Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: " Правописание безударных окончаний имен существительных".
Оценка 4.6

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: " Правописание безударных окончаний имен существительных".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
02.09.2017
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: " Правописание безударных окончаний имен существительных".
Урок русского языка в 4 классе по теме Правописание безударных окончаний им.сущ..docx

 

 

Тема урока

«  Решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных единственного числа »

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цель, задачи

Цель: закрепление способа проверки безударных окончаний имен существительных;

Задачи: 1) развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;

2) закрепить алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных

3) развивать коммуникативные УУД: умение организовываться в   группе вести учебный диалог;

4) развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

5) развивать познавательные УУД: умение выделять информацию, структурировать знания;

6) развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, тетради на печатной основе, тестовые тетради. наглядный материал и раздаточный материал.

· 

Планируемые результаты урока

личностные

Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.

предметные

Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.

метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой .

· 

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник Бунеев К тайнам нашего языка», 4 класс, 1 часть.

Дополнительная

Т.В. Корешкова «Тетрадь для самостоятельной работы. Потренируйся!»

Интернет-ресурсы

http : // eor. edu. ry

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Ивановна и сегодня мы с вами  на уроке будем заниматься …

( Неожиданно раздается стук в дверь и появляется почтальон Печкин)

 

2.Постановка цели урока

Печкин: Здравствуйте, это 4 –Б класс?

Учитель: Здравствуйте, извините, но у нас открытый урок. Пожалуйста, не мешайте нам.

Печкин: У вас своя работа, а у меня своя работа. Письмо для 4-Б класса. Вот и забирайте.

Учитель: Но хорошо, спасибо. Ребята нам нужно обязательно прочитать это письмо, а вдруг там, что важное.

                                                Текст письма

Здравствуйте, дорогие четвероклассники. Пишут вам гласная буква е и гласная буква и. Заявляем Вам с твердой уверенностью, что сил наших больше нет жить в тетрадке у Витьки Перестукина. Он без конца ошибается в нашем написании, часто переставляет нас с места на место. И поэтому мы решили навсегда уйти из его жизни и из вашей тоже.  Если вы решите нас вернуть, то ищите нас в нашей любимой стране. Мы оставляем для вас подсказки, которые  помогут вам нас отыскать.

Учитель: Ребята вы хоть, что-нибудь понимаете. Кто такой Витька Перестукин?

Ответы детей. Герой повести – сказки Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков».

Учитель: Ребята, а мне даже удалось найти тетрадь Вити Перестукина. Посмотрите, как она выглядит. Попробуем её прочитать.

Слайд

Листок из тетради Вити Перестукина.

 Ему не было и десяти лет, а он уже отлично плавал и нырял. Один уходил на лодк. далеко в мор..Это мы говорим  о Борис. Петрович. Житков..Борис Житков мечтал о дальнем поход., поездк.. Его мечта сбылась. Он много путешествовал. Однажды по просьб. Корнея Чуковского он написал рассказ. Дети любят морские рассказы Житкова. В них говорится о храброст. и смелост.

Учитель: Ребята я выписала слова, в которых исчезли буквы: на лодке, в море,  о Борисе  Петровиче Житкове, о походе, о поездке, по просьбе, о смелости, о храбрости.

Учитель: Ребята,   как вы думаете,  какие буквы ушли из тетрадки Витьки Перестукина? В словах какой части слова? В какой   части речи? В  каком числе стоят эти слова? Так, какое правило не усвоил мальчик?( составление схемы.)

Ответы детей: Ушли гласные и и е из окончаний. Видимо Витька Перестукин не выучил правило написания безударных гласных в окончании имен существительных единственного числа..

Учитель: Ребята, кто хочет вернуть  наши буквы ?  А зачем нам это надо?

А как вы думаете, кто занимается поиском пропаж?

Дети: сыщики, детективы.

Учитель: Я предлагаю вам сегодня поработать детективами.

В этом черном ящике хранятся вещи, необходимые для детективов. Давайте определим все ли они нам будут нужны для работы (лупа, ваза, блокнот, перчатки, подсолнечное масло).

Дети выбирают  необходимые вещи.

А теперь выберете карточку  с изображением вещи и согласно этому займите свои места.

Итак, ребята теперь вы настоящие детективы. А какими качествами должен обладать детектив?

Дети: четкие, организованные, эрудированные, смелые и т.д.

3.Актуализация раннее изученного

Учитель:  Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавших безударных букв в окончаниях  имен существительных ед. числа.

 Учитель: Настоящие детективы, чтобы приступить к работе должны к ней основательно подготовиться, проверить уровень своих знаний.

 Что же должен знать настоящий детектив, чтобы найти пропавшие окончания.

Выберите те понятия, которые должен знать детектив, чтобы определить гласную в окончании имен существительных?

Овал: падежи 

Овал: Корень слова        

 


 

Овал: времяОвал: склонение

     е    

 

       и

 
                            и

Овал: Слова-помошники
Овал: лицо
 


 

 

 

 

Итак, найти пропавшие окончания нам помогут такие понятия как склонение, падеж, подбор слов – помощников. ( Составление схемы на доске)

Составим алгоритм нахождения безударных гласных  двумя способами.

(В конвертах разрезанные компоненты алгоритма, дети показывают  таблички и прикрепляют их поочередно к доске.)

 

 

 

 

Ребята, а сколько склонений существует в русском языке(3), а падежей (6)

А во всех ли 6 падежах правописание окончания вызывает сомнение?

Дети: нет только в трех – Р.п,  Д.п,  П.п.

