее написаны на карточках)
Серый ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Пять – под берёзой,
Два – под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Както четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (4 2 =2)
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди? (61=5)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три зелёных. Сколько их? (5+3=8)
Сосчитайте! Будьте внимательны!
На качелях две Елены,
А с мячом Иван и Гена.
Две Ирины прибежали,
На скакалках поскакали.
Валя, Зина и Егор –
Вот и в сборе весь наш двор. А теперь скажите мне:
Сколько деток во дворе? (9)
6.Как называются линии, изображенные перед вами?
Что вы знаете о прямой? Об отрезке? О луче? Сколько звеньев имеет ломанная?
4
4. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
5. Изучение нового материала
1) Практическая работа ( проблемная ситуация)
Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть
сегодня ученымиматематиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит
полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них
сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
2.Работа в парах и малых группах.
Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и
своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в
парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
Совпали? да (доказали).
Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на
которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные
мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то
нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой
полоске).
(Внимание! На данном этапе урока используется электронное приложение (диск) к
учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ): Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)
Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и
количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать
единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые
меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «сантиметр (см)»).
Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка
темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с
формулировками или корректирует их).
5. Первичное усвоение новых знаний
1) Знакомство с линейкой.
Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Чтонибудь без меня
Начертить сумейка.
Угадайтека, друзья,
Кто же я? … (линейка)
Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления.
Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Вот сейчас мы и поучимся с
помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по
заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)
2) Работа с учебником.
Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.
Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение,
обобщение по теме).
Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно,
используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)
Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже
разделен на см)
Измерьте красный отрезок, зеленый, черный. Сколько раз по 2 клеточки поместилось?
(На доске начерчены такие же отрезки, и учитель записывает длину каждого
отрезка.)
Красный отрезок – по 2 3 раза. Значит 3 см.
(Запись на доске.)
Зелёный – по 2 4 раза.
Чёрный – по 2 5 раз.
слайд 6 3 см < 4 см
4 см < 5 см
3 см < 5 см
развернуть таблицу
Сравните красный и зелёный отрезки.
Сравните зелёный и черный.
Сравните красный и черный.
развернуть таблицу
Вывод: единицы длины можно сравнивать. А так же складывать и вычитать.
– Как измерить отрезок линейкой? Давайте вспомним, как попугай измерял удава?
(На доске показать детям, как правильно прикладывать линейку, чтобы измерить
отрезок).
Слайд 7
– Какой отрезок больше? Меньше?
Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как
могут быть использованы отвертка и шуруп?
Далее, если время урока позволяет можно выполнить задания учебника на
повторение и закрепление изученного ранее материала (составление задач, работа с
числовым рядом, геометрическим материалом).
Первичная проверка понимания.
Работа в тетрадях.
Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите
числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)
Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка
равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них
сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет
все задания на доске).
Вывод: С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С
помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
6. Физминутка
1,2,3,4,5! Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим.
Голову поднимем выше. И легко, легко подышим…
7.Закрепление. Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).
Самостоятельная работа.
Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков).
Проверка.
Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте
друг друга, помогите друг другу.
Продолжите узор в нижней части страницы тетради.
Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных
ситуациях.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины?
Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках
математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей
(младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер
обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
Домашнее задание: привести примеры использования единиц длины в повседневной
жизни; подключить к выполнению задания родителей.
8. Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
С какой единицей длины мы познакомились?
Чему учились на уроке? Чему научились?
Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
9.Итог урока.
Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и
многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку
работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен. Аннотация
к уроку математики для 1 класса по теме «Единица длины сантиметр. Измерение
отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины».
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математике
для 1 класса УМК «Школа России». Урок разработан с учетом возрастных
особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических
технологий: здоровьесберегающей, личностноориентированной, ИКТ, а именно:
положительный эмоциональный настрой, мотивация, развитие познавательного
интереса, проведение физминуток, работа в парах и малых группах, использование
компьютера, практическая работа, связь с жизнью. Для учащихся урок с применением
ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес, (некоторые
дети становятся смелее, свободнее), зрительное восприятие материала легче, это
другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и,
конечно, скорость работы.
Такой урок способствует развитию творческих способностей и личностных
качеств: оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это
самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нужно дать
возможность научиться наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и
закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно
большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным
является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ
решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно
излагать свои мысли.
Данный урок свободно можно провести в реальных условиях повседневной
школьной жизни, реализуя поставленные цели и задачи.
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Открытый урок по математике "Сантиметр" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.