Открытый урок по познанию мира "Многообразие животных"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
11.04.2017
КГУ «Первомайская средняя школа»
«Приемы создания ситуации успеха»
Учитель: Мурумбаева Г.А.
Приемы создания ситуации успеха.
1. "Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . «Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
12. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке) Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса. Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.КГУ «Первомайская средняя школа»
«Приемы создания ситуации успеха»
Учитель: Мурумбаева Г.А.
Приемы создания ситуации успеха.
1. "Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . «Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
12. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке) Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса. Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов. Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
многообразие животных.doc
Открытый урок на тему "Многообразие животного мира". 3й класс
Цель: знакомство с основными группами животного мира.
Задачи: развитие умения находить отличительные черты животных, группировать их на
основе анализа характерных признаков; расширить круг известных детям животных,
развивать наблюдательность; прививать желание познавать мира животных; воспитывать
внимательное отношение к природе.
Средства урока: слайды с изображением животных, таблицы для индивидуальной работы,
изготовленные на уроке труда маски и вылепленные детьми зверята, карточки для
групповой работы, презентации картин, голоса птиц.
“Сосновый лес”, “Дубовая роща”, изготовление масок и лепка фигурок зверей на уроках
труда, подготовка презентации учителем “Многообразие животных”, разучивание
физминутки “Звероробика”, изготовление и развешивание кормушек.
1. Психологический настрой
В процессе подготовки к уроку провели акцию “Покормите птиц” Развесили в школьном
саду кормушки и каждое утро кормим птиц.
Учитель.
Покормите птиц зимой!
Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну.
Дети.
Мы покормили птичек! Мы согрели птах! Мы сделали доброе дело! Мы молодцы!
2. Анализ погоды
3. Проверка изученного материала. Обобщение о растениях
Работа в парах у доски по карточкам.
1 карточка
К предложенным группам растений привести несколько примеров и записать их.
Теплолюбивые
Холодостойкие
Засухоустойчивые
Теневыносливые
Влаголюбивые
Укажи главный признак каждой группы.
2 карточка (слабым ученикам)
Соотнеси название растений и название их группы и соедини линиями.
Полевые пшеница, молочай, рожь.
Злаковые овес, вьюнок, осот.
3 карточка
(словарная работа, интеграция с русским языком)
К данным на доске картинкам подпиши соответствующие названия растений.
Работа с классом.
Игра “Доверяй, но проверяй”
Малина живет 2 года. Это многолетнее растение.
Тополь живет много много лет, значит он вечное растение.
К однолетнему растению относится помидор, огурец, морковь.
У шиповника и смородины сухие плоды.
Под ель приникает много солнца, поэтому там вырастает купена, вороний глаз, иванчай.
Мы гуляли за селом в степи и увидели верблюжью колючку.
Растения, которые растут в хорошо освещенных местах, называются солнцелюбивыми.
В березовой роще растет колокольчик, а в дубовой ландыш.
Растения создают друг другу благоприятные условия и образуют содружество. Рис, пшеница, кукуруза одуванчик культурные растения.
Лесопосадки способствуют накоплению влаги в земле.
Белена, дурман ядовитые растения.
Из ромашки, календулы варите чай и пейте как лекарственное и укрепляющее растение.
Проверка работы по карточкам.
Работа с гербарием. Работает весь класс.
Познакомьтесь с растениями, которые лежат на вашей парте. (Хлопок, абрикос, ромашка,
пшеница)
Какую часть этого растения использует человек? В каких целях?
Игра “Тюбетеечка”
В тюбетеечке лежат семена растений, спрятанные в мешочки. Определи на ощупь, по
семенам, в попавшем тебе мешочке, название овощей. Мешочки пронумерованы для
удобства. Если ученик не угадывает, дать возможность определить визуально.
4. Новый материал
Презентация двух картин“Сосновый лес”, “Дубовая роща”.
Первую картину показывает без сопровождения, вторую под звуки птичьих голосов.
Какой показ вам понравился больше, почему?
Красота леса ласкает глаз, звуки леса радуют душу. Безмолвный лес настораживает,
пугает. В живом лесу нас встречают звуки, издаваемые множеством животных, насекомых,
целый хор птиц. Без песен этого хора нам в лесу неуютно, плохо. Поэтому нам надо
сохранить животный мир леса, а для того, чтобы сохранить сначала надо этот мир изучить.
Прочитайте, как называется раздел, который мы начинаем изучать.
