Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Оценка 4.8
Разработки уроков
dot
русский язык
3 кл
14.05.2018
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Число прилагательных". Данный урок проходит в рамках учебного курса по русскому языку в третьем классе общеобразовательных школ. УМК «Школа России» (Учебник: Русский язык, 3 класс, авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий).
Место и роль данного урока были определены правильно, урок новых знаний, урок находится в связи с последующими уроками.
Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, подводящий к знанию, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника.Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс Число прилагательных.dot
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе
УМК «Школа России» (Учебник: Русский язык, 3 класс, авторы В.П.
Канакина, В.Г.Горецкий).
Ханикова Зухра Латифовна
Учитель МКОУ СОШ №2 с.п. Аргудан
«Число имён прилагательных».
Планируемая дата проведения: Шестое марта.
Тема урока.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями изменения имён прилагательных по
числам;
показать зависимость формы числа имён прилагательных от формы числа имени
существительного; разработать с учащимися алгоритм действий при определении
числа имён прилагательных;
учить применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развивать умения выдвигать гипотезы по решению проблемы, анализировать и
сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать речь, внимание учащихся, мышление, память;
развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
формирование познавательной мотивации;
создавать положительную мотивацию к уроку русского языка;
воспитывать культуру общения, внимание, доброе отношение друг к другу;
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества при
работе в парах, добросовестного отношения к работе.
Оборудование урока:
мультимедийная презентация;
карточки с заданием для работы в парах;
карточки для самооценки;
смайлики настроения.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемый результат.
Учащиеся научатся:
определять число имён прилагательных, работая по алгоритму;
правильно ставит вопросы к именам прилагательным (отличать единственное и
множественное число);
проводить самооценку успешности учебной деятельности. Ход урока
момент.
I Организационный
Цель этапа:
учащихся.
Учитель:
проверить готовность к уроку, создать эмоциональный настрой
Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня
зовут Зухра Латифовна.
Нас с вами на уроке ждёт интересная и разноплановая работа. Вы готовы к
работе? Отлично. У вас на партах лежат смайлики. Выберите один из них,
который соответствует вашему настроению, и покажите мне и нашим гостям. Я
очень рада, что у вас хорошее настроение. Значит, отправляемся в путь по дороге
знаний.
II . Актуализация знаний.
Цель этапа: определить степень усвоения материала, изученного на прошлом
уроке; повторить изученный материал, необходимый для более прочного
усвоения материала.
1.Повторение.
Ребята сегодня наш урок мы начнём с загадки. Послушайте и отгадайте, о
какой части речи загадано.
(Слайд №1)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Правильно. Об имени прилагательном.
Имя прилагательное – огромная страна,
И нами лишь частично изучена она.
Сегодня на уроке мы продолжим исследование имени прилагательного,
будем открывать новые знания. Узнаем что – то новое об этой части речи, а что
мы будем изучать вы скажите мне сами, только чуть позже.
Но сначала, давайте с вами вспомним, что мы уже знаем об имени
прилагательном.
Теперь давайте выполним задание у доски.
Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, определите род
существительного и прилагательного.
(Работа у доски. Ученики с объяснением выполняют работу у доски.
Вставляют пропущенные окончания, указываю род прилагательного и
существительного.) Прозрачн…( ) вода, ярк… ( ) солнце, лучш…( ) друг, летн…( )
жара, син…( )небо.
Какой вывод мы можем сделать, от чего зависит род имени
прилагательного?
Молодцы ребята, видно что, вы усвоили тему предыдущего урока.
И так продолжаем наш урок.
2.Орфографическая минутка: (Слайд №2)
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.
Работа в парах. (Слайд №3)
Найдите в словах ошибки. Распределите слова на группы, запишите в
таблицу в зависимости от орфограмм. Объясните, какую букву надо писать и
почему?
Стрила, грусный, флаг, рика, сонце, рукаф.
Безударная
гласная в корне
Непроизносимое
согласное
Парное согласное в
конце слова
Прочитайте слова, назовите исправленные буквы, докажите что ваш ответ
верный.
(Учащиеся по очереди разбирают по одному слову, анализируют орфограмму,
устно подбирают проверочные слова)
Стрела – стрелы (Безударная гласная в корне)
Грустный – грусть (Непроизносимое согласное)
Флаг флаги (Парное согласное в конце слова)
Рекареки (Безударная гласная в корне)
Солнце солнечный (Непроизносимое согласное)
Рукав рукава (Парное согласное в конце слова)
Оцените работу: закрасьте кружочек зелёным цветом, если работа выполнена
правильно без ошибок, красным цветом, если работа выполнена с ошибками.
(Слайд №4)
Безударная
гласная в корне
Парное согласное в
конце слова
Непроизносимое
согласное грустный
солнце
флаг
рукав
стрела
река
Молодцы.
подвести учащихся к формулировке темы и цели урока;
III. Введение в новую тему. Минутка чистописания. (Слайд №5)
Цель этапа:
совершенствовать навык каллиграфии.
1.Минутка чистописания.
Сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
Отгадайте загадку:
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
О каком времени года идёт речь? (о весне)
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа
просыпается и оживает после зимнего сна.
Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])
Дайте ему характеристику (Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен
буквой «вэ»)
Пропишем заглавную букву Вв в соединении со строчной.
(Здоровьесбережение).
Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).
(Учитель следит за правильной посадкой детей при письме).
2. Формулирование темы урока, определение цели.