 

  Заполнение таблицы при помощи упражнения №1 в конверте

 

 Упражнение №1

 

Гостил у подруги (1 скл.Р.п.), подарил бабушке (1скл., Д.п), мечтал о поездке (1 скл П.п).

Отъехал от дома ( 2скл, Р.п, окончание другое),  прицепил к хвосту  ( 2скл, Р.п окончание другое),

заботилась о сыне(2скл, П.п).

 Укрылся от метели (  3скл.Р.п),   переехал к дочери( 3 скл,  Д.п ) ,   написал в тетради ( 3 скл., П.п)

 Ребята в ходе выполнения упр. вставляют окончание в таблицу.

 

 

 

 

Учитель: Итак, ребята мы систематизировали все наши знания и теперь смело можем отправляться на поиски пропавших окончаний.

Нам нужно быстро и четко работать на уроке. Чтобы ускорить наши поиски мы будем работать в группах.

Любое детективное дело необходимо начать со сбора улик.

              Сбор    улик – задание для 1 группы.

Значение слова Улика по толковому словарю  Ефремовой:
Улика - 1. То, что является прямым или косвенным доказательством чьей-л. виновности.  

  Суть задания: Исключить лишние слова, не касаемые безударного окончания имен существительных. ( Слова лежат в шкатулке)

К яблон.,  заморо.ки,  ярос.ный,  от пристан., д.ждевик, в квартир., огурч.к.

Необходимые слова ребята вывешивают  на доску, комментируя свой выбор.

Остальные группы проверяют написанное, отдаются бонусные карточки.

Следственный эксперимент – задание для 2 группы.

Следственный эксперимент — это следственное действие, содержанием которого является воспроизведение проверяемого события посредством опытных действий.

 Ребята вы должны провести следственный эксперимент и исправить ошибки в этом упражнении.

К  деревни по тропинки бежал босоногий мальчишка. Он нес в кармани  рубашки  письмо с фронта от отца.

Ребята исправляют ошибки и комментируют у доски. отдаются бонусные карточки.

 

Очная ставка - задание для  3 группы

 

  Очная ставка — следственное действие, в ходе которого проводится одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц при наличии в их показаниях существенных противоречий.

Учитель: Ребята, вам необходимо провести допрос лиц и с их помощью составить словосочетания, чтоб одно из слов в словосочетании оказалось с необходимой орфограммой.

 

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRhcDUEQkZo8201sxZVRM6WuFPUId-WNBpRd5uAyAXa6WLw06xV

 ехать на машине.

 

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQK0tpuX6b_tRhphbmioprJ63bg4PEM9eT6yyp0b3jw_JhYn0iy3A

 сидит на 

 

 

 https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ72DIrD1cZFVlni8kaBy2wcITpQ3Gzxe--Ux2zJI-5o19y-nv4

 

шел по дорог.

 

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQiG77w6TLpefKzdn9Yt5ByuWv6g_81Rr-lxpMVbvuqXoyc-uCD2A

гостила у бабушк.

 

 

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS9ChykF_D2ev85-Lsa-GcDUiOY7V5kl9aMB-ws0rZFVCvmJzjA

Скакал на лошад.

 

 

Работа проверяется у доски группами ребят, за правильное выполнение даются карточки - бонусы.

 

5.Подведение итогов урока

Учитель: Ребята вот мы и подошли к концу наших поисков. По пути вы собрали карточки – подсказки для определения места нахождения пропавших окончаний.

1 команда – ОРФО

2 команда – гра

3 команда – фия

А вместе получилось орфография?

  Орфографией  называют совокупность всех правил, которые определяют написание слов и предложений.

Так вот, куда отправились наши буквы – в страну орфография, в которой живут все правила русского языка. С многими из правил вы уже знакомы, а  многими вам еще придется познакомиться.

6. Домашнее задание

А как же работа нашего Витьки Перестукина? Мы же не сможем оставить её без внимания. НЕОБХОДИМО  ВЕРНУТЬ ОКОНЧАНИЯ ОБРАТНО В ТЕТРАДЬ. Но вы это сделаете дома.

7.Награждение

Ребята, вы доказали, что вы настоящие детективы и поэтому я хочу вам торжественно вручить удостоверение настоящего детектива.

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока « Решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных единственного числа »

Тема урока « Решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных единственного числа »

УУД, познавательные УУД, коммуникативные

УУД, познавательные УУД, коммуникативные

Орг.момент. Учитель : Здравствуйте, ребята

Орг.момент. Учитель : Здравствуйте, ребята

Листок из тетради Вити Перестукина

Листок из тетради Вити Перестукина

Актуализация раннее изученного

Актуализация раннее изученного

Ребята, а сколько склонений существует в русском языке(3), а падежей (6)

Ребята, а сколько склонений существует в русском языке(3), а падежей (6)

Ребята в ходе выполнения упр. вставляют окончание в таблицу

Ребята в ходе выполнения упр. вставляют окончание в таблицу

Следственный эксперимент – задание для 2 группы

Следственный эксперимент – задание для 2 группы

сидит на шел по дорог. гостила у бабушк.

сидит на шел по дорог. гостила у бабушк.

Скакал на лошад. Работа проверяется у доски группами ребят, за правильное выполнение даются карточки - бонусы

Скакал на лошад. Работа проверяется у доски группами ребят, за правильное выполнение даются карточки - бонусы

Так вот, куда отправились наши буквы – в страну орфография, в которой живут все правила русского языка

Так вот, куда отправились наши буквы – в страну орфография, в которой живут все правила русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017