5. Работа над новым материалом
Тема нашего урока “Многообразие животного мира”
(У детей на партах лежат маски различных животных, изготовленных на уроках труда)
Я взмахну волшебной палочкой, а вы превратитесь в животных.
(1 пара лев, барс; 2 пара голубь, беркут; 3 пара щука, карась; 4 пара кобра, уж; 5 пара
лягушка, жаба; 6 пара комар, пчела.)
Скажите, кем вы стали?
Найдите себе в классе пару, возьмитесь за руки. Охарактеризуйте свою пару, дайте общее
название, обоснуйте ваш ответ.
Словарная работа.
Зоология, зоосад, зоолог. Зоо животные, логос наука.
Зоологи разбили всех животных на группы по их признакам. Мы сейчас составим кластер,
где отобразим самые известные группы, о которых уже говорили. Таблица 1
Я прочитаю отрывки текста, а вы продолжите мое высказывание. Это и будет ключевое
слово из кластера, которое будет внесено в кружочки кластера.
Дикие звери, их тело покрыто шерстью. Родившихся детенышей вскармливают молоком,
Это … млекопитающие.
Тело этих животных покрыто перьями. Детеныши появляются из яйца. Одни из них
питаются растениями, другие мясом. Это… птицы.
Их тело покрыто чешуёй. Дышат они жабрами, потому что живут в воде. Мечут икру, из
которой появляется потомство. Это… рыбы.
Без ног. Всем телом ползают по земле. Потомство появляется из яиц это …
пресмыкающиеся.
Могут жить в воде и на суше. Мечут икру, из которой появляются головастики Они
вырастают в воде, а потом выходят на сушу. Это … земноводные
Есть крылья, 6 ног. Бывают куколкой, гусеницей, бабочкой. Это … насекомые. У нас
получился кластер. Скажите, может быть, вы знаете еще другие группы. Правильно. Это не
все группы животных, например, нет здесь пауков, у которых 8 ног, нет червей и других. 6. Физминутка “Звероробика”
Молодцы, поработали, а теперь отдохнем.
Дети выходят парами и ведут разминку.
Рыбки. Наши хвостики и плавники работают непрерывно. Вот так!
Насекомые. А мы крылышками машем. Вот так!
Земноводные. У нас ножки сильны, мы толкаемся и прыгаем дальше всех!
Птицы. Мы летаем и, широко расставив крылья, парим в воздухе.
Звери. Мы крадемся, прижавшись к земле, а потом прыжок и мы у цели.
Звери. Мы несемся по степи, как ветер!
7. Работа с учебником
Самостоятельно прочитаем новый материал, отмечая карандашом то, о чем сегодня еще не
шла речь. Проверка.
Работа по вопросам.
Какую группу мы сможем добавить в наш кластер? (Моллюски)
Обведите красным карандашом те группы, которые мы называем позвоночными.
На что зоологи делят группы животных? (Виды)
Какая группа имеет больше всего видов? (Насекомые). Сколько всего видов животных
обитает на Земле?
Как вы думаете, как я написала слово Земля в данном предложении? Почему?
Какие из групп живут в нашей местности, приведите примеры.
8. Рефлексия
Работа в таблице №2.
Показ животного на слайде, запись его в первую колонку таблицы 2, отметка крестиком к
какой группе относится данное животное.
Как вы думаете, почему перед показом некоторых животных появлялась красная
страница?
Правильно, эти животные занесены в Красную книгу. А что это значит?
Где сохраняют таких животных. Какие вы знаете заповедники?
Работа с картой.
На карту Казахстана заранее прикрепила название заповедников. Давайте ребята поселим
животных из Красной книги в их заповедник.
А сейчас сюрприз для гостей. Ребята подарят вам поделку с урока труда, зверька из
пластилина на память об уроке.
Дома надо будет составить кластер, который будет характеризовать нашу местность, как
вы думаете, о ком он будет? Почему о группах животных?
Домашнее задание. Вопрос 4 после текста на странице 125126
Всем спасибо за старанье.
Всем спасибо за урок.
До свиданья, до свиданья!
Ждем на следующий урок. Насекомые Млекопит. Птицы
Пресм.
Земнов.
Рыбы
КГУ «Первомайская средняя школа» Открытый урок по познанию мира на тему:
«Многообразие растений и животных»
2016 2017 учебный год
Открытый урок по познанию мира "Многообразие животных"
Открытый урок по познанию мира "Многообразие животных"
Открытый урок по познанию мира "Многообразие животных"
Открытый урок по познанию мира "Многообразие животных"
Открытый урок по познанию мира "Многообразие животных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.