(Слайд №6)Прочитайте слова.
Пушистый, весёлые, красная, спелое.
Что у них общего?
Найдите лишнее слово.
Почему это слово лишнее?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить дальше. Давайте попробуем
сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Слайд №7)
( На слайде записана тема урока. Число имён прилагательных)
Какую же цель мы поставим перед собой на уроке?
Будем учиться определять число имён прилагательных. А также будем работать над развитием своей речи, учиться сравнивать и
обобщать. И, конечно, у нас всё это получится, если будем помогать друг другу и
добросовестно относиться к выполняемой работе.
Изучение
нового учебного материала.
IV.
Цель этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание
учащимися новых знаний.
Новая тема.
1.Наблюдения над изменением имён прилагательных по числам.
(Слайд №8) (Учитель показывает одно яблоко затем несколько яблок.)
Что это? (Яблоко) Яблоко какое? (Красное, спелое, круглое и т.д )
Запись на доске Красное яблоко
Что это? ( Яблоки) Яблоки какие? (Красные, спелые, круглые и т. д)
(Учитель записывает на доске словосочетания. (Слайд №9)
Красное яблоко – красные яблоки.)
Какой части речи является слова яблоко, яблоки?
А слова красное, красные?
В словосочетании красное яблоко прилагательное красное обозначает признак
скольки предметов?
Раз прилагательное красное обозначает признак одного предмета то оно
стоит, в каком числе?
Если существительное единственного числа, то прилагательное тоже
единственного числа.
В словосочетании красные яблоки прилагательное красные обозначает признак
скольки предметов?
Раз прилагательное красные обозначает признак нескольких предметов то оно
стоит, в каком числе?
Если существительное множественного числа, то прилагательное тоже во
множественном числе.
Какой вывод можно сделать?
Имя прилагательное изменяются по числам. Имена прилагательные стоят в
том же числе, что и имена существительные.
Что вы ещё заметили?
Прилагательное тесно связано с существительным.
Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что
прилагательное согласуется с существительным.
Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице.
2.Работа по учебнику. (Слайд №10)
Теперь применим новые знания о числе имён прилагательных на практике.
Для этого предлагаю вам выполнить упражнение 136 на странице 78.
Прочитайте условие к упражнению.
Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
Определите число имён прилагательных. Упражнение 136.
Интересный фильм – интересные фильмы.
Синий василёк – синие васильки.
Дальняя прогулка – дальние прогулки.
Белая фиалка – белые фиалки.
Лёгкое облако – лёгкие облака.
Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи? В чём различие?
В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?
Спишите любые три пары словосочетаний в которых присутствуют имена
прилагательные м.р., ж.р, с.р., укажите число и род имён прилагательных.
Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по
числам?
Проверьте по записи на доске. Оцените свою работу: зел. кружок без ошибок,
кр. кружок – есть ошибки. ( На полях рисуют соответствующий работе кружок.)
Прочитайте правило на странице 79.
На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
(музыкальная). (Здоровьесбережение). (Слайд №11)
профилактика утомления.
V. Физминутка
Цель:
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
ситуации:
формировать
изменённой
в
числа
к имени прилагательному.
Закрепление изученного материала.
имён прилагательных, правильно ставить вопрос
VI.
Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне
применения
навык
распознавания
от имени
существительному
Работа по учебнику.
Работа в группах. Прочитайте условие
Упражнение 137 странице 79. Первый вариант записывает словосочетания в
единственном числе, второй вариант – во множественном числе.
Проверка. (Слайд №12)
Вариант 1.
Известный поэт, известная сказка, известное растение. Ближний лес,
ближняя роща, ближнее село.
Вариант 2. Известные поэты, известные сказки, известные растения. Ближние леса,
ближние рощи, ближние сёла.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.
Проверьте по записи на доске. Оцените свою работу: зел. кружок без ошибок,
кр. кружок – есть ошибки. ( На полях рисуют соответствующий работе кружок.)
Почему окончания прилагательных в единственном числе разные?
Почему окончания прилагательных во множественном числе одинаковые?
Прочитайте правило на стр.79.
Итог
урока.
Рефлексия. (Слайд №13)
VII.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию.
Ребята, какую тему изучали сегодня?
Что нового узнали об именах прилагательных?
На какие вопросы отвечает прилагательные в ед.ч.? во мн.ч.?
Какие умения отрабатывали на уроке?
Проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.
Оцените себя и покажите с помощью карточек. У вас на столах квадратные
карточки красного и зелёного цвета.
Красный – усвоил тему слабо, надо ещё поработать. Зелёный – усвоил тему на
отлично.
Молодцы!
Домашнее
задание. (Слайд №14)
V III.
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися необходимости закрепить новые
знания и умения; провести инструктаж по выполнению домашнего задания.
Ребята, дома вы закрепите умения, полученные на уроке в определении
числа имён прилагательных.
1. Выполните упражнение 138 по заданию. Выпишите из текста словосочетания
имён существительных с именами прилагательными в единственном числе, а затем
с именами прилагательными во множественном числе.
2. Выучите правила на странице 78, 79.
Выбери смайлик своего настроения. Изменилось ли оно у вас к концу
урока?
Весна подарила природе свои тёплые лучики. Сегодня на уроке в ваших
глазах я увидела не только тепло, но и огонёк любознательности. Спасибо за
работу на уроке.
Урок окончен.
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: " Число прилагательных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.