Разработка открытого урока по сольфеджио для детей 1 года обучения в музыкальной школе. Использованы наглядные материалы, здоровьесберегающие и игровые технологии. Работа на уроке проходит как групповая так и индивидуальная. Песни к уроку взяты с Интернет -ресурсов. Дети уроком остались довольны.
Методическая разработка открытого урока.docx
Открытый урок по сольфеджио
для учащихся 1 класса
«Знаю, слышу, понимаю»
Подготовила: Дударенко О.В.
преподаватель музыкально
теоретических дисциплин
1 квалификационной категории
2018 год Методическая разработка открытого урока
Тема: «Знаю, слышу, понимаю»
урок сольфеджио в 1 классе с использованием игровых методов обучения
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня в процесс и я пойму,
Отойди и я буду действовать
Конфуций, китайский философ
Цель урока: Повышение познавательной активности и интереса к предмету
«сольфеджио» у учащихся путем применения игровых методов обучения, с
использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Образовательная: формировать первичные знания, умения и навыки по
пройденным темам .
Развивающая: развивать слуховое представление, вокально интонационные
навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие
способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать музыкально – художественный вкус и интерес
к предмету сольфеджио.
Форма урока: групповая
Методы реализации поставленных задач:
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Наглядный
Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
Привлечения внимания
Игровой.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Дидактическое и материальнотехническое обеспечение урока:
Карточки с рисунками
Карточки с ребусами
Проектор
Фортепиано
Наглядные плакаты Пояснительная записка к уроку
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –
конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие
явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с
одной формы работы на другую.
Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к
чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и
эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным
двигателем в его обучении чемулибо. Лучшим способом для достижения этого
психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как
естественная форма его существования.
Опора в обучении на игру выводит ребенка изпод дидактического «пресса»,
учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное,
влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на
лету»).
План урока:
1. Организационный момент (5 минут)
2. Основная часть (30 минут)
3. Вывод. Подведение итогов урока (5 минут)
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех
здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей
песенкой «Пора начать урок» (видео пособие Толмачевой М.С.).(3мин)
Основная часть.
Преподаватель: Давайте с вами вспомним пройденные тональности.
Дети: отвечают (До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Ля минор, Фа мажор).
(3мин)
Преподаватель: Давайте с вами посмотрим на доску и все вместе поработаем
по нашей «Лесенке» (учебник М. КотляревскойКрафт) (3мин) Дети: Пение гамм Соль мажор, До мажор в них Т53, вводные звуки.
Преподаватель: Мы настроили свой голосовой аппарат на нужный лад и
теперь все вместе споём упражнение с дирижированием.
Дети: поют № 33 («Одноголосье» Б.Камыков Г.Фридкин 1 класс) (3 мин)
Преподаватель: А теперь давайте приготовим, наши карточки помощники и
вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а
вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.
П.:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…
Дети: скрипичный ключ – показывают карточку
П.:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.
Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.
Д.: басовый ключ – показывают карточку
П.:3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.
Всякий это слышит – стала нота выше!
Д.: Диез – показывают карточку
П.: 4.Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,
Называется он просто: понижающий …
Д.: бемоль
П.: А теперь я порошу вас на своих клавиатурах фортепиано показать диезы и
бемоли которые я, буду называть: (додиез, ре – бемоль, ре диез, ми бемоль,
фа диез, соль бемоль, соль диез, ля – бемоль, ля диез, си – бемоль).
П.:5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)
6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)
Преподаватель: Я буду играть мелодии, а вы будете определять лад.
(дети слушают и определяют) (5 мин)
Физминутка
Преподаватель: Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две части, одни будут
работать по картинкам ребусам, другие со мной у доски. (5 мин)
Дети: получают карточки и работают. Другие у доски по построению и
правилам записи теоретического материала. Преподаватель: Ну и последним заданием на этом уроке станет «Ритмическая
сказка» «Дружная семья»
Дети: одновременно со счётом вслух делают на месте 4 шага, хлопают в
ладоши, показывая длительность ноты: самый долгий звук (шаги бабушки) – 1
234; (шаги папы) – 12;34; (шаги мамы)– 1,2,3,4; (бег детей) – 1и2и3и4и.
Преподаватель: Жилабыла большая дружная семья: бабушка, мама с папой и
ребятишки. Они часто все вместе ходили на прогулку в парк. И вот однажды,
чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги.
Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать
они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и
придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано
– сделано.
1.По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:
Раз и, два и, три и, четыре и (восьмые)
2.Мама шаги услыхала
И быстро свои шаги посчитала.
Раз и, два и, три и, четыре и. (четвертные)
3.Папа шаги услыхал
И шаги свои вмиг сосчитал:
Раз и, два и, три и, четыре и (половинные)
Вот что у них получилось.
4.Ну, и бабушка, чтоб не отстать,
Стала тоже шаги считать.
Вот так: Раз и, два и, три и, четыре и (целая)
Ой, как медленно шли они! Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали. И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.
Преподаватель: Ребята, наш урок подходит к концу. Вы сегодня показали
свои знания, творческие способности, умения работать как самостоятельно ,
так и в коллективе. Мне понравился ваш рабочий настрой и любовь к музыке. А
вам?
А теперь настало время немного отдохнуть!
Знают все на свете дети – много музыки на свете!
Из семи обычных нот композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты, ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки, менуэты или пляски.
Но один любимый жанр всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней, если рядом с нами – песня! (Поют песню «Песенка про сольфеджио»)
Список литературы
1. Сиротина Т. Музыкальная азбука. – М., Музыка, 2004г.
2. Поплянова Е. А мы на уроке играем. – М., Новая школа, 1994 г.
3. Видео пособия Толмачевой М.С., Хрунык Ю.В., Есиповой Л.М., Цвыровой
Г.
Открытый урок по сольфеджио для 1 класса
Открытый урок по сольфеджио для 1 класса
Открытый урок по сольфеджио для 1 класса
Открытый урок по сольфеджио для 1 класса
Открытый урок по сольфеджио для 1 класса
Открытый урок по сольфеджио для